Автор: Акбаева Танзила Муссаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: ст. Сторожевая
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации по развитию предпосылок навыка письма для педагогов-воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад «РАДУГА» Ст. Сторожевой»
Методические рекомендации по развитию предпосылок навыка
письма для педагогов-воспитателей, работающих с детьми старшего
дошкольного возраста
Выполнила:
воспитатель Акбаева Т.М
Для полноценного развития навыка письма необходимо формирование
предпосылок,
которые
включают зрительное
и
слуховое
восприятие,
пространственные представления, моторные функции, словесно-логическое
мышление, внимание, память и эмоционально-волевую сферу. Поэтому
эффективным будет работа над следующими аспектами:
1.
Развитие зрительного восприятия. Ввиду возраста дошкольников
главным инструментом в работе с ними выступает игра. Для развития
зрительного гнозиса можно использовать типы игр, где ребенку предлагается
прослеживать взглядом различные узоры. Среди таких игр можно выделить
«лабиринты». Также полезными могут быть игры на развитие способности
смотреть и видеть. Находить на картинках какие-либо детали. Игры типа
«нарисуй по памяти»; «назови предмет по контуру»; «что неправильно
нарисовал художник?». Существует множество подобных игр, которые могут
быть задействованы в процессе развития зрительного восприятия.
2.
Развитие слухового восприятия. Главным видом взаимодействия
снова является игра. Можно предлагать детям картинки с изображением
животных и предлагать озвучивать каждого. Следует проводить работу на
различение
неживых
звуков
природы,
шумов.
Полезным
в
данном
направлении будет использование прослушивания аудио-сказок.
3.
Развитие пространственных представлений.
В этой области можно использовать различные дидактические игры,
логоритмику, наглядные приемы. Следует уделить время аппликации и
рисованию. Развитию пространственных представлений также способствуют
игры с конструктором. При работе по данному направлению нельзя забывать
про роль физкультминуток. Можно использовать различные игры с мячом и
множество других игр и приемов.
4.
Центральным направлением по развитию навыка письма у детей
можно выделить развитие моторных функций. Следует развивать как общую,
так и мелкую моторику.
Существует большое количество игр на развитие моторики. При
развитии мелкой моторики главный упор в таких играх делается на
различные
манипуляции
пальцами
рук:
перекладывание
предметов,
различные движения пальцами и прочее.
5.
Совершенствование словесно-логического мышления ребенка
.
Воспитатель должен помогать ребенку, осмысливать события и явления,
искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности.
Например, с помощью таких вопросов: Почему осенью люди теплее
одеваются? Почему летом нельзя кататься на лыжах? Важно приучать детей
задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов
взрослых, кино, радио и телепередач. Воспитателю не следует торопиться,
все тут же объяснять детям. Сначала отвечающему нужно задать наводящий
вопрос, дать толчок его мысли, затем опросить других детей, выяснить всем
вместе, кто же прав и только после этого самому приступать к объяснениям.
Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно
искать различие в сходном, и общее в различном. Неиссякаемую пищу для
словесно-логических
упражнений
предоставляют
воспитателю
хорошо
знакомые детям и любимые ими сказки. Полезным упражнением для
развития детского мышления является отгадывание загадок.
5. Развитие у детей внимания и памяти.
Если у ребенка нарушено внимание, то формирование навыка письма не
может происходить в полном объеме. Заниматься развитием внимания и
памяти воспитателю необходимо не только на занятиях, но и во время
некоторых режимных моментов.
Во время сборов на прогулку можно предложить детям, чтобы они
проверили, все ли в порядке в одежде товарищей и своей собственной.
Собираясь с детьми на музыкальное занятие, можно спросить их: «Кто за кем
стоял на прошлом занятии?», «Кого похвалила Наталья?»,
6.
Совершенствование эмоционально - волевой сферы ребенка.
Воспитатель должен уметь разбираться в различных негативных
проявлениях поведения ребенка, вовремя заменить признаки повышенной
нервозности, конфликтности или, напротив, повышенной утомляемости,
истощаемости,
пассивности
и
вялости.
Правильно
организованное
психолого-педагогическое
воздействие
воспитателя
в
значительном
большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных
отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально
приемлемые отношения.
Как развивать волевую сферу ребенка.
Воспитывать у детей мотив достижения цели: не бояться трудностей;
стремление их преодолевать; не отказываться от намеченной цели.
Повышать самостоятельность и ответственность ребенка: (закрепить
конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение; учить стихи,
пересказывать сказки и рассказы).
Развивать самоконтроль, чаще использовать игровую мотивацию и
оценку со стороны сверстников.
Развивать стремление действовать по моральным мотивам.
Соблюдать
постепенность
в
высказывании
требований,
так
как
произвольность поведения только закладывается в старшем дошкольном
возрасте.
Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания
ситуаций успеха.
Педагог должен стремиться к развитию у ребенка следующих качеств и
характеристик личностной сферы в области эмоций:
- устойчивости чувств;
- глубины чувств и эмоций;
- осознания причин появления тех или иных эмоций;
-
проявления
высших
чувств:
эстетических,
нравственных,
познавательных;
- эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или
неудачи).