Автор: Татьяна Викторовна Пискунова
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУС(К)Ш №18
Населённый пункт: г Новый Уренгой
Наименование материала: сообщение
Тема: Пути преодоления дисграфии у детей с ОВЗ в период адаптации.
Раздел: среднее образование
Пути преодоления дисграфии у детей с ОВЗ в период адаптации.
Дисграфия - частичное расстройство процесса письма, связанное с
недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций,
участвующих в реализации и контроле письменной речи.
Причины дисграфии
Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со
степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения,
фонематического
восприятия,
лексико-грамматической
стороны
речи,
связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же
органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию,
алалию, дизартрию, афазию, задержку психоречевого развития.
К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие
или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном
периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и
энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие
истощение нервной системы ребенка.
К
социально-психологическим
факторам,
способствующим
возникновению дисграфии, относятся двуязычие (билингвизм) в семье,
нечеткая или неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов,
невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее
обучение
ребенка
грамоте
при
отсутствии
у
него
психологической
готовности. Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с
конституциональной
предрасположенностью,
различными
речевыми
нарушениями, ЗПР.
Классификация дисграфии:
В зависимости от несформированности или нарушения той или иной
операции письма выделяют 5 форм дисграфии:
артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением
артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
акустическую
дисграфию,
связанную
с
нарушением
фонемного
распознавания;
дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-
грамматической стороны речи;
оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-
пространственных представлений.
Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике
встречаются смешанные формы.
Современная классификация выделяет:
I. Специфические нарушения письма
1. Дисграфии:
1.1.
Дисфонологические
дисграфии
(паралалические,
фонематические).
1.2. Метаязыковые дисграфии (диспраксические или моторные,
дисграфии вследствие нарушения языковых операций).
2. Дизорфографии:
2.1. Морфологические дизорфографии.
2.2. Синтаксические дизорфографии.
II. Неспецифические нарушения письма, связанные с педагогической
запущенностью, ЗПР, УО и т. д.
Упражнения для преодоления дисграфии.
Развитие слогового анализа и синтеза.
При формировании навыков слогового анализа и синтеза работа
начинается со вспомогательных приёмов (отхлопать или отстучать слово по
слогам и назвать их количество). Затем опираясь на умение выделять гласные
звуки в слове, дети усваивают основное правило слогоделения: в слове
столько слогов, сколько гласных.
Учителю можно использовать для групповой и индивидуальной работы
в классе следующие игры и упражнения:
1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило
слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный
звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).
4. Назвать гласные в слове.
5. Записать только гласные данного слова.
6. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.
7. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
8. Определить количество слогов в названных словах. Поднять
соответствующую цифру.
9. Записать слова в два столбика (разложить картинки на 2 группы) в
зависимости от количества слогов.
10. Выделить первый слог из названий картинок, записать его.
11. Объединить слоги в слове, предложение, прочитать полученное
слово или предложение, (например, «улей», «домик», «машина», «луна»,
«жаба»). После выделения первых слогов получается предложение: У дома
лужа.
12. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки: __буз,
ут__, лод__, ка__, ка__даш.
13. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цын, лас, точ,
лес, ка).
14. Найти в предложении слова с определённым количеством слогов.
Игра «Отгадайте, кого я называю?»
Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов,
сколько хлопков он сделает. Например: учитель хлопает 3 раза, учащиеся
считают, затем встают (Се-рё-жа, А-ри-на).
Игра «Перевёртыши»
Цель: развитие умения составлять слова; накопление в памяти слоговых
образов. Оборудование: карточки со слогами (4 – 6) каждому играющему.
Учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и
составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сос, на; чай.
КА; вес, на; кА, мыш; бан, кА; ла, ска» ни, тка; ра. Но; кА, кой.
Игра «Цепочка»
Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу. Один
из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает
слово, которое начинается с последующего слога данного слова (ок-но, но-ра,
ра-ма).
Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»
Цель: развитие навыков слогоделения, внимания, быстроты мышления.
Учитель бросает мяч детям, называет одно-, двух- и трёхсложные слова.
Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и
передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по
слогам, одновременно отбивая слово мячом.
Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и
синтеза
При
формировании
сложных
форм
фонематического
анализа
необходимо
учитывать,
что
всякое
умственное
действие
проходит
определенные этапы формирования, основными из которых являются
следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане
громкой речи, перенос его в умственный план (по П. Я. Гальперину).
I этап — формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на
вспомогательные средства и действия. Первоначальная работа проводится с
опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По
мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Действие,
которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по
моделированию последовательности звуков в слове.
II этап — формирование действия звукового анализа в речевом плане.
Исключается
опора
на
материализацию
действия,
формирование
фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется,
определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их
количество.
III
этап —
формирование
действия
фонематического
анализа
в
умственном плане. Ученики определяют количество и последовательность
звуков, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его, т. е.
на основе представлений.
При
работе
над
развитием
фонематического
восприятия
и
фонематического анализа, и синтеза логопед может порекомендовать
учителю:
Включать
в
материал
урока
игры
и
задания
на
развитие
фонематического слуха, которые могут проводиться на любом этапе урока.
Игра «У кого хороший слух?»
Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.
Учитель
показывает
картинку
и
называет
её.
Учащиеся
поднимают
сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более
поздних
этапах
учитель
молча
показывает
картинку,
а
учащиеся
проговаривают название картинки про себя и реагируют также.
Игра «Какой звук чаще всего слышим?»
Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи
часто повторяющийся звук. Учитель произносит стихотворение, а дети
называют звук, который они чаще всего слышали.
Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Гусь Гога и гусь
Гага Друг без друга ни шага.
Игра с передачей мяча «Мяч передавай – слово называй».
Цели: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Свяжем мы из слов
цепочку, Мяч не даст поставить точку. Далее мяч передаётся от ребёнка к
ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – начальный звук последующего
(весна – автобус – слон – нос – сова).
Кроме игр, на уроке да и дома можно использовать индивидуальные
карточки с заданиями, способствующими развитию фонематического анализа
и синтеза:
1. Назвать слово, определить первый, второй, третий и т.д. звуки,
уточнить их количество.
2. Придумать слово с 4,5 звуками.
3. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.
4. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии
картинки (картинки не называются).
5. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в
слове.
6. Вставить пропущенные буквы в слова: ви..ка, ут..а, лу..а, б..нокль.
7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором,
третьем месте (шуба, уши, кошка).
8. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв
разрезной азбуки.
9. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков,
устно назвать их и записать.
10. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу,
чтобы получилось слово: па-(пар), па-(парк), па-(паром), па-(паруса).
11. Подобрать слово с определенным количеством звуков.
12. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на доске. К
каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука.
Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3
букв, затем из 4, 5, 6 букв. РУЧКА рот Уля час кот Аня роза угол чаша каша
аист рукав улика чехол корка астра
13. Преобразовать слова: а) добавляя звук: рот-крот, мех-смех, осы-
косы, луг-плуг; б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом — сок — сук
-суп-сух — сох — сор — сыр — сын — сон; в) переставляя звуки: пила-липа,
палка-лапка, кукла — кулак, волос-слово.
14. Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол
(стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира).
15. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы
каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего
слова: дом — мак — кот — топор — рука.
16. Игра в кубик.
Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного
количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани
кубика.
17. Слово — загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо
остальных ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая
буква слова и т.д. например: п . . . . . . . . . . (простокваша).
18.
Составить
графическую
схему
предложения.
19. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-
сон, кот-ток, сор-рос, топ-пот.
20. Вписать буквы в кружки.
Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак,
брови, сумка, трава, сыр (комар).
21. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки, например, «курица»,
«осы», «шуба», «карандаш», «арбуз». Они выделяют первый звук в названиях
картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают полученное
слово (кошка).
22. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их
названии. 23. Расставить картинки под цифрами 3,4,5 в зависимости от
количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются.
Примерные картинки: сом, косы, мак, топор, забор.
24. Какой звук убежал? Крот-рот, лампа-лапа, рамка-рама.
25. Найди общий звук в словах: луна — стол, кино — игла, окна -дом.
Конечная
цель
работы
учителя –
формирование
действий
фонематического анализа в умственном плане: ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ, БЕЗ
ПРОГОВАРИВАНИЯ.