Автор: Смирнова Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №64
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста в условиях рефлексивно-сотворческого взаимодествия
Тема: Формирование межличностных отношений
Раздел: начальное образование
Межличностные
отношения
является
основой
взаимодействия
индивида
с
обществом.
В
настоящее
время
сформированность
межличностных отношений влияет не только на качества личности, но также
является залогом успешности, входя в такое понятие как softskiils,
определяет межличностные отношения как грамотный уровень не только
коммуникации, но взаимодействия в принципе.
Формирование
межличностных
отношений
в
начальной
школе
обусловлено не только характером возрастных изменений, но и социальными
потребностями, культурой. Младший школьник создает под влиянием новых
отношений
взаимоотношения
с
учителями
и
сверстниками,
которые
присоединяются к новому коллективу, в новых условиях взаимодействия.
Эти межличностные отношения играют важную роль в удовлетворении
основных потребностей ребенка: эмоциональная связь, безопасность и
желание быть личностью.
Межличностные отношения являются важным компонентом в развитии
личности ребенка. Анализ психолого-педагогической литературы показал,
что
межличностные
отношения
оказывают
большое
влияние
на
формирование
личности
ребенка,
выступая
как
система
социальных
отношений и взаимодействий, оказывает значительное влияние на процесс
социализации и персонализации, влияя не только на личность ребенка, но и
на структуру его деятельности.
Межличностные отношения представляют собой не только характер и
способ взаимодействия между людьми, но также являются способом
достижения взаимопонимания и оценки, проявляясь в системе установок,
ориентаций и ожиданий.
Необходимость формирования межличностных отношений младших
школьников является важной психолого-педагогической задачей, так как от
характера данных взаимоотношений зависит не только психологический
климат школьного коллектива, но и система восприятий окружающего мира
самого ребенка. Формируя позитивные межличностные взаимоотношения,
мы
даем
возможность
детям
развиваться
в
совместном
творчестве,
рефлексивной поликультурной среде.
Основами
межличностного
взаимодействия
является
навыки
сотрудничества, в основе которых заложено решение задач путем группового
взаимодействия.
Рефлексивно-сотворческое
взаимодействие
является
актуальным
способом
решения
задач
формирования
межличностных
взаимоотношений, включая в себя как развитие личностной рефлексии,
проявляющейся в анализе собственных поступков и поведения, так и
кооперативной рефлексии, в направленные на совместное решение задач.
Рефлексивно-сотворческое
взаимодействие
представляет
собой
процесс развития личностных компетенций через призму рефлепрактик,
основанных
на
взаимоотношениях
и
контактах
в
классе,
которые
способствуют
понимаю
и
осознанию
детьми
друг
друга,
способов
взаимодействия, взаимного роста и поиска оптимальных путей решения в
затруднительных ситуациях.
Влияние
рефлексивно-сотворческих
технологий
на
личностные
качества
коммуникативной
направленности
личности,
а
также
социометрические данные группы в условиях рефлексивно-сотворческого
взаимодействия
позволяют
сделать
важные
выводы
об
особенностях
формирования
межличностных
отношений
младших
школьников.
Межличностные отношения младших школьников влияют не только на
эмоциональное состояние ребенка, но и на положительное психологическое
состояние детского сообщества в целом, позволяя наблюдать положительную
динамику межличностных связей и направленности общения.
Выбор форм, средств, методов и приемов работы педагога современной
школы – задача, определяющая критерии успеха в вопросе межличностных
отношений младших школьников. Рефлексивно-сотворческие технологии
являются
средством
достижения
поставленных
целей
в
развитии
гармоничной личности, способной устанавливать прочные межличностные
связи.
В психолого-педагогической литературе – рефлексивно-сотворческие
технологии не просто средства, инструмент пробуждающий интерес ребенка
к
совместной
творческой
деятельности,
катализатор
успешных
взаимоотношений ребенка с социумом.
Нами была разработана и апробирована программа рефлексивно-
сотворческого
взаимодействия,
с
основе
которой
лежит
метод
культурного аналога, по аналогии с книгой известного писателя Р.
Киплинга
«Книга
джунглей».
В
ходе
разработки
стимульного
материала для проведения рефлепрактики нами так же использовались
видео
материалы
мультфильма
«Маугли»
для
более
наглядной
характеристики героев и привлечения внимания детей.
В нашем исследовании приняли участие 52 обучающихся ГБОУ Школа
№64. На констатирующем этапе работы был выявлен недостаточный уровень
сформированности
коммуникативной
направленности
личности
и
межличностных отношений. На этапе формирующего эксперимента была
проведена работа в условиях рефлексивно-сотворческой среды.
По результатам контрольного этапа было выявлено, что применение
рефлексивно-сотворческих практик способствует качественному изменению
социометрической
картины
класса,
что
позволяет
любому
ребенку
независимо от статуса, включиться в продуктивную совместную работу, что
способствует
расширению
представлений
о
нормах
и
правилах
межличностного общения, преобладанию положительных эмоций, а также
развитию коммуникативных навыков индивида.
Сравнительный качественный и количественный анализ результатов
эксперимента свидетельствуют о продуктивности разработанной программы
и
эффективности
использования
рефлексивно-сотворческих
практик
в
формировании межличностных отношений обучающихся начальной школы.