Напоминание

Формирование межличностных отношений


Автор: Смирнова Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №64
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста в условиях рефлексивно-сотворческого взаимодествия
Тема: Формирование межличностных отношений
Раздел: начальное образование





Назад




Межличностные

отношения

является

основой

взаимодействия

индивида

с

обществом.

В

настоящее

время

сформированность

межличностных отношений влияет не только на качества личности, но также

является залогом успешности, входя в такое понятие как softskiils,

определяет межличностные отношения как грамотный уровень не только

коммуникации, но взаимодействия в принципе.

Формирование

межличностных

отношений

в

начальной

школе

обусловлено не только характером возрастных изменений, но и социальными

потребностями, культурой. Младший школьник создает под влиянием новых

отношений

взаимоотношения

с

учителями

и

сверстниками,

которые

присоединяются к новому коллективу, в новых условиях взаимодействия.

Эти межличностные отношения играют важную роль в удовлетворении

основных потребностей ребенка: эмоциональная связь, безопасность и

желание быть личностью.

Межличностные отношения являются важным компонентом в развитии

личности ребенка. Анализ психолого-педагогической литературы показал,

что

межличностные

отношения

оказывают

большое

влияние

на

формирование

личности

ребенка,

выступая

как

система

социальных

отношений и взаимодействий, оказывает значительное влияние на процесс

социализации и персонализации, влияя не только на личность ребенка, но и

на структуру его деятельности.

Межличностные отношения представляют собой не только характер и

способ взаимодействия между людьми, но также являются способом

достижения взаимопонимания и оценки, проявляясь в системе установок,

ориентаций и ожиданий.

Необходимость формирования межличностных отношений младших

школьников является важной психолого-педагогической задачей, так как от

характера данных взаимоотношений зависит не только психологический

климат школьного коллектива, но и система восприятий окружающего мира

самого ребенка. Формируя позитивные межличностные взаимоотношения,

мы

даем

возможность

детям

развиваться

в

совместном

творчестве,

рефлексивной поликультурной среде.

Основами

межличностного

взаимодействия

является

навыки

сотрудничества, в основе которых заложено решение задач путем группового

взаимодействия.

Рефлексивно-сотворческое

взаимодействие

является

актуальным

способом

решения

задач

формирования

межличностных

взаимоотношений, включая в себя как развитие личностной рефлексии,

проявляющейся в анализе собственных поступков и поведения, так и

кооперативной рефлексии, в направленные на совместное решение задач.

Рефлексивно-сотворческое

взаимодействие

представляет

собой

процесс развития личностных компетенций через призму рефлепрактик,

основанных

на

взаимоотношениях

и

контактах

в

классе,

которые

способствуют

понимаю

и

осознанию

детьми

друг

друга,

способов

взаимодействия, взаимного роста и поиска оптимальных путей решения в

затруднительных ситуациях.

Влияние

рефлексивно-сотворческих

технологий

на

личностные

качества

коммуникативной

направленности

личности,

а

также

социометрические данные группы в условиях рефлексивно-сотворческого

взаимодействия

позволяют

сделать

важные

выводы

об

особенностях

формирования

межличностных

отношений

младших

школьников.

Межличностные отношения младших школьников влияют не только на

эмоциональное состояние ребенка, но и на положительное психологическое

состояние детского сообщества в целом, позволяя наблюдать положительную

динамику межличностных связей и направленности общения.

Выбор форм, средств, методов и приемов работы педагога современной

школы – задача, определяющая критерии успеха в вопросе межличностных

отношений младших школьников. Рефлексивно-сотворческие технологии

являются

средством

достижения

поставленных

целей

в

развитии

гармоничной личности, способной устанавливать прочные межличностные

связи.

В психолого-педагогической литературе – рефлексивно-сотворческие

технологии не просто средства, инструмент пробуждающий интерес ребенка

к

совместной

творческой

деятельности,

катализатор

успешных

взаимоотношений ребенка с социумом.

Нами была разработана и апробирована программа рефлексивно-

сотворческого

взаимодействия,

с

основе

которой

лежит

метод

культурного аналога, по аналогии с книгой известного писателя Р.

Киплинга

«Книга

джунглей».

В

ходе

разработки

стимульного

материала для проведения рефлепрактики нами так же использовались

видео

материалы

мультфильма

«Маугли»

для

более

наглядной

характеристики героев и привлечения внимания детей.

В нашем исследовании приняли участие 52 обучающихся ГБОУ Школа

№64. На констатирующем этапе работы был выявлен недостаточный уровень

сформированности

коммуникативной

направленности

личности

и

межличностных отношений. На этапе формирующего эксперимента была

проведена работа в условиях рефлексивно-сотворческой среды.

По результатам контрольного этапа было выявлено, что применение

рефлексивно-сотворческих практик способствует качественному изменению

социометрической

картины

класса,

что

позволяет

любому

ребенку

независимо от статуса, включиться в продуктивную совместную работу, что

способствует

расширению

представлений

о

нормах

и

правилах

межличностного общения, преобладанию положительных эмоций, а также

развитию коммуникативных навыков индивида.

Сравнительный качественный и количественный анализ результатов

эксперимента свидетельствуют о продуктивности разработанной программы

и

эффективности

использования

рефлексивно-сотворческих

практик

в

формировании межличностных отношений обучающихся начальной школы.



В раздел образования