Автор: Смирнова Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №64
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Межличностные отношения детей младшего школьного возраста
Тема: Межличностные отношения детей младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование
Межличностные
отношения
является
основой
взаимодействия
индивида
с
обществом.
В
настоящее
время
сформированность
межличностных отношений влияет не только на качества личности, но так же
является залогом успешности, входя в такое понятие как softskiils,
определяет межличностные отношения как грамотный уровень не только
коммуникации, но взаимодействия в принципе.
Формирование
межличностных
отношений
в
начальной
школе
обусловлено не только характером возрастных изменений, но и социальными
потребностями, культурой. Младший школьник создает под влиянием новых
отношений
взаимоотношения
с
учителями
и
сверстниками,
которые
присоединяются к новому коллективу, в новых условиях взаимодействия.
Эти межличностные отношения играют важную роль в удовлетворении
основных потребностей ребенка: эмоциональная связь, безопасность и
желание быть личностью.
Межличностные отношения являются важным компонентом в развитии
личности ребенка. Анализ психолого-педагогической литературы показал,
что
межличностные
отношения
оказывают
большое
влияние
на
формирование
личности
ребенка,
выступая
как
система
социальных
отношений и взаимодействий, оказывает значительное влияние на процесс
социализации и персонализации, влияя не только на личность ребенка, но и
на структуру его деятельности.
Межличностные отношения представляют собой не только характер и
способ взаимодействия между людьми, но также являются способом
достижения взаимопонимания и оценки, проявляясь в системе установок,
ориентаций и ожиданий.
Необходимость формирования межличностных отношений младших
школьников является важной психолого-педагогической задачей, так как от
характера данных взаимоотношений зависит не только психологический
климат школьного коллектива, но и система восприятий окружающего мира
самого ребенка. Формируя позитивные межличностные взаимоотношения,
мы
даем
возможность
детям
развиваться
в
совместном
творчестве,
рефлексивной поликультурной среде.
Современная
цифровизация
общества,
в
частности,
системы
межличностных
отношений
приводит
к
тому,
что
дети,
начиная
с
дошкольного, а впоследствии и в младшем школьном возрасте сильно
ограничены в общении со взрослыми. Результатами данного дефицита
становятся
духовная
опустошенность,
цинизм,
инфантилизм,
которые
порождаются ощущениями страха, одиночества и неуверенности.
Основами
межличностного
взаимодействия
является
навыки
сотрудничества, в основе которых заложено решение задач путем группового
взаимодействия.
Социометрические
данные
диагностики
параллели
4
классов
свидетельствуют о том, что у детей недостаточно сформированы навыки
межличностного взаимодействия, а значит формирование конструктивных
межличностных взаимоотношений является актуальной и значимой задачей
педагога.