Автор: Голобурдина Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №15 "Колокольчик"
Населённый пункт: Московская область, Зарайский район, с.Протекино
Наименование материала: Конспект развлечения в старшей разновозрастной группе
Тема: "Русская изба"
Раздел: дошкольное образование
Конспект развлечения в старшей разновозрастной группе
«Русская изба».
Подготовила
воспитатель: Голобурдина Е.В.
2016 -2017 год.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей
разновозрастной группе.
Тема: «Русская изба».
Цель:
Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация»,
«Здоровье», «Познание», «Коммуникация».
Задачи:
1.Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского
быта(печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т.д.)
2. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами(ухват, чугун, прялка и т.д.)мощи
народных игр.
3. Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.
4. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям
гостеприимства, интерес к русскому фолклору.
Методы и приёмы:
Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов , загадки, прослушивание музыки, вопросы);
Наглядные (рассматривание иллюстраций, презентации, старинных вещей); Практические
(дидактическая «Что было, что стало», хороводная игра «Игра с лентой»).
Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта(печь, сундук, стол, старинная посуда,
прялка, утюг, веретено, зыбка, самовар и т.д.); блюдечко с яблочком, мультимедийная установка,
слайды с изображением русского быта; шкатулка с загадками; дидактическая игра «Что было, что
стало»; атласная ленточка для игры «игра с лентой»; русский народный костюм для хозяйки;
музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
Воспитатель входит в зал с детьми, рассаживаются на стульчики.
Хозяйка в избе, под русскую народную музыку , зажигает свечу расставляет тарелки и ложки на столе.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Воспитатель: Хозяюшка, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в
деревне.
Хозяйка: Что ж, садитесь поудобнее.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный.
Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась
горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).
Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе
кланяться, не то шишку можно набить.
А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)
Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от
разных болезней.
Воспитатель: Наши дети знают стихотворение про русскую печь.
Ребёнок: Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Воспитатель: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и
ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли.
Хозяйка: Ох, ребятушки, а загадок в моей горнице видимо-невидимо. Хотите послушать? (достаёт
шкатулку с загадками).
1.
Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает. (печь)
2.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт. (ухват).
3.
У нас в печурочки,
Золотые чурочки. (дрова в печи)
4.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит… (чугунок)
5.
Чёрный конь,
Скачет в огонь. (кочерга).
6.
Выпускает жаркий пар,
Древний чайник…(самовар).
7.
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит вёдра…(коромысло).
8.
Из избы идут пляшут,
А в избу идут – плачут. (вёдра).
9.
Четыре братца под одной крышей живут,
Одним кушаком подпоясаны. (стол).
10. Сама не ест,
А людей кормит. (ложка).
11. Верчусь, верчусь – не потею,
Только более толстею. (веретено).
12. Стригли, щипали, а после чесали.
Чисто, пушисто – к доске привязали. (прялка).
13. Ходит каток,
По паре порток. (утюг).
14. Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят… (лапти).
Хозяйка: Ребята, вам понравились мои загадки?
Воспитатель: Что-то засиделись мы с вами ребята, пришла пора и поиграть.
А игра наша называется «Игра с лентой».
(Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу. Дети
идут хороводом и поют.
Вышел Костя погулять,
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(дети останавливаются).
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись.
Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:
«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т.д.
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).
Хозяйка: Ребята, есть у меня чудесное блюдечко и наливное яблочко. Покатим яблочко по блюдечку и
увидим, как жили на Руси.
(Просмотр презентации. Презентацию коментируют дети).
1 слайд:
Заголовок (Внутренний мир Русской избы).
2 слайд:
На Руси в старину люди строили избы из дерева. Жили в деревянных избах.
3 слайд:
Почти около каждой избы стоял колодец, из которого люди , с помощью коромысла и ведер, домой
носили воду.
4 слайд:
Самая главная в русском доме была печка. Она и кормила людей, и обогревала их в зимние морозы,и
спать укладывала.
5 слайд:
Ещё в каждой избе был «Красный угол». Это место находилось в светлом углу дома и стояли в нём
разные иконы украшенные вышитыми полотенцами (рушниками).
6 слайд:
Для малышей люди делали люльки, которые ещё назывались «Зыбкой». Эти зыбки были приделаны к
потолку, и их можно было покачать, укачивая ребёнка.
7 слайд:
Все предметы в доме были сделаны из дерева и немного из металла (деревянные лыжи, музыкальные
инструменты, корыто, коромысло, посуда, ухваты, коса и т.д.)
8 слайд:
Посуда была тоже из дерева (ложки).
9 слайд:
Ещё делали посуду из глины (горшки, чугунки, миски).
10 слайд:
Для того, чтобы сшить или связать себе какую-нибудь одежду, русский народ прял пряжу. Для этого
использовали веретёна.
11 слайд:
Прялка помогала сучить нить.
12 слайд:
Вот такие сарафаны шили русские умелицы.
13 слайд:
А так красиво вышивали русские женщины полотенца.
14 слайд:
Мужчины долгими вечерами плели лапти, в которых ходила вся семья.
15 слайд:
А для зимы русский народ сучил тёплые валенки, которые и в наше время очень все любят.
Воспитатель: Ребята, а давайте покажем хозяюшке, что мы тоже много знаем о том, как жили раньше
люди. Поиграем в игру «Что было, что стало»
(Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)
1.
Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)
2.
Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
3.
Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
4.
Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
5.
Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)
Хозяйка: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни русского народа.
Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.
Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так:
«Хлеб всему голова!»
Воспитатель: Хозяюшка, а наши дети знают стихотворение о хлебе.
Ребёнок: Вот он хлебушек душистый,
Вот он тёплый, золотистый.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!
Хозяйка: Молодцы! Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать
пирогами, пряниками, караваем.
А я для вас хлеб испекла, пышный да румяный. А теперь мне так хочется вас угостить вкусным
хлебушком, да чайком из самовара.
(Под весёлую музыку Хозяйка угощает детей хлебом и наливает чай из самовара).