Автор: Агеева Галина Рамисовна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 28 "Рябинка" села Чехов
Населённый пункт: Сахалинская область, Холмский район, село Чехов, улица Победы, дом 4
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация проектной деятельности
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад 3 28 «Рябинка» села Чехов муниципального образования
«Холмский городской округ» Сахалинской области
Организация проектной деятельности
в детском саду
Заведующий ДОУ
Агеева Галина Рамисовна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………….
3
1. Теоретическая обоснованность применения проектной деятельно-
сти с детьми дошкольного возраста …………………………………….
4
2. Анализ работы детского сада по организации проектной деятель-
ности ……………………………………….
6
2.1. Анализ педагогических кадров ……………………………………..
6
2.2. Анализ создания условий для проведения проектной деятельно-
сти ………………………………………………………………………… 8
2.3.
Анализ
проблем
по
реализации
проектной
деятельности
………...
10
3. Предложения по активизации использования проектной деятельно-
сти в детском саду
11
Заключение ……………………………………………………………….
13
Библиографический список ……………………………………………..
14
Приложения ……………………………………………………………… 15
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы:
Метод проектов был разработан в начале ХХ столетия американским фи-
лософом, психологом и педагогом Джоном Дьюи. По мнению Д. Дьюи, обу-
чение должно строиться « на активной основе через целесообразную дея-
тельность детей в соответствии с их личными интересами и личными
целями».
Исследовательская деятельность доставляет ребёнку радость, оказывая по-
ложительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и фи-
зические способности растущего человека. Основной целью проектного ме-
тода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, кото-
рое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятель-
ности. Основными задачами развития являются :
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Исходным пунктом изучения являются детские интересы сегодняшнего
дня.
Роль педагога в использовании метода проекта: учёт возрастных осо-
бенностей детей, создание условий для стимулирования интересов детей,
строить свои отношения с ребёнком на соучастии и сотворчестве, мотивирует
деятельность детей, использует игровые методы и приёмы.
Роль дошкольника: является активным участником проекта, преодолева-
ет
трудности
в
решении
проблем
(ведущая
дидактическая
цель
методов
проекта).
Основными принципами реализации проектов являются:
- системность;
3
- сезонность;
- учёт личности;
- учёт возрастных особенностей;
- взаимодействие с ребёнком в условиях ДОУ и семьи.
Особое внимание к данной области дошкольного образования появилось в
связи с утверждением Федеральных государственных образовательных стан-
дартов дошкольного образования. Федеральный государственный образова-
тельный стандарт подчеркивает, что процессы обучения и воспитания не
сами по себе развивают ребенка, а лишь тогда, когда они протекают в его лич-
ной осмысленной деятельности. Организация совместной со взрослым или
самостоятельной исследовательской деятельности помогает ребенку обнару-
живать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия.
Ученые, разрабатывающие примерные образовательные программы для
дошкольных учреждений, настаивают на представлении детям возможности
приобретения знаний самостоятельно, что обеспечивает умственную актив-
ность, обогащает интеллектуальные впечатления и интересы детей.
Цель данного проекта – воспитание любознательного, интеллектуально
развитого, социально активного ребенка с гармонично сформированными
предпосылками к учебной деятельности.
4
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ребенок является первооткрывателем, исследователем окружающего мира
с самого рождения. Для него все впервые: солнце и снег, слезы и радость.
Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Ведь
уникальность детства проявляется не в ее сущности, а в том, что она вносит
в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым,
представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социаль-
ного принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
Все возрастающая динамичность экономических и социальных отноше-
ний требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоя-
тельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мыш-
ления. А идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социаль-
ного развития предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.
Подобное умение необходимо воспитывать с детства. Однако на пути его
становления существуют определенные трудности. Одна из них связана с
тем, что социум является строгой нормативной системой, в которой человек
должен действовать по определенным правилам, то есть стандартным спосо-
бом. Инициатива всегда предполагает выход за определенные традицией рам-
ки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть
вписывающимся в существующую систему норм и правил. Ребенок, прояв-
ляющий инициативу, должен ориентироваться в окружающей его действи-
тельности, понимаемой как определенная культура, имеющая свою историю.
Обеспечить такую ориентировку призваны общие способности. Способности
выступают в качестве психологического инструмента, позволяющего ребенку
осуществлять движение в пространстве культуры. При этом познавательная
инициатива
представляет
собой
выход
за
пределы
культуры.
Но
как
культурно-адекватным способом можно предъявить выход за пределы культу-
ры? Разрешить эту проблему поможет проектная деятельность.
5
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инноваци-
онным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и
творческих способностей. Переход ДОУ на проектный метод деятельности
осуществляется по следующим этапам :
- интегрированные занятия по образовательным областям Программы;
- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментиро-
вания;
- комплексные блочно- тематические занятия.
Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять
проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные из-
менения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост,
который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих
работ. Существенно изменяются межличностные отношения воспитанников,
они приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слушать дру-
гого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблю-
даются изменения в отношениях между детьми и взрослыми. Дети становят-
ся интересными для взрослых как партнеры по совместной деятельности.
6
2. АНАЛИЗ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Анализ педагогических кадров
Учебно-воспитательный процесс в 2014-2015 учебном году обеспечивают
10 педагогов со следующим качественным составом:
Рисунок 1. Образование педагогических работников.
Рисунок 2. Квалификационная категория педагогических работников.
Рисунок 3. Стаж педагогической работы.
Педагоги, имеющие высшее образование – 0%
Педагоги, имеющие средне-специальное образование – 100%
Из них:
С высшей категорией – 0%
С I категорией – 20%
Соответствие занимаемой должности – 60%
7
Без категории – 20%
Стаж педагогической работы.
Более 20 лет – 70%
С 10 до 20 лет – 20%
С 5 до 10 лет – 10%
Педагоги, имеющие награды Министерства Образования и Науки – 20%
8
2.2. Анализ создания условий для проведения проектной деятельности
/по результатам самоанализа педагогов/
Собранная информация по результатам самоанализа педагогов дошколь-
ных групп о создании условий для организации проектной деятельности
представлена в виде графика оснащенности дидактическими пособиями и
оборудованием.
Рисунок 4. График оснащенности по результатам самоанализа.
В практике детского сада используются различные виды проектов:
- исследовательские – творческие (дети экспериментируют, а затем
оформляют результаты в виде плакатов, детских рисунков;
- ролево – игровые ( с элементами творческих игр);
- информационно- практико- ориентированные (дети собирают информа-
цию и реализуют её на социальные интересы);
- творческие (оформление результатов в виде детского праздника, детского
дизайна).
В детском саду предметно-развивающая среда, поддерживающая интерес
ребенка к исследованиям, открытиям, создана без учета требований к усло-
виям. Воспитатели пытаются разнообразить игровую поддержку детей для
экспериментирования и исследовательской деятельности детей, но сделано
для этого недостаточно.
9
Не полностью
выдержаны требования к развивающей предметно-про-
странственной среде, в свете введения Федеральных государственных образо-
вательных стандартов:
- содержательное насыщение - только в подготовительной к школе группе
ее обеспеченность составляет 82; низок показатель наличия содержания по-
собий и игрушек в старшей группе – 48%; порадовал факт в подборе материа-
ла, пособий для исследования во II младшей и средней группах (51 и 60%).
Педагоги заготовили камни, ракушки, имеются кусочки меха, ткани, кожа,
природный материал, птичьи перья, коробки для песка и воды, мерные лож-
ки, стаканчики и т.д.;
- трансформируемость – в силу возрастных возможностей педагоги млад-
ших групп не используют материалы и оборудование для действий с ними в
разных игровых зонах; а в старших группах – дети не научены изменять
предметно-пространственную среду в зависимости от интересов и образова-
тельной ситуации;
- полифункциональность – все педагоги продумали способы для безопас-
ного переноса материалов и оборудования; обучают детей вариантам исполь-
зования их в игре; самостоятельной образовательной деятельности;
- вариативность – при наличии субъективного фактора (расположение вы-
движных кроватей в групповых комнатах, из-за отсутствия спален) педагоги
редко дают в свободное пользование данный материал;
- доступность и безопасность развивающей предметно-пространственной
среды по проектной деятельности обеспечены во всех возрастных группах.
10
2.3. Анализ проблем по реализации проектной деятельности
Данные наблюдения самоанализа и беседы с детьми помогли выявить сле-
дующие проблемы педагогов при организации проектной деятельности с до-
школьниками:
слабое знание методики и своеобразия исследовательско-проектной
деятельности с детьми разных возрастных групп;
отсутствие алгоритма разработки проектов разных видов данной де-
ятельности;
неумение подобрать диагностические методики для определения ре-
зультативности работы по развитию познавательной активности, ис-
следовательской (проектной) деятельности;
отсутствие практических пособий, материалов, привязанных к мест-
ным условиям;
не прослеживается отработка исследовательных навыков и умений в
других образовательных областях;
отбор тем для проектной деятельности соответствует возрасту де-
тей, но редко используется материал, повышающий интерес детей
(сказочные сюжеты, герои мультфильмов, опыты).
11
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО АКТИВИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ДЕТСКОМ САДУ
Востребованность проектной деятельности в работе с детьми возросла в
связи с использованием комплексно-тематического планирования. В темати-
ческом планировании, как и в проектной деятельности участники взрослые и
дети автоматически изучают и осваивают новые понятия и представления о
различных сферах жизни, явлениях, предметах через разные виды детской
деятельности.
Для систематического и эффективного использования метода проектирова-
ния был разработан и проведён семинар для педагогов детского сада по сле-
дующей теме: «Организация проектной деятельности в детском саду», педсо-
вет – презентация на тему «Проектный метод в воспитании и обучении до-
школьников».
Цель и задача педсовета : формировать умение заниматься проектной дея-
тельностью;
- определять задачи для достижения цели, аргументировать выбор темы и
способов деятельности, планировать свои действия;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов и готов-
ность представить собственную систему работы по методу проектов.
Ход проведения педсовета:
1.
Вхождение в тему.
2.
Педагогическая импровизация «Кто хочет стать знатоком проектного
метода?»
3.
«Мастер- класс» - как активная форма творческой самореализации пе-
дагога .
4.
Рефлексия.
5.
Принятие решения педсовета.
12
Цель семинара – создание условий, раскрывающих творческий и интел-
лектуальный потенциал педагогов, ориентированный на взаимодействие де-
тей, родителей и педагогов и способствующих их самопониманию и самораз-
витию всех участников педагогического процесса в соответствии с про
грамм-
ными задачами.
№
Изучаемая тема, цель
Форма
проведения
1.
- проектная деятельность в свете введения Феде-
ральных
государственных
образовательных
стандартов;
-
продолжать
знакомить
педагогов
с
ФГОС,
учить вносить корректировку в образовательную
программу.
Консультация,
практическая
Работа с целевы-
ми ориентирами
ФГОС
2.
Типы проектов /по Е.В. Евдокимовой/:
- систематизировать знания по разнообразию ти-
пов проектов, актуальных в работе с детьми до-
школьного возраста.
Консультация
3.
Подготовка
педагога
к
проведению
проектной
деятельности с детьми:
- учить разрабатывать план-схему к осуществле-
нию соответствующих разделов.
Практическая
работа
4.
Технология проектирования:
- закрепить практические навыки работы по за-
полнению технологических карт.
Заполнение
технологических
карт
5.
Разработка механизма проектирования.
Критерии создания условий для проектной дея-
тельности:
- совершенствовать умение педагогов преобразо-
вывать предметно-развивающую пространствен-
ную среду. Научить алгоритму оценивания сре-
ды.
Обследование с
обсуждением вы-
полнения требова-
ний по созданию
условий для
проектирования
6.
Алгоритм разработки проекта:
Презентация
13
- формировать умения по разработке проектов.
проектов
7.
Вариативность использования интегрированного
метода при планировании проектной деятельно-
сти:
- расширять практику применения интеграции
образовательных областей.
Аукцион идей
«Интеграция об-
разовательных об-
ластей»
8.
Разработка
проектов
с
использованием
регио-
нального материала:
- концентрировать знания педагогов по исполь-
зованию
региональных
и
парциальных
про-
грамм.
Практическая
работа
9.
Мониторинг проектной деятельности.
Выставка ре-
зультатов по ито-
гам проекта
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В проекте рассмотрены слабые стороны педагогического коллектива по
использованию проектной деятельности в детском саду и разработан проект
методической работы по активизации использования проектной деятельности
в работе с детьми, повышению профессионального мастерства педагогов. Пе-
дагоги ДОУ имеют творческий потенциал, способны совершенствовать опыт
работы на основе проектирования стратегии своего профессионального ро-
ста.
В
первую
очередь,
затронуты
требования,
предъявляемые
к
созданию
условий по организации развивающей предметно-пространственной среды
при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
Рассмотрена актуальность данного вопроса и выработан алгоритм по реа-
лизации проектной деятельности с детьми.
В ходе проектирования данной работы удалось выработать системный
подход ко всем слабым звеньям работы педагогов в данном направлении;
дальнейший контроль, анализ и своевременная помощь помогут активно ис-
пользовать в работе методических проектов.
15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.
Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеоб-
разовательная программа «От рождения до школы». М. 2010 г.
2.
Вераксы Н.Е. «Проектная деятельность дошкольников». М. 2010 г.
3.
Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска». М. 2009.
4.
Севостьянова
Е.О.
«Занятия
по
развитию
интеллекта
детей».
М.
2010.
5.
Шапиро А.И. «Научные развлечения с простыми вещами». СПб.
2010.
6.
Щетинина А.М. «Учим дошкольников думать». М. 2011.
7.
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошколь-
ного образования». М. 2013.
16
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
1)
Содержательно-насыщенной.
2)
Трансформируемой.
3)
Полифункциональной.
4)
Вариативной.
5)
Доступной.
6)
Безопасной.
17
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
МЕТОДЫ ЭКСПЕРТИЗЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
СРАВНЕНИЯ
СИСТЕМНОГО
ПОДХОДА
ОБОБЩЕНИЯ
18
ПРИЛОЖЕНИЕ №3.
Алгоритм оценивания среды:
1)
Сравнение результатов с поставленными целями.
2)
Выявление отклонений от нормативов.
3)
Определение причин выявленных отклонений.
4)
Принятия управленческого решения.
19
ПРИЛОЖЕНИЕ №4.
Типы проектов:
Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой вариант типов
проектов, актуальных для дошкольного образования:
1.
По доминирующему методу: исследовательские, информационные,
творческие,
игровые,
приключенческие,
практико-ориентирован-
ные.
2.
По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и
природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3.
По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, испол-
нитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4.
По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной
группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в кон-
такте с семьей, учреждениями культуры, общественными организа-
циями (открытый проект).
5.
По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и
фронтальный.
6.
По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительно-
сти и долгосрочный.
20
ПРИЛОЖЕНИЕ №5.
Технология проектирования в ДОУ
План тематического проекта:
1.
Тема и ее происхождение __________________________
2.
Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации
проекта __________________________________________
3.
Необходимые материалы ___________________________
4.
Вопросы к детям по предлагаемому проекту
Что мы знаем? _______________________________________
Что мы хотим узнать? _________________________________
Как найти ответы на наши вопросы? _____________________
5.
Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя)
_____________________________________________________________
_____
6.
Предложения
по
расширению
и
совершенствованию
проекта
_____________________________________________________________
21
ПРИЛОЖЕНИЕ №6.
Алгоритм разработки проекта
Этапы
Задачи
Деятельность воспитателя
Деятельность
методической
службы
Начальный
Определение
темы,
проблемы.
Выбор
группы участников.
Уточнение
имеющейся
инфор-
мации, обсуждение задания
Мотивация проектиро-
вания, объяснение
цели проекта
Планирование
Анализ проблемы. Определение источ-
ников информации. Постановка задач и
выбор
критериев
оценки
результатов,
распределение ролей в команде.
Формирование
задач,
накопле-
ние информации. Выбор и обос-
нование критерия успеха.
Помощь в анализе и
синтезе (по просьбе
группы)
Наблюдение.
Принятие решения
Сбор и уточнение информации. Обсу-
ждение альтернатив. Выбор оптималь-
ного варианта. Уточнение планов дея-
тельности.
Работа с информацией. Синтез и
анализ идей.
Наблюдение,
консультация
Выполнение
Выполнение проекта
Работа
над
проектом,
е го
оформление.
Наблюдение, советы
(по просьбе группы)
22
Оценка результатов
Анализ выполнения проекта, достигну-
тых результатов (успехов и неудач)
Участие в коллективном анализе
проекта и самооценки.
Наблюдение.
Направление процесса
анализа
(если необходимо)
Защита проекта
Подготовка к защите. Обоснование про-
цесса проектирования.
Объяснение
полученных
результатов,
их оценка.
Защита проекта. Участие в кол-
лективной
оценке
результатов
проекта.
Участие в коллектив-
ном анализе и оценке
результатов проекта.
23