Напоминание

"Нетрадиционные техники рисование"


Автор: Анкудинова Надежда Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ИРМО "Детский сад Луговое"
Населённый пункт: Луговое
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные техники рисование"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка по теме:

Мастер – класс для воспитателей ДОУ

Мастер класс для родителей -

Тема: «Нетрадиционные техники рисования»

Актуальность выбранной темы мастер-класса для педагогов:

На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей,

которое необходимо для успешного обучения в школе; расширить знания

педагогов

в

вопросах

об

использовании

нетрадиционных

техник

в

изобразительной деятельности детей.

Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, и

творчества,

проявлению

самостоятельности,

инициативы,

выражения

индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в

одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую

технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть

чувство

страха

перед

неудачами

в

изобразительной

деятельности.

Они

помогают детям чувствовать себя свободными, раскрепоститься, ощутить

незабываемые положительные эмоции, вселить уверенность в своих сила.

В изобразительной деятельности с использованием нетрадиционные техники,

у

детей

развивается

исследовательская

деятельность,

фантазия,

память,

эстетический вкус, творчество, воображение, самостоятельность.

Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от

окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных

средств и материалов.

Чем

разнообразнее

будут

условия,

в

которых

протекает

изобразительная

деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а

также

материалы,

с

которыми

они

действуют,

тем

интенсивнее

станут

развираться детские художественные и творческие способности.

Цель:

Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования

на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного

возраста.

Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих

способностей через творческие задания с использованием в работе

интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.

Задачи:

-Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике

несколько нетрадиционных методов в рисовании.

-Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения

предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической

теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начаться уже в

дошкольном возрасте.

Одна из задач обучения рисованию в детском саду – научить детей

изображению предметов и явлений как средству образного отражения

жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые

представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая

рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением

изображаемого предмета и оценивает их. Представления, нужные для

рисования, образуются в процессе восприятия. Исследования Н. П.

Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу

восприятия предмета, его обследованию. Однако для того чтобы нарисовать

тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме,

цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в

графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки

задаче изображения.

Еще в 80-х годах Т.С. Комарова, изучая и анализируя детские рисунки,

констатировала, что обучению технике рисования в дошкольных

учреждениях уделяется мало внимания. "Дети не умеют правильно держать

инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными

способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают

неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает

чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению.

Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов

рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при

решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке

задуманное".

В 90-е годы XX века отмечается большой интерес со стороны педагогов к

использованию разнообразных изобразительных техник. Это обстоятельство

объясняется тем, что именно в это время активно изменяется система

образования в России, идет поиск эффективных путей, средств, методов

развития детского изобразительного творчества, появляются новые

вариативные педагогические программы и технологии.

В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему

художественного развития и условия формирования художественных

способностей, смена детских поколений и их предпочтений, появление новых

художественных приемов и техник. В связи с этим должны измениться и

методы работы педагогов области изобразительной деятельности с

дошкольниками.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств

развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство

нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда

изображение получается не в результате использования специальных

изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем

неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по

результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной

деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого,

нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей,

что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт,

освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной

позиции "творца".

Задачи активизации творческих способностей детей подводит педагогов к

необходимости поиска новых способов художественного выражения. Однако,

на сегодняшний день многие специалисты, несмотря на большое количество

методической литературы по нетрадиционным техникам рисования,

огромного выбора разнообразных изобразительных материалов,

недостаточно используют нетрадиционные техники изобразительной

деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, возникает противоречие между большими возможностями

использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческих

способностей детей старшего дошкольного возраста и недостающим

использованием их в практике работы дошкольного образовательного

учреждения по развитию творческих способностей.

На основе противоречия можно обозначить проблему, какие условия нужно

создать для достаточного использования нетрадиционных техник рисования в

практике работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию

творческих способностей.

Мастер-класс для родителей

Актуальность мастер-класса:

На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей,

которое необходимо для успешного обучения в школе.

В процессе работе, у детей формируется мыслительные операции (анализ,

синтез, сравнения, и др.,) навыки работы в коллективе, умение согласовывать

свои действия с действиями сверстников

Цель мастер-класса: повысить мотивацию родителей дошкольников к

использованию нетрадиционных техник рисования в развитии творческих

способностей детей, познакомить родителей с приемами и способами

изображения.

Задачи:

- Дать родителям представление о программе нетрадиционного рисования с

детьми, реализуемой в детском саду.

-Раскрыть значение нетрадиционных приемов изобразительной деятельности

в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления

и творческой активности.

-Сформировать у родителей интерес к деятельности детей на занятиях по

рисованию.

-Дать возможность родителям проявить свое художественное творчество,

используя в своей работе понравившиеся изобразительные средства.

Консультация для родителей « нетрадиционные техники рисование»

“Каждый

ребенок

художник.

Трудность

в

том,

чтобы

остаться

художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и

эмоционального

благополучия

детей.

А

поскольку

рисование

является

источником

хорошего

настроения

ребенка,

то

следует

поддерживать

и

развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Рисование

необычными

материалами

и

оригинальными

техниками

позволяет

детям

ощутить

незабываемые

положительные

эмоции.

Чтобы

привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию

начиная

с

младшего

дошкольного

возраста,

можно

использовать

нетрадиционные

способы

изображения.

Нетрадиционное

рисование

доставляет

детям

множество

положительных

эмоций,

раскрывает

возможность

использования

хорошо

знакомых

им

предметов

в

качестве

художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой

или скомканной бумагой?

Рисовать можно чем угодно, и на чем угодно! Лежа на полу, под столом,

на

столе…

На

листочке

дерева,

на

газете…

Доступность

использования

нетрадиционных

техник

определяется

возрастными

особенностями

дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с

таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывками бумаги и т. п.

Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время

что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное

дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации

требуют

наличия

именно

этих

качеств.

Поэтому

в

детских

дошкольных

учреждениях

необходимо

достаточно

много

уделять

внимания

фантазированию,

развитию

нестандартного

видения

мира,

творческому

решению задач.

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с

раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает

овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной.

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе

изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.

Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно

позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире,

развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о

цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется

наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции,

художественный вкус, творческие способности, умение доступными

средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием

развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях

искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям

постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики,

скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов.

Художники в своём творчестве используют различные материалы:

разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в

детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь,

акварель), тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными

материалами в соотношении с их средствами выразительности.

Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и

оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые

положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат

практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По

эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует,

повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность,

характер, индивидуальность.

Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному

герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные

состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в

изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но

этому можно и научить.

Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от

нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует

помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием

ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется

«инфантильная восторженность».

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к

рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать

нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование

доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает

возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве

художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в

группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается

выставкой детских рисунков.

Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома?

Кляксография, рисование манкой, рисование солью, рисование пальцами.

Мыльными пузырями, разбрызгиванием т.д. Разве вам неинтересно узнать,

что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?

Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на

столе. На листочке дерева, на газете. Разнообразие материалов ставит новые

задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и

мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект –«Я». Ничем

незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – всё это

моё!».

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше

понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед

рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и

получится красиво.

Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание

их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при

отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную

деятельность более привлекательной, интересной, а по мере овладения

разными материалами у детей формируется своя манера изображения.

Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – рисование

солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями,

но и весьма удобна в обращении.

Любят дети рисовать и…мыльными пузырями. Рисовать можно способом

выдувания.

А ведь можно рисовать и зубной щёткой, и ватой, и пальцем, ладонью,

тампоном, мятой бумагой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги,

печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, помадой,

ступнями…

Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества,

удивления и единения с вашими детьми.

Рисовальное искусство обладает многообразием техник и их нужно

использовать в работе с детьми. Использование различных материалов

обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных

возможностей, сделает рисунки детей более интересными, повысит

эстетическую сторону рисунка.

Предлагаю вам несколько вариантов нетрадиционной техники

рисования, которые Вы можете использовать дома со своим

ребенком.

Рисование мыльными пузырями.

Способ рисования:

Вариант № 1. В несколько ёмкостей с жидким мылом (1 ч. ложка воды к 1 ст. ложке мыла)

добавить разную краску (5 ст. ложек на одну порцию), дуть в трубочку до образования

мыльных пузырей и обмакнуть лист бумаги о них. Получится воздушно - сказочное

изображение.

Вариант № 2. За день до предлагаемого занятия необходимо смешать 80 мл.темперной

краски и 80 мл. средства для мытья посуды в лотке ёмкостью 1 литр, помешивая добавить

воды до краёв лотка. Таким способом развести 2-3 краски разного цвета. Отстоять смеси

12-14 часов. Для того, чтобы пузыри получились крупные и долго не лопались необходимо

добавить несколько ложек сахара. С помощью соломинки подуйте в раствор, чтоб

получились пузырьки. Аккуратно надавите бумагой на пузырьки, которые лопнут и

оставят след. Повторить процедуру с каждым цветом.

Примерные темы для использования техники: “Открытка маме”, “Лоскутный коврик”,

“Смешарики” и т.д.

Рисование крупными бусинами.

Способ рисования: на дне упаковки фиксируется лист картона и на нём крепится

силуэтное изображение. После крупные бусины делятся и обмакиваются в 4-5 ёмкостях с

разной разведённой краской и выкладываются по краям картона. Упаковка закрывается и

хаотично встряхивается. Далее аккуратно извлекается картон и освобождается от

силуэтной вставки.

Примерные темы для использования техники: “Паутинка”, “Вьюга”, “Салюты” и т.д.

Метод «ТЫЧКА» (рисование жесткой полусухой кистью)

Материалы: Альбомный лист бумаги, простой карандаш, гуашь, жесткие и мягкие

кисточки, баночка с водой, тряпочка.

Рисуем простым карандашом контурное изображение животного (детям старшего возраста

контуры животных можно не намечать).

На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа

кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки", располагая их

внутри и по краям силуэта животного.

Когда краска подсохнет, нарисуем животному кончиком мягкой кисточки глаза, нос, рот,

усы и другие характерные детали.

Варианты работ: тычком жесткой полусухой кисти можно рисовать котенка, собаку,

овечку, козу, ежа, гриву льва, снеговика, снег, елку, сосну, лес, солнце, цветы (одуванчики,

подсолнухи) и многое другое.

Монотипия

С помощью предметной монотипии можно изобразить необычным способом

симметричный предмет (бабочку, жука, цветок). Пейзажная монотипия открывает

возможность рисовать природу и получать оттиск в зеркальном отображении (как в воде).

Отпечаток получается только один. Отсюда и название - монотипия (от греческого monos -

один, единый и tupos - отпечаток). С помощью рисования техникой «монотипия» -

получаются идеально симметричные предметы или великолепные пейзажи.

Материал: лист альбомной бумаги, гуашь, широкая и тонкая кисточки, баночка с водой,

палитра, тряпочка.

Ход работы:

1. Лист бумаги складываем пополам по вертикали, чтобы появилась линия сгиба и,

разворачиваем.

2. На правой половине листа рисуем правую половину бабочки.

3. Затем левую половину листа смачиваем водой при помощи широкой кисти, лист опять

складывается по линии сгиба, прижимаем для получения отпечатка.

4. На развернутом листе появляется целая бабочка.

Варианты работ. Предметной монотипией можно изобразить ската, жука, паука,

осьминога, цветок в горшке, мячик, солнце и другие симметричные предметы.

Диатипия

Техника диатипии (от греческого dia - сквозь, через) – считается разновидностью

монотипии, но есть и существенные различия.

Техника необычна тем, что выполняется рисунок на органическом стекле, а изображение

остается на мокром от воды листе бумаги. Отсюда и второе название "водяная печать". На

той стороне, которая была прижата к стеклу или картону, получится оттиск – выпуклый

зеркальный рисунок с интересной фактурой и цветным фоном.

Материал: глянцевый картон (или органическое стекло), тонкий лист бумаги, гуашь,

широкая кисточка, простой карандаш или просто заостренная палочка, баночка с водой,

тряпочка.

Ход работы:

1. На глянцевый картон или оргстекло наносим толстой кистью морской пейзаж – море и

небо.

2. Намочив лист бумаги, кладем его сверху на изображение, слегка прижав лист к

картону.

3. Простым карандашом на обратной стороне листа делим море и небо горизонтальной

линией, в центре рисуем и закрашиваем небольшой парусник, скалы, вверху – солнце,

облака.

4. Осторожно снимаем тонкий лист с картона, у вас получается отпечатанное море с

выпуклыми скалами, парусником и небо с солнцем и облаками.

Тиснение

Тиснение – это очень увлекательное занятие. Однообразно заштриховывая лист бумаги,

вдруг обнаруживаем, что на нём постепенно проступают рифленые поверхности.

Материал: лист тонкой бумаги, монетка или выпуклое изображение динозавра, простой

карандаш.

Ход работы:

1. Кладем лист бумаги на монетку.

2. Простым карандашом заштриховываем выступающую над монеткой часть бумаги, пока

не появится вся рифленая поверхность.

Обрывной

При изготовлении аппликации этим способом ножницы не нужны. Цветная бумага

обрывается по намеченному контуру, образуя детали с неровными «мохнатыми» краями.

Детали смазываются клеем и наклеиваются на основу. Эта техника подойдет для передачи

пушистой, объемной и мягкой фактуры предмета.

Материал: картинка-основа; цветная бумага; самодельный клейстер (или клей ПВА);

поролоновый тампон (или жесткая кисточка для клея); клеенка-подкладка.

Ход работы:

1. На листе гуашью разных цветов крупно рисуем любой предмет, например, гриб.

2. Когда гуашь подсохнет, покроем весь лист черной тушью (последняя сохнет быстро,

если ее слой не слишком толст).

3. Промоем высохший рисунок под струей воды. При этом тушь, нанесенная поверх

красок, смоется почти полностью , а та часть листа, которая покрыта только тушью,

останется черной.

Рисование ватной палочкой

Получающиеся картинки, нарисованные точками, похожи на древние фрески. Оформив

рисунок ребенка рамкой, вы можете украсить его комнату картиной «собственного

производства».

Материал: половина альбомного листа, простой карандаш, ватные палочки, гуашь (или

акриловые краски), баночка с водой, тряпочка.

Ход работы

1. Простым карандашом намечаем контуры крупного предмета, например бабочки.

2. Затем на кончик ватной палочки набираем гуашь определенного цвета и рисуем по

контуру силуэта бабочки, чтобы получались точки. Для того, чтобы сменить цвет,

приготовьте чистую ватную палочку.

3. Из точек на крыльях бабочки составляем различные узоры: цветы, разноцветные

полоски, геометрические формы и т.д.

Отпечатки листьев

Осенью так и хочется набрать красивых опавших листьев и принести их домой. Листья

можно засушить, но тогда они станут ломкими. Для данной техники рисования нужно

использовать свежесобранные листья. Ребенок может сделать отпечатки листьев с разных

деревьев. И все они будут выглядеть как настоящие.

Материал: альбомный лист, опавшие листья с разных деревьев, гуашь, широкая кисть,

баночка с водой, клеенка (подложить под раскрашиваемые листья).

Ход работы.

1. Берем листик клена, кладем его гладкой стороной на клеенку и обильно закрашиваем

изнаночную сторону листика гуашью такого же цвета.

2. Пока гуашь не засохла, листочек прикладываем окрашенной стороной к чистому листу

бумаги и плотно прижимаем, чтобы он отпечатался целиком. Следите, чтобы ребенок не

двигал прижатый листик.

3. Затем листик убираем, а отпечаток, при необходимости, прокрашиваем в не

пропечатанных местах.

Силуэтный

Перед тем, как научить ребенка обводить силуэты карандашом, познакомьте его с другим

увлекательным способом передачи контуров предмета – тампонированием. Это намного

легче и впечатлительнее! Получается, как фокус. Поднимаешь шаблон и видишь на бумаге

пушистый, легкий, воздушный, прозрачный контур, а дальше остается довести его до

задуманного образа.

Материал: альбомный лист, вырезанный из картона силуэт медвежонка, мисочка со

штемпельной подушечкой, пропитанная гуашью, поролоновый тампон (или тампон из

марли), гуашь, кисточка, баночка с водой, тряпочка.

Ход работы:

1. Прикладываем силуэт к листу бумаги придерживаем его левой рукой.

2. В правой руке – поролоновый тампон. Набираем на него гуашь и методом «тычка»

легкими прикосновениями тампона обводим силуэт по контуру.

3. Осторожно убираем шаблон и получаем на бумаге четкий и ясный силуэт медвежонка.

4. Тонкой кисточкой оформляем медведю мордочку, дорисовываем мелкие детали.

Мокрые картинки

Материал: лист бумаги для акварели; акварельные краски; широкие и тонкие мягкие

кисточки; баночка с водой; тряпочка.

Ход работы

1. Широкой кистью на лист бумаги нанесем много воды.

2. Ребенок на тонкую кисточку набирает акварельную краску и дотрагивается ею до листа

бумаги в нескольких местах. Точка начинает расползаться.

3. Свободные места заполняются растекающимися точками других цветов.

4. Вместе с ребенком подумайте, что напоминает его картина. Дайте название детской

работе.

Бумажные комочки

Материал: картинка-основа с нанесенным контуром предмета; цветная бумага;

самодельный клейстер (или клей ПВА); поролоновый тампон (или жесткая кисточка для

клея); клеенка - подкладка.

Ход работы и варианты работ:

1 прием. На большой комочек с помощью кисточки или поролонового тампона наносится

клей или сам комочек опускается в блюдечко с клеем и наклеивается на основу. Большой

комочек может выступать как готовый предмет (облако, сугроб снега, снежный комок,

яблоко, помпон на шапке и т.п.) или, как деталь предмета, например, туловище

медвежонка, цыпленка, зайчонка, паука, снеговика и т.п. Из больших комочков бумаги

можно даже делать объемные поделки.

2 прием. Наклеивать маленькие комочки можно двумя способами. С маленькими детьми

клей наносится на картонную основу и засыпается бумажными шариками. С более

старшими детьми, когда требуется сделать более аккуратную работу - каждый комочек

смазывается клеем при помощи кисточки или пальчика. Аппликация из маленьких

шариков обыгрывается, как ягоды рябины, цветочки на лугу, украшения для матрешки или

клоуна, орешки на дереве, конфетки в вазе, звезды на небе, падающий снег или дождь,

бусинки для бус, панцирь черепахи, шляпка гриба, шерсть верблюда, барашка, пуделя,

зайчонка, белки, колючки ежика и т.д.

3 прием. Можно не скатывать кусочки салфеток или бумаги в шарики, а просто слегка

смять, придав им определенную форму – например, листика с дерева, лепестка от

цветочка, крылышка бабочки и т.д.

Мозаика из кусочков бумаги

Материал: фон-основа с нанесенным контуром предмета; цветная бумага; самодельный

клейстер (или клей ПВА); жесткая кисточка для клея; клеенка-подкладка.

Варианты работ

1 приём. Наклеивать на сюжетную основу можно кусочки бумаги в виде падающих

листьев или снежинок, капелек дождя, семечек, гороха или зернышек для птичек, корма

для рыбок, звездочек на небе, рыбок в речке, цветочков в поле и т.п.

2 приём. Наклеивать внутри контура можно пятнышки на жирафе, точки на спинке

божьей коровки, украшения на свитере, игрушки на новогоднюю елку, яблоки на яблоне и

т.п.

3 приём. Кусочками бумаги можно полностью выложить контурное изображение любого

предмета – яблока, цветочка, домика, бабочки, змеи и т.д. Но такие кропотливые задания

можно предлагать детям только 4-7 лет.

Кроме того, существуют такие техники рисования, как пальчиками и ладошками.

Серии занятий с детьми.

Задачи

Обучить детей нетрадиционной технике рисования. Помочь детям освоить

новый способ спонтанного рисования.

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в

окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

Развивать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с

изобразительным материалом.

Воспитывать инициативу, интерес, навыки сотрудничества. Поощрять и

поддерживать личностное творческое начало.

Цель

Доставить детям радость, уверенность в своих силах через развлекательный

досуг, посвященный изобразительно – художественному искусству.

Расширять знания детей о видах и жанрах изобразительного искусства, их

особенностях.

Развивать, совершенствовать, закреплять полученные навыки и умения

изобразительного, декоративного и оформительского творчества.

Воспитывать художественное восприятие детьми произведений искусства.

Предварительная работа

Ознакомление детей с жанрами живописи, с приемами рисования в

традиционной и нетрадиционной форме на занятиях в течение учебного года

и вне занятий

Методы и приемы

Словесный метод

Беседа, чтение рассказов загадок, художественное слово, использование

образцов педагога, физкультминутки.

Информационно – рецептивные методы

Рассматривание картин, иллюстраций, наблюдения, экскурсии, образец

воспитателя, показ воспитателя, объяснения.

Исследовательский метод

Направлен не только на самостоятельность, но и на развитие фантазии и

творчества. Здесь ребенок выполняет не какую – либо часть, а всю работу

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

-Способствует снятию детских страхов

-Развивает уверенность в своих силах

- Развивает пространственное мышление

- Учит детей свободно выражать свой замысел

-Побуждает детей к творческим поискам и решениям

-Учит детей работать с разнообразным материалом

-Развивает чувство композиции, ритма ,колорита ,цветовосприятия,

чувство фактурности и объемности

-Развивает мелкую моторику рук

-Развивает творческие способности воображение и полет

фантазии -Во время работы дети получают эстетическое

удовольствие

Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и

разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и

видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или

моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень

полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не

принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему

этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться

целый сюжет.

Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги.

Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только

стандарт). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не

мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты,

т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы

или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию.

Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы

получился один сюжет.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы:

жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный

силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения

изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге,

держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом

заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация

фактурности пушистой или колючей поверхности.

Метод монотипии.

Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно.

Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если

кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом

на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или

спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу

же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на

белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают.

Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда

на бумаге.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных

материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и

зрительного восприятия;

Внимания и усидчивости;

Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического

восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются

навыки контроля и самоконтроля.

Известно, что немаловажную роль в развитии психических процессов играет

ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте

является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный

процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и

нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному

искусству, вызывает интерес к рисованию.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий

для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются

наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус,

творческие способности.

Мой опыт работы с детьми позволяет отметить, что именно нетрадиционные

техники рисования создают на занятиях атмосферу непринужденности,

открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность,

создают эмоционально положительное отношение к деятельности.

Используем разные техники и приемы нетрадиционного рисования:

рисование пальчиками рук; ладошками; рисование тычком; свеча + акварель;

отпечатки листьев; набрызги (с помощью зубной щетки);кляксография;

оттиск поролоном; монотипия.

Нетрадиционные техники и приемы рисования благотворно влияют на

состояние детей, а также развивают их творчество. Дети изображают свое

мастерство свободно, ярко, неповторимо. Каждый ребенок незаметно для

себя старается наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Использование

в художественном творчестве поролона и зубной щетки у ребят позволяет

проявить интерес к данной работе, а рисование пальчиками и ладошкой

вызывает бурный восторг. Такой подход к организации изобразительной

деятельности восхищает детей.

Из практической деятельности замечено, что те детки, которые хоть один раз

поработали с нетрадиционными приемами рисования, никогда уже не

расстаются с ними. Нетрадиционное рисование играет важную роль в

развитии ребенка.



В раздел образования