Напоминание

Использование психодиагностических методик в психологическом консультировании


Автор: Егорова Мария Николаевна
Должность: учитель начальных классов, педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа им Е.Р.Дашковой с углубленным изучением отдельных предметов "
Населённый пункт: Калужская область, г.Кремёнки
Наименование материала: статья
Тема: Использование психодиагностических методик в психологическом консультировании
Раздел: начальное образование





Назад




Использование психодиагностических методик в психологическом

консультировании

В статье автором анализируется проблема использования

психодиагностических методик в психологическом консультировании.

Автором представлены результаты проведенного эмпирического

исследования и даны рекомендации для учителей начальных классов.

Ключевые слова: психодиагностические методики, психологическое

консультирование, начальная школа.

Современная психология является одной из тех наук, которая достигла

решения вопросов связанных с психическим здоровьем человека. Она

оказывает воздействие на деятельность человека через такие направления

работы

как:

психодиагностику,

психологическое

консультирование,

психокоррекцию,

психологические

тренинги.

В

свою

очередь

прослеживается

связь

между

психологическим

консультированием

и

психологической диагностикой. Это является фундаментом для решения

ситуаций, в которых человеку трудно принять решение самому. Поэтому

психологам, практикующим данный вид работы нужно уметь правильно

использовать психодиагностические методики, знать их особенности и

свойства при психологическом консультировании.

Цель исследования – изучить использование психодиагностических

методик в начальной школе.

База: МОУ «Средняя общеобразовательная школа имени Е. Р. Дашковой

с углубленным изучением отдельных предметов» г. Кременки

Жуковского района Калужской области. В исследовании принимали

учащиеся 2 класса, средний возраст – 8,5 лет, распределение по полу: 40 % –

девочек, 60 % – мальчиков.

Психодиагностика в консультировании представляет собой реальное

взаимодействие психолога-консультанта и клиента. Поэтому основными

методами являются наблюдение за поведением клиента и беседа с ним.

Правильность психологического заключения будет зависеть не только от

того, насколько удачно подобраны диагностические методики, но и от того,

как успешно личное взаимодействие психолога с клиентом.

Психологический диагноз должен быть поставлен с учётом задач и

полученных результатов. Поэтому нельзя считать достаточным раскрытие

психологических характеристик индивида с помощью специальных методик.

Проводимые методики должны рассматриваться в контексте целостного

процесса развития индивида, с учётом особенностей его онтогенеза,

определяющих его специфические трудности и проблемы.

Психодиагностические методы и методики применяются в разных

сферах

практической

деятельности

человека.

Часто

психодиагностику

применяют психологи, работающие в образовательных учреждениях, а также

в медицинских учреждениях, когда людям не хватает поддержки и

понимания.

Прежде всего, психодиагностика используется в целях оптимизации

обучения и воспитания. Она выступает как начальный этап и средство

решения практических задач, возникающих в дошкольных, образовательных

детских и высших учреждениях. Запросы к психологам, работающим в этой

сфере, могут сформулировать как воспитатели, педагоги, социальные

педагоги и работники, так и родители, сами учащиеся. В большинстве

случаев психолог может ставить перед собой практические задачи.

В ходе исследования был использован комплекс диагностических

методик.

Рассмотрим кратко полученные результаты.

Методика «Мозаика»

показала, что учащиеся способны сопереживать неудаче и готовы помочь

своему однокласснику справиться с проблемой( 50%) . Сначала мозаику

нужно было собрать одному ученику, но у него не получилось справиться с

поставленной задачей. Другим ребятам стало интересно, чем занимается их

одноклассник. И они решили ему помочь. Ребята за 10 минут собрали

мозаику и были очень рады. Учащиеся работали сообща, рассматривали

детали, крутили в руках, прикладывали к картинке(образцу) и смогли

получить готовую картинку. Во время работы учащиеся не ссорились. Они

были одной командой и поэтому быстро выполнили задание.

Методика «Капитан корабля» показала, что коммуникативные умения

детей развиты и у них нет проблем в общении. Лидерами в классе, являются

(31%) , то есть ученики, с которыми общаются все. У учащихся нет проблем

в общении и, следовательно, атмосфера в классе всегда стоит дружелюбная.

Большинство учащихся выбирало своих одноклассников в качестве гостей

корабля или своих родителей(65%). Кроме того, учащиеся объясняли, почему

они выбирают именно этого одноклассника. Например, по причине того, что

с ним будет не скучно в путешествии, что он сможет построить дом и найти

еду или просто потому, что они хорошие друзья. Незамеченным остался

один одноклассник ( 4%).По результатам диагностики было подсчитано, что

учащиеся относятся друг к другу дружелюбно и никого не оставят в классе.

В ходе проведенных диагностик проблем в коммуникативной сфере не

было отмечено. Учащиеся умеют общаться друг с другом, но для того, что не

возникало конфликтов и других неприятных ситуаций необходимо дать

определённые рекомендации в первую очередь родителям. Учителям следует

порекомендовать программы для развития навыков общения. Кроме этого

необходимо проводить игры, способствующие развитию навыков общения.

Если будет происходить комплексное взаимодействие семьи и школы, тогда

можно будет добиться успешных результатов.



В раздел образования