Автор: Баранина Алёна Игоревна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ ТО "Тульский колледж строительства и отраслевых технологий"
Населённый пункт: г.Тула
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности эмоционально-личностной сферы подростка: научный анализ
Раздел: среднее профессиональное
Особенности эмоционально-личностной сферы
подростков: научный анализ
Аннотация: в статье рассматривается проблема подросткового возраста,
изменение эмоциональной сферы, влияние родителей на формирование
личности подростка.
Ключевые слова: эмоции, подростки, условия развития эмоционально-
личностной сферы.
Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни
человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными
нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы.
Подростковый
возраст
является
наиболее
сложным
возрастным
периодом, для которого характерны: отдаление подростков от взрослых
(родителей и учителей), отсутствие взаимопонимания с ними, невозможность
преодолеть протестное, а порой и открыто агрессивное поведение подростков.
Исследователи
считают,
что
причины
развития
внутриличностных
конфликтов подросткового возраста и, как следствие, внешних конфликтов
следует искать вокруг личностных новообразований этого периода. Одним из
таких главных личностных новообразований, направляющих развитие личности
подростка, является развитие «чувства взрослости».
Проблемами подросткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.И.
Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, М. Кае, А. Фрейд.
Подростковый возраст характеризуется ими как переходный, сложный,
трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности
человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется характер,
закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные
представления.
У
подростка
возможны
следующие
проявления
в
поведении:
неусидчивость, частая смена настроения, депрессия, плохая концентрация
внимания, импульсивность, раздражительность, тревога, агрессия и проблемное
поведение. Важное влияние на развитие подростка оказывает среда и, прежде
всего, социальное окружение.
Эмоции подростков в значительной мере связаны с общением. Поэтому
личностно-значимые отношения к другим людям определяют, как содержание,
так и характер эмоциональных реакций. При этом, как отмечает В. Н.
Куницына (1973), недостаток опыта переживания эмоций в новой ведущей
деятельности (учебе) и опыта общения приводят к тому, что подросток в
основание своего эмоционального эталона кладет не общее, повторяющееся в
разных людях, а индивидуальные особенности конкретного подразумеваемого
человека. Сохраняется у подростков и отрицательное отношение к себе. В
результате для школьников этого возраста характерна предрасположенность к
отрицательным эмоциям и рассогласованность в мотивационной сфере.В. Г.
Казанская считает, что для подростков характерно «застревание» на своих
эмоциях, как положительных, так и отрицательных.
В подростковом возрасте эмоциональная сфера претерпевает некоторые
изменения. С возрастом дети научаются лучше дифференцировать эмоции,
границы
«эмоциональных»
понятий
становятся
точнее.
У
подростков
зафиксировано значительное расширение словаря эмоций по мере взросления и
увеличение числа параметров, по которым различаются эмоции. Подростки
реагируют на различные проявления окружающего мира более интенсивно, чем
взрослые и дети. Диаметрально противоположные эмоциональные состояния у
подростков могут быстро сменять друг друга. Всплеск в эмоциональной жизни
подростков психологи обосновывают попеременной активацией нервных
процессов возбуждения и торможения. В подростковом возрасте нарастает
общее возбуждение, а процессы торможения — ослабевают. Однако подростки
имеют
склонность
к
сокрытию
большей
части
своих
эмоциональных
переживаний. Кроме того, подросткам свойственна амбивалентность чувств и
эмоций по отношению к одному предмету.
У детей этого возраста очень ярко выражено стремление подбирать
аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения, за счет
поведения необходимого, требуемого. Иначе говоря, у подростков сильные
эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение. Родители
и учителя оказывают влияние на формирование личности подростка.
Поэтому, в этот трудный для подростка период важна поддержка и
понимание со стороны взрослых. Требуется перестраивать взаимоотношения с
ним так, чтобы он мог продолжать гармонично развиваться. Эти отношения
необходимо строить на основе личности подростка, так как оно даст
возможность предвидеть, как он поступит в той или иной ситуации, оно
поможет установить подлинные причины тех или иных особенностей, и
подскажет, что можно ожидать от него в будущем. Взрослые в результате
такого изучения могут вполне обоснованно и правильно установить, в каком
направлении
надо
вести
воспитательную
работу
по
дальнейшему
формированию личности каждого школьника, какие стороны и черты личности
школьника надо укреплять, развивать, формировать. Главнейшая задача
учителя - направить активность каждого подростка в нужном направлении, на
познание
других
людей,
на
общественно-полезную
деятельность,
на
саморазвитие и самовоспитание.
Проблема развития эмоционально-личностной сферы у подростков в
настоящее время продолжает оставаться актуальной.
Эмоциональная сфера
человека в процессе развития переживает несколько стадий. Начиная от
младенчества,
до
взрослого
состояния
эмоциональная
сфера
постоянно
совершенствуется и достигает самых высоких порогов чувствительности.
Особенно это можно отметить при воспитании подростка. Если в более
младшем
возрасте
эмоциональное
состояние
ребенка
зависимо
от
удовлетворения своих потребностей и оценки взрослого, то в этот период
развития
и
становления
личности
подросток
начинает
самостоятельно
контролировать свои эмоции.
Список использованной литературы:
1.
Гамезо, М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и
педагогическая
психология:
учеб.
пособие
для
студентов
всех
специальностей педагогических вузов. - М. : Педагогическое общество
России, 2013. - 512с.
2.
Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. — СПб.:
Питер, 2015 г. — 177 с
3.
Круглова
Т.
Е.
Особенности
эмоциональной
сферы
подростков с разной успеваемостью // Молодой ученый. — 2017. — №9.
— С. 281-284.
4.
Колесов Д.П. Современный подросток. Взросление и пол.:
Учебное пособие. / Д.П. Колесов. — М.: МПСИ Флинта,. 2013.