Автор: Седунова Наталья Владимировна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: КОУ "Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: «Осуществление образовательного процесса и развитие обучающего с нарушенным слухом на уроках физики».
Раздел: среднее образование
КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»
Тема: «Осуществление образовательного процесса и развитие обучающего с
нарушенным слухом на уроках физики».
Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация
образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий
граждан. Основной задачей в области реализации права на образование детей с ОВЗ,
является создание специальных условий для получения образования детьми с учетом
их психофизических особенностей.
При обучении детей с нарушенным слухом одним из самых важных условий для
меня является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с
другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном
подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для
развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с нарушением
слуха не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в
жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Физика - наука экспериментальная. Наблюдения и опыты являются
источниками знаний о природе физических явлений. Глухие и слабослышащие
обучающиеся при изучении физики сталкиваются с трудностями, в силу
психофизического развития словесной речи. Это отрицательно сказывается на
формировании словесно-логического мышления и вызывает у обучающихся
трудности в овладении знаниями, так как язык учебника физики достаточно
сложный для данной категории детей.
Материал по физике содержит очень много терминов, которые не знакомы
детям
и
трудны
для
понимания,
подобрать
объяснение
этих
терминов
понятными и знакомыми детям словами затруднительно. Выполнение задания
может осложняться ещё и тем, что учащиеся плохо читают, не могут вникнуть в
смысл прочитанного текста.
В одном классе могут обучаются слабослышащие, глухие, позднооглохшие и
кохлеарно имплантированные дети. И соответственно обучающиеся имеют разный
уровень состояния слуховой функции, речевого развития, произносительных
навыков, восприятия и воспроизведение устной речи.
Поэтому, самым главным приоритетом в работе на уроках физики является
индивидуальный подход каждому обучающему и построение траектории обучения.
В нашей школе созданы все условия для получения детьми с ограниченными
возможностями здоровья образования и успешной социализации.
На своих урока использую следующие методические приемы:
Поэтапное разъяснение заданий;
Последовательное выполнение заданий;
Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;
Близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности:
Чередование занятий и физминуток;
Использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;
КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»
И специфические методы:
Средство обучения
Содержание
Фонетическая зарядка
работа с дежурным звуком; развитие фонематического
слуха,
коррекция
звукопроизношения
на
речевом
материале
Работа с экраном.
Слуховое восприятие речевого материала, исключая
зрительный анализатор
Чтение с губ.
Зрительное
восприятие
образов
звуков
различных
артикуляций, различение звуков, имеющих сходство и
различие.
Дактиль.
Объединение образов звуков и букв для визуального
запоминания образа слова.
Работа со словарём.
Формирование
у
учащихся
умения
правильно
воспроизводить слова – слитно без призвуков, сохраняя
звуковой состав, соблюдая ударение и орфоэпические
правила произношения. Расширение словарного запаса.
На уроках физики использую следующие адаптированные материалы.
Работа с физическими терминами.
Многие обучающиеся не понимают смысл физических терминов и применять их в
жизни. Это связано с тем, вызубренные термины довольно быстро утрачиваются.
Наблюдается частое смешение учащимися близких либо сходных по внешнему
звучанию, но далеких по смыслу слов. Поэтому работа с терминами и понятиями
является важной составляющей учебного процесса на уроках физики проводиться
непрерывно на всех этапах урока как индивидуально, так и фронтально.
Приведу примеры из опыта работы:
1. Приём проговаривания термина несколько раз вслух позволяет тренироваться
в правильном его произношении.
2. Прием использование термина в различных учебных ситуациях, например,
для постановки проблемных вопросов и ситуаций на практических занятиях.
3.Эффективным
приёмом
работы
с
терминами
на
этапе
закрепления
знаний обучающихся является составление кластеров.
4.Сопоставительные
таблицы
помогают
систематизировать
информацию,
проводить параллели между явлениями.
5.Расыпанная терминология.
У обучающихся с нарушением слуха готовность к обучению и развитию
сформировано в разной степени и, как правило с дефицитом. Выявление
проблемных
зон
обучающегося
должно
лечь
в
основу
построения
индивидуального подхода и траектории обучения через:
1.Сенсорное развитие.
Сенсорное развитие способствует психическому развитию обучающего в целом. Я
использую наглядные материалы (картинки, рисунки, карточки); технические
средства
обучения
(видеоуроки,
презентации),
проведение
несложных
практических работ, позволяющих "пощупать", "подвигать" изучаемый объект.
КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»
Используемые при этом способы разнообразны по характеру, форме, цвету,
размеру.
2.Развитие восприятия.
У большинства обучающихся с нарушением слуха также слабо развито восприятие
(особенно такие его свойства, как осмысленность, обобщенность, целостность;
специальные виды восприятия: пространства, движения, времени).
Развитие восприятия осуществляется через формирование умения наблюдать
(опыты и эксперименты).
3.Развитие памяти.
Для улучшения запоминания я акцентирую внимания обучающихся на материале,
который необходимо запомнить; использовать "включение" различных видов
памяти через различные виды учебной деятельности: слушание (включение
видеоуроков, видеоэкспериментов), чтение (фрагмент параграфа, дополнительной
литературы),
запись
(в
рабочих
тетрадях),
наблюдение.
При
решении
тренировочных задач разработаны памятки.
4.Развитие мышления.
Для обеспечения усвоения знаний у обучающихся с нарушение слуха необходимо
сформировать хотя бы элементы теоретического мышления: понятий, суждений,
умозаключений,
установление
причинно-следственных
связей.
Использую
наглядность, как можно больше примеров, использую деятельностный подход:
изготовление моделей; проведение опытов самими учащимися, самостоятельную
работу учащихся. Использую индивидуальные карточки.
1.«Сделай по образцу»
Успех при подобном решении таких заданий очевиден, это повышает самооценку
ребенка.
2. «Ключевые слова».
Задание: вставить из предложенных слов нужное. Такие
задания направленны на коррекцию внимания.
Ситуация неожиданности. Основой для создания такой ситуации служат
занимательные опыты или ознакомление учащихся с явлениями и фактами,
которые вызывают удивление, кажутся необычными или даже невозможными.
Ситуация предположения. Используя этот способ, я вовлекаю учащихся в
самостоятельный поиск.
Ситуация несоответствии (связанная с противоречием между жизненным
опытом учащихся и научными знаниями).
Наблюдения новых, неожиданных
эффектов
возбуждает
активность
обучающихся,
вызывает
острое
желание
разобраться в сути явления. При этом в одних случаях полезно предложить
учащимся внимательно наблюдать за происходящим, а в других – попробовать
предсказать заранее результат опыта.
Ситуация неопределенности.
В
своей
деятельности
использую
информационно-коммуникационные
технологии, позволяющие мне осуществлять индивидуальный подход к обучению;
развивать у учащихся навыки самостоятельной деятельности, мыслительные
способности, формировать у учащихся умение работать с разными источниками
информации. Использую компьютерные справочники и энциклопедии.
КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»
В заключении, хотелось бы добавить, что успех и результаты в обучении и
развитии детей с нарушенным слухом будут только лишь при условии соблюдении
единого подхода всех участников образовательного процесса.