Автор: Елена Валерьевна Яшина
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАУДО ЦРТДЮ "Радость"
Населённый пункт: город Орск,Оренбургская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование интереса к чтению у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста
Методы ознакомления с художественной литературой
Литература занимает особое место в формировании личности, духовного
мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи.
Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному
из важнейших источников информации, книга наполняет внутренний мир
человека, развивает
ум,
побуждает
к
самосознанию,
воспитывает
жизнестойкость.
Проблема чтения сейчас стоит очень остро. Телевидение и компьютер
вытеснили книгу из жизни. Исчезла традиция семейного чтения.
Интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве, потому что
чувства дошкольника отличаются собой эмоциональностью. Чем раньше
появляются интерес
к
чтению,
тем
глубже
формируются
читатель,
творческая личность, человек с высоким интеллектом.
К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге
изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных
исследований,
уже
в дошкольном
возрасте дети
предпочитают
книге
просмотр телевизора, видеопродукций, компьютерные игры.
Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет
думать,
осмыслять,
формирует
образы,
позволяет
фантазировать, развивает личность
многосторонне
и
гармонично.
Это
должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги,
которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к
художественной литературе.
Отсутствие у современного ребенка положительного примера, которому
он
мог
бы
следовать,
а
также
среды,
побуждающей
естественное развитие тяги к книге и художественному слову обусловливает
необходимость
планирования
и
проведения
специальной
работы,
направленной на формирование у детей интереса к книге и чтению, как
в дошкольном учреждении, так и в семье. Пробуждающийся интерес к книге
и чтению со временем угасает, если потребность к чтению остается вовремя
не удовлетворенной, если у взрослых не находится свободного времени на
общение с ребенком и чтение книг. Ребенок быстро находит замену книгам
и чтению, не получив помощи и не найдя поддержки у взрослых, переключая
внимание на виды деятельности и объекты, которые не требуют чьего-либо
посредничества. Одна из основных задач ознакомления детей дошкольного
возраста с художественной литературой – это формирование интереса и
любви к книге, направленности к общению с ней.
Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является
залогом того, что
ребенок будет иметь
большой словарный запас
грамотно строить предложения
выразительно и красиво говорить
Обращение
к
книге
играет
очень
важную
роль
в
психофизиологическом развитии дошкольника развиваются:
фонематический слух
память
внимание
воображение
Детскую книгу рассматривают как средство, обеспечивающее умственное,
нравственное и эстетическое воспитание. Детским поэтом И. Токмаковой
детская литература называет первоосновой воспитания. Художественная
литература
воспитывает
эстетическое
восприятие,
формирует
нормы
нравственного
поведения,
нравственные
чувства
и
оценки.
В
воспитании детей значение
художественной
литературы
определяет
ее
общественная, а также воспитательно-образовательная ролью в жизни всего
нашего народа.
В детском саду, в домашних условиях дошкольники знакомятся с
самыми лучшими детскими произведениями, и на этой основе происходит
решение
целого
комплекса
взаимосвязанных
задач
эстетического,
умственного и нравственного, воспитания. В дошкольном возрасте наиболее
заметен
процесс развития эстетического
восприятия.
Осознать,
что
в
художественном
произведении
отражаются
типичные
черты
явлений,
ребенок может уже в пять - шести лет. Исследователями отмечается такая
особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое
сопереживание героям произведений.
При формировании интереса и потребности в чтении (восприятии) книг
начинать необходимо со знакомства детей с книжным уголком.
В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые,
красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Книжный уголок
является, необходим элементом предметно-развивающей среды в комнате у
ребёнка в домашних условиях, в группах детского сада, в Центре
дополнительного
образования
-
особое,
специально
выделенное
и
оформленное место, где ребёнок самостоятельно, по своему вкусу выбирает
книгу и спокойно рассматривает её, "перечитывает". Своеобразие этой
работы определяется тем, что он видит книгу не в руках педагога, родителя а
остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточено рассматривает
иллюстрации,
вспоминает
содержание,
многократно
возвращается
к
взволновавшим его эпизодам. Здесь происходит личностное общение
ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.
Продолжительность занятия чтением для дошкольников: не менее 20 и не
более 30 минут.
Старшие
дошкольники приобретают
способность
действовать
мысленно
в
обстоятельствах,
воображаемых
ими
при
восприятии
произведения, как бы оказываться на месте героя. Например, как и герои
сказки в напряженные драматические моменты дети испытывают чувство
страха, чувство удовлетворения, облегчения при победе справедливости.
Проблема отбора книг для детского чтения – одна из самых важных и
сложных проблем литературоведения, психологии и педагогики. Значимость
продуманного отбора книг для детского чтения определяется тем, что он
неизбежно влияет на литературное развитие ребенка. Хорошо известна
побудительная сила детской книги. Ребенок стремится подражать героям,
которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся
сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их
духовный и нравственный опыт.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его
мир,
делать
его интересным,
полным
необычных
открытий.
Всё
последующее знакомство с огромным литературным наследием будет
опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
В процессе общения с книгой ребёнок познаёт прошлое, настоящее, будущее
мира. А главное – учится думать, анализировать, развиваться творчески,
формируется нравственная и культурная основа его личности. Не читая,
ребенок
не развивается,
не
совершенствует
свой интеллект,
память,
внимание,
воображение,
не
усваивает
и
не
использует
опыт
предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать
выводы. «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это
прежде
всего,
воспитание
сердца,
прикосновение
человеческого
благородства к сокровенным уголкам детской души. Может быть потому,
современные
дети
не
испытывают
потребности
в чтении,
потому
что «крупинок человечности» в нашей жизни становится всё меньше. Детская
литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений
между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или
иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения,
которые дети могут использовать как образцы для подражания.
Методы ознакомления с художественной литературой
1.
Словесный - чтение произведений;
Чтение воспитателя, педагога, родителя по книге. Это передача текста
дословно. Не изменяя язык автора, читающий передает все оттенки мыслей
писателя,
воздействует
на
чувства
и
ум
слушателей.
Большинство
произведений литературы читается по книге.
2. Рассказывание воспитателя, педагога, родителя . Это передача текста в
относительно свободной форме (допускается замена и перестановка слов).
Данный метод обеспечивает больше возможности привлечь внимание детей.
3. Вопросы к детям по содержанию произведения
Например, сказка «Лягушка –путешественница»
Где жила лягушка до путешествия?
Какое прозвище было у лягушки?(квакуша)
В какое время года лягушка встретила уток?
4.Пересказ произведения.
Для этого метода можно использовать народную и авторскую сказку. Сказки
можно выбирать разные: короткие ("Лиса и кувшин") и длинные ("Гуси-
лебеди") – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного
воздействия.
4.Заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п.
Необходимо учить дошкольников управлять силой голоса, передавать
смысл читаемого путем постановки ударения, пауз. Дети уже должны уметь
замечать, в каком месте меняется интонация и почему.
5. Беседа по произведению
Беседы с детьми после чтения проводятся с целью усиления воздействия
художественного произведения на ум и чувства детей, для того чтобы дать
возможность вспомнить и вновь пережить содержание книги. уточнить
понимание
содержания
произведения,
его
идеи,
осознание
средств
художественной
выразительности.
1.
Беседа-ответы
на
вопрос,
поставленный
автором.
2.
Беседа
в
связи
с
прочитанным.
Когда содержание произведения в какой-то мере связано с собственными
впечатлениями детей или фактами из их жизни, воспитатель после чтения
направляет детей на высказывания о своих впечатлениях, наблюдениях.
Прочитав детям стихотворение Е. Благининой «Вот какая мама», можно
предложить детям: «Расскажите, как вас мама наряжала на праздник».
Беседа после прочтения рассказа или сказки по вопросам помогает
запоминанию текста. После чтения литературного произведения проводится
беседа и выполняются разнообразные творческие задания.
Цель беседы –Эта беседа не должна перерасти в назидательное
толкование смысла произведения, она только помогает взрослому донести до
ребенка эстетическую сущность прочитанного. Ребенок, повторяя образные
слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и
переносным
смыслом.
Можно
спросить,
понравилась
ли
сказка,
и
подчеркнуть: «Хорошая
золотая
рыбка,
как
она
помогала старику!»или: «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!»
6.Выразительное чтение художественной литературы
7. Прослушивание аудиозаписи
9.Словесные - театрализованные игры
Эффективным является практический метод, а именно театрализованная
деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению
процессов
обучения
и
развития
детей.
Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но
ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время
игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью
реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется
словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.
10. Элементы инсценировки;
11.наглядный - показ иллюстраций;
Книга, предназначенная для ребенка дошкольного возраста, обязательно
содержит иллюстрации. Иллюстрации в такой книге занимают равноправное
место с текстом, потому что ребенок сам не читает, книга обращается к нему
прежде
всего
картинкой.
Среди
иллюстраторов
детских
книг
есть
замечательные художники: В.Лебедев (книги С. Я. Маршака «Детки в
клетке», «Цветная книга» и др.), Е.Чарушин (книги «Большие и маленькие»
Е. Чарушина, Л. Н. Толстого «Три медведя»), Е.Рачев (сказки «Два жадных
медвежонка», «Рукавичка»), Д. Шмаринов (Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай
и зайцы»).
12. Движение пальцами, руками;
13. Показ схемы;
14.Просмотр видеофильмов
Положительное
отношение
к
произведениям
художественной
литературы, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет
фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым
другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная
литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи
ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского
литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок
переживает,
волнуется
вместе
с
героями.
Так
он
учится
понимать
литературные произведения и посредством этого формируется как личность.
Выводы:
Таким образом, для развития интереса к чтению необходимо создать
благоприятную
речевую
среду
и
осуществлять
целенаправленное
формирование
конкретных
речевых
умений,
обогащать
жизненный
литературный опыт детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акулова, О. В., Гуревич, Л. М. Чтение художественной литературы / О.
В. Акулова, Л. М. Гуревич. – М.: Издательство «Детство-Пресс», Сфера,
2012. – 192 с.
2. Гербова, В. В. Приобщение детейк художественной литературе: учебное
пособие / В. В. Гербова. – М.: Мозаи
ка-Синтез,
2008. – 80 с.