Автор: Лукоянова Татьяна Петровна
Должность: инсруктор-методист
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮСШ № 7
Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону
Наименование материала: Доклад
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЮСШ
Раздел: дополнительное образование
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
города Ростова-на-Дону
«Детско-юношеская спортивная школа № 7»
Доклад
ТЕМА: «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ДЮСШ»
Подготовила:
Инструктор-методист
Лукоянова Т.П.
2021
1. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
В современном мире в педагогический лексикон прочно вошло
понятие - современная образовательная технология, но при этом в его
понимании и употреблении существуют большие расхождения.
В толковом словаре Ожегова технология определяется как совокупность
приемов, применяемая в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Вот несколько различных определений, которые дают современные ученые
понятию образовательная технология:
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и
определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом
технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий
своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология означает системную совокупность и
порядок
функционирования всех личностных, инструментальных и методологических
средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)
Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической
системы (М.Чошанов).
Педагогическая технология – это описание процесса достижения
планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Педагогическая
технология
-
совокупность
психолого-педагогических
установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,
способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть
организационно-методический инструментарий педагогического процесса
(Б.Т.Лихачев).
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации
учебного процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях
модель
совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и
проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных
условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
Т
ехнология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов
обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
Образовательной технологией можно назвать комплекс, в который входят
следующие составляющие:
- представление планируемых результатов учебно-тренировочных занятий,
- средства диагностики текущего состояния обучающихся,
- набор способов и средств, применяемых на учебно-тренировочных
занятиях,
- критерий
выбора
оптимальной
модели
занятий
для
данных
конкретных условий.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
на деятельностной основе;
на
концептуальной
основе
(предполагает
вычленение
единой
основы, сквозных идей курса, межпредметных идей);
на крупноблочной основе;
на опережающей основе;
на проблемной основе;
на личностно-смысловой и на эмоционально-психологической основе;
на альтернативной основе (одно из правил этой технологии гласит:
излагай несколько точек зрения, подходов, теорий как истинные, в то
время как
истинной среди них является лишь одна точка зрения, теория, один подход);
на ситуативной, прежде всего, на игровой основе;
на диалоговой основе;
на взаимной основе (это коллективные способы обучения);
на алгоритмической основе (М. Ланда);
на программированной основе (В.П.Беспалько);
на тестовой основе.
1. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ НА ОТДЕЛЕНИЯХ ДЮСШ.
1. Технология личностно-ориентированного обучения.
2. Здоровьесберегающая технология.
3. Технология проблемного обучения.
4. Игровая образовательная технология.
5. Технология разноуровнего обучения.
6. Технология сотрудничества.
7. Групповая технология.
8. Технология индивидуального обучения.
9. Технология взаимного обучения.
10. Технология деятельностного метода.
3.1. ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
- создание благоприятных условий для каждого обучающегося.
СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ:
Основой содержания личностно-ориентированного обучения является:
- формирование у обучающихся двигательных умения и навыков, на базе
которых строится учебно-тренировочный процесс;
- личностно-ориентированное обучение обучающихся в учреждениях
спортивной направленности – это целенаправленное формирование личности
спортсмена посредством его физического развития с учетом его
способностей;
- определение уровня физического развития каждого обучающегося
с помощью тестов и нормативов;
- определение состояния здоровья каждого обучающегося во время
проведения обязательных (2 раза в год) медицинских осмотров.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
Технология
личностно-ориентированного
обучения
ориентирует
обучающихся на развитие своей индивидуальности. При применении
данной технологии у тренера-преподавателя появляется возможность работы
с каждым обучающимся индивидуально, при этом индивидуальная работа
ведется в рамках работы со всей учебно-тренировочной группой.
Благодаря данной технологии тренер-преподаватель имеет возможность
систематизировать и учитывать индивидуальные особенности каждого
обучающегося при планировании и проведении учебно-тренировочного
процесса.
3.2. ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
- развитие познавательной активности обучающегося; повышение интереса к
систематическим занятиям спортом у каждого обучающегося;
создание командного духа в спортивном коллективе; повышение
эмоциональности учебно-тренировочного процесса.
СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ:
При проведении учебно-тренировочного процесса применяю следующие
приемы игровой технологии:
включение в учебно-тренировочные занятия не только общеразвивающих
упражнений, но и эстафет, подвижных игр, спортивных игр;
включение в учебно-тренировочные занятия элементов их тактических и
технических приемов спортивных игр, проведение соревнований как
внутри, так и между учебно-тренировочными группами, применение
принципа
системности
и
связи
теории
с
практикой,
принципа
наглядности, принципа всестороннего развития личности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
Игровая образовательная технология способствует расширению кругозора,
формированию определенных умений и навыков, необходимых в
практической деятельности, развитию физических качеств, чувства
коллективизма, информированности обучающихся о других видах спорта;
улучшению спортивных показателей; профилактике сколиоза.
3.3. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
Развитие у обучающихся необходимые мыслительные и физические
процессы, которые позволят решать проблемы и преодолевать препятствия
как в учебно-тренировочном процессе, так и в соревновательной
деятельности.
СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ:
При проведении учебно-тренировочного процесса целенаправленно
формирую такие условия, при которых обучающиеся должны применять
умения и навыки для преодоления искусственно-созданных препятствий на
пути к достижению поставленной цели.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
Технология проблемного обучения дает возможность тренеру-преподавателю
определить уровень сопротивляемости обучающихся к условиям, которые
могут возникнуть при участии в соревнованиях.
При планировании и проведении учебно-тренировочных занятий с учетом
результатов применения технологии проблемного обучения тренер имеет
возможность проводить психологическую работу с обучающимися,
направленную на преодоление сложных ситуаций.
3.4. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
Обеспечение сохранности здоровья обучающихся при проведении учебно-
тренировочных занятий и в соревновательной деятельности.
СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ:
При планировании и проведении учебно-тренировочных занятий учитываю
возрастные особенности обучающихся;
с
учетом
особенностей
каждого
этапа
подготовки
формирую
благоприятный психологический фон на занятиях;
распределяю физическую нагрузку с учетом физических возможностей
обучающихся; применяю методы и приемы, которые способствуют,
которые способствуют появлению, развитию и сохранению интереса к
занятиям спортом у каждого обучающегося; обязательный врачебный
контроль за обучающимися не реже 2 раз в год, для спортсменов высокой
квалификации – обязательная диспансеризация;
организация каникулярного отдыха.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
Здоровьесберегающая технология способствует снижению вероятности
травм на учебно-тренировочных занятиях и во время соревновательной
деятельности, способствует снижению усталости после значительной
физической нагрузки, укреплению здоровья обучающихся и формированию
стойкого интереса к систематическим занятиям спортом.
3.5. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ.
ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
Построение учебно-тренировочного процесса таким образом, который
позволяет обучающимся переходить с одного уровня этапа подготовки на
следующий в зависимости от уровня спортивной подготовленности.
СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ:
Основой технологии разноуровнего обучения является такой подход к
построению учебно-тренировочного процесса в спортивной школе, при
котором
обучающийся
группы
начальной
подготовки
может
быть
переведен
на
следующий
этап
подготовки
при
достижении
соответствующего спортивного результата.
При построении данной технологии подразумевается свобода тренера-
преподавателя
в
планировании
и
проведении
учебно-тренировочного
процесса на всех этапах спортивной подготовки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
Технология
многоуровневого
обучения
способствует
достижению
обучающимися высоких спортивных результатов, так как при применении
данной технологии у обучающихся групп начальной подготовки возникает
наглядный ориентир в виде спортсменов групп следующих этапов.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результативность применения всех новых образовательных технологий
зависит от личных качеств тренера-преподавателя, его компетентности,
уровня его образования, преданности профессии, а самое главное его любви
к детям.
Большое значение в воспитании и образовании здорового подрастающего
поколения является тесное взаимодействие тренера-преподавателя и
обучающегося в контакте с родителями и школой.
Только во взаимодействии всех участников образовательного процесса
кроется успех в достижении поставленных перед педагогом цел