Автор: Хлопенко Валентина Владимировна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №41
Населённый пункт: г. Домодедово
Наименование материала: КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА
Тема: БЕСЕДА НА ТЕМУ: «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА» ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 41 «ВЕТЕРОК»
КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА
БЕСЕДА НА ТЕМУ: «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА» ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ»
СОСТАВИЛА:
ВОСПИТАТЕЛЬ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ ХЛОПЕНКО В.В.
г. Домодедово
ЦЕЛЬ: уточнить знания детей о хлебе, познакомить с процессом выращивания
хлеба, подвести их к пониманию бережного отношения к хлебу.
Образовательные задачи: закрепить знания детей о хлебе, как одном из
величайших богатств на земле.
Развивающие: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление
высказывать свою точку зрения, активизировать словарь словами: хлебороб,
комбайнёр, тракторист, колоски, жатва, пекари.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду
людей, которые выращивают и пекут хлеб.
Ход НОД
Воспитатель: «Ребята, послушайте загадку, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня
говорить на занятии.
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет» (хлеб).
- Верно, это хлеб.
- А для чего нам нужен хлеб?
- Правильно, им питаются, это самый главный и ценный продукт на столе и
составляет основу питания человека. Недаром говорят: «Хлеб- всему голова»,
«Хлеба ни куска, так и в тереме тоска». Недаром на Руси всех гостей встречали
хлебом и солью.
Но прежде, чем попасть к нам на стол, хлеб проходит длинный путь: сев, уход,
уборка урожая. В этих коротких словах огромный труд людей.
Хлеб- наше богатство, достояние нашей земли и нужно с достоинством к нему
относиться.
Наши ребята выучили стихи о хлебе и сейчас их прочитают:
Вот он хлебушек душистый
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый
Словно солнцем налитой.
В нём здоровье, наша сила
В нём чудесное тепло.
В нём – земли родимой соки
Солнца свет веселый в нём.
Воспитатель: «Молодцы, ребята! А теперь мы с вами отправимся в путешествие и
вспомним, откуда приходит на наш стол душистый хлеб?»
Воспитатель выставляет картинку трактора.
Сначала трактористы вспахивают и боронят землю, готовят ее к посеву. Когда
земля готова: засевают зёрна пшеницы (белый хлеб) или ржи (черный хлеб).
Воспитатель: «Что необходимо для жизни и роста растений?»
Дети: «Солнце, дожди!»
А сейчас проведем физкультминутку:
В землю зернышко попало (дети приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал и росточек подрастал (дети медленно встают)
К свету и теплу тянулся и красавцем обернулся (дети встают на носочки, руки над
головой).
Воспитатель: «Молодцы! А теперь садитесь».
Воспитатель: «Верно, дождик польёт землю, солнышко прогреет её и вырастут
хлебные колосья, в конце лета пора убирать хлеб. За ростом колосьев следит
агроном».
Воспитатель выставляет картинку золотых колосьев.
Когда зерна созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев – жатва. На поля
выходят комбайны, они срезают колосья, выколачивают из них зёрна, которые по
специальному рукаву высыпаются в грузовые машины.
Воспитатель выставляет картинку комбайна.
Воспитатель: «Дети, куда потом везут зерно?»
Дети: «На элеватор, в зернохранилище. Там его сушат и очищают».
Воспитатель выставляет картинку элеватора.
Потом везут на мельницу, где из зерна мелют муку.
Воспитатель выставляет картинку мельницы.
Воспитатель: «А куда доставляют муку?»
Дети: «Муку везут на хлебозавод, где из нее выпекают различные хлебобулочные
изделия, хлеб».
Воспитатель: «Правильно, муку везут на хлебозавод, где вымешивают тесто и
выпекают его. А что дальше?»
Воспитатель выставляет картинку с готовыми хлебобулочными изделиями.
Дети: «Готовые изделия доставляют в магазины»
Воспитатель: «Труд хлебороба очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы могли
принести домой хлеб, на славу поработали и комбайнёры, и трактористы, и
шофёры, и пекари. Много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в
каравай хлеба»
Воспитатель: «Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей был в
доме хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное»
Запомните, ребята правило:
Не бери больше хлеба чем можешь съесть!
Никогда не выбрасывай хлеб!
Каждому знакомы мудрые слова:
Хлеб - хозяин дома
Всему он голова!
Недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково «батюшка», «кормилец».
Игра «Пожелания»
«А сейчас мы улыбнёмся крепко за руки возьмёмся
И друг другу на прощанье мы подарим пожеланья»
Дети вспоминают правила бережного отношения к хлебу:
-Не берите больше хлеба, чем можете съесть.
-Не крошите его за столом, не сорите хлебом.
-Никогда не выбрасывайте хлеб!
-Хлеб нужно беречь, нельзя играть с хлебом.
-Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
-Хлеб нельзя бросать на пол.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Что нового вы сегодня узнали? Что сможете
рассказать друзьям и родителям?
Наше путешествие подошло к концу, теперь вы знаете, какой долгий путь прошел
хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб- главное богатство нашей страны и его нужно
беречь.
А сейчас я предлагаю вам угоститься чудесными булочками.
Литература:
Н. Тихонов «Берегите хлеб родной».
Яна Коваль «Хлеб».
М. Пришвин «Лисичкин хлеб».
С. Маршак «Положили в землю зёрнышко».
Я. Дягутите «Руки человека»( из книги «Рожь поёт»).