Автор: Скоромных Наталья Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Горскинский детский сад
Населённый пункт: Кемеровская область Гурьевский округ с. Горскино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Консультация "Наш дом - природа"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей на тему:
«Наш дом – природа»
«Если мы любим наших детей, мы обязаны
нежно и бережно любить Землю и передать
ее грядущему поколению во всем ее
разнообразии и красоте, чтобы теплым
весенним днем десять тысяч лет спустя
они смогли ощутить покой в море трав,
полюбоваться пчелой. кружащейся
вокруг цветка, прислушаться к пению
жаворонка в небе и почувствовать радость
жизни как таковой»
Хью Х. Илтис
Экология - это наука о доме. Дома бывают разные. Каждый из нас живет в доме со
стенами. Потолком. Крышей, дверью, окнами, полом. Но как только мы выходим за
порог такого дома. То оказываемся в другом – необъятном. Общем для всех людей
доме. Имя ему природа. Дом, без которого нам не прожить. В любом доме можно жить
лишь тогда, когда он правильно построен, когда крыша не протекает, а стены не
упасть на жильцов. Природа дом особый. Внутри него есть животные и растения,
животные с другими животными, растения с растениями, и все вместе с ласковым
солнышком, землей, водой. Нарушим эти связи – словно стены упадут в нашем доме.
Какое – то время он еще постоит. Но потом начнет разрушаться. А чтобы этого не
случилось, надо знать правила поведения в природе, что человеку полезно делать, а
чего делать ни в коем случае нельзя. Можем ли мы жить без птиц, деревьев, рек,
лесов, солнца? Если сможем, то наверное перестанем быть людьми, а превратимся в
каких – нибудь других существ.
Человек и природа – это вечная и всегда актуальная тема всех времен и народов.
Но , пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни. Когда угроза
экологического кризиса нависла над человеком и стала жизненной необходимостью
одно условие «сохранение общего для всех дома – земли, Дома – Природы».
Все что нас окружает и не сделано руками человека – это природа. Какая она была,
какая она есть – мы знаем. А вот какая она будет, зависит от нас. Сегодня от
экологического невежества людей до преступления перед человечеством – один шаг.
А формируются эти экологические невежды в семье. В детском саду, в школе.
Поэтому основная задача педагогики – воспитание у детей экологической культуры.
Фундамент которой закладывается в семье.
С первых лет жизни ребенка, взрослые словом и делом, личным примером
формируют у него представление о природе. Дети подражают поведению взрослых в
природе, их поступкам, по отношению к животным, растениям. Поэтому задача семьи,
детского сада, школы воспитывать защитников природы дать экологические знания,
научить, не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать, беречь и
любить природу. Дети должны почувствовать, что мир наполнен живыми,
радующимися и страдающими существами, требующими бережного и уважительного
отношения. Они должны ощутить право на жизнь даже маленькой букашки.
Мир природы – целостная взаимосвязанная система, для нормального
существования которой нужны ее звенья, не зависимо от того, вредны или полезны
они человеку. В природе нет «вредных» и «полезных», все их виды необходимы для
сознания биологического равновесия в природе. Очень важно показать детям, что по
отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому
должны ее беречь и заботиться о ней. И тогда наш Дом – будет крепким, чистым,
надежным.
Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш
начинает заниматься с нею до того, как произнесет первые слова, сделает первые
шаги. Его игрушки изображают петушка, рыбку, птичку, забавного лягушонка. На
улице внимательно смотрит на цветы, летящую птицу. У ребенка рано появляется
стремление к активному познанию природы. Она притягательна для него, прежде
всего благодаря своему красочному миру, который дает массу впечатлений, радостных
переживаний. Сейчас люди теряют гармоническую связь с окружающим миром. Как
ни печально, но происходит это в детстве, в самую нежную и чувствительную пору
жизни. Малыш взял в руки птичье перо, чтобы, хорошенько его изучить, и тут же
слышит резкий крик: «Брось эту грязь сейчас же!?». Он присел возле лужи, чтобы
рассмотреть жуков, которые там плавают. И тут же следует панический возглас: «
Отойди от лужи! Простудишься!» И вот уже на глаза ему одеты шоры. И вместо
красочного, веселого мира он видит перед, собой только асфальтовую дорожку. Потом
маленький ребенок ловит бабочек, и как он радуется «оторвав крыло, наблюдая, как
она смешно бьется на траве». Схватив котенка за хвост, и смеется, видя мучение
животного. Воспитание уже началось. Плохое воспитание. Мы, взрослые, отвечаем за
любые слова, произнесенные в присутствии детей. И за все поступки совершенные
при них по отношению к природе. Нам надо научить малыша любить и уважать все
живое: цветок, птицу, собаку, лягушку, защищать их. Прежде всего, мы сами должны
научиться любить природу. К насекомым, пресмыкающимся и земноводным, дети
относятся настороженно, с опаской, по отношению к ним они чаще жестоки. Так как
слышали о них только то, что они мокрые, скользкие, противные, от лягушек
появляются бородавки и т. д. пауков дети вообще боятся. Но дошкольники почти не
знают интересных особенностей внешнего строения и поведения этих животных об их
пользе.
Еще пример:
- Ребенок бьет палкой голубя, когда, воспитатели и дети стали возмущаться, он сказал:
«А мама говорит, чтобы я палкой гнал этих птиц. От них вся зараза. Заболеть можно.
Чего их жалеть».
- Девочка принесла, в группу засушенных бабочек. Объясняет: «Вчера бабочек ловила.
Спиртом намочу голову, она и умирает». Воспитатель: « Не жалко тебе бабочек
убивать?» Девочка: «Нисколько! Не жалко: Зачем она? Мама с бабушкой тоже ловят
бабочек. На иголку и к стене!».
К растениям, особенно дикорастущим отношение детей часто бездумно.
Большинство дошкольников не считают растения живыми, не знают, что растения, как
все живое, дышат, питаются, движутся, размножаются. Много можно приводить
примеров, но не научить ребенка любить и беречь природу, заботиться о ней, не
научить наблюдать и сопереживать, то дом в котором мы живем, начнет разрушаться.
Что сейчас и происходит. Действенная любовь, постоянная забота о природе
возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ним пример – отношения к
природе взрослого. Но люди предпочли мираж технического прогресса. Все больше и
больше семей в состоянии купить, компьютер, телевизор и все меньше родителей в
состоянии гулять с ребенком по парку, совершать прогулки в лес, да еще отвечать на
вопросы, думая. Что это время можно было бы потратить куда как более
целесообразно. Смотреть телевизор и играть ребенок может и сам. Вроде при деле, и
доволен. Так и теряется гармоническая связь с природой. Утрата связей человека с
животными, с землей, с природой может обернуться очень серьезными
последствиями.