Напоминание

Управление изменениями в современном школьном образовании: проблемы и подходы к их решению


Автор: Шукшина Татьяна Васильевна
Должность: магистрант МГПИ им. Евсевьева г. Саранск
Учебное заведение: учитель математики МОУ лицея № 4
Населённый пункт: Люберцы
Наименование материала: статья
Тема: Управление изменениями в современном школьном образовании: проблемы и подходы к их решению
Раздел: среднее образование





Назад




ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ МАТЕМАТИЧЕСКИХ

УТВЕРЖДЕНИЙ

Шукшина Т. В.,

(научный руководитель: канд. пед наук, доцент Журавлева О.Н.)

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени

М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

THE MAIN DIRECTIONS OF EDUCATION OF STUDENTS IN THE

LEARNING PROCESS TO THE PROOF OF MATHEMATICAL

STATEMENTS

Shukshina T. V., (Research supervisor: O. N. Zhuravleva.)

FSBEI HPE «Mordovian state pedagogical Institute named after M. E. Evseveva»,

Saransk, Russia

Современное образование рассматривается как интегрированный процесс

воспитания и обучения. Многие задачи воспитания достигаются, главным об-

разом, в процессе обучения. Поэтому проблема поиска эффективных средств

осуществления воспитания в процессе обучения, в том числе в процессе обуче-

ния доказательству математических утверждений, является актуальной. Про-

цесс обучения математике заключает в себе большие возможности для создания

весьма

эффективных

ситуаций,

способствующих

успешной

реализации

комплекса воспитательных целей [1]. Выделим основные направления воспита-

ния, в которых наиболее полно может быть реализован воспитательный потенциал

математики, и, с другой стороны, которые, в большей мере, эффективны именно в

процессе обучения доказательству математических утверждений. Воспитание

ценностей постижения. К этому блоку воспитательных функций отнесем: фор-

мирование мировоззрения учащихся; формирование логической и эвристической

составляющих мышления; воспитание культуры мышления, в том числе математи-

ческого; воспитание устойчивого интереса к изучению математики. Воспитание

ценностей действования. В названный блок воспитательных функций входят: вос-

питание потребности в творческой деятельности; воспитание культуры общения;

воспитание патриотизма и национального самосознания. Воспитание ценностей

переживания. Указанный блок включает в себя следующие функции: воспитание

эстетического отношения к действительности; формирование представления о ма-

тематике как части общечеловеческой культуры; воспитание нравственных и мо-

рально-этических качеств личности.

Рассмотрим более подробно возможные пути реализации направлений

воспитания в обучении доказательству.

Воспитание устойчивого интереса к изучению математики. Интерес

к предмету был и остается одним из действенных условий успешности и эффек-

тивности процесса обучения. Безусловно, это направление в первую очередь

связано с начальным этапом работы с теоремой – мотивацией ее изучения [3].

Стимулировать развитие интереса к изучению математики и на его базе фор-

мировать познавательный интерес учащихся можно, в первую очередь за счет

новизны содержания материала (который, как правило, не представлен в

школьном учебнике), расширение уже усвоенных фактов, исторический подход

к сообщаемому материалу, раскрытия практического значения знаний и показ

современных достижений науки.

Воспитание качеств мышления, характерных для творческой мате-

матической деятельности. С учетом специфики творческой математической

деятельности в методической литературе [2] выделены следующие компоненты

культуры мышления, которые можно воспитывать у школьников: 1) осознание

предмета математики, ее метода, ее ведущих понятий и осмысленное опериро-

вание ими как при изучении математики, так и в ее приложениях и в практиче-

ской деятельности; 2) владение логической составляющей математической дея-

тельности: понимание логической структуры определения понятия, умение опе-

рировать определением понятия, умение сравнивать объекты по указанному

признаку, умение проводить классификацию понятий по заданному и самостоя-

тельно найденному основанию и др.; 3) владение эвристической составляющей

математической деятельности; 4) умение отличать достоверные выводы от ве-

роятностных; 5) владение алгоритмической составляющей математической дея-

тельности; 6) владение математическим языком. Для реализации выделенных

направлений в процессе обучения доказательству может быть осуществлена

специальная работа: демонстрация учителем образцов рассуждений, удовлетво-

ряющих выделенным выше требованиям; выделение и обсуждение причин

ошибок, возникающих на различных этапах работы с понятием; включение в

содержание материала специальных упражнений на формирование отдельных

компонентов математического мышления и др.

Воспитание патриотизма, национального самосознания.

Обучение

доказательству способствует также становлению и развитию нравственных

черт личности – настойчивости и целеустремленности, познавательной актив-

ности и самостоятельности, дисциплине и критичности мышления, способности

аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, инициативе и упор-

ству, организованности и добросовестному отношению к порученному делу.

Исторические и биографические факты из жизни ученых-математиков, сообща-

емые учащимся на ряде этапов обучения доказательству, могут внести суще-

ственную лепту в привитие учащимся правил и норм поведения.

Эстетическое воспитание. Обучение доказательству вносит определен-

ный вклад и в эстетическое воспитание человека, формируя понимание красоты

и изящества математических утверждений, способствуя восприятию геометри-

ческих форм, освоению идеи симметрии и т.д. Сама природа математики пред-

ставляет богатые возможности для воспитания у учащихся чувства красоты в

широком значении этого слова. Такие свойства математических объектов, как

симметрия, свойства правильных многоугольников, соотношение размеров фи-

гуры и т.п., способны пробудить у учащихся врожденное эстетическое чувство

и дело учителя математики там, где возможно, обращать на это внимание уча-

щихся. Не менее важными в эстетическом отношении являются так называемые

изящные решения какого-либо доказательства, а также возможность проявле-

ния школьников собственного творчества в процессе изучения математики, в

частности в процессе решения задачи. Решение задач становится доступным

почти каждому школьнику, если учитель поощряет усилия учащегося в поисках

оригинального или рационального решения задачи и если учитель постоянно

оценивает найденные учащимися решения с эстетических позиций. Как показа-

но в современной методической литературе [3], на многих этапах обучения до-

казательству учителем могут быть созданы целесообразные педагогические си-

туации, способствующие эстетическому воспитанию учащихся.

Воспитание общей культуры. Изучение математики способствует ста-

новлению гуманитарной культуры человека, раскрывая представление о мате-

матике как форме описания и методе познания действительности, как части об-

щечеловеческой культуры, о значимости математики для общественного про-

гресса [2]. Это направление предполагает формирование научной картины

мира, научного гуманистического мировоззрения.

Реализация выделенных выше направлений воспитания в процессе обуче-

ния доказательству математических утверждений, безусловно, является необхо-

димым звеном современного процесса математического образования.

Список использованных источников

1.

Журавлева, О. Н. О подготовке студентов к осуществлению воспита-

тельной функции в обучении математике/ О. Н. Журавлева // Психология и пе-

дагогика на современном этапе, I Международная научно-практическая конфе-

ренции «Психология и педагогика на современном этапе», 20 апреля 2011 г. –

Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2011. – С. 215-218.

2.

Иванова, Т. А. Теория и технология обучения математике в средней

школе : учебное пособие /Т. А. Иванова и др. — Н. Новгород : Изд –во НГПУ,

2009. — 206 с.

3.

Саранцев, Г. И. Методика обучения математике: учеб. пособие для

студентов бакалавриата высших учеб. заведений по направлению «Педагогиче-

ское образование» (профиль «Математика») / Г. И. Саранцев. – Казань : Центр

инновационных технологий, 2012. – 292 с.

4.

Хинчин А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики / Матема-

тика: Хрестоматия по истории, методологии, дидактике / Сост. Г.Д. Глейзер. –

М. : Изд-во УРАО, 2001. – 384 с.



В раздел образования