Напоминание

"Общение в жизни человека"


Автор: Егорова Мария Николаевна
Должность: студентка
Учебное заведение: ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Населённый пункт: Калужская область, г.Кремёнки
Наименование материала: статья
Тема: "Общение в жизни человека"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Человечество невозможно без общения. Каждый день люди общаются,

передают информацию, анализируют и обрабатывают её. Всё это необходимо

для того, чтобы человек развивался и являлся определённой частью

общества.

Детям, как и взрослым, тоже нужно общаться и завязывать новые

отношения со своими сверстниками. Психологами замечено, что сейчас

детям намного сложнее заводить новых друзей и просто общаться. Это

может быть связано с тем, что родители перестали уделять время детям и

находить время на общение. И для того чтобы не потерять связь с ребёнком

всё чаще покупают ему различные средства связи. Родители думают, что эти

вещи именно то, что нужно ребёнку, но через некоторое время от такой

любви родителей к детям, начинаются серьёзные проблемы. Дети становятся

замкнутыми, агрессивными, вспыльчивыми и не могут найти общий язык с

другими детьми, им трудно сосредоточиться на одном предмете, спокойно

просидеть урок. Всё это объясняется тем, что чем раньше дети знакомятся с

компьютерным миром, тем хуже они потом начинают себя вести. Самая

главная проблема-это неумение общаться. Детям трудно подойти к другому

ребёнку и попросить о помощи, а если они вдруг услышат отказ, то начнут

показывать себя с отрицательной стороны.

Человек является социальным существом. Он появляется на свет и

живёт в социуме. Он не может прожить без постоянного взаимодействия с

другими людьми. Общение довольно сложное и содержательное понятие,

изучаемое

разными

науками,

такими

как:

психология,

философия,

социология и другие. Каждый источник дают своё определение понятию

общение.

«Общение - основная форма человеческого бытия, оно присутствует во

всех видах человеческой деятельности».

«Общение - форма деятельности, которая осуществляется между

людьми и проводящие к возникновению психологического контакта,

который

проявляется

в

обмене

информацией,

взаимовлияниями

и

взаимопонимании.

Некоторые

исследователи

отождествляют

понятие

«общение»

с

понятиями

«социальные

отношения»

и

«межличностные

отношения».

Замечено, что, несмотря на взаимосвязь понятий их нельзя приравнять к

единому целому. Понятие «общение» надо рассматривать с более широкой

точки зрения. Общение возникает вследствие совместной жизнедеятельности

людей в условиях их взаимодействии с социальной средой и внутри групп.

Другое понятие «Социальные отношения» следует рассматривать как

общение не личностей, а представителей социальных классов. В основе

межличностных отношений лежат деловые и эмоциональные оценки,

которые непосредственно связанны с личностными предпочтениями людей.

Благодаря общению в обществе происходит объединение людей разных

социальных слоев. Это способствует формированию и развитию личности во

всех сферах её жизнедеятельности.

В работе учителя одним из важных умений является умение общаться с

учащимися, найти подход к каждому из них. Учитель должен иметь

доброжелательный тон речи и уметь внимательно выслушать ребёнка.

Проблема общения является острой и для 21 века. Многие психологи

пытались

рассмотреть

процесс

общение,

как

многогранный

и

многофункциональный механизм, при помощи которого люди общаются.

Известны труды таких психологов, как: Выготского Л.С., Бодалева А.А.,

Андреевой Г.М., Немова Р.С.

По мнению Немова Р.С. «Общение – это обмен информацией,

взаимодействие между людьми посредством знаковых систем».

Данное понятие можно рассматривать, как процесс обмена между

людьми информацией, используя знаковые системы. В качестве знаковых

систем можно рассмотреть два основных вида коммуникации- вербальное и

невербальное общение.

Любой человек в своей жизни использовал вербальное и невербальное

общение. В работе учителя также необходимо использовать различные

средства для привлечения учащихся на уроках. Психологи выяснили, что

именно невербальное общение помогает в большей степени понять человека

и является важнейшим условием эффективного человеческого общения.

Учитель помимо того, чтобы учить детей, должен ещё их понимать.

Для этого, нужно в полной мере понимать, что общение является важной

стороной учебного процессе и необходимо уделять достаточное количество

времени урокам, на которых учащиеся могут высказать свою точку зрения,

обсудить волнующую их тему или вопрос. От того, как дети научатся

общаться в начальной школе, зависит их дальнейший путь. Смогут ли они в

будущем общаться с другими людьми, не вступая в конфликт с ними,

получится ли у них доказывать свою точку зрения, не применяя против

собеседника отрицательных приёмов.

Необходимо, что бы современное поколение понимало важность этих

слов и не пренебрегало общением, а наоборот старалась общаться с другими

людьми.

Понимание процесса общения долгое время интересовало учёных.

Большой

вклад

в

раскрытии

этой

проблемы сделали психологи,

в

особенности отечественные. Активно работали над этой проблемой Бодалев

А.А., Коломинский Я.Л., Андреева Г.М.. В свою очередь каждый из них

выдвинул свой подход к обоснованию процесса общения.

Бодалев

А.А.

в

своей

книге

«Психология

общения.

Энциклопедический словарь» писал, что в историческом плане можно

выделить три основных подхода к изучению проблемы общения. Первый

подход - информационный. Он включает в себя передачу и прием

информации. Второй - интеракциональный. Его особенностью является

взаимодействие. Третий - реляционный. Он включает в себя взаимосвязь и

взаимоотношения в процессе общения. Несмотря на то, что подходы имеют

очевидное сходство, особенностью каждого будет опора на разные методы

традиции. Из этого следует, что подходы могут служить дополнением друг

друга, но при этом их следует рассматривать как разные аспекты анализа

проблемы общения.

Коломинский Я.Л. говорит о том, что проблемы общения в науке

представлены в различных теоретических подходах неоднозначно. Они не

могут в полной мере раскрыть общение. Если брать информационный

подход, то его развитие приходится на 30-е — 40-е годы 20 века.

Используется он и сейчас. Объектом исследований в данном случае является

передача сообщений, главным образом реальных между его «участниками».

Ими

могут

быть

различные

сообщества,

индивиды,

организациями,

способные посылать и принимать информацию при помощи системы

сигналов или символов.

Развитие интеракционального подхода приходится, был 60 -70-е годы.

Его отличие от информационного заключается в том, что общение

рассматривается, как ситуация совместного присутствия, которая может при

определённых обстоятельствах взаимно устанавливаться и поддерживаться

людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов. Ими

могут служить: внешность, предметы, обстановка, аксессуары. При этом

управление ситуацией происходит независимо от намерения участвующих в

ней партнёров. Они могут регулировать вход или выход из ситуации в

соответствии со своими намерениями, только тогда, когда участники

принимают присутствие и поведение друг друга в ситуации. Также они не

могут избежать постоянной координации поведения по отношению друг к

другу.

Андреева Г.М. в свою очередь провела теоретические исследования.

Они в свою очередь позволили обосновать три основных направления

реляционной теории коммуникаций:

1)

кибернетика и теория общих систем;

2)

теория

логических

типов,

которая

идентифицирует

разрывы

непрерывности между различными уровнями абстракции, «индивид-

общение», «индивид- взаимоотношения» и т.д.;

3)

биологические исследования экосистем и динамики взаимоотношений

между организмами и средой обитания.

Проблема общения является основной для психологии. Исходя из того,

что данное явление достаточно сложное, существует большое разнообразие

подходов к его рассмотрению. Также помимо социальной психологии, над

процессом общения работают и другие науки. Общефилософская концепция

понимает

под

процессом

общения

актуализацию

существующих

общественных отношений. Именно такие отношения обусловливают форму

общения. Общение – это способ реализации актуальных отношений в

социальном взаимодействии.

Социологическая концепция рассматривает общение, как способ

осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества,

социальной группы в той мере, в какой эта эволюция предполагает

диалектическое

взаимодействие

личности

и

общества.

Социально-

педагогический

подход

к

анализу

сущности

общения

предполагает

понимание процесса, как механизма влияния. При этом стоит учесть, что в

основе этого лежит цель социального воспитания и формирование личности.

Рассматривая общения с точки зрения психологии можно сделать вывод, что

общение является важной социальной потребностью и, кроме того, может

выступать средством развития высших психических функций.



В раздел образования