Автор: Коршунова Наталья Петровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ Новоярковская СОШ
Населённый пункт: Новосибирская область, Барабинский район, с. Новоярково
Наименование материала: статья
Тема: Традиции словесности в общеобразовательной школе
Раздел: среднее образование
Традиции изучения словесности в общеобразовательной школе
Коршунова Наталья Петровна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Новоярковской СОШ
Барабинского района Новосибирской области
В последние десятилетия так сложилась школьная практика, что на уроках
русского языка и литературы остаётся на втором плане важнейшая сторона языка -
его эстетическая функция, которая наиболее ярко и полно проявляется в
произведениях
художественной
литературы.
За
чередой
разных
видов
грамматического разбора, списков слов для заучивания, тестов, заданий ГИА не
видят дети в родном языке самого главного – его удивительного богатства и
красоты, того, чем может гордиться каждый, кто считает русский язык своим
родным.
Эстетика языка долгое время оставалась без должного внимания не только в
практике школьного преподавания, но и в самой лингвистике. Русский языковед
Л.В. Щерба в 1923 году писал, что до сих пор эстетикой языка интересовались
лишь поэты и прозаики, отчасти – отдельные литературоведы, тогда как общество
почти не обращало внимания на эстетические возможности и ресурсы языка, «
вообще на всё то, что делает наш язык выразителем и властителем наших дум».
По словам Л. В. Щербы, разработка эстетики языка могла бы стать «тем мостиком
между языковедением и образованным обществом».
В настоящее время возрождается понятие «словесность – это творчество,
выражающееся в устном и письменном слове», как олицетворение необходимости
сближения сильно разошедшегося преподавания русского языка и литературы,
возвращение
филологического
подхода,
в
соответствии
с
которым
язык
рассматривается как материал, из которого создаются речевые произведения, а эти
произведения – тексты.
Под уроком словесности необходимо понимать такой интегрированный урок, на
котором основное внимание сосредоточено на художественном тексте, на
рассмотрении изобразительных возможностей с целью постижения богатства и
1
гибкости русского языка и приобретение навыков использования изученных
закономерностей в собственной текстовой деятельности.
Например, работаем с текстом:
А рябина теперь – одно загляденье! Пурпур резной листвы так ярок и густ, что
кудрявое деревце и вправду кажется раскалённым докрасна. Затейница – осень
щедро разодела его в причудливые обновы: красуйся на карнавале листопада, будь
незабываемым. Вот и видна рябинушка отовсюду, стоит ли она на опушке, или
вдоль лесной стёжки – дорожки.
Учащимся предлагаю вопросы, на которые необходимо ответить:
При помощи, каких эпитетов показана красота осенней рябины?
Какой месяц осени «по характеру» ближе всего вам?
Какой из них вас успокаивает, тревожит, восхищает?
В основе подобных уроков лежит система творческой работы с текстами: анализ
эпизода, рецензия, интерпретация текста. Такие уроки предполагают овладение
учащимися нормами литературного языка, литературоведческими знаниями и
навыками, формирования представлений об авторском стиле и выработке своего
стиля общения. Обучающая значимость такого анализа очевидна: с его помощью
развиваются художественные, языковые способности детей, чувство языкового
вкуса, воспитывается читательская культура.
Один из путей формирования правильного и изящного выражения языка, является
организация и проведение элективных курсов, факультативов. В нашей школе это
курсы, связанные с традициями словесности «Текст как речевое произведение»,
«Комплексный анализ текста, « Язык и речь». Суть этих курсов состоит в
интеграции двух школьных предметов – русского языка и литературы. Такие
курсы способствуют выработки у учащихся высокой коммуникативной ,языковой
литературоведческой, эстетической и нравственной компетенции.
Говоря о целенаправленном формировании школьных традиций словесности,
стоит отметить, что мы в своей работе делаем акцент на формирование у детей
потребности в саморазвитии и самореализации, через участие в творческих
конкурсах.
Наши школьные традиции словесности несут в себе определённый заряд
нравственности, что позволяет использовать их возможности для развития
2
личности. Обобщение и распространение своего опыта проявляется в написании
учащимися и педагогами тематических статей в средствах массовой информации.
Традиционно в школе проводится праздник День славянской письменности. Цель
такого мероприятия активизировать знания учащихся об отечественной культуре и
литературе, пробудить чувство гордости за русскую словесность.
Я считаю, что уроки словесности учат прежде всего думать, говорить и любить.
Литература будит наше воображение, помогает увидеть богатство и красоту
родного языка. Только постоянный поиск, объединения усилий ученика и учителя,
взаимное уважение, совместное постижение загадок и нравственных уроков
помогут в современном мире возродить интерес к слову, приобщить детей к
традициям
.
3