Напоминание

Пути преодоления дисграфии у детей с ОВЗ в период адаптации.


Автор: Татьяна Викторовна Пискунова
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУС(К)Ш №18
Населённый пункт: г Новый Уренгой
Наименование материала: сообщение
Тема: Пути преодоления дисграфии у детей с ОВЗ в период адаптации.
Раздел: среднее образование





Назад




Пути преодоления дисграфии у детей с ОВЗ в период адаптации.

Дисграфия - частичное расстройство процесса письма, связанное с

недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций,

участвующих в реализации и контроле письменной речи.

Причины дисграфии

Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со

степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения,

фонематического

восприятия,

лексико-грамматической

стороны

речи,

связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же

органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию,

алалию, дизартрию, афазию, задержку психоречевого развития.

К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие

или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном

периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и

энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие

истощение нервной системы ребенка.

К

социально-психологическим

факторам,

способствующим

возникновению дисграфии, относятся двуязычие (билингвизм) в семье,

нечеткая или неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов,

невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее

обучение

ребенка

грамоте

при

отсутствии

у

него

психологической

готовности. Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с

конституциональной

предрасположенностью,

различными

речевыми

нарушениями, ЗПР.

Классификация дисграфии:

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной

операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением

артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;

акустическую

дисграфию,

связанную

с

нарушением

фонемного

распознавания;

дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;

аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-

грамматической стороны речи;

оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-

пространственных представлений.

Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике

встречаются смешанные формы.

Современная классификация выделяет:

I. Специфические нарушения письма

1. Дисграфии:

1.1.

Дисфонологические

дисграфии

(паралалические,

фонематические).

1.2. Метаязыковые дисграфии (диспраксические или моторные,

дисграфии вследствие нарушения языковых операций).

2. Дизорфографии:

2.1. Морфологические дизорфографии.

2.2. Синтаксические дизорфографии.

II. Неспецифические нарушения письма, связанные с педагогической

запущенностью, ЗПР, УО и т. д.

Упражнения для преодоления дисграфии.

Развитие слогового анализа и синтеза.

При формировании навыков слогового анализа и синтеза работа

начинается со вспомогательных приёмов (отхлопать или отстучать слово по

слогам и назвать их количество). Затем опираясь на умение выделять гласные

звуки в слове, дети усваивают основное правило слогоделения: в слове

столько слогов, сколько гласных.

Учителю можно использовать для групповой и индивидуальной работы

в классе следующие игры и упражнения:

1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило

слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный

звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).

4. Назвать гласные в слове.

5. Записать только гласные данного слова.

6. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.

7. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.

8. Определить количество слогов в названных словах. Поднять

соответствующую цифру.

9. Записать слова в два столбика (разложить картинки на 2 группы) в

зависимости от количества слогов.

10. Выделить первый слог из названий картинок, записать его.

11. Объединить слоги в слове, предложение, прочитать полученное

слово или предложение, (например, «улей», «домик», «машина», «луна»,

«жаба»). После выделения первых слогов получается предложение: У дома

лужа.

12. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки: __буз,

ут__, лод__, ка__, ка__даш.

13. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цын, лас, точ,

лес, ка).

14. Найти в предложении слова с определённым количеством слогов.

Игра «Отгадайте, кого я называю?»

Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов,

сколько хлопков он сделает. Например: учитель хлопает 3 раза, учащиеся

считают, затем встают (Се-рё-жа, А-ри-на).

Игра «Перевёртыши»

Цель: развитие умения составлять слова; накопление в памяти слоговых

образов. Оборудование: карточки со слогами (4 – 6) каждому играющему.

Учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и

составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сос, на; чай.

КА; вес, на; кА, мыш; бан, кА; ла, ска» ни, тка; ра. Но; кА, кой.

Игра «Цепочка»

Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу. Один

из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает

слово, которое начинается с последующего слога данного слова (ок-но, но-ра,

ра-ма).

Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

Цель: развитие навыков слогоделения, внимания, быстроты мышления.

Учитель бросает мяч детям, называет одно-, двух- и трёхсложные слова.

Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и

передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по

слогам, одновременно отбивая слово мячом.

Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и

синтеза

При

формировании

сложных

форм

фонематического

анализа

необходимо

учитывать,

что

всякое

умственное

действие

проходит

определенные этапы формирования, основными из которых являются

следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане

громкой речи, перенос его в умственный план (по П. Я. Гальперину).

I этап — формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на

вспомогательные средства и действия. Первоначальная работа проводится с

опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По

мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Действие,

которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по

моделированию последовательности звуков в слове.

II этап — формирование действия звукового анализа в речевом плане.

Исключается

опора

на

материализацию

действия,

формирование

фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется,

определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их

количество.

III

этап —

формирование

действия

фонематического

анализа

в

умственном плане. Ученики определяют количество и последовательность

звуков, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его, т. е.

на основе представлений.

При

работе

над

развитием

фонематического

восприятия

и

фонематического анализа, и синтеза логопед может порекомендовать

учителю:

Включать

в

материал

урока

игры

и

задания

на

развитие

фонематического слуха, которые могут проводиться на любом этапе урока.

Игра «У кого хороший слух?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

Учитель

показывает

картинку

и

называет

её.

Учащиеся

поднимают

сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более

поздних

этапах

учитель

молча

показывает

картинку,

а

учащиеся

проговаривают название картинки про себя и реагируют также.

Игра «Какой звук чаще всего слышим?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи

часто повторяющийся звук. Учитель произносит стихотворение, а дети

называют звук, который они чаще всего слышали.

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Гусь Гога и гусь

Гага Друг без друга ни шага.

Игра с передачей мяча «Мяч передавай – слово называй».

Цели: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Свяжем мы из слов

цепочку, Мяч не даст поставить точку. Далее мяч передаётся от ребёнка к

ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – начальный звук последующего

(весна – автобус – слон – нос – сова).

Кроме игр, на уроке да и дома можно использовать индивидуальные

карточки с заданиями, способствующими развитию фонематического анализа

и синтеза:

1. Назвать слово, определить первый, второй, третий и т.д. звуки,

уточнить их количество.

2. Придумать слово с 4,5 звуками.

3. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.

4. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии

картинки (картинки не называются).

5. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в

слове.

6. Вставить пропущенные буквы в слова: ви..ка, ут..а, лу..а, б..нокль.

7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором,

третьем месте (шуба, уши, кошка).

8. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв

разрезной азбуки.

9. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков,

устно назвать их и записать.

10. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу,

чтобы получилось слово: па-(пар), па-(парк), па-(паром), па-(паруса).

11. Подобрать слово с определенным количеством звуков.

12. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на доске. К

каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука.

Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3

букв, затем из 4, 5, 6 букв. РУЧКА рот Уля час кот Аня роза угол чаша каша

аист рукав улика чехол корка астра

13. Преобразовать слова: а) добавляя звук: рот-крот, мех-смех, осы-

косы, луг-плуг; б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом — сок — сук

-суп-сух — сох — сор — сыр — сын — сон; в) переставляя звуки: пила-липа,

палка-лапка, кукла — кулак, волос-слово.

14. Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол

(стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира).

15. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы

каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего

слова: дом — мак — кот — топор — рука.

16. Игра в кубик.

Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного

количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани

кубика.

17. Слово — загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо

остальных ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая

буква слова и т.д. например: п . . . . . . . . . . (простокваша).

18.

Составить

графическую

схему

предложения.

19. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-

сон, кот-ток, сор-рос, топ-пот.

20. Вписать буквы в кружки.

Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак,

брови, сумка, трава, сыр (комар).

21. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки, например, «курица»,

«осы», «шуба», «карандаш», «арбуз». Они выделяют первый звук в названиях

картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают полученное

слово (кошка).

22. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их

названии. 23. Расставить картинки под цифрами 3,4,5 в зависимости от

количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются.

Примерные картинки: сом, косы, мак, топор, забор.

24. Какой звук убежал? Крот-рот, лампа-лапа, рамка-рама.

25. Найди общий звук в словах: луна — стол, кино — игла, окна -дом.

Конечная

цель

работы

учителя

формирование

действий

фонематического анализа в умственном плане: ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ, БЕЗ

ПРОГОВАРИВАНИЯ.



В раздел образования