Напоминание

Традиции словесности в общеобразовательной школе


Автор: Коршунова Наталья Петровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ Новоярковская СОШ
Населённый пункт: Новосибирская область, Барабинский район, с. Новоярково
Наименование материала: статья
Тема: Традиции словесности в общеобразовательной школе
Раздел: среднее образование





Назад




Традиции изучения словесности в общеобразовательной школе

Коршунова Наталья Петровна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Новоярковской СОШ

Барабинского района Новосибирской области

В последние десятилетия так сложилась школьная практика, что на уроках

русского языка и литературы остаётся на втором плане важнейшая сторона языка -

его эстетическая функция, которая наиболее ярко и полно проявляется в

произведениях

художественной

литературы.

За

чередой

разных

видов

грамматического разбора, списков слов для заучивания, тестов, заданий ГИА не

видят дети в родном языке самого главного – его удивительного богатства и

красоты, того, чем может гордиться каждый, кто считает русский язык своим

родным.

Эстетика языка долгое время оставалась без должного внимания не только в

практике школьного преподавания, но и в самой лингвистике. Русский языковед

Л.В. Щерба в 1923 году писал, что до сих пор эстетикой языка интересовались

лишь поэты и прозаики, отчасти – отдельные литературоведы, тогда как общество

почти не обращало внимания на эстетические возможности и ресурсы языка, «

вообще на всё то, что делает наш язык выразителем и властителем наших дум».

По словам Л. В. Щербы, разработка эстетики языка могла бы стать «тем мостиком

между языковедением и образованным обществом».

В настоящее время возрождается понятие «словесность – это творчество,

выражающееся в устном и письменном слове», как олицетворение необходимости

сближения сильно разошедшегося преподавания русского языка и литературы,

возвращение

филологического

подхода,

в

соответствии

с

которым

язык

рассматривается как материал, из которого создаются речевые произведения, а эти

произведения – тексты.

Под уроком словесности необходимо понимать такой интегрированный урок, на

котором основное внимание сосредоточено на художественном тексте, на

рассмотрении изобразительных возможностей с целью постижения богатства и

1

гибкости русского языка и приобретение навыков использования изученных

закономерностей в собственной текстовой деятельности.

Например, работаем с текстом:

А рябина теперь – одно загляденье! Пурпур резной листвы так ярок и густ, что

кудрявое деревце и вправду кажется раскалённым докрасна. Затейница – осень

щедро разодела его в причудливые обновы: красуйся на карнавале листопада, будь

незабываемым. Вот и видна рябинушка отовсюду, стоит ли она на опушке, или

вдоль лесной стёжки – дорожки.

Учащимся предлагаю вопросы, на которые необходимо ответить:

При помощи, каких эпитетов показана красота осенней рябины?

Какой месяц осени «по характеру» ближе всего вам?

Какой из них вас успокаивает, тревожит, восхищает?

В основе подобных уроков лежит система творческой работы с текстами: анализ

эпизода, рецензия, интерпретация текста. Такие уроки предполагают овладение

учащимися нормами литературного языка, литературоведческими знаниями и

навыками, формирования представлений об авторском стиле и выработке своего

стиля общения. Обучающая значимость такого анализа очевидна: с его помощью

развиваются художественные, языковые способности детей, чувство языкового

вкуса, воспитывается читательская культура.

Один из путей формирования правильного и изящного выражения языка, является

организация и проведение элективных курсов, факультативов. В нашей школе это

курсы, связанные с традициями словесности «Текст как речевое произведение»,

«Комплексный анализ текста, « Язык и речь». Суть этих курсов состоит в

интеграции двух школьных предметов – русского языка и литературы. Такие

курсы способствуют выработки у учащихся высокой коммуникативной ,языковой

литературоведческой, эстетической и нравственной компетенции.

Говоря о целенаправленном формировании школьных традиций словесности,

стоит отметить, что мы в своей работе делаем акцент на формирование у детей

потребности в саморазвитии и самореализации, через участие в творческих

конкурсах.

Наши школьные традиции словесности несут в себе определённый заряд

нравственности, что позволяет использовать их возможности для развития

2

личности. Обобщение и распространение своего опыта проявляется в написании

учащимися и педагогами тематических статей в средствах массовой информации.

Традиционно в школе проводится праздник День славянской письменности. Цель

такого мероприятия активизировать знания учащихся об отечественной культуре и

литературе, пробудить чувство гордости за русскую словесность.

Я считаю, что уроки словесности учат прежде всего думать, говорить и любить.

Литература будит наше воображение, помогает увидеть богатство и красоту

родного языка. Только постоянный поиск, объединения усилий ученика и учителя,

взаимное уважение, совместное постижение загадок и нравственных уроков

помогут в современном мире возродить интерес к слову, приобщить детей к

традициям

.

3



В раздел образования