Автор: Егорова Мария Николаевна
Должность: учитель начальных классов, педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа им Е.Р.Дашковой с углубленным изучением отдельных предметов "
Населённый пункт: Калужская область, г.Кремёнки
Наименование материала: статья
Тема: Использование психодиагностических методик в психологическом консультировании
Раздел: начальное образование
Использование психодиагностических методик в психологическом
консультировании
В статье автором анализируется проблема использования
психодиагностических методик в психологическом консультировании.
Автором представлены результаты проведенного эмпирического
исследования и даны рекомендации для учителей начальных классов.
Ключевые слова: психодиагностические методики, психологическое
консультирование, начальная школа.
Современная психология является одной из тех наук, которая достигла
решения вопросов связанных с психическим здоровьем человека. Она
оказывает воздействие на деятельность человека через такие направления
работы
как:
психодиагностику,
психологическое
консультирование,
психокоррекцию,
психологические
тренинги.
В
свою
очередь
прослеживается
связь
между
психологическим
консультированием
и
психологической диагностикой. Это является фундаментом для решения
ситуаций, в которых человеку трудно принять решение самому. Поэтому
психологам, практикующим данный вид работы нужно уметь правильно
использовать психодиагностические методики, знать их особенности и
свойства при психологическом консультировании.
Цель исследования – изучить использование психодиагностических
методик в начальной школе.
База: МОУ «Средняя общеобразовательная школа имени Е. Р. Дашковой
с углубленным изучением отдельных предметов» г. Кременки
Жуковского района Калужской области. В исследовании принимали
учащиеся 2 класса, средний возраст – 8,5 лет, распределение по полу: 40 % –
девочек, 60 % – мальчиков.
Психодиагностика в консультировании представляет собой реальное
взаимодействие психолога-консультанта и клиента. Поэтому основными
методами являются наблюдение за поведением клиента и беседа с ним.
Правильность психологического заключения будет зависеть не только от
того, насколько удачно подобраны диагностические методики, но и от того,
как успешно личное взаимодействие психолога с клиентом.
Психологический диагноз должен быть поставлен с учётом задач и
полученных результатов. Поэтому нельзя считать достаточным раскрытие
психологических характеристик индивида с помощью специальных методик.
Проводимые методики должны рассматриваться в контексте целостного
процесса развития индивида, с учётом особенностей его онтогенеза,
определяющих его специфические трудности и проблемы.
Психодиагностические методы и методики применяются в разных
сферах
практической
деятельности
человека.
Часто
психодиагностику
применяют психологи, работающие в образовательных учреждениях, а также
в медицинских учреждениях, когда людям не хватает поддержки и
понимания.
Прежде всего, психодиагностика используется в целях оптимизации
обучения и воспитания. Она выступает как начальный этап и средство
решения практических задач, возникающих в дошкольных, образовательных
детских и высших учреждениях. Запросы к психологам, работающим в этой
сфере, могут сформулировать как воспитатели, педагоги, социальные
педагоги и работники, так и родители, сами учащиеся. В большинстве
случаев психолог может ставить перед собой практические задачи.
В ходе исследования был использован комплекс диагностических
методик.
Рассмотрим кратко полученные результаты.
Методика «Мозаика»
показала, что учащиеся способны сопереживать неудаче и готовы помочь
своему однокласснику справиться с проблемой( 50%) . Сначала мозаику
нужно было собрать одному ученику, но у него не получилось справиться с
поставленной задачей. Другим ребятам стало интересно, чем занимается их
одноклассник. И они решили ему помочь. Ребята за 10 минут собрали
мозаику и были очень рады. Учащиеся работали сообща, рассматривали
детали, крутили в руках, прикладывали к картинке(образцу) и смогли
получить готовую картинку. Во время работы учащиеся не ссорились. Они
были одной командой и поэтому быстро выполнили задание.
Методика «Капитан корабля» показала, что коммуникативные умения
детей развиты и у них нет проблем в общении. Лидерами в классе, являются
(31%) , то есть ученики, с которыми общаются все. У учащихся нет проблем
в общении и, следовательно, атмосфера в классе всегда стоит дружелюбная.
Большинство учащихся выбирало своих одноклассников в качестве гостей
корабля или своих родителей(65%). Кроме того, учащиеся объясняли, почему
они выбирают именно этого одноклассника. Например, по причине того, что
с ним будет не скучно в путешествии, что он сможет построить дом и найти
еду или просто потому, что они хорошие друзья. Незамеченным остался
один одноклассник ( 4%).По результатам диагностики было подсчитано, что
учащиеся относятся друг к другу дружелюбно и никого не оставят в классе.
В ходе проведенных диагностик проблем в коммуникативной сфере не
было отмечено. Учащиеся умеют общаться друг с другом, но для того, что не
возникало конфликтов и других неприятных ситуаций необходимо дать
определённые рекомендации в первую очередь родителям. Учителям следует
порекомендовать программы для развития навыков общения. Кроме этого
необходимо проводить игры, способствующие развитию навыков общения.
Если будет происходить комплексное взаимодействие семьи и школы, тогда
можно будет добиться успешных результатов.