Напоминание

«Осуществление образовательного процесса и развитие обучающего с нарушенным слухом на уроках физики».


Автор: Седунова Наталья Владимировна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: КОУ "Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: «Осуществление образовательного процесса и развитие обучающего с нарушенным слухом на уроках физики».
Раздел: среднее образование





Назад




КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

Тема: «Осуществление образовательного процесса и развитие обучающего с

нарушенным слухом на уроках физики».

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация

образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий

граждан. Основной задачей в области реализации права на образование детей с ОВЗ,

является создание специальных условий для получения образования детьми с учетом

их психофизических особенностей.

При обучении детей с нарушенным слухом одним из самых важных условий для

меня является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с

другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном

подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для

развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с нарушением

слуха не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в

жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Физика - наука экспериментальная. Наблюдения и опыты являются

источниками знаний о природе физических явлений. Глухие и слабослышащие

обучающиеся при изучении физики сталкиваются с трудностями, в силу

психофизического развития словесной речи. Это отрицательно сказывается на

формировании словесно-логического мышления и вызывает у обучающихся

трудности в овладении знаниями, так как язык учебника физики достаточно

сложный для данной категории детей.

Материал по физике содержит очень много терминов, которые не знакомы

детям

и

трудны

для

понимания,

подобрать

объяснение

этих

терминов

понятными и знакомыми детям словами затруднительно. Выполнение задания

может осложняться ещё и тем, что учащиеся плохо читают, не могут вникнуть в

смысл прочитанного текста.

В одном классе могут обучаются слабослышащие, глухие, позднооглохшие и

кохлеарно имплантированные дети. И соответственно обучающиеся имеют разный

уровень состояния слуховой функции, речевого развития, произносительных

навыков, восприятия и воспроизведение устной речи.

Поэтому, самым главным приоритетом в работе на уроках физики является

индивидуальный подход каждому обучающему и построение траектории обучения.

В нашей школе созданы все условия для получения детьми с ограниченными

возможностями здоровья образования и успешной социализации.

На своих урока использую следующие методические приемы:

Поэтапное разъяснение заданий;

Последовательное выполнение заданий;

Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;

Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности:

Чередование занятий и физминуток;

Использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

И специфические методы:

Средство обучения

Содержание

Фонетическая зарядка

работа с дежурным звуком; развитие фонематического

слуха,

коррекция

звукопроизношения

на

речевом

материале

Работа с экраном.

Слуховое восприятие речевого материала, исключая

зрительный анализатор

Чтение с губ.

Зрительное

восприятие

образов

звуков

различных

артикуляций, различение звуков, имеющих сходство и

различие.

Дактиль.

Объединение образов звуков и букв для визуального

запоминания образа слова.

Работа со словарём.

Формирование

у

учащихся

умения

правильно

воспроизводить слова – слитно без призвуков, сохраняя

звуковой состав, соблюдая ударение и орфоэпические

правила произношения. Расширение словарного запаса.

На уроках физики использую следующие адаптированные материалы.

Работа с физическими терминами.

Многие обучающиеся не понимают смысл физических терминов и применять их в

жизни. Это связано с тем, вызубренные термины довольно быстро утрачиваются.

Наблюдается частое смешение учащимися близких либо сходных по внешнему

звучанию, но далеких по смыслу слов. Поэтому работа с терминами и понятиями

является важной составляющей учебного процесса на уроках физики проводиться

непрерывно на всех этапах урока как индивидуально, так и фронтально.

Приведу примеры из опыта работы:

1. Приём проговаривания термина несколько раз вслух позволяет тренироваться

в правильном его произношении.

2. Прием использование термина в различных учебных ситуациях, например,

для постановки проблемных вопросов и ситуаций на практических занятиях.

3.Эффективным

приёмом

работы

с

терминами

на

этапе

закрепления

знаний обучающихся является составление кластеров.

4.Сопоставительные

таблицы

помогают

систематизировать

информацию,

проводить параллели между явлениями.

5.Расыпанная терминология.

У обучающихся с нарушением слуха готовность к обучению и развитию

сформировано в разной степени и, как правило с дефицитом. Выявление

проблемных

зон

обучающегося

должно

лечь

в

основу

построения

индивидуального подхода и траектории обучения через:

1.Сенсорное развитие.

Сенсорное развитие способствует психическому развитию обучающего в целом. Я

использую наглядные материалы (картинки, рисунки, карточки); технические

средства

обучения

(видеоуроки,

презентации),

проведение

несложных

практических работ, позволяющих "пощупать", "подвигать" изучаемый объект.

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

Используемые при этом способы разнообразны по характеру, форме, цвету,

размеру.

2.Развитие восприятия.

У большинства обучающихся с нарушением слуха также слабо развито восприятие

(особенно такие его свойства, как осмысленность, обобщенность, целостность;

специальные виды восприятия: пространства, движения, времени).

Развитие восприятия осуществляется через формирование умения наблюдать

(опыты и эксперименты).

3.Развитие памяти.

Для улучшения запоминания я акцентирую внимания обучающихся на материале,

который необходимо запомнить; использовать "включение" различных видов

памяти через различные виды учебной деятельности: слушание (включение

видеоуроков, видеоэкспериментов), чтение (фрагмент параграфа, дополнительной

литературы),

запись

рабочих

тетрадях),

наблюдение.

При

решении

тренировочных задач разработаны памятки.

4.Развитие мышления.

Для обеспечения усвоения знаний у обучающихся с нарушение слуха необходимо

сформировать хотя бы элементы теоретического мышления: понятий, суждений,

умозаключений,

установление

причинно-следственных

связей.

Использую

наглядность, как можно больше примеров, использую деятельностный подход:

изготовление моделей; проведение опытов самими учащимися, самостоятельную

работу учащихся. Использую индивидуальные карточки.

1.«Сделай по образцу»

Успех при подобном решении таких заданий очевиден, это повышает самооценку

ребенка.

2. «Ключевые слова».

Задание: вставить из предложенных слов нужное. Такие

задания направленны на коррекцию внимания.

Ситуация неожиданности. Основой для создания такой ситуации служат

занимательные опыты или ознакомление учащихся с явлениями и фактами,

которые вызывают удивление, кажутся необычными или даже невозможными.

Ситуация предположения. Используя этот способ, я вовлекаю учащихся в

самостоятельный поиск.

Ситуация несоответствии (связанная с противоречием между жизненным

опытом учащихся и научными знаниями).

Наблюдения новых, неожиданных

эффектов

возбуждает

активность

обучающихся,

вызывает

острое

желание

разобраться в сути явления. При этом в одних случаях полезно предложить

учащимся внимательно наблюдать за происходящим, а в других – попробовать

предсказать заранее результат опыта.

Ситуация неопределенности.

В

своей

деятельности

использую

информационно-коммуникационные

технологии, позволяющие мне осуществлять индивидуальный подход к обучению;

развивать у учащихся навыки самостоятельной деятельности, мыслительные

способности, формировать у учащихся умение работать с разными источниками

информации. Использую компьютерные справочники и энциклопедии.

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

В заключении, хотелось бы добавить, что успех и результаты в обучении и

развитии детей с нарушенным слухом будут только лишь при условии соблюдении

единого подхода всех участников образовательного процесса.



В раздел образования