Напоминание

Формирование экологической культуры младших школьников


Автор: Сиятскова Нина Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1387
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Формирование экологической культуры младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Министерство образования и науки Волгоградской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального

образования (повышения квалификации) специалистов

«Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки

работников образования»

(ГБОУ ДПО «ВГАПКиПРО»)

Кафедра начального образования

статья

«Формирование экологической культуры

младших школьников »

Выполнил: слушатель по программе № 200(1)

учитель начальных классов МОУ лицея №1

Красноармейского района г. Волгограда

Сиятскова Нина Ивановна

Проверил: Казачкова Светлана Петровна,

ст.методист

Волгоград – 2013 год

Н.И.Сиятскова

Формирование экологической культуры

младших школьников .

МОУ лицей №1, учитель начальных классов (8-937-543-14-81)

Известный

педагог

В.А.Сухомлинский

утверждал

и

словом

и

делом,

что

природа

сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не

пользуемся и которым необходимо овладевать.

Сегодня

эта

необходимость

очевидна:

для

человечества

в

21

веке

решение

экологических

проблем

станет

делом

первостепенной

важности.

Уже

в

20

веке

качественно менялась среда обитания человека. Природа становилась другой. Климат не

тот. Все подвергалось изменениям, а отношение людей к природе оставалось прежним.

Почему?

Все дело в том, что изменение условий жизни человека быстро влияет на изменение

сознания. Но изменения в природе большинство не замечает.

Герой романа Ивана

Тургенева «Отцы и дети» утверждал: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней

работник». Но тот же Тургенев совершенно точно замечал: « Человек – сын природы. Он

связан с ней тысячами невидимых нитей». Мы существенно ухудшили атмосферу планеты

и, очевидно, нарушили климатические ритмы биосферы, которыми она пронизана, как и

организм

человека.

На

себе-то

мы

ощущаем,

что

значит

нарушение

дыхания

или

кровообращения. Но мы не понимаем, что как в теле человека каждая клетка, каждый

орган, мельчайший капилляр функционируют как единое целое, так и биосфера Земли от

бактерий до человека – единая оболочка планеты.

Сейчас оказывается, что вредными веществами отравлена вся биосфера, и теперь на

земле нет не отравленного места. Ядовитые вещества обнаруживаются даже на Северном

и

Южном

полюсе,

в

самых

глухих

местах

сибирской

тайги,

где

поселения

людей

отсутствуют на сотни и тысячи километров вокруг. Резкое ухудшение среды обитания

является причиной понижения уровня жизни людей. Здоровье человека на 20процентов

зависит от экологических условий, на 80 - определяется наследственностью, и изменить в

благоприятную

сторону

мы

можем

только

первый

компонент.

Но

лишь

единицы

связывают эти изменения со своим здоровьем.

Ф.Энгельс говорил в «Диалектике природы»: «Не будем обольщаться… нашими победами

над природой. Каждая из этих побед имеет … в первую очередь те последствия, на

которые

мы

рассчитываем,

но

во

вторую

и

в

третью

очередь

совсем

другие,

непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых».

Это было сказано полтораста лет назад, когда ни о каком экологическом кризисе никто не

думал. Мы радовались этим победам, не обращая внимания на суровые предостережения

ученых о том, что мы являемся разумной частью единого организма природы на Земле.

Сегодня, когда подступает «вторая» и «третья очередь» последствий наших « побед»,

мы с большим опозданием начинаем понимать, что деградация природы означает нашу

собственную деградацию, а гибель ее станет нашей гибелью потому, что нам с земли

деваться некуда. Для своего выживания человеку необходимо уже сегодня сохранять

окружающий

мир.

Сохранить

такие

ценности,

как

среда

обитания

человека

и

этнокультурное

достояние,

могут

только

экологически

воспитанные

люди

при

экологически ориентированном природопользовании. Будущее планеты зависит от того,

насколько экологически грамотными будут сегодняшние дети.

Мы, учителя, часто задумываемся над вопросом: почему человек, знающий об опасностях

техногенного общества, подчас предпочитает воспользоваться сиюминутными благами в

ущерб природе? Наверное, потому, что его знания не стали убеждениями.

Проблема в отсутствии экологического мировоззрения. Формирование его необходимо

начинать с младшего школьного возраста. Природа – настоящий храм красоты, источник

творчества. Жуки, бабочки, стрекозы, цветы, многообразные по форме и оттенкам листья,

узорные снежинки, сверкающие капли росы – все это красиво, и все вызывает интерес и

восторг у ребенка.

Природа

великий

художник.

И.И.Шишкин

и

А.К.

Саврасов,

А.И.Куинджи

и

И.И.Левитан воспели ее красоту. Н.А.Римский-Корсаков услышал в старом саду, когда

работал над оперой «Сказка о царе Салтане», удивительные звуки насекомых и написал

«Полет шмеля».

Природа – лечебница. Сколько полезных свойств имеют многие растения и животные,

помогающие нам справляться с тяжелыми недугами.

В.А.Сухомлинский считал, что «учитель и ученики должны встречаться не только в

классе… Если существует только эта сфера отношений, то школьный коллектив не может

быть воспитывающей силой».

Природа

источник

знаний

о

мире

и

человеке,

источник

народной

педагогики.

Принципы

народной

педагогики

не

только

не

противоречат

современной,

субъект-

субъектной парадигме образования, но и выявляют новые, вернее давно забытые, старые

пути формирования психически здорового ребенка. Я нахожу в ней все основные приемы

коррекционной педагогики, когнитивной психологии с богатейшим набором методов и

приемов.

Все

выше

названные

положения

и

объясняют

актуальность

темы,

необходимость

наполнения моей педагогической деятельности инновационным содержанием.

Общепризнанно, что начальная школа – благодатное время в становлении личности

ребенка.

Психолог

Мухина

считает,

что

в

этом

возрасте

ребенок

проходит

такое

расстояние,

какое

ни

прошагает

он

ни

в

одном

последующем

возрасте.

Этому

способствуют природные предпосылки ребенка и умение учителя

использовать их в

учебно-воспитательном процессе школы. Я стремлюсь, чтобы процесс формирования

экологической

культуры

протекал

непрерывно

и

был

направлен

не

только

на

формирование основ знаний о природе, но и на нравственные черты личности ребенка, его

поведение и прослеживался на всех уроках, на всем протяжении воспитательной работы.

Сформировать нравственно-экологическое сознание школьников, ограничившись рамками

одного учебного предмета, невозможно, поскольку у детей будет создаваться неполное

представление о сложной системе взаимодействий, характеризующих вопросы охраны

природы. Поэтому необходима интеграция научного знания.

Интегрированные уроки – это реальный шаг в направлении «экологизации» растущего

человека. С учётом возрастных особенностей младших школьников при организации

интегрированного

обучения

появляется

возможность

показать

мир

во

всём

его

многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи. Именно

на интегрированных уроках у детей развивается образное мышление и воображение,

воспитываются

эстетические

чувства,

любовь

к

природе,

что

немало

важно

для

экологического образования.

«Природа и люди – одно целое», «Природа в опасности», «Природа ждет моей помощи» -

вот те важнейшие выводы, которые должен делать каждый ребенок.

На первый взгляд, кажется, что математика как учебный предмет стоит несколько

особняком от проблем экологического образования. Но это только так кажется. На самом

деле

уроки

математики

вносят

свой

вклад

в

развитие

экологического

отношения

к

природе.

Еще Дж. Максвелл утверждал: «Главная польза математики заключается в применении ее

для объяснения природы». «Объяснению природы» способствует содержание задач и

процесс их решения. Интеграцию математики и экологии решаю следующим образом:

-включаю в содержание урока математики задачу, в основу которой положены данные из

литературы

о

природе,

с

последующей

беседой

об

экологической

проблеме,

которая

выявляется в ходе решения, и выводами.

-составление заданий по математике с закодированными ответами, в которых ключевыми

словами являются названия животных, растений.

-

письменные

домашние

задания

в

виде

небольших,

из

нескольких

предложений,

сообщений

о животных и растениях, занесенных в Красную книгу Сургутского района с составлением

и решением задач о них.

Экологические

задачи

включаю

в

следующие

этапы

урока:

закрепление,

обобщение,

проверки знаний.

Предлагаю

детям

задачи,

показывающие,

как

человек

может

помочь

природе

или,

наоборот, навредить ей. К примеру:

1)

Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из

3-х

хвойных

деревьев.

Сколько

хвойных

деревьев

в

год

требуется

на

вашу

семью?

2)

В

квартире

подтекает

водопроводный

кран.

За

6

минут

набегает

полный

стакан

воды. Сколько воды выбегает из неисправного крана за 1 час, если в 1 литре 5

стаканов воды? Сколько воды вытекает за сутки?

В 4 классе дети уже более активны. Они сами с удовольствием составляют задачи,

используя знания, полученные на уроках и во время наблюдений, накопленные во время

общения с природой. Так дети могут составить задачи, используя сведения, например:

1) О продолжительности жизни отдельных пород деревьев:

Береза-до 150лет, ель - до 500 лет, рябина - до 80 лет, осина - до 100 лет.

2) О высоте различных пород деревьев.

Береза - до 20 метров, дуб - до 40 метров, сосна - до 45 метров, кедр - до 45 метров,

липа-до

35

метров.

3) Об экологической роли птиц и насекомых:

-Семья больших синиц за лето обслуживает 40 яблонь, поедая опасных для

сада насекомых.

-Кукушка съедает в день 40 гусениц, 5 личинок майского жука, 50 личинок щелкунов.

-Сова съедает за ночь 7-8 мышей.

В 3-4 классах в период изучения нумерации многозначных чисел в устный счет включаю

задания для записи чисел:

1)

Ежегодно на планете исчезают лесные массивы на площади 120000метров.

1)

Насекомых на Земле более 1 миллиона видов. Из них жуков - 250 тысяч видов,

бабочек 40 тысяч видов, мух и комаров - 80 тысяч видов.

2)

Каждый гектар влажного тропического леса выделяет ежегодно 28 тонн

кислорода.

Особым нравственно-экологическим потенциалом обладают уроки русского языка.

Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе этого урока.

Для

систематического

осуществления

экологической

работы

включаю

в

уроки

дополнительный материал: словарные слова и диктанты, стихотворения экологического

характера и загадки,

кроссворды и задания на экологическую тему. Это позволяет

формировать у детей познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной

среде.

Тематическое

планирование

уроков

русского

языка

в

3

классе

составила

с

учётом

реализации экологического принципа.

Многие словарные слова обозначают названия растений и животных. Можно предложить

учащимся

рассказать

всё,

что

они

знают

о

том

или

другом

представителе

природы,

установить природные связи между объектами, обозначенными этими словами.

Приведу примеры словарных слов, при знакомстве с которыми можно развивать у детей

экологическую

грамотность.

Заяц, лисица, овощи, ягода,

экскурсия,

воробей,

сорока,

ворона, медведь, берёза, животное, земляника, малина, орех, осина, растение, яблоко и

так далее.

На одном из уроков знакомлю учеников 3 класса с новым словарным словом «экскурсия».

Экскурсия

-

это

коллективная

поездка,

поход

куда-нибудь,

посещение чего-нибудь с

определенной целью.

- Вспомните когда мы ходили на экскурсию в лес?

- Что там наблюдали?

- Что интересного было в лесу?

- А как надо вести себя в лесу?

- Какие правила поведения в лесу вы знаете?

- Не зря я вас попросила это вспомнить, так как на сегодняшнем уроке

вы в свой словарь запишите новое слово - экскурсия.

Например, можно провести следующую работу со словарным словом - береза.

- Узнайте, что это за дерево (показ иллюстрации)

- Рассмотрите внимательнее, что вас особенно привлекает?

- А знаете ли вы чем полезно это дерево?

На

земном

шаре

насчитывается

120

видов

берез.

Древние

славяне

почитали березу

священным

деревом.

На

Руси

это

растение

было

связано

с

весенними церковными

праздниками. В Москве существовал обычай отмечать эти весенние праздники в Марьиной

роще, а к вечеру молодежь при большом скоплении народа пускала березовые венки по воде.

С березой крестьяне землевладельцы связывали немало примет:

- Из березы течет много сока - к дождливому лету.

- Соловей запевает, когда может напиться росы с березового листа.

- Овес сей, когда береза распускается.

Издавна береза считалась символом России и широко использовалась в различных отраслях.

Почки, листья и кору березы используют в медицине. Деготь, получаемый при сухой перегонке

древесины, используют для лечения кожных заболеваний.

Из бересты умельцы плели корзины, сумки, изготовляли различные поделки.

Весенний

березовый

сок

является

лечебным

питьем.

Однако

следует помнить, что

незнание всех правил его сбора может привести к гибели очень ценного и полезного растения.

Поэтому нужно уметь правильно сделать надрез, а после окончания сбора сока закрыть смолой

сосны или пластилином, чтобы в нее не попали споры грибка.

Большими возможностями для воспитания нравственности современного ребенка

обладают, безусловно, уроки чтения. Программа и учебники предоставляют ряд известных

и любимых имен писателей-натуралистов: Г. Скребицкого, Е. Чарушина, М. Пришвина, В.

Бианки; мир русской природы представлен великолепием русской лирики. При обучении

чтению подчёркивается эстетическая сторона природы родного края, развивается умение

созерцательно

воспринимать

ее

красоту,

чувствовать

и

беречь

этот

неповторимо

уникальный

мир.

К

тому

же

учитель

на

уроках

чтения

учит

детей

делать

свой

нравственный выбор.

Прочитайте рассказ В.А. Сухомлинского «Почему плачет синичка?».

В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей — мальчик

Миша

и

девочка Оля. Мише было десять лет, а Оле — девять.

Около дома рос высокий ветвистый тополь.

— Сделаем на тополе качели,— сказал Миша.

— Ой, как хорошо будет качаться! — обрадовалась Оля.

Полез Миша на тополь, привязал к веткам веревку. Встали на качели Миша и Оля, и

давай качаться.

Качаются дети, а около них синичка летает и поет, поет.

Миша говорит:

— Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся.

Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле — гнездышко, а в гнездышке

птички маленькие.

— Синичка не радуется, а плачет — сказала Оля.

— А почему же она плачет? — удивился Миша.

— Подумай, почему,— ответила Оля.

Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино

гнездышко

и

думает:

почему

же

она

плачет?

-Как бы вы объяснили Мише, почему плачет синичка?

-Какой вывод вы сделали?

-Составьте правила поведения в природе, которые помогут тебе и твоим товарищ

ам больше узнать

о её жизни.

В.А. Сухомлинский считал, что открытия детей, в том числе и родной природы,

начинаются со знакомства с различными жанрами народного творчества. Большой интерес

у детей своей иносказательностью изображения реального мира вызывают загадки. Как

показали

наблюдения,

загадки

оказывают

сильное

воздействие

на

психику

основной

массы детей.

Большая часть загадок имеет экологическую направленность, хотя на первый взгляд это не

всегда заметно.

Вот, к примеру, загадка о довольно распространённом животном наших лесов.

У косого нет берлоги

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода кора.

Уроки по окружающему миру позволяют решать учебные задачи:

- разностороннее развитие личности ребенка, развитие интеллекта, эмоций, творческих

способностей;

- формирование у учащихся целостной естественнонаучной картины мира; ознакомление с

взаимосвязями жизнедеятельности человека и окружающего его мира; вооружение знаниями об

объектах, явлениях.

С особым интересом на уроках окружающего мира дети решают экологические задачи.

Например:

Нашёл грибник один боровик, а разрыл весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки.

Какой вред он нанёс природе? (Этот грибник погубил грибницу, возраст которой может быть

300-500 лет).

Растущие в лесу грибы своей подземной частью - грибницей срастаются с корнями деревьев,

кустарников, некоторых трав. Благодаря этому грибы получают от растений питательные

органические вещества, растения от грибов - воду с растворенными в ней солями. Некоторые

животные питаются грибами и даже лечатся ими.

При

проведении

наблюдений

и

опытов

перед

детьми

ставятся серьёзные проблемные

вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в исследователя.

Поиск ответов на вопросы учит детей искать источник информации, раскрывать причины

наблюдаемого явления, а полученные результаты позволяют младшему школьнику по-новому,

с неожиданной стороны взглянуть на привычные для него предметы и явления.

Так, например, для знакомства с функциями стебля был проведен опыт: передвижение веществ

по стеблю (на примере бальзамина).

Описание растения проводится по Г.Н. Солоненко «Познавательно о комнатных растениях».

Задачи опыта: формирование представления о стебле как об органе,

проводящем воду с

растворенными в ней веществами; воспитание бережного отношения к комнатным растениям..

Оборудование: стакан с подкрашенной чернилами водой, ветка бальзамина. 15 – 20 сантиметров.

Ход опыта:

В стакан с подкрашенной водой ставим черенок бальзамина, срезанный от хорошо развитого

растения. Через 10-15 минут учащиеся замечают подъем вверх по стеблю подкрашенной воды. В

дальнейшем они наблюдают переход этой воды в боковые побеги, черешки и жилки листовой

пластинки. Учитель отмечает, что вода движется вверх не по всему стеблю, а по особым путям –

сосудистым пучкам.

Вывод: ученики приходят к мнению, что передвижение воды вверх от корней к листьям идет по

особым путям. В заключении они рисуют черенки бальзамина до опыта и после.

Опыт вызывает у детей эмоциональный подъем. Им интересно проводить такие наблюдения. Они

соотносят результаты опыта с тем, что происходит с растениями в естественных условиях: по

стеблю (стволу) идет подъем воды с растворенными в ней минеральными солями.

Большое

значение

для

формирования

экологических

понятий

имеют

игры

экологического характера. Цель игр – познакомить детей с основными проблемами охраны

природы и путями их решения.

Игра как феномен культуры всегда занимала важное место в деятельности человека. Это,

прежде всего, касалось жизни ребенка. Игра для детей не только отдых и развлечение, но

и необходимый вид деятельности: без игры ребенок не может нормально расти, обучаться,

воспитываться и развиваться. Природа создала детские игры для всесторонней

подготовки к жизни. Всем наверняка знакомы эти игры - потребность растущего

организма. «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять, - советовал

А.С.Макаренко. - Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой

всю его жизнь».

Какие экологические игры выбрать для детей 6-10 лет? Их великое множество. Но в практике

начальной школы особенно часто используются дидактические, обучающие игры и несколько

реже

- ролевые. Они имеют большие потенциальные возможности для экологического

образования младших школьников.

Например: игра «Хоровод дружбы».

Многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой, например:

Дружат пчелка и цветок,

Дружат лист и лепесток,

Дружат реки и леса,

Дружат в хоре голоса.

(В. Викторов)

Продолжи

это

стихотворение

своими

примерами,

раскрывающими

дружеские

связи

различных живых существ и условий их существования.

Дружат ели и клесты,

Дружат…., дружат….

Но совершенно особая роль в воспитании экологической культуры во внеклассной

работе принадлежит экскурсиям

Дети всегда рады этому организованному выходу на природу, а я немного волнуюсь. Как

правильно организовать экскурсию, деятельность ребенка (сегодня эта форма обучения

школьников требует серьезных педагогических пересмотра) – вот вопросы, которыми

задаюсь.

Задолго стараюсь приучить детей к мысли, что они идут в гости к природе, в ее большой

дом, а потому они должны вести себя как гости, выполняя правила соответствующего

поведения.

Первое

это

соблюдение

тишины;

второе

терпение,

терпеливость;

третье

это

внимательность.

Именно

эти

качества

будут

способствовать

превращению

ребенка

в

маленького исследователя, открывателя природных тайн и закономерностей. Здесь, в

собственном доме животных и растений, он учится находить, открывать, сопоставлять,

понимать взаимосвязь всего живого на Земле.

Итак, важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить

невозможно. От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит

многое, в том числе и благополучие самого человека.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный

процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от того, насколько глубоко у

детей

будут

воспитаны

нравственные

отношения

к

природным

объектам,

желание

трудиться

на

пользу

природы.

Следовательно,

основная

задача

учителя

вводить

экологический материал на разных уроках, начиная с начальных классов.

Любовь

к

природе

великое

чувство.

Оно

помогает

человеку

стать

справедливее,

великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает,

кто умеет видеть её. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с

самого раннего детства. И в этом нас убеждают слова В.А.Сухомлинского:

«К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из

гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом

достучится чувство прекрасного, а может быть и простая человечность».

Мы, взрослые, в большинстве своём уже поняли, что уничтожать природу – это всё равно,

что рубить собственные корни. Наша задача – донести до ума и сердец малышей, что от

состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека.

Литература:

Аголарова П.И. Игры – соревнования в экологическом образовании школьников. //

Начальная школа. – 2007. - №12.

Алексахина Е.М., Долгачева В.С. Методические рекомендации к работе по

экологическому образованию и воспитанию младших школьников. – М., 1996.

Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея ценности в системе экологического образования

младших школьников. // Начальная школа. – 1999. - №1.

Ананьева С.Г., Шахмотова С.А. Экологический КВН. // Начальная школа. – 2007. - №2.

Анашина А.В. Они могут принести немало бед! // Начальная школа. – 2006. - №8.

Асадулина С.Ю. Викторина «Природа вокруг нас». // Начальная школа. – 2007. - №4.

Бабакова Т.А. Технология краеведения в экологическом образовании. // Экологическое

образование, 2001, №1.

Базулина И.В. Развитие экологической культуры под открытым небом. // Начальная

школа. – 2005. - №12.

Барышева Ю.А. Из опыта организации эколого-краеведческой работы. // Начальная

школа. – 1998. - №6.

Бобылева Л. Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников.//

Начальная школа.-2003.- №5.

Бобылева Л.А. Учебные пособия. Эколого-краеведческого содержания для младших

школьников. // Начальная школа. – 2001. - №6.

Богданец Т.П. Экологический подход при обучении начальному естествознанию. //

Начальная школа. – 2007. - №12.



В раздел образования