Напоминание

Организация проектной деятельности


Автор: Агеева Галина Рамисовна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 28 "Рябинка" села Чехов
Населённый пункт: Сахалинская область, Холмский район, село Чехов, улица Победы, дом 4
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация проектной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад 3 28 «Рябинка» села Чехов муниципального образования

«Холмский городской округ» Сахалинской области

Организация проектной деятельности

в детском саду

Заведующий ДОУ

Агеева Галина Рамисовна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………….

3

1. Теоретическая обоснованность применения проектной деятельно-

сти с детьми дошкольного возраста …………………………………….

4

2. Анализ работы детского сада по организации проектной деятель-

ности ……………………………………….

6

2.1. Анализ педагогических кадров ……………………………………..

6

2.2. Анализ создания условий для проведения проектной деятельно-

сти ………………………………………………………………………… 8

2.3.

Анализ

проблем

по

реализации

проектной

деятельности

………...

10

3. Предложения по активизации использования проектной деятельно-

сти в детском саду

11

Заключение ……………………………………………………………….

13

Библиографический список ……………………………………………..

14

Приложения ……………………………………………………………… 15

2

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы:

Метод проектов был разработан в начале ХХ столетия американским фи-

лософом, психологом и педагогом Джоном Дьюи. По мнению Д. Дьюи, обу-

чение должно строиться « на активной основе через целесообразную дея-

тельность детей в соответствии с их личными интересами и личными

целями».

Исследовательская деятельность доставляет ребёнку радость, оказывая по-

ложительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и фи-

зические способности растущего человека. Основной целью проектного ме-

тода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, кото-

рое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятель-

ности. Основными задачами развития являются :

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Исходным пунктом изучения являются детские интересы сегодняшнего

дня.

Роль педагога в использовании метода проекта: учёт возрастных осо-

бенностей детей, создание условий для стимулирования интересов детей,

строить свои отношения с ребёнком на соучастии и сотворчестве, мотивирует

деятельность детей, использует игровые методы и приёмы.

Роль дошкольника: является активным участником проекта, преодолева-

ет

трудности

в

решении

проблем

(ведущая

дидактическая

цель

методов

проекта).

Основными принципами реализации проектов являются:

- системность;

3

- сезонность;

- учёт личности;

- учёт возрастных особенностей;

- взаимодействие с ребёнком в условиях ДОУ и семьи.

Особое внимание к данной области дошкольного образования появилось в

связи с утверждением Федеральных государственных образовательных стан-

дартов дошкольного образования. Федеральный государственный образова-

тельный стандарт подчеркивает, что процессы обучения и воспитания не

сами по себе развивают ребенка, а лишь тогда, когда они протекают в его лич-

ной осмысленной деятельности. Организация совместной со взрослым или

самостоятельной исследовательской деятельности помогает ребенку обнару-

живать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия.

Ученые, разрабатывающие примерные образовательные программы для

дошкольных учреждений, настаивают на представлении детям возможности

приобретения знаний самостоятельно, что обеспечивает умственную актив-

ность, обогащает интеллектуальные впечатления и интересы детей.

Цель данного проекта – воспитание любознательного, интеллектуально

развитого, социально активного ребенка с гармонично сформированными

предпосылками к учебной деятельности.

4

1.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ребенок является первооткрывателем, исследователем окружающего мира

с самого рождения. Для него все впервые: солнце и снег, слезы и радость.

Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Ведь

уникальность детства проявляется не в ее сущности, а в том, что она вносит

в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым,

представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социаль-

ного принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

Все возрастающая динамичность экономических и социальных отноше-

ний требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоя-

тельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мыш-

ления. А идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социаль-

ного развития предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Подобное умение необходимо воспитывать с детства. Однако на пути его

становления существуют определенные трудности. Одна из них связана с

тем, что социум является строгой нормативной системой, в которой человек

должен действовать по определенным правилам, то есть стандартным спосо-

бом. Инициатива всегда предполагает выход за определенные традицией рам-

ки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть

вписывающимся в существующую систему норм и правил. Ребенок, прояв-

ляющий инициативу, должен ориентироваться в окружающей его действи-

тельности, понимаемой как определенная культура, имеющая свою историю.

Обеспечить такую ориентировку призваны общие способности. Способности

выступают в качестве психологического инструмента, позволяющего ребенку

осуществлять движение в пространстве культуры. При этом познавательная

инициатива

представляет

собой

выход

за

пределы

культуры.

Но

как

культурно-адекватным способом можно предъявить выход за пределы культу-

ры? Разрешить эту проблему поможет проектная деятельность.

5

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инноваци-

онным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и

творческих способностей. Переход ДОУ на проектный метод деятельности

осуществляется по следующим этапам :

- интегрированные занятия по образовательным областям Программы;

- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментиро-

вания;

- комплексные блочно- тематические занятия.

Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять

проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные из-

менения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост,

который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих

работ. Существенно изменяются межличностные отношения воспитанников,

они приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слушать дру-

гого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблю-

даются изменения в отношениях между детьми и взрослыми. Дети становят-

ся интересными для взрослых как партнеры по совместной деятельности.

6

2. АНАЛИЗ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Анализ педагогических кадров

Учебно-воспитательный процесс в 2014-2015 учебном году обеспечивают

10 педагогов со следующим качественным составом:

Рисунок 1. Образование педагогических работников.

Рисунок 2. Квалификационная категория педагогических работников.

Рисунок 3. Стаж педагогической работы.

Педагоги, имеющие высшее образование – 0%

Педагоги, имеющие средне-специальное образование – 100%

Из них:

С высшей категорией – 0%

С I категорией – 20%

Соответствие занимаемой должности – 60%

7

Без категории – 20%

Стаж педагогической работы.

Более 20 лет – 70%

С 10 до 20 лет – 20%

С 5 до 10 лет – 10%

Педагоги, имеющие награды Министерства Образования и Науки – 20%

8

2.2. Анализ создания условий для проведения проектной деятельности

/по результатам самоанализа педагогов/

Собранная информация по результатам самоанализа педагогов дошколь-

ных групп о создании условий для организации проектной деятельности

представлена в виде графика оснащенности дидактическими пособиями и

оборудованием.

Рисунок 4. График оснащенности по результатам самоанализа.

В практике детского сада используются различные виды проектов:

- исследовательские – творческие (дети экспериментируют, а затем

оформляют результаты в виде плакатов, детских рисунков;

- ролево – игровые ( с элементами творческих игр);

- информационно- практико- ориентированные (дети собирают информа-

цию и реализуют её на социальные интересы);

- творческие (оформление результатов в виде детского праздника, детского

дизайна).

В детском саду предметно-развивающая среда, поддерживающая интерес

ребенка к исследованиям, открытиям, создана без учета требований к усло-

виям. Воспитатели пытаются разнообразить игровую поддержку детей для

экспериментирования и исследовательской деятельности детей, но сделано

для этого недостаточно.

9

Не полностью

выдержаны требования к развивающей предметно-про-

странственной среде, в свете введения Федеральных государственных образо-

вательных стандартов:

- содержательное насыщение - только в подготовительной к школе группе

ее обеспеченность составляет 82; низок показатель наличия содержания по-

собий и игрушек в старшей группе – 48%; порадовал факт в подборе материа-

ла, пособий для исследования во II младшей и средней группах (51 и 60%).

Педагоги заготовили камни, ракушки, имеются кусочки меха, ткани, кожа,

природный материал, птичьи перья, коробки для песка и воды, мерные лож-

ки, стаканчики и т.д.;

- трансформируемость – в силу возрастных возможностей педагоги млад-

ших групп не используют материалы и оборудование для действий с ними в

разных игровых зонах; а в старших группах – дети не научены изменять

предметно-пространственную среду в зависимости от интересов и образова-

тельной ситуации;

- полифункциональность – все педагоги продумали способы для безопас-

ного переноса материалов и оборудования; обучают детей вариантам исполь-

зования их в игре; самостоятельной образовательной деятельности;

- вариативность – при наличии субъективного фактора (расположение вы-

движных кроватей в групповых комнатах, из-за отсутствия спален) педагоги

редко дают в свободное пользование данный материал;

- доступность и безопасность развивающей предметно-пространственной

среды по проектной деятельности обеспечены во всех возрастных группах.

10

2.3. Анализ проблем по реализации проектной деятельности

Данные наблюдения самоанализа и беседы с детьми помогли выявить сле-

дующие проблемы педагогов при организации проектной деятельности с до-

школьниками:

слабое знание методики и своеобразия исследовательско-проектной

деятельности с детьми разных возрастных групп;

отсутствие алгоритма разработки проектов разных видов данной де-

ятельности;

неумение подобрать диагностические методики для определения ре-

зультативности работы по развитию познавательной активности, ис-

следовательской (проектной) деятельности;

отсутствие практических пособий, материалов, привязанных к мест-

ным условиям;

не прослеживается отработка исследовательных навыков и умений в

других образовательных областях;

отбор тем для проектной деятельности соответствует возрасту де-

тей, но редко используется материал, повышающий интерес детей

(сказочные сюжеты, герои мультфильмов, опыты).

11

3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО АКТИВИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ДЕТСКОМ САДУ

Востребованность проектной деятельности в работе с детьми возросла в

связи с использованием комплексно-тематического планирования. В темати-

ческом планировании, как и в проектной деятельности участники взрослые и

дети автоматически изучают и осваивают новые понятия и представления о

различных сферах жизни, явлениях, предметах через разные виды детской

деятельности.

Для систематического и эффективного использования метода проектирова-

ния был разработан и проведён семинар для педагогов детского сада по сле-

дующей теме: «Организация проектной деятельности в детском саду», педсо-

вет – презентация на тему «Проектный метод в воспитании и обучении до-

школьников».

Цель и задача педсовета : формировать умение заниматься проектной дея-

тельностью;

- определять задачи для достижения цели, аргументировать выбор темы и

способов деятельности, планировать свои действия;

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов и готов-

ность представить собственную систему работы по методу проектов.

Ход проведения педсовета:

1.

Вхождение в тему.

2.

Педагогическая импровизация «Кто хочет стать знатоком проектного

метода?»

3.

«Мастер- класс» - как активная форма творческой самореализации пе-

дагога .

4.

Рефлексия.

5.

Принятие решения педсовета.

12

Цель семинара – создание условий, раскрывающих творческий и интел-

лектуальный потенциал педагогов, ориентированный на взаимодействие де-

тей, родителей и педагогов и способствующих их самопониманию и самораз-

витию всех участников педагогического процесса в соответствии с про

грамм-

ными задачами.

Изучаемая тема, цель

Форма

проведения

1.

- проектная деятельность в свете введения Феде-

ральных

государственных

образовательных

стандартов;

-

продолжать

знакомить

педагогов

с

ФГОС,

учить вносить корректировку в образовательную

программу.

Консультация,

практическая

Работа с целевы-

ми ориентирами

ФГОС

2.

Типы проектов /по Е.В. Евдокимовой/:

- систематизировать знания по разнообразию ти-

пов проектов, актуальных в работе с детьми до-

школьного возраста.

Консультация

3.

Подготовка

педагога

к

проведению

проектной

деятельности с детьми:

- учить разрабатывать план-схему к осуществле-

нию соответствующих разделов.

Практическая

работа

4.

Технология проектирования:

- закрепить практические навыки работы по за-

полнению технологических карт.

Заполнение

технологических

карт

5.

Разработка механизма проектирования.

Критерии создания условий для проектной дея-

тельности:

- совершенствовать умение педагогов преобразо-

вывать предметно-развивающую пространствен-

ную среду. Научить алгоритму оценивания сре-

ды.

Обследование с

обсуждением вы-

полнения требова-

ний по созданию

условий для

проектирования

6.

Алгоритм разработки проекта:

Презентация

13

- формировать умения по разработке проектов.

проектов

7.

Вариативность использования интегрированного

метода при планировании проектной деятельно-

сти:

- расширять практику применения интеграции

образовательных областей.

Аукцион идей

«Интеграция об-

разовательных об-

ластей»

8.

Разработка

проектов

с

использованием

регио-

нального материала:

- концентрировать знания педагогов по исполь-

зованию

региональных

и

парциальных

про-

грамм.

Практическая

работа

9.

Мониторинг проектной деятельности.

Выставка ре-

зультатов по ито-

гам проекта

14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В проекте рассмотрены слабые стороны педагогического коллектива по

использованию проектной деятельности в детском саду и разработан проект

методической работы по активизации использования проектной деятельности

в работе с детьми, повышению профессионального мастерства педагогов. Пе-

дагоги ДОУ имеют творческий потенциал, способны совершенствовать опыт

работы на основе проектирования стратегии своего профессионального ро-

ста.

В

первую

очередь,

затронуты

требования,

предъявляемые

к

созданию

условий по организации развивающей предметно-пространственной среды

при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.

Рассмотрена актуальность данного вопроса и выработан алгоритм по реа-

лизации проектной деятельности с детьми.

В ходе проектирования данной работы удалось выработать системный

подход ко всем слабым звеньям работы педагогов в данном направлении;

дальнейший контроль, анализ и своевременная помощь помогут активно ис-

пользовать в работе методических проектов.

15

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.

Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеоб-

разовательная программа «От рождения до школы». М. 2010 г.

2.

Вераксы Н.Е. «Проектная деятельность дошкольников». М. 2010 г.

3.

Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска». М. 2009.

4.

Севостьянова

Е.О.

«Занятия

по

развитию

интеллекта

детей».

М.

2010.

5.

Шапиро А.И. «Научные развлечения с простыми вещами». СПб.

2010.

6.

Щетинина А.М. «Учим дошкольников думать». М. 2011.

7.

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошколь-

ного образования». М. 2013.

16

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

1)

Содержательно-насыщенной.

2)

Трансформируемой.

3)

Полифункциональной.

4)

Вариативной.

5)

Доступной.

6)

Безопасной.

17

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

МЕТОДЫ ЭКСПЕРТИЗЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

СРАВНЕНИЯ

СИСТЕМНОГО

ПОДХОДА

ОБОБЩЕНИЯ

18

ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

Алгоритм оценивания среды:

1)

Сравнение результатов с поставленными целями.

2)

Выявление отклонений от нормативов.

3)

Определение причин выявленных отклонений.

4)

Принятия управленческого решения.

19

ПРИЛОЖЕНИЕ №4.

Типы проектов:

Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой вариант типов

проектов, актуальных для дошкольного образования:

1.

По доминирующему методу: исследовательские, информационные,

творческие,

игровые,

приключенческие,

практико-ориентирован-

ные.

2.

По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и

природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3.

По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, испол-

нитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4.

По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной

группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в кон-

такте с семьей, учреждениями культуры, общественными организа-

циями (открытый проект).

5.

По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и

фронтальный.

6.

По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительно-

сти и долгосрочный.

20

ПРИЛОЖЕНИЕ №5.

Технология проектирования в ДОУ

План тематического проекта:

1.

Тема и ее происхождение __________________________

2.

Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации

проекта __________________________________________

3.

Необходимые материалы ___________________________

4.

Вопросы к детям по предлагаемому проекту

Что мы знаем? _______________________________________

Что мы хотим узнать? _________________________________

Как найти ответы на наши вопросы? _____________________

5.

Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя)

_____________________________________________________________

_____

6.

Предложения

по

расширению

и

совершенствованию

проекта

_____________________________________________________________

21

ПРИЛОЖЕНИЕ №6.

Алгоритм разработки проекта

Этапы

Задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность

методической

службы

Начальный

Определение

темы,

проблемы.

Выбор

группы участников.

Уточнение

имеющейся

инфор-

мации, обсуждение задания

Мотивация проектиро-

вания, объяснение

цели проекта

Планирование

Анализ проблемы. Определение источ-

ников информации. Постановка задач и

выбор

критериев

оценки

результатов,

распределение ролей в команде.

Формирование

задач,

накопле-

ние информации. Выбор и обос-

нование критерия успеха.

Помощь в анализе и

синтезе (по просьбе

группы)

Наблюдение.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсу-

ждение альтернатив. Выбор оптималь-

ного варианта. Уточнение планов дея-

тельности.

Работа с информацией. Синтез и

анализ идей.

Наблюдение,

консультация

Выполнение

Выполнение проекта

Работа

над

проектом,

е го

оформление.

Наблюдение, советы

(по просьбе группы)

22

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигну-

тых результатов (успехов и неудач)

Участие в коллективном анализе

проекта и самооценки.

Наблюдение.

Направление процесса

анализа

(если необходимо)

Защита проекта

Подготовка к защите. Обоснование про-

цесса проектирования.

Объяснение

полученных

результатов,

их оценка.

Защита проекта. Участие в кол-

лективной

оценке

результатов

проекта.

Участие в коллектив-

ном анализе и оценке

результатов проекта.

23



В раздел образования