Напоминание

"Мы друзья природы"


Автор: Сапожникова Лариса Александровна
Должность: учитель учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Ядрин Чувашская Республика
Наименование материала: Классный час
Тема: "Мы друзья природы"
Раздел: начальное образование





Назад




Классный час «Мы друзья природы»

Составитель: Сапожникова Лариса Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных

предметов» г. Ядрина Чувашской Республики

Оборудование:

1.

Аудиозапись песен «Песня о дружбе», «Лес наш дом»;

2.

Выставка книг В. Чаплиной, писателей-натуралистов;

3.

Набор из цветных кружков (красного, желтого, зеленого) на группу;

4.

Набор карточек с описанием деятельности поступков человека в природе, в городе и соответствующим изображением (слайды).

Приложение

5.

Слова: друг, подруга, друзья, дружить, дружный, дружба, природа на отдельных листочках;

6.

Разноцветные лепестки (по 7 штук на каждую группу) и заготовки стебля цветка для каждой группы;

7.

Изображение земного шара;

8.

Толковый словарь русского языка;

9.

Глобус;

10. Вырезанные из цветной бумаги отпечатки детских ладошек.

Цель мероприятия: Формирование бережного и целостного отношения к природе.

Задачи:

- формировать экологическую культуру, чувство ответственности;

- воспитывать сознательное отношения к природе, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

- развивать познавательных компетенций обучающихся;

-

воспитать у детей интерес к самостоятельному чтению.

Блок

ЦЕЛЬ,

задачи каждого блока

Содержание деятельности

Деятельность учителя

Предполагаемые действия

учащихся

Орг. момент.

Создание

эмоционального

настроя

Звучит «Песня о дружбе»

Добрый день.

У

меня

сегодня

хорошее

настроение.

И

я

частичкой

сегодняшнего

настроения

хочу

поделиться с вами. Давайте возьмемся за руки и

друг другу передадим частичку тепла и доброты

движением

руки.

Я

передаю

сигнал

соседу

справа, а он, как только его примет левой рукой,

быстро передаст пожатие правой рукой своему

соседу. И таким образом сигнал, пройдя по кругу

через каждого из вас, снова дойдет до меня. Всем

понятно?

Хорошо.

Приготовились.

(Сигналы

пожатия руки пошли от одного к другому)

До меня сигнал дошел.

Улыбнулись другу справа, другу слева. Помашите

рукой вашим друзьям, стоящим напротив.

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил

Каждый человек

Я уверена, что наш класс самый дружный

У

кого

есть

друг,

подруга

в

нашем

классе

присаживайтесь, пожалуйста, на свое место.

Во время песни учащиеся образуют

один большой круг

Здравствуйте.

Передают сигнал

Улыбаются друг другу, машут рукой

друзьям

Доскажи словечко

Дети рассаживаются по группам, по 7

человек в каждой.

Определение темы

классного часа

Создание ситуации поиска

темы классного часа.

Я

рада

за

вас.

Мы

действительно

самая

дружная большая семья. Как вы думаете, какое

слово прозвучало сегодня много раз, о чем мы

сегодня будем говорить на классном часе.

Подберите однокоренные слова

О дружбе, о друзьях…

Друг,

подруга,

друзья,

дружить,

дружный,

дружба – слова появляются на доске.

Кто хочет рассказать о своем друге? Почему ты

считаешь его своим другом?

Вы дружите друг с другом. Это меня радует. А

еще вы с кем дружите?

Я прочту вам стихотворение.

– Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и лиса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года.

Это всё вокруг… (природа)

Слово природа вывешивается на доску.

Составьте, пожалуйста, предложения, используя

данные слова:

М ы

д р у з ь я

п р и р о д ы

(предложение

записывается

на

доску)

- это

тема

нашего

классного часа

.

А задача- доказать…

Рассказ детей

Предполагаемые

ответы:

родители,

бабушки…

Например: Я дружу с природой.

Мы

друзья природы.

Доказать, что мы друзья природы

Работа по теме

классного часа

Групповая работа

Формирование

рефлексивных

способностей

Ребята, а вы друзья природы? А давайте это мы

проверим.

Друзья

природы

должны

знать,

как

охранять

окружающую среду.

И г р а

« Э к о л о г и ч е с к и й

с в е т о ф о р » .

Экологический

светофор

работает

так

же,

как

светофор

на

проезжей

части.

Каждый

сигнал

означает

почти

тоже

самое.

Красный

свет

-

природе

вред!

Значит

действие

человека

приносит

вред

природе,

людям.

Надо

его

остановить. Желтый - осторожно! Этого человека

надо предупредить, чтобы он был осторожен, не

причинил своими действиями вред природе, себе,

другим людям.

Свет зеленый - как красиво! -

Скажет лес тебе: "Спасибо!". Действие человека

приносит

пользу

природе

и

всегда

так

надо

поступать.

Приложение 1.

Молодцы.

А какие правила поведения в природе вы еще

знаете?

Не

-…

Молодцы. И этим заданием справились.

Недавно

на

уроке

литературного

чтения

мы

с

вами

читали

рассказ «Цветик – семицветик».

Кто автор данного произведения?

Перед вами 7 лепестков цветика-семицветика (по

По очереди выходят капитаны групп.

Берут карточки, читают.

Возвращаются своей группе.

Обсуждают, показывают сигнальную

карточку.

Перечисляют по очереди

Валентин Катаев

Работают в группах. Обсуждают.

Распределяют. Пишут

одному лепестку каждому). Что нельзя делать в

природе,

вы

хорошо

знаете,

а

вот

что

нужно

делать

вспомните

и

напишите

на

лепестках.

Каждый из вас может писать только на одном

лепестке, Поэтому, чтоб не повторяться, сначала

обсудите, что будет писать каждый из вас.

Проверка.

Начинает

та

группа,

кото р а я

выполнила

задание

раньше.

Если

в

других

группах есть такое правило, то ученики встают.

Проверяется до последнего лепестка.

А теперь прикрепите, пожалуйста, каждый свой

лепесток на наши заготовки

Осталось произнести волшебные слова из сказки,

чтобы ваши пожелания исполнились. Вы помните

эти слова?

Тогда скажем их все вместе:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы все наши пожелания исполнились.

Сейчас

мы

поиграем

с

вами

в

игру «Если

я

приду

в

лесок».

Я

буду

говорить

вам

свои

действия, а вы отвечать, если я буду поступать

хорошо, говорим "да" и высоко поднимая руки

Читают по очереди.

Все стоят

У каждой группы получается один

цветик –семицветик

Да

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы …

над головой хлопаем в ладоши, если плохо, то все

вместе кричим "нет" и топаем ножками.

Если я приду в лесок

И сорву ромашку?

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку?

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю?

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю?

Если разведу костер,

А тушить не буду?

Если сильно насорю

И убрать забуду.

Если мусор уберу,

Банку закапаю?

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю!

-

Молодцы!

Я

уже

не

сомневаюсь,

что

вы

настоящие друзья природы.

Нет, топают ножками

Нет, топают ножками

Да, хлопают в ладоши

Да, хлопают в ладоши

Нет, топают ножками

Нет, топают ножками

Да, хлопают в ладоши

Да, хлопают в ладоши

Развитие интереса к

чтению

Вы

сегодня

доказали,

что

знаете

правила

поведения в природе.

Природа

не

только

источник

благ,

это

еще

и

источник

познания

и

красоты.

В

том,

что

это

люди

стали

понимать

заслуга

писателей,

пишущих

о

природе.

Знаете

ли

вы

писателей,

которые

писали

и

пишут

о

природе?

Как

их

называют?

Правильно. Молодцы. Вы уже многими из них

знакомы, читали их произведения.

(Знакомит с выставкой книг).

А сегодня я вам хочу познакомить Валентиной

С е м е н о в н о й

Ч а п л и н о й ,

ч у в а ш с к о й

писательницей.

Она

автор

повестей,

рассказов,

сказок и стихов для детей о дружбе, доброте и

благородстве,

о

любви

к

Родине,

о

красоте

природы.

Произведения

просты

и

интересны.

Писательница

обладала

удивительно

редким

даром – «говорить» с природой.

У нее деревья

«разговаривают», цветы «шепчутся», солнечный

день

«дрожит»,

черемуха

«плачет».

Валентина

Семеновна любила природу и поэтому знала, чем

пахнет

Лето,

какого

цвета

Осень,

как

Весна

«разговаривает».

Давайте

познакомимся

с

маленькой

любознательной

девочкой

Юлей

из

книжки

«Юля

в

лесу».

Через

нее

Валентина

Семеновна

хотела

познакомить

малышей

с

природой, точнее, с деревьями и цветами. Ведь с

Здравствуйте.

Писатели натуралисты:

М. Пришвин, К. Паустовский, В. Бианки,

Н. Сладков, Г. Скребицкий, Е. Чарушин

Презентация познакомит школьников с

жизнью и творчеством писательницы

ними тоже можно подружиться.

Хотите

вместе с героиней книги Юлей совершить

путешествие в лес и познакомиться с деревьями?

Что красива я не очень,

Это часто говорят.

Но когда приходит осень, я меняю свой наряд

Я пылаю, будто пламя,

Будто бы костер большой.

Кажется – коснись руками –

Обожжешься. Ой-ой-ой!

Я сродни Сосне и Елке,

И на мне растут иголки,

Только мягкие они –

Смело руку протяни.

А что это за дерево:

Приглядись ко мне немножко,

Мой листочек, как ладошка.

Будто снежный шар бела,

По весне я расцвела,

Нежный запах истончался.

А когда пора настала

Разом сделалась тогда

Вся от ягоды черна.

Я расту на этом месте

Лет не менее чем двести

И еще за жизнь свою

Я немало простою.

Презентация познакомит с деревьями и

цветами

Осина

Лиственница

Клен

Черемуха

Дуб

Про какое дерево говорят – патриарх наших

лесов чувашских? (дуб). Почему же он так

назван? Обращаемся к толкованию слова.

Патриарх – старейший, наиболее почитаемый

где-нибудь человек.

Сколько лет самому старому Дубу в Чувашии?

(500 лет).

А как называются плоды у дуба?

Молодцы. Хорошо справились с заданием.

Лес

богатство

нашей

Родины.

А

какую

же

пользу

приносит

лес

человеку?

Что

пишет

об

этом

В.

Чаплина?

Это

мы

узнаем,

прочитав

диалог Кима и Миши (с.33).

Вот как много мы узнаем о лесе, о том, какую они

пользу приносят нам, людям.

- А как мы сами должны к нему относиться?

Работа по толковому словарю. Смотрят

слово «патриарх»

Желудь

Читают диалог.

Ответы учащихся

Исполняют песню «Лес наш дом»

Рефлексия.

Самоанализ деятельности

и ее результатов

Наш урок подходит к концу.

Я хочу, чтобы на Земле остались океаны, а леса

перестали исчезать с лица земли… Беспомощной

земле нужна наша помощь. Ей нужны настоящие

друзья! Наше мероприятие – тревожный звонок

для каждого из нас. Надеюсь, что после нашего

мероприятия ваши сердца отзовутся, и вы будете

беречь окружающую среду, свой дом – планету

Земля!

Продолжите предложения:

Я понял, что…

Теперь я …

Ответы уч-ся

Я почувствовал, что…

В

конвертах

отпечатки

детских

ладошек.

Командиры

групп,

раздайте,

пожалуйста,

каждому

по

ладошке.

У

кого

на

ладошках

написаны стишки, прошу выйти к доске.

Даю первому глобус.

К доске выходят 5 учеников.

Уч-ся читают стихи по очереди

1.

Я обнял глобус – шар земной.

Один над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут: «Береги».

(Передает глобус второму)

2.

В зеленой краске лес и дол.

Мне говорят: «Будь с нами добр».

Не растопчи ты нас, не жги,

Зимой и летом береги».

(Передает глобус)

3.

Журчит глубокая река,

Свои лаская берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги».

(Передает глобус)

4.

И птиц, и рыб я слышу всех:

«Тебя мы просим, человек.

Ты обещай нам и не лги.

Как старший брат нас береги».

(Передает глобус)

5.Я обнял глобус – шар земной,

И что-то сделалось со мной.

И вдруг шепнул я:

«Не

солгу.

Тебя,

родной

мой,

сберегу».

Передает глобус учителю

6.Земля наш мир - Земля наш дом!

Кораблик в океане звездном,

Возьмемся за руки друзья,

Спасем наш мир, пока не поздно!

Вывешивается рисунок земного шара.

Протянем же руку помощи планете!

Предлагаю

произнести

клятву

нашего

клуба

«Берендеи»:

Встают, держатся за ручки.

Стоящие у доски прикрепляют свои

бумажные ладошки под рисунком

Земли

К доске выходят остальные уч-ся по

группам и делают тоже самое.

Все стоят около доски

«Я, Человек, представитель Разума,

буду беречь природу, как зеницу ока,

буду учиться у нее доброте, красоте и

справедливости».

Приложение 1

1.

Летом Лена отдыхала в деревне у бабушки. Они часто гуляли в лесу. Однажды девочка увидела в траве настоящего ёжика! «Бедный» -

подумала она, - скоро будет осень, дожди, потом зима, Холодно!» Лена хотела взять ёжика, но он свернулся в клубок, выставил колючки.

Лена погладила зверька, сняла косынку и осторожно завернула в нее колючий клубок. «Иди ко мне глупенький! Я возьму тебя домой.

Тебе у нас будет лучше!» Бабушка не возражала, что ёжик поживет у них дома. Ей нравилось, что девочка любит животных.

(Желтый сигнал)

2.

Весна. Наступила пора, когда просыпаются деревья и в их стволах, ветвях начинается сокодвижение. Это происходит и у берёзки.

Берёзовый сок очень полезен для человека. Поэтому, папа объявил Алёшке и маме, что в воскресенье они всей семьёй поедут в берёзовую

рощу собирать сок.

(Желтый сигнал)

3.

У Сашиной одноклассницы Марины приближался День рождения. Саша старался придумать какой-нибудь необычный подарок. Маринка

родилась 1 декабря – начало зимы. «Я желаю тебе быть доброй и иметь много друзей», - писал Саша на открытке. Вдруг в окно постучал

кто-то. Синичка! «Вот что будет самым необычным!»- радостно подумал Саша. Весь вечер он трудился, изготавливая кормушку для

птиц. Его подарок действительно оказался самым необычным, самым веселым и добрым. Кормушку сразу повесили за окно. Скоро

появились на кормушке синички и воробьи. Праздник для всех!

(Зеленый сигнал)

4.

Дима шел через парк с младшим братиком. Тот радостно показывал на цветущие травы, кустарники. Вдруг взял Димку за руки и потянул

к одному из них. Кустарник был усыпан яркими сочными красными ягодами. «Это, наверное, смородина»,- сказал Димка. Взял ягоду в

рот – не очень вкусно. На смородину и не похожа. Но братику ягоды понравились и он с удовольствием принялся их жевать.

(Красный сигнал)



В раздел образования