Автор: Крамарская Татьяна Ивановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ РК Лозовская специальная школа-интернат
Населённый пункт: г. Симферополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие фонематического слуха на уроках английского языка
Раздел: среднее образование
ГБОУ РК «ЛОЗОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ»
Развитие фонематического слуха на уроках
английского языка
Учитель английского языка:
Крамарская Т.И.
2020 год
Так как язык является средством общения людей. Формироваиие связной
речи ребенка тесно связано с овладением звуковой системы речи.
В результате наблюдений было выявлено , что фонематический слух в
своем развитии проходит несколько этапов.
В усвоение звуковой стороны входят два взаимосвязанных процесса:
процесс развития фонематического слуха у ребенка и процесс произнесения
звуков речи. Развитие звуковой стороны языка является предпосылкой
обучению чтению.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове чётко отделять его
от рядом стоящего знать из каких звуков состоит слово то есть умение
анализировать звуковой состав слова является важнейшей предпосылкой для
правильного обучения грамоте.
Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть
словарным запасом тормозит развитие связной речи. Дети путают фонемы
близкие по звучанию при их звуковом воспроизведении. В дальнейшем
несформированность фонематического слуха проявляется при изучении
иностранного языка : дети трудно воспринимают иностранные слова на слух
неправильно их произносят.
Работа по формированию фонематического слуха включает
задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти.
Упражнения для формирования фонематического проводятся в
определенной последовательности. Вначале это выделение из слов отдельных
звуков
затем
анализ
простейших
односложных
слов.
Позднее
дети
овладевают навыком звуко-слогового анализа и синтеза двух- трёхсложных
слов.
Для изучения иностранного языка необходимо развивать слуховое и
зрительное
восприятие.
Способами
развития
фонематического
слуха
позволяющего
дифференцировать
звуки
родного,
иностранного
языка,
зрительного восприятия графического образа
могут послужить такие
упражнения:
1.прослушай слова со звуком [æ]. Сосчитай их
.
Cat fat rat Ann can apple back has Africa animal man and
2.прослушайте слова. Поставьте {когда услышите слово со звуком [æ]
A pen, a table, a map, a book, a dog, a bag, a box,
A cat, a lamp, a flag, a cock, kiss, back, a mouse
3. прослушайте слова. Посчитайте те, в которых нет звука [æ]
Cat get hat ham sell has bell back man can seven
best ten camel apple
4. прослушайте слова. Посчитайте, сколько раз повторяется слово Ann.
Man can Ann rat fan Ann has parrot Africa album Ann and hand
5. прослушайте слова. Повторите за учителем только те, которые имеют
звук[ æ ]
red rap camel clever very apple bell back black berry
6. прослушайте ряд слов. Подчеркните то слово, которое не было названо
во второй раз.
Cat [ cap] rat rap back bag Sam sad had bad
7.
прослушайте
предложения.
Расставьте
слова
в
нужной
последовательности.
A black cat. A fat rat has a hat.
A bad rabbit sat at a mat. A fat rat ate a black rabbit.
8. посмотри на картинки. Расставь их в той последовательности, в
которой о них будет говорить учитель.
1. a fat cat. 3. Ann has a black cat. 5. Sam has a rabbit.
2. a black rabbit. 4. a man has paints. 6. Sam has a pan.
Можно проводить с учащимися различные упражнения( игры)
рассчитанные на раширение внимания и запоминания: использовать таблицы,
в которых нужно найти определенную последовательность составляющих
элементов : найди назови по порядку буквы английского алфавита или найди
слова в таблице.
Прослушай
предложения.
Расставь
слова
в
нужной
последовательности.
Cat a black. _______________________________________________
A rabbit sat bad a at mat.______________________________
A fat hat has rat a. ____________________________________
A black rabbit ate a black cat.____________________________
прослушай предложения. Расставь слова в нужной
последовательности.
Has Ann
a pig big___________________________________
Dance Ted sing and can _______________________________
Black a rabbit Todd has _____________________________
And Tim is can skip slim ______________________________
Nick a big rabbit has a pig and
_____________________
прослушай слова. Допиши недостающие буквы.
f_ lm
m_lk
s _ n g
sk _ p p _ n s l _ m
s w _ m
N_ ck r a b b _ t
прослушай слова. Зачеркни те, в которых есть звук [ е ]
C_t , r_d , b_ck , m_lk , S_m, t_n , p_g,
b_11, c_mel, b_nd, h_t, tr_vel, l_mon,
v_ry, _ pple, c_rrot, m _ p, w _ ll, s _ nd.
прослушай ряд слов. Подчеркни то, которое не было названо во второй раз.
many funny milk man rabbit must son gun rap duck nut
прослушай фразы. Отметь последовательность, в которой их будет
проговаривать учитель
Ann feeds hens, we see a green tree
ducks cannot eat chips
we can feel heat, a bee can fly but cannot swim we have two
heels ,
Также немаловажную роль играют на уроке проведение фонетических
зарядок:
Сначала мы навестим звуки [d, n, l], которые живут на холмиках. А
поедем мы к ним на поезде. Пыхтим [p,p,p,].
Тяжело подниматься на холмики. Кряхтим [k,k,k].
Начался дождик с порывами ветра. [t,t,t]
Мы замёрзли. Греем ладошки [h,h,h].
Подходим к воротам, а там собака [r,r,r].
Но наши друзья встречают нас с поцелуями [w,w,w]
И угощают бутербродом с сыром (верхние и нижние зубы – «хлеб», а язычок
«сыр»). Произносим звуки, «ð» «θ»
При
тренировке
детей
в
восприятии
и
произнесении
звуков
используются приемы осознанной и неосознанной имитации: Учитель: Mr.
Tongue
ходил в зоопарк и смотрел, как кормят зверей.
(Дети будут
употреблять слова — названия продуктов: sausage, sweets, potatoes, cakes,
apples.)
б) (Дети учатся употреблять слова: water, coffee, tea, drink.)
Учитель: Когда чай или кофе горячий, Mr. Tongue дует на них,
чтобы они остыли: [w -wɔ — 'wɔtә].
Кофе остывает так: [ɔ — ɔ — kɔ — 'kɔfi].
Чай — совсем по-другому: [t — t — tI: — t:].
Когда собачка хочет пить, Mr. Tongue дает ей воду, и собачка тихо
рычит от удовольствия: [r — r — dr — driŋk].
К веселому язычку в окно залетают комары и жужжат
[z – z – z] тогда он закрывает окно. Иногда к нему прилетает
знакомая пчела. Она жужжит так: [ð – ð - ð] . Просуньте язычок между
зубами и пожужжите. И тогда Mr. Tongue открывает окно: пчела приносит
ему мед. Послушайте, кто прилетел. Если прилетел комар [z], закройте окно
(дети выполняют соответствующее действие), а если пчела [ð] , откройте
окно (следует соответствующее движение). Пожужжите, как пчелки, а теперь
— как комарики.
:в маленьком слове the слышится звук, который издает пчела [ð].
б) Упражнения на дифференциацию звуков [i:] — [I].
Учитель: Дональд Дак говорит, что его часы или спешат, или
отстают: [tIk — ti:k].
Как спешат часы Дональда? Вот так: [tIk - tIk - tIk].
Как отстают? Вот так: [ti:k – ti:k – ti:k] .
Хлопните в ладоши один раз, если услышите короткий звук [I], и
много раз - если-длинный [i:] : [ti:k-tIk-ti:k-mi:t -mIlk] .
Вывод:
Использование таких приемов дало положительный результат в
обучении детей чтению и письму на английском языке.
Способствовало правильному развитию фонематического слуха и
правильному усвоению звуков английского языка .
В дальнейшей работе планируется расширить использование
фонематических упражнений в 5-6 классах . Для детей этого возраста очень
важно приложить все усилия для формирования фонематического слуха и
развития зрительного и слухового восприятия.
Таким образом, для успешного развития фонематического восприятия
нужно учитывать возрастные и психологические особенности детей и
тщательно продумывать и выбирать эффективные приемы и методы
обучения, доступно доводить учебный материал до каждого ученика.
Упражнения на развитие фонематического восприятия позитивно влияют на
способность учащихся к артикуляции и восприятию английских звуков. На
разных этапах обучения английскому языку в школе необходимо включать
задания направленные на улучшение фонологического навыка. Игровая,
познавательная форма подачи учебного материала помогает расширить
лексический запас школьников, углубить знания по грамматике, развить
навыки активного говорения, улучшить произношение и повысить интерес к
изучению иностранного языка.