Напоминание

"Общение младшего школьника со сверстниками и учениками"


Автор: Егорова Мария Николаевна
Должность: студентка
Учебное заведение: ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Населённый пункт: Калужская область , Кремёнки
Наименование материала: статья
Тема: "Общение младшего школьника со сверстниками и учениками"
Раздел: дополнительное образование





Назад




В период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило,

отступает у первоклассников на второй план из-за обилия новых школьных

впечатлений. Дети поглощены своим новым статусом и обязанностями, что

почти не замечают одноклассников, не всегда могут назвать по имени соседа

по парте.

Наблюдение за первоклассниками показывают, что вначале дети

избегают непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока

ещё сам по себе. Контакт между собой дети осуществляют при помощи

педагога.

Младший школьник - это человек, активно владеющий навыками

общения. Именно в этот период происходит интенсивное установление

дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с

группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных

задач развития на этом возрастном этапе. Если ребёнку удаётся установить

дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это говорит о том, что

ребёнок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесниками,

поддерживать отношения продолжительное время, следовательно, общение с

другими людьми интересно и необходимо ребёнку.

Когда ребёнок достигает возраста 8-11 лет, он начинает считать

друзьями тех, кто помогает ему, отзывается на его просьбы и разделяет его

интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы ребёнок считает

такие качества личности как доброту, самостоятельность, уверенность в себе,

честность, внимательность.

Постепенно осваивая школьную жизнь, у ребёнка появляется своя

система

личностных

отношений

в

классе.

Ее

основу

составляют

непосредственные эмоциональные отношения, которые выходят на первый

план по сравнению с другими. Исследования показывают, что положение

ученика в системе сложившихся в классе межличностных отношений

определяется многими факторами, общими для разных возрастных групп.

Для примера можно взять детей, которых в коллективе считают лидерами.

Им присуще такие черты характера как общительность, инициативность,

творческая фантазия, многие из них имеют хорошую успеваемость. Также в

классе бывают дети, которых сложно получить внимание со стороны

сверстников.

Их

отличают

следующие

черты

характера:

они

менее

общительные, замкнутые, иногда бывают грубые, вспыльчивые, капризные.

Все вышеперечисленные факты дают понять, что общие качества

имеют определённую специфику проявления на разных этапах младшего

школьного возраста.

Первоклассники,

несомненно,

уделяют

внимание

внешнему виду своего собеседника. Тем самым они складывают в единое

целое своё мнение об однокласснике и решают, будут они с ним общаться

или наоборот держаться в стороне от него.

Рассматривая

отношения

между

младшим

школьником

и

его

сверстниками нельзя не отметить важную черту, как подражание. Особенно

ярко она начинает проявляться в начальной школе. Ученик может брать

пример с учителя или же брать пример со своих сверстников. Как правило,

девочкам постепенно начинают вести себя, как учитель. Это можно

объяснить тем, что девочки, в отличие от мальчиков гораздо раньше

овладевают

своим

поведение.

Объяснение

этому

есть,

по

мнению

психологов, девочки вовлечены в правила семьи и к тому же чаще в

начальной школе учителя женщины, поэтому девочкам легче освоиться и

проявлять себя.

По

мере

того,

как

младшие

школьники

учатся,

налаживают

взаимоотношения и привыкают

к школьной жизни. У них начинают

формироваться такие черты характера как, настойчивость, упрямство,

терпение. Данные черты школьник привлекает себе в помощь, когда ему

нужно достичь поставленной цели (например, решить задачу, нарисовать

рисунок). Не стоит путать настойчивость и упрямство. Настойчивость можно

рассматривать как мотивацию достижения конкретной цели, упрямство же

может проявляться в тех случаях,

когда ученик действует в силу

удовлетворения своих потребностей. Помимо, этого некоторое ученики

проявляют упрямство в тех случаях, когда чувствуют себя уязвимыми и тем

самым хотят защититься от общества. Это может быть в тех случаях, когда

ученика вместо похвалы говорят про его неудачи.

Кроме своих сверстников младший школьник общается с учителем.

Каждый день он здоровается с учителем, задает вопросы, если прослушал

задание или что-то не понял, иногда может вступить в конфликт, чаще всего

это может быть связано с оценкой по контрольной или домашней работе.

Первый учитель играет в жизни ребёнка очень важную роль. Именно образ

первого учителя будет стоять у ребёнка всю жизнь, ведь учитель закладывает

в ребёнка отношение к школе, к предметам, учит жизненным принципам,

объясняет, что такое хорошо, что такое плохо и почему так делать нельзя.

Если учитель сможет завоевать уважение и любовь в глазах детей, то ему

удастся наладить взаимоотношения с учениками и конечно, родителями,

которым очень важно знать, что учитель любит свой класс и уделяет

внимание каждому ученику.

Необходимым условием успешного решения задач воспитания и

обучения являются отношения учителей и учащихся. В этом случае целью

общения будет всестороннее развитие ребёнка. Оно может быть достигнуто в

случае, когда учитель использует в своей работе совместную деятельность.

Учитель может построить уроки так, чтобы учащиеся как можно чаще

высказывали своё мнение, учились спорить, искать истину, принимать во

внимание мнение другого участника общения.

В системе отношения, складывающейся между учащимся и учителем,

постепенно начинает определяться отношения ребенка к родителям и

отношения ребенка к детям. Поэтому отношения “ребенок - учитель”

перейдут на следующую ступень “ребенок - общество”.

На взаимопонимание с ребёнком влияет такая важная черта как

коммуникативная

компетентность.

Она

является

одной

из

основных

составляющих профессионализма учителя, так как именно в общении

происходит гармоничное развитие личности ребёнка. Процесс общения будет

зависеть от того, как учитель смог его продумать, учесть все составляющие.

Только в этом случае ему удастся получить достойный результат. В

дальнейшем он непременно отразится на учащемся и его образовании.

Необходимо учитывать, как общие законы хорошего общения, так и

основные закономерности развития ребёнка.

В

начале

обучения

нужно

обратить

особое

внимание

на

взаимоотношения в классе. Если учитель сможет грамотно их выстроить в

единое целое, то в следующие годы работы ему будет легче создать учебно-

воспитательную работу с детьми.

Во многом на процесс общения влияют эмоциональные связи. Они

благоприятно воздействуют на учащихся. Их проявления можно заметить в

виде похвалы за хорошие отметки, за послушание и примерное поведение.

Ребёнок

младшего

школьного

возраста

находится

в

большой

эмоциональной зависимости от учителя. Многие исследователи называют её

эмоциональный голод – потребность в положительных эмоциях значимого

взрослого, а учитель именно тем самым взрослым, - во многом определяет их

поведение в классе во время урока, в игровой комнате и в других местах,

отведённых для занятий и развлечений.

Исследования показали, что благоприятные взаимоотношения учителей

и учащихся на уроке создают необходимую эмоциональную почву для всей

полноты

нравственных

отношений

детей

к

учению,

труду,

людям,

коллективу, самому себе. На каждом возрастном этапе взаимоотношения

учеников и учителей играют всегда большую, но не однозначную роль,

весьма своеобразно появляясь в самом течении и результатах учебно-

воспитательного процесса.

Отношения младшего школьника можно сравнить с отношениями к

родителям. Дети выполняют требования взрослых, подражают в манере

поведения, берут в пример цепь рассуждения, аргументацию своей точки

зрения. Учитель олицетворяет собой второго родителя, поэтому некоторое

дети стараются показать себя только с хорошей стороны, проявляют заботу в

отношении учителя, могут долго беседовать на переменах, спрашивая про

дела дома. Бывает так, что дети растут не в самых благоприятных условиях, и

поэтому ещё сильнее начинают тянуться к учителю, как маленький росточек

тянется к солнцу. Нужно проявлять с таким ребёнком осторожность и

внимательность, чтобы другие дети не чувствовали себя обделёнными

вниманием со стороны учителя.

Во втором и третьем классе замечено, что личность учителя отступает

на второй план, но при этом учащиеся начинают лучше общаться друг с

другом. Дети постепенно начинают объединяться в группу исходя из

симпатий и интересов, а также учитывая место жительства и половой

признак. Характерной чертой взаимоотношений младших школьников

является то, что дружба для них основано в первую очередь на общности

внешних жизненных обстоятельств и интересов. Это объясняется тем, что

ученики проводят много времени вместе: сидя за партой, играя на перемене,

работая на уроке в группах или парах. Всё это, несомненно, накладывает

определённый отпечаток на их взаимоотношения между собой.

В третьем и четвёртом классе учащиеся осознают качества личности

своего товарища и при необходимости делают выбор для совместной

деятельности.

Как известно, процесс общения играет важную роль в формировании

коллектива и поэтому необходимо использовать различные стили общения

для достижения наилучшего результата. Учителя могут использовать либо

один стиль общения, либо менять стили в зависимости от определённых

обстоятельств (например, при появлении нового ученика).

Первый стиль – демократический. Его характеризуют такие черты как:

широкий контакт с детьми, проявление уважения и открытости, подробное

объяснение правил поведения в обществе, а также требований и оценок.

Личностный подход стоит в основе данного стиля общения. Учитель даёт

полные

ответы

на

вопросы,

при

этом

учитывает

индивидуальные

особенности учеников, их интересы и поведении. Общаясь в этом силе,

ученики

становятся

с

учителем

сотрудниками,

которые

следят

за

дисциплиной,

поведением.

Этот

стиль

помогает

учителю

создать

комфортную среду для учащихся и условия для взаимопонимания. Дети

чувствуют единство вместе с учителем. Когда учащиеся остаются без

учителя, они ведут себя ,как и в присутствии учителя.

Второй стиль - авторитарный стиль. Учителя, которые его используют,

когда хотят проявить слегка завышенные требования к своим учащимся. Они

руководствуются регламентированностью. В своей работе используют

запреты, ограничения в поведении детей. В отличие от демократического

стиля, где преобладает личностный подход, здесь в основу положен деловой

подход. Учащиеся, безусловно, подчиняются

только учителю, позиция

ребёнка при этом пассивная. Главная цель такого стиля общения - тотальный

контроль над классом. В дальнейшем это будет проявляться с худшей

стороны: дети начнут быть замкнутыми, агрессивными, злыми. Не будет

единства между учителем и учениками. Они будут чувствовать себя чужими.

Если учитель применяет по отношению к классу авторитарный стиль, это

может указывать на то, что у учителя твёрдая воля, он привык держать всё

под жёстким, угнетающим контролем и помимо этого, личность учащихся не

становится важной для учителя. Она медленно разрушается, что в конечном

итоге может привести к печальным последствиям.

Третий стиль - либерально-попустительский. В некоторых источниках

он упоминается как антиавторитарный. В отличие от авторитарного и

демократического

стилей,

его

главной

чертой

является

слабость

и

попустительство. При этом стиле в классе всегда будет стоять шум и

учебный процесс не будет организован. В полной мере сложно обеспечить

совместную деятельность учащихся, так как учащиеся ведут себя, как они

привыкли это делать, например, дома и тем самым могут повести за собой

весь класс. Данный стиль может охарактеризовать как свободный. Учитель

предоставляет детям достаточно свободы и в тоже время не владеет классом,

а наоборот, не знает, как им управлять и заставить учащихся включиться в

учебный процесс. Поэтому стоит проявлять строгость и в тоже время

похвалу.

Все стили включают в себя разные черты, поэтому нужно выбирать

стиль общения так, чтобы в классе была дисциплина и взаимопонимание.

Поэтому следует брать из каждого стиля по чуть-чуть, но при этом не

перегибать палку. Всё внимание должно быть адресовано детям и от этого в

главную очередь стоит отталкиваться.

Для того, чтобы в полной мере оценить процесс общения между

учителем и учеником, следует также рассмотреть несколько составляющих,

без которых он не представляется возможным.

Основные компоненты, составляющие взаимоотношения:

1)

Тон общения.

2)

Уровень

осознания

учениками

и

учителями

своих

взаимоотношений.

3)

Наличие

оценочных

суждений

и

моральных

стимулов

взаимоотношений.

4)

Содержание и характер предъявляемых требований.

5)

Организация детей на уроке.

Это лишь основные составляющие процесса взаимоотношений. Кроме

этого, многие учителя также опираются на тактичность, организованность,

индивидуальный подход и конечно учитывают особенности своего характера

и учащихся.

Великий педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что в работе

педагога, огромное значение имеет общения между школьником и учителем.

В тоже время учитель должен обладать грамотной и свободной речью, с

помощью которой он бы смог доносить до учеников основную мысль,

обогащать их словарный запас и формировать коллектив в целом. Отношение

учителя

тоже

нельзя

оставлять

без

внимания.

Если

он

проявляет

заинтересованность активность, в скором времени такое отношение принесёт

свои плоды, как в интеллектуальной сфере, так и в трудовой. Учитель должен

строить свою речь так, чтобы переход от одной мысли к другой был плавным

и лаконичным, не нарушал границы и тогда, учащимся будет легко

проследить причинно-следственные связи в речи.

Для

того,

чтобы

установить

хорошие

взаимоотношения

между

учителем и учащимися, в первые недели нужно уделить особое внимание

процессу

общения.

Эта

сложная

работа

требует

профессиональной

подготовки и терпения со стороны учителя. Поэтому следует прочитать

много литературы, в которой могут быть описаны приёмы и методы

общения, рассмотрены конфликтные ситуации и предложены выходы из них.



В раздел образования