Автор: Герасимова Татьяна Васильевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 1 г. Талдома
Населённый пункт: Московская область, Талдомский район, п. Северный
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Русский язык 1 класс
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Талдома
«Утверждаю»
Директор
МОУ СОШ №1 г. Талдома
__________С.В. Ворыханов
«___» __________ 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(базовый уровень)
1 «С» класс
Составитель:
Герасимова Татьяна Васильевна,
учитель начальной школы высшей
квалификационной категории.
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с по-
ложениями Федерального государственного образовательного стандарта начального об-
щего образования второго поколения, на основе примерной Программы начального обще-
го образования, основной образовательной Программы начального общего образования
МОУ СОШ №1 г. Талдома и авторской программы по русскому языку Канакиной В.П.,
Горецкого В.Г., Бойкиной М.В. (М.: Просвещение, 2017 г) к учебнику «Русский язык», 1
класс: учебник для образовательных организаций. В.Г.Горецкий и др., М.: Просвещение,
2019.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю, 33 недели) согласно учебному
плану МОУ СОШ №1 г. Талдома.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
У учащихся должны быть сформированы универсальные учебные действия.
Личностные УУД:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
• ориентация на понимание причин неуспеха в своей учебной деятельности;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности;
• ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков окружаю-
щих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств (стыд, вина, совесть) как регуляторов морального поведения;
• установка на здоровый образ жизни;
• основы экологической культуры;
• формирование эстетических чувств на основе знакомства с художественными произведе-
ниями.
Метапредметные УУД:
Регулятивные
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реа-
лизации;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответ-
ствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, оценки и учета ха-
рактера сделанных ошибок.
Познавательные
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с ис-
пользованием учебной литературы, справочников в открытом информационном про-
странстве, в том числе Интернете;
• осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире с помощью инстру-
ментов информационно-коммуникационных технологий;
• использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, для решения
2
задач;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• формировать основы смыслового восприятия художественных, познавательных текстов;
• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• обобщать, делать выводы;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения су-
щественных признаков и синтеза;
• устанавливать аналогии;
• осуществлять синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные
• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
• формулировать собственное мнение, позицию;
• договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнера;
• использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные результаты:
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания.
Понимание
обучающимися
того,
что
язык
представляет
собой
явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание
значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка
межнационального общения.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной
речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение
первоначальными
представлениями
о
нормах
русского
языка
(орфоэпических,
лексических,
грамматических,
орфографических,
пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных
задач
при
составлении
несложных
монологических
высказываний и письменных текстов.
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня
культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков
препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением
проверять написанное.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения
использовать
знания
для
решения
познавательных,
практических
и
коммуникативных задач.
Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского
языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и
синтаксисе;
об
основных единицах
языка,
их
признаках
и
особенностях
употребления в речи;
Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка,
грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно
ситуации речевого общения.
3
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу 1-го года обучения обучающиеся научатся:
все звуки и буквы русского алфавита, осознавать их основное различие (звуки
произносим, буквы пишем).
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать гласные и согласные звуки и буквы;
правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки в слове и вне слова;
обозначать на письме мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, я и мягким зна-
ком;
различать звонкие и глухие согласные звуки;
определять место ударения в слове, вычленять ударный слог;
производить устный звуковой анализ слов типа шар, лось, лиса, вычленять звуки в
словах и определять их последовательность в слове;
вычленять слова из предложения;
правильно, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединять буквы в
слова;
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным
шрифтом;
грамотно, без пропусков и искажений букв писать под диктовку предложения из 3
5 слов, написание которых не расходится с произношением;
употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения,
слова в предложениях писать раздельно;
писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, кличках животных;
самостоятельно составлять и записывать 2 – 3 предложения по опорным словам, по
рисунку, на определенную тему;
приводить примеры слов речевого этикета: приветствие, прощание.
Содержание программы
Обучение грамоте (обучение письму) - 92ч.
Добукварный период (17 ч)
Пропись-первая учебная тетрадь.
Рабочая
строка.
Верхняя
и
нижняя
линии
рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов.
Рисование бордюров.
Письмо
длинных прямых наклонных линий. Письмо наклонной длинной линии с закруглением
внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). Письмо
короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинных наклонных
линий с закруглением внизу (вправо). Письмо овалов больших и маленьких, их
чередование. Письмо коротких наклонных линий. Письмо коротких и длинных наклонных
линий, их чередование.
Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу
вправо. Строчная буква а. Заглавная буква А. Строчная буква о. Письмо наклонных линий
с петлёй вверху и внизу.
Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.
Заглавная буква О. Строчная буква и. Заглавная буква И. Строчная буква ы. Письмо
изученных элементов. Письмо изученных букв. Строчная и заглавная буквы У,у.
Букварный период (59 ч)
Строчная буква н. Заглавная буква Н. Письмо изученных букв. Строчная и заглавная
буквы С, с. Строчная буква к. Заглавная буква К. Письмо изученных букв. Строчная буква
т. Заглавная буква Т. Строчная буква л. Заглавная буква Л. Письмо изученных букв.
Строчная буква р. Заглавная буква Р. Строчная и заглавная буквы В, в. Строчная буква е.
Заглавная букв Е. Письмо изученных букв. Строчная и заглавная буквы Ш, ш. Письмо
4
слов с сочетанием ши. Строчная буква ж. Заглавная буква Ж. Письмо слогов и слов с
буквами Ж,ж. Строчная буква ё. Заглавная буква Ё. Строчная буква п. Заглавная букв П.
Строчная буква м. Заглавная буква М. Письмо изученных букв. Строчная буква з.
Заглавная буква З. Строчная и заглавная буквы Б. Письмо слогов и слов с буквой б.
Строчная и заглавная буквы Д, д. Строчная буква я. Письмо слогов и слов с буквами д и
т. Заглавная буква Я. Письмо слов с буквой я. Строчная и заглавная буквы Г, г. Письмо
слогов и слов с буквами Г,г. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Строчная буква
ч. Заглавная буква Ч. Буква ь. Обозначение Ь мягкости согласных на письме. Письмо слов
с буквой ь. Строчная и заглавная буквы Й, й. Строчная и заглавная буквы Х, х. Письмо
слогов и слов с буквами Х,х. Правописание имён собственных. Письмо изученных букв,
слогов. Строчная и заглавная буквы Ю,ю. Письмо слогов и слов с буквами Ю,ю. Письмо
предложений с использованием слов с изученными буквами. Строчная и заглавная буквы
Ц,ц. Письмо слогов и слов с буквами Ц,ц. Строчная и заглавная буквы Э,э. Письмо слогов
и слов с буквами Э,э. Письмо изученных букв. Строчная буква щ. Письмо слогов и слов с
буквой щ. Заглавная буква Щ. заглавная буквы Ф,ф. Буквы ь,ъ. Списывание текста. Р.р.
Составление рассказа по сюжетным картинкам. Письмо под диктовку. Письмо слов и
предложений под диктовку.
Послебукварный период (16 ч)
Оформление предложений в тексте. Слова, отвечающие на вопросы кто? Что?
Буквы л, м, н, р, й- всегда звонкие согласные. Гласные и согласные звуки. Слова,
отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать? Слова, отвечающие на вопросы
Какой? Какая? Какое? Какие?
Перенос слов. Ударные и безударные гласные.
Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание звонких и глухих
согласных в корне слова. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Правописание жи-
ши, ча-ща,чу-щу,чк-чн, щн. Заглавная буква в именах собственных.
Русский язык (систематический курс) - 40ч.
Наша речь (2)
Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее
представление). Речь устная и письменная (общее представление). Русский язык- родной
язык русского народа. Слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык.
Текст, предложение, диалог (3ч)
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок
текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение
предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания
в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки)
Слово (3ч)
Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-
названия действий предметов. Тематические группы слов. «Вежливые слова». Слова
однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные
по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению
слов. Воспитание чувства личной ответственности за свое поведение на основе
содержания текстов учебника. Развитие познавательного интереса к происхождению слов.
Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш. Составление
текста по рисунку и опорным словам.
Слово и слог. Ударение (5ч)
5
Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление
слов на слоги. Слова с непроверяемым написанием: лисица (лисичка). Правила переноса
слов (первое представление): стра-на, уро-ки. Наблюдение над словом, как средством
создания словесно-художественного образа. Развитие творческого воображения через
создание
сравнительных
образов.
Способы
выделения
ударения.
Графическое
обозначение ударения. Слогоударные модели слов. Произношение звуков и сочетаний
звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Знакомство с орфоэпическим словарем. Слова с непроверяемым написанием: сорока,
собака. Коллективное составление содержания основной части сказки.
Звуки и буквы (27ч)
Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения
слов. Слова с непроверяемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица. Буквы,
обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв,
обозначающих гласные звуки (сон-сын). Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с
буквой э. Слова с непроверяемым написанием: деревня. ударного гласного звука в слове
и его обозначение буквой на письме. Произношение безударного гласного звука в слове и
его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы
проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы
слова) Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона,
сорока и др,) Работа с орфографическим словарем. Слова с непроверяемым написанием:
заяц, петух корова, молоко. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.
Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки
(точка-бочка). Слова с удвоенными согласными. Буквы Й и И. Слова со звуком (й) и
буквой й. Слова с непроверяемым написанием: класс, классный, дежурный. Согласные
парные и непарные по твердости-мягкости. мягкости согласных звуков на письме буквами
и, ё, е, ю, я, ь. Слова с непроверяемым написанием: ребята. Использование на письме
мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звук в конце слова и
в середине слова перед согласными (день, коньки) Звонкие и глухие согласные на конце
слова. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и
обозначение его буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов.
Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости
согласный звук (изменение формы слова). Слова с непроверяемым написанием: тетрадь,
медведь. Работа с текстом (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор
предложений, которыми можно подписать рисунки). Буквы шипящих согласных звуков:
непарных твердых ш, ж; непарных мягких ч, щ. Слова с непроверяемым написанием:
работа
(работать).
Проект
«Скороговорки».
Составление
сборника
«Веселые
скороговорки» Правило правописания сочетаний чк, чн, чт. Слова с непроверяемым
написанием: девочка. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Правила правописания
сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Слова с непроверяемым написанием: машина.
Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и Журавль»
Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и
т.д. (общее представление) Составление ответов на вопросы; составление рассказа по
рисунку. Правила вежливого обращения.
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование разделов
Количество
часов
6
Обучение грамоте (обучение письму) - 92ч.
1
Добукварный период
17
2
Букварный период
59
3
Послебукварный период
16
Русский язык (систематический курс) - 40ч.
1
Наша речь
2
2
Текст, предложение, диалог
3
3
Слова, слова, слова…
3
4
Слово и слог. Ударение
5
5
Звуки и буквы
27
Итого
132
7
Календарно-тематическое планирование
Обучение грамоте (обучение письму) - 92 ч.
№
урок
а
Наименование
разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности
обучающихся
Дата
проведения
урока
по плану
Дата
проведения
урока
по факту
Добукварный период (17 ч.)
1
Инструктаж ИОТ
№21.
Пропись — первая
учебная тетрадь.
Ориентироваться в первой учебной тетради. Правильно
располагать учебную тетрадь на рабочем месте,
демонстрировать правильное положение ручки при
письме. Писать графические элементы по заданному в
прописи образцу. Чередовать элементы узоров,
ориентируясь на образец.
2
Рабочая строка.
Верхняя и нижняя
линии рабочей
строки.
Воспроизводить с опорой на наглядный материал
гигиенические правила письма, демонстрировать их
выполнение в процессе письма. Обводить предметы по
контуру. Обводить элементы букв, соблюдая указанное
в прописи направление движения руки. Писать
графические элементы по заданному в прописи
образцу. Чередовать элементы узоров, ориентируясь
на образец.
3
Письмо овалов и
полуовалов.
Применять гигиенические правила письма при
выполнении заданий. Обводить изображённые
предметы по контуру, штриховать. Называть
предметы, изображённые на странице прописи.
классифицировать их по группам. Составлять
предложения к иллюстрациям, данным в прописи.
Воспроизводить и применять правила работы группе
4
Рисование бордюров.
Применять гигиенические правила письма при
выполнении заданий. Соотносить предметную
картинку и схему слова. Обводить предметы по
контуру, штриховать.
5
Письмо длинных
прямых наклонных
линий.
Обводить предметы по контуру, штриховать, не
выходя за контур. Составлять рассказы по сюжетным
картинкам, данным в прописи. Писать прямые длинные
наклонные линии, ориентируясь на образец и
дополнительную линию.
6
Письмо наклонной
длинной линии с
закруглением внизу
(влево). Письмо
короткой наклонной
линии с закруглением
внизу (вправо)
Обводить предметы по контуру, штриховать, не
выходя за контур. Находить на рисунке предметы,
названия которых соответствуют заданным схемам,
обосновывать свой выбор. Писать длинную
наклонную линию с закруглением внизу (влево).
Писать короткую наклонную линию с закруглением
внизу (вправо). Рисовать бордюры по заданному
алгоритму. Составлять связные рассказы по
иллюстрациям, данным в прописи.
7
Письмо короткой
наклонной линии с
закруглением вверху
(влево). Письмо
длинной наклонной
линии с закруглением
внизу (вправо).
Писать короткую наклонную линию с закруглением
вверху (влево). Писать длинную наклонную линию с
закруглением внизу (вправо). Чередовать короткую и
длинную наклонные линии с закруглением внизу
(вправо), соблюдая наклон, высоту, интервалы между
ними. Рисовать бордюры по заданному алгоритму.
8
Письмо овалов
больших и
маленьких, их
чередование. Письмо
коротких наклонных
линий.
Обводить графические элементы, предметы по
контуру, штриховать, не выходя за контур. Выполнять
слого-звуковой анализ слов, обозначающих предмет,
изображённый в прописи. Писать овалы большие и
маленькие, чередовать их, соблюдая наклон, высоту,
интервалы между ними. Писать короткие наклонные
линии, объединяя их в группы по две-три, соблюдая
наклон, высоту, интервалы между ними.
9
Письмо коротких и
длинных наклонных
линий, их
чередование. Письмо
коротких и длинных
Обводить графические элементы, предметы по
контуру, штриховать, не выходя за контур. Писать
короткие и длинные линии, чередовать их, соблюдая
наклон, высоту, интервал между ними. Писать
короткие и длинные наклонные линии с закруглением
наклонных линий с
закруглением влево и
вправо.
внизу вправо и влево. Составлять связные рассказы по
иллюстрациям, данным в прописи.
10
Письмо короткой
наклонной линии с
закруглением внизу
вправо. Письмо
коротких наклонных
линий с закруглением
вверху влево и
закруглением внизу
вправо. Письмо
наклонных линий с
петлёй вверху и
внизу.
Писать короткую наклонную линию с закруглением
внизу вправо. Писать короткую наклонную линию с
закруглением вверху влево и закруглением внизу
вправо. Писать наклонные линии с петлёй вверху и
внизу. Рисовать бордюры по заданному алгоритму.
Составлять связные рассказы по иллюстрациям,
данным в прописи. Воспроизводить и применять
правила работы группе
11
Письмо наклонных
линий с петлёй
вверху и внизу.
Письмо полуовалов,
их чередование.
Письмо овалов.
Писать наклонные линии с петлёй вверху и внизу.
Писать полуовалы, чередовать их, соблюдая наклон,
высоту и интервал между ними. Писать овалы, не
выходя за рабочую строку. Рисовать бордюры по
заданному алгоритму. Составлять связные рассказы по
иллюстрациям, данным в прописи. Воспроизводить и
применять правила работы группе
12
Строчная и заглавная
буквы А, а.
Называть правильно элементы буквы А, а. Сравнивать
печатную и письменную буквы. Писать буквы А, а в
соответствии с образцом. Соблюдать соразмерность
элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.
Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на
странице прописи, соотносить написанные слова со
схемой-моделью. Правильно записывать имена
собственные. Воспроизводить и применять правила
работы группе
13
Строчная и заглавная
буквы О, о.
Называть правильно элементы буквы О, о. Писать
буквы О, о в соответствии с образцом. Соблюдать
соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и
углу наклона. Выполнять слого-звуковой анализ слов,
данных на странице прописи, соотносить написанные
слова со схемой-моделью.
Читать предложение, анализировать его, определять
интонацию, грамотно записывать, обозначая на письме
границы предложения. Воспроизводить и применять
правила работы группе
14
Строчная буква и.
Писать букву и в соответствии с образцом. Выполнять
слого-звуковой анализ слов, данных на странице
прописи, соотносить написанные слова со схемой-
моделью. Осваивать приёмы комментированного
письма. Записывать слова с буквой и под руководством
учителя с комментированием.
Воспроизводить и применять правила работы группе
15
Заглавная буква И.
Писать букву И в соответствии с образцом. Выполнять
слого-звуковой анализ слов, данных на странице
прописи, соотносить написанные слова со схемой-
моделью. Писать слоги, слова с новой буквой,
используя приём комментирования.
16
Строчная буква ы.
Писать букву ы в соответствии с образцом. Писать
слоги, слова с новой буквой, используя приём
комментирования. Выполнять слого-звуковой анализ
слов, данных на странице прописи, соотносить
написанные слова со схемой-моделью. Записывать
слова, содержащие буквы и, ы, с комментированием.
17
Строчная и заглавная
буквы У, у.
Писать буквы У, у в соответствии с образцом.
Правильно записывать имена собственные. Читать
предложения, анализировать их, определять
интонацию, грамотно записывать, обозначая на письме
границы предложения. Обводить по контуру орнамент,
обводить и писать изученные буквы самостоятельно.
Писать изученные ранее буквы в соответствии с
образцом.
Букварный период (59 ч.)
18
Строчная и заглавная
буквы Н, н.
Писать буквы Н, н в соответствии с образцом.
Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на
странице прописи, соотносить написанные слова со
схемой-моделью. Списывать без ошибок с
письменного шрифта. Читать предложения,
анализировать их, определять интонацию, грамотно
записывать, обозначая на письме границы
предложения. Дополнять данные в прописи
предложения словами, закодированными в предметных
рисунках.
19
Строчная и заглавная
буквы С, с.
Писать буквы С, с в соответствии с образцом.
Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на
странице прописи, соотносить написанные слова со
схемой-моделью. Писать слоги, слова с новыми
буквами, используя приём комментирования.
Списывать без ошибок с письменного шрифта. Писать
под диктовку отдельные изученные буквы,
односложные слова. Восстанавливать
деформированное предложение Сверять записанное
предложение со схемой-моделью.
20
Заглавная буква С.
Писать буквы С, с в соответствии с образцом. Писать
слоги, слова с новыми буквами, используя приём
комментирования. Списывать без ошибок с
письменного шрифта. Грамотно оформлять на письме
восклицательное предложение.
21
Строчная и заглавная
буквы К, к.
Писать буквы К, к в соответствии с образцом. Писать
слоги, слова с новыми буквами, используя приём
комментирования. Списывать без ошибок с
письменного шрифта. Грамотно оформлять на письме
восклицательное и повествовательное предложение.
Правильно интонировать при чтении восклицательное
и повествовательное предложение.
22
23
Строчная и заглавная
буквы Т, т.
Писать буквы Т, т в соответствии с образцом. Писать
слоги, слова с новой буквой, используя приём
комментирования. Списывать без ошибок с
письменного шрифта. Составлять текст из 2—3-х
предложений по заданной учителем теме, записывать
его под руководством учителя. Выполнять правила
работы в группе. Использовать правила оценивания в
ситуациях, спланированных учителем
24
Строчная и заглавная
буквы Л, л.
Писать буквы Л, л в соответствии с образцом. Писать
слоги, слова с новой буквой, используя приём
комментирования. Правильно записывать имена
собственные. Списывать без ошибок с письменного
шрифта. Грамотно оформлять на письме
вопросительное предложение. Правильно
интонировать при чтении вопросительное,
восклицательное и повествовательное предложения.
Выполнять правила работы в группе.
25
Строчная буква р.
Заглавная буква Р.
Воспроизводить форму буквы и её соединения по
алгоритму. Писать слоги, слова, предложения.
Списывать с рукописного и печатного текста.
Перекодировать звуко-фонемную форму в буквенную
(печатную и прописную). Писать под диктовку буквы,
слоги, слова, предложения. Соблюдать санитарно-
гигиенические нормы письма
26
Строчная и заглавная
буквы В, в.
Писать буквы В, в в соответствии с образцом. Писать
слоги, слова с новой буквой, используя приём
комментирования. Правильно записывать имена
собственные. Списывать без ошибок с письменного
шрифта. Записывать ответ на вопрос с использованием
приёма комментирования. Использовать правила
оценивания своей работы в ситуациях,
спланированных учителем
27
28
Строчная и заглавная
буквы Е, е.
Писать буквы Е, е в соответствии с образцом.
Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками
[j’э], [’э]. Писать слоги, слова с новой буквой,
используя приём комментирования. Списывать без
ошибок с письменного шрифта. Записывать ответ на
вопрос с использованием приёма комментирования.
Использовать правила оценивания своей работы в
ситуациях, спланированных учителем
29
Строчная и заглавная
буквы П, п.
Писать буквы П, п в соответствии с образцом.
Выполнять слого-звуковой анализ слов с новыми
звуками [п], [п’]. Писать слоги, слова с новой буквой,
используя приём комментирования. Списывать
предложения, заменяя в необходимых случаях
печатный шрифт на письменный. Составлять
самостоятельно предложения по образцу и записывать
их в прописи.
30
Строчная и заглавная
буквы П, п.
Писать буквы П, п в соответствии с образцом.
Выполнять слого-звуковой анализ слов с новыми
звуками [п], [п’]. Писать слоги, слова с новой буквой,
используя приём комментирования. Дополнять
предложения, данные в прописи, словами по смыслу и
записывать их, используя приём комментирования.
31
32
Строчная и заглавная
буквы М, м.
Писать буквы М, м в соответствии с образцом.
Выполнять слого-звуковой анализ слов с новыми
звуками [м], [м’]. Писать слоги, слова с новой буквой,
используя приём комментирования. Списывать без
ошибок с печатного шрифта.
33
34
Строчная и заглавная
буквы З, з.
Писать буквы З, з в соответствии с образцом.
Выполнять слого-звуковой анализ слов с новыми
звуками [з], [з’]. Писать слоги, слова с новой буквой,
используя приём комментирования. Правильно
записывать имена собственные. Списывать без ошибок
с печатного шрифта. Грамотно оформлять на письме
все виды предложений.
35
Строчная и заглавная
буквы З, з.
Писать буквы З, з в соответствии с образцом. Писать
слоги, слова с изученными буквами, используя приём
комментирования. Грамотно оформлять на письме все
виды предложений.
36
37
38
Строчная и заглавная
буквы Б, б.
Писать буквы Б, б в соответствии с образцом.
Выполнять слого-звуковой анализ слов с новыми
звуками [б], [б’]. Писать слоги, слова с новой буквой,
используя приём комментирования. Образовывать
форму единственного числа существительного от
заданной формы множественного числа с опорой на
схему-модель. Списывать без ошибок слова и
предложения с печатного шрифта. Грамотно
оформлять на письме все виды предложений.
39
Строчная и заглавная
буквы Д, д.
Писать буквы Д, д в соответствии с образцом.
Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [д],
[д’]. Писать слоги, слова с изученными буквами,
используя приём комментирования. Списывать без
ошибок слова и предложения с печатного шрифта.
Грамотно оформлять на письме все виды предложений.
40
Строчная и заглавная
буквы Д, д.
Писать буквы Д, д в соответствии с образцом.
Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [д],
[д’]. Писать слоги, слова с изученными буквами,
используя приём комментирования. Правильно
записывать имена собственные — названия рек.
41
Заглавная буква Д.
Писать букву Д в соответствии с образцом. Выполнять
слого-звуковой анализ слов со звуками [д], [д’]. Писать
слоги, слова с изученными буквами, используя приём
комментирования. Списывать без ошибок слова и
предложения с печатного шрифта. Образовывать
форму единственного и множественного числа
существительных с опорой на слова один — много.
42
43
Строчная и заглавная
буквы Я, я.
Писать буквы Я, я в соответствии с образцом.
Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками
[j’а], [’а]. Писать слоги, слова с изученными буквами,
используя приём комментирования. Списывать без
ошибок слова и предложения с печатного и
письменного шрифта. Обозначать одной буквой я
звуки [j’а] в начале слова и после гласной.
44
Строчная и заглавная
буквы Я, я.
Писать буквы Я, я в соответствии с образцом.
Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками
[j’а], [’а]. Списывать без ошибок слова и предложения
с печатного и письменного шрифта.
45
46
Строчная и заглавная
буквы Г, г.
Писать буквы Г, г в соответствии с образцом.
Обозначать начало предложения заглавной буквой, а
конец предложения знаками препинания. Дополнять
текст, данный в прописи, своими предложениями.
Выполнять правила работы группе, в
паре.Использовать правила при оценивании своей
деятельности и деятельности товарищей в ситуациях,
спланированных учителем
47
48
Строчная буква ч.
Писать букву ч в соответствии с образцом. Выполнять
слого-звуковой анализ слов со звуком [ч’]. Писать
слоги, слова с изученными буквами, используя приём
комментирования. Списывать слова и предложения с
печатного шрифта. Обозначать начало предложения
заглавной буквой, а конец предложения знаками
препинания. Вставлять пропущенные буквы в слова в
соответствии со смыслом слова.
49
Заглавная буква Ч.
Писать букву Ч в соответствии с образцом. Выполнять
слого-звуковой анализ слов со звуком [ч’]. Писать
грамотно слова с сочетаниями ча, чу. Обозначать
начало предложения заглавной буквой, а конец
предложения знаками препинания.
50
51
Буква ь.
Писать букву ь в соответствии с образцом. Выполнять
слого-звуковой анализ слов с мягким знаком на конце
слова. Соотносить количество букв и звуков в слове.
Списывать без ошибок слова и предложения с
печатного шрифта. Писать грамотно слова с мягким
знаком на конце и в середине слова.
52
53
Строчная и заглавная
буквы Ш, ш. [ш]..
Писать буквы Ш, ш в соответствии с образцом.
Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [ш].
Писать слоги, слова с изученными буквами, используя
приём комментирования. Списывать без ошибок слова
и предложения с печатного шрифта. Писать грамотно
слова с сочетанием ши.Обозначать правильно границы
предложения.
54
55
Строчная и заглавная
буквы Ж, ж..
Писать буквы Ж, ж в соответствии с образцом.
Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [ж].
Писать слоги, слова с изученными буквами под
диктовку и с комментированием. Составлять ответ на
вопрос и записывать его.
56
57
Строчная буква ё.
Писать букву ё в соответствии с образцом. Выполнять
слого-звуковой анализ слов со звуками [ж], [ш], [j’о].
Писать слоги, слова с изученными буквами под
диктовку и с комментированием. Списывать без
ошибок слова и предложения с печатного шрифта.
Обозначать правильно границы предложения.
58
Заглавная буква Ё.
Писать буквы Ё, ё в соответствии с образцом.
Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками
[j’о], [’о]. Писать грамотно слова с сочетаниями жи,
же. Писать слоги, слова с изученными буквами под
диктовку и с комментированием. Списывать с
печатного и рукописного текста. Обозначать правильно
границы предложения.
59
Строчная и заглавная
буквы Й, й.
Писать буквы Й, й в соответствии с образцом.
Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [j’].
Писать слова с изученными буквами под диктовку и с
комментированием.Списывать без ошибок слова и
предложения с печатного шрифта. Оценивать свою
деятельность по шкале самооценки
60
61
Строчная и заглавная
буквы Х, х.
Писать буквы Х, х в соответствии с образцом.
Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [х],
[х’]. Писать слова с изученными буквами под диктовку
и с комментированием. Списывать без ошибок слова и
предложения с печатного и письменного шрифта.
62
63
Строчная и заглавная
буквы Ю, ю.
Писать буквы Ю, ю в соответствии с образцом.
Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками
[j’у], [’у]. Грамотно писать имена собственные в
предложениях в процессе списывания и под диктовку.
Списывать без ошибок слова и предложения с
печатного и письменного шрифта.
64
65
Строчная и заглавная
буквы Ц, ц.
Писать буквы Ц, ц в соответствии с образцом.
Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [ц],
характеризовать его, указывая на его постоянный
признак — твёрдость. Писать слова с изученными
буквами под диктовку и с комментированием.
Списывать без ошибок слова и предложения с
печатного и письменного шрифта.
66
Письмо слогов и слов
с буквами Ц, ц
Писать буквы Ц, ц в соответствии с образцом,
каллиграфически правильно писать изученные буквы.
Списывать без ошибок слова и предложения с
печатного и письменного шрифта. Записывать текст из
4—6 предложений по опорным словами.
67
68
Строчная и заглавная
буквы Э, э.
Писать буквы Э, э в соответствии с образцом.
Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [э].
Записывать правильно слова с сочетанием жи.
Списывать без ошибок слова и предложения с
печатного и письменного шрифта. Устанавливать связь
слов в предложении, восстанавливать
деформированный текст. Списывать без ошибок
предложение с тире по образцу, данному в прописи
69
Строчная буква щ.
Писать букву щ в соответствии с образцом. Выполнять
слого-звуковой анализ слов со звуком [щ’],
характеризовать его, указывая на его постоянный
признак — мягкость. Записывать правильно слова с
сочетаниями ща, щу. Списывать без ошибок слова и
предложения с печатного и письменного шрифта.
Комментировать запись предложения, используя
орфографическое проговаривание.
70
Заглавная буква Щ.
Писать букву Щ в соответствии с образцом.
Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [щ’],
характеризовать его, указывая на его постоянный
признак — мягкость. Записывать правильно слова с
сочетаниями ща, щу. Списывать без ошибок слова и
предложения с письменного шрифта. Записывать
составленный текст (2—3 предложения)
самостоятельно.
71
72
Строчная и заглавная
буквы Ф, ф.
Писать буквы Ф, ф в соответствии с образцом.
Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [ф],
[ф’]. Списывать без ошибок слова и предложения с
печатного и письменного шрифта. Записывать под
диктовку предложения после предварительного
разбора.
Обозначать правильно границы предложения.
73
74
Строчные буквы ь, ъ.
Писать буквы ь, ъ в соответствии с образцом.
Выполнять слого-звуковой анализ слов, пишущихся с
буквами ь, ъ. Списывать без ошибок слова и
предложения с письменного шрифта. Обозначать
правильно границы предложения. Писать под диктовку
изученные буквы, слоги, слова. Оценивать свою
деятельность по шкале самооценки
75
Парные согласные
звуки
подбирать проверочное слово, обосновывая написание
парной согласной
76
Ударные и безудар-
ные гласные
научатся способу проверки написания гласной буквы
в безударном слоге; подбирать проверочное слово, об-
основывая написание гласной в безударном слоге,
обозначать буквой безударный гласный в двусложных
словах, контролировать и оценивать этапы своей рабо-
ты
Послебукварный период (16 ч.)
77
Оформление предло-
жений
в тексте
составлять предложения из слов, употреблять
заглавную букву в начале предложения, работать по
алгоритму
78
Слова, отвечающие
на вопросы кто?
что?
научатся различать слова – названия предметов, ста-
вить
к словам вопросы, составлять предложения с данными
словами. самостоятельно строить высказывания по
теме урока, развивать языковую активность, формиро-
вать опыт составления предложений с данными слова-
ми
79
Слова, отвечающие
на вопросы:
что делать?
что сделать?
научатся различать слова – действия предметов, ста-
вить к словам вопросы, составлять предложения с дан-
ными словами, самостоятельно строить высказывания
по теме урока, развивать языковую активность детей,
формировать опыт составления предложений с данны-
ми словами
80
Слова, отвечающие
на вопросы: какой?
какая? какое?
какие?
научатся различать слова – признаки предметов, ста-
вить к словам вопросы, составлять предложения с дан-
ными словами. самостоятельно строить высказывания
по теме урока, развивать языковую активность детей,
формировать опыт составления предложений с данны-
ми словам
81
Предлоги
научатся употреблять изученное правило письма слов с
предлогами
82
Местоимение
научатся употреблять изученное правило письма слов с
местоимениями
83
Правописание без-
ударных гласных в
корне слова
Научатся умению проверки написания гласной буквы
в безударном слоге, подбирать проверочное слово,
обосновывая написание гласной в безударном слоге,
обозначать буквой безударный гласный в двусложных
словах, контролировать и оценивать этапы своей
работы
84
Правописание
звонких и глухих
согласных в корне
слова
Подбирать проверочное слово, обосновывая написание
парной согласной
85
Правописание жи-ши
писать слова с сочетаниями жи – ши контролировать и
оценивать этапы своей работы; применять правила
правописания слов с сочетаниями; писать ечк – чк- чн,
щн слова с сочетаниями контролировать и оценивать
этапы своей работы; применять правила правописания
слов с сочетаниями
86
Правописание ча-ща,
чу-щу
писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу,
контролировать и оценивать этапы своей работы;
применять правила правописания слов с сочетаниями
87
Сочетания чк, чн, нч
писать слова с сочетаниями чк, чн, нч, контролировать
и оценивать этапы своей работы; применять правила
правописания слов с сочетаниями
88
Проверочный
диктант
«Правописание
сочетаний»
составлять предложения из слов, употреблять заглав-
ную букву в начале предложения, работать по алгорит-
му научатся писать в соответствии с правилами письма
слова и предложения, без искажений и замены букв,
составлять предложения из слов.
89
Работа над ошибками
Деление слов на
слоги
Научатся делить слова на слоги, применять правила
переноса слов.
90
Основа предложения
Составлять предложения из слов, употреблять
заглавную букву в начале предложения, работать по
алгоритму, находить основу предложения.
91
Оформление
предложений в тексте
составлять предложения из слов, употреблять
заглавную букву в начале предложения, работать по
алгоритму научатся писать в соответствии с правилами
письма слова и предложения, без искажений и замены
букв, составлять предложения из слов.
92
Контрольное списы-
вание
Русский язык (систематический курс) - 40ч.
№
уро
ка
Название
раздела и темы
Характеристика основных видов деятельности
обучающихся
Дата
по
плану
Дата
по
факту
Наша речь (2 ч.)
1
Знакомство с учебником «Русский
язык». Наша речь.
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Знакомство с
информацией в учебнике. Высказываться о значении языка и речи в
жизни людей. Знакомство с основными видами речевой
2
Устная и письменная речь
деятельности человека. Оценивать результаты своей деятельности.
Приобретать опыт в различении устной и письменной речи.
Текст, предложение, диалог (3 ч.)
3
Текст и предложение (общее
представление).
Различать текст и предложение. Выделять предложения из текста.
Наблюдать над связью предложений в тексте. Подбирать заголовок
к тексту. Составлять из слов и сочетаний слов предложения,
располагать предложения так, чтобы получился текст. Оценивать
результаты своей деятельности. Отличать предложение от группы
слов, не составляющих предложение. Выделять предложения из
речи, соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.
Определять границы предложения в деформированном тексте,
выбирать знак препинания в конце предложения. Сравнивать
схемы предложений, соотносить их с определённым предложением.
Различать диалог. Наблюдать над оформлением предложений в
диалогической речи. Составлять диалог по рисунку.
4
Предложение
5
Диалог
Слова, слова, слова… (3 ч.)
6
Роль слов в речи.
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Представление о
слове как единстве звучания и значения. Определять роль слов в
нашей речи. Различать предмет (действие, признак) и слово,
называющее предмет (признак предмета, действие предмета).
Ставить вопросы к словам-названиям предметов, признаков
предметов, действий предметов. Различать вежливые слова и
использовать их в речи «вежливые» слова. Наблюдать над
употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов,
близких и противоположных по значению в речи, приобретать
опыт в их различении. Работать со словарями учебника. Оценивать
результаты своей деятельности.
7
Слова-названия предметов. признаков,
действий, предметов и явлений.
Вежливые слова.
Словарь: вежливые слова,
8
Однозначные и многозначные слова.
Слова, близкие и противоположные по
значению.
Слово и слог. Ударение (5 ч)
9
Слово как минимальная
произносительная единица.
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Различать слово и
слог. Определять количество в слове слогов. Анализировать слоги
относительно количества в них гласных и согласных звуков.
Составлять слова из слогов. Анализировать слоговые модели слов,
сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным
моделям. Писать грамотно словарные слова. Знакомство с
переносом части слова с одной строки на другую. Осознавать
значение термина «ударение», понимать, что такое ударный и
безударный слог.
10
Деление слов на слоги
11
Перенос слов
Правила переноса части слова с одной
строки на другую.
12
Ударение (общее представление)
13
Ударные и безударные гласные
Звуки и буквы –(27 час).
14
Звуки и буквы. Условные обозначения
звуков.
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Различать звуки и
буквы. Составлять звуковые модели слов. Правильно называть
буквы в алфавитном порядке. Запоминать последовательность букв
в алфавите. Располагать заданные слова в алфавитном порядке.
Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.
Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове.
Определять значения букв е, ё, ю, я в слове. Соотносить количество
звуков и букв в словах с йотированными гласными. Различать звук
[э] и обозначать его на письме буквой э или е. Объяснять причины
расхождения количества звуков и букв в слове. Определять
качественную характеристику гласного звука: гласный ударный
или безударный. Находить в двусложных словах букву
безударного гласного звука, написание которой надо проверять.
Понимать значение терминов проверочное и проверяемое слова,
осознавать их различие. Обучаться одному из способов проверки
написания буквы безударного гласного звука путём изменения
формы слова. Подбирать проверочное слово для обоснования
написания проверяемой буквы. Сравнивать написание
проверяемой буквы в проверяемом слове и этой же буквы в
проверочном слове. Работать с орфографическим словарём
учебника, находить в нём информацию о правописании слова.
Учиться работать с иллюстративной информацией, составлять
устный рассказ по рисунку и опорным словам. Определять
«работу» букв, обозначающих согласные звуки в слове. Писать
грамотно словарные слова. Наблюдать над написанием и
15
Алфавит. Алфавитный порядок слов.
16
Гласные звуки и буквы, обозначающие
гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их
функции в слове.
17
Слова с буквой э.
18
Ударные и безударные гласные звуки.
19
Особенности проверочного и
проверяемого слова.
20
Обозначение гласных звуков буквами в
ударных и безударных слогах .
21
Слова с непроверяемой безуд. гласной
22
Согласные звуки и буквы.
Удвоенные согласные.
23
Буквы й и и. Звук [й’] и звук [и].
24
Твёрдые и мягкие согласные звуки.
25
Парные твёрдые и мягкие согласные
звуки и их обозначение на письме
буквами е, ё, ю, я, и, ь. Непарные по
твёрдости-мягкости согласные звуки.
26
Мягкий знак как показатель мягкости
согласного звука.
Обозначение мягкости согласного звука
на конце слова и в середине слова
буквой ь «мягкий знак». Перенос слов с
мягким знаком.
произношением слов с удвоенными согласными. Различать
согласный звук [й’] и гласный звук [и], обозначать эти звуки
буквами. Определять путём наблюдения способы переноса слов с
буквой «и-краткое» (май-ка). Объяснять, как обозначена мягкость
согласного звуки в словах. Распознавать модели условных
обозначений твёрдых и мягких согласных [м’], [м]. Определять
«работу» букв и, е, ё, ю, я после согласных в слове. Писать и
обосновывать правописание слов (с изученными орфограммами)
Объяснять причины расхождения звуков и букв в этих словах.
Находить слова с мягким знаком среди других слов, подбирать
свои примеры слов с мягким знаком (ь). Писать слова с мягким
знаком и объяснять их написание. Определять путём наблюдения
способы переноса слов с мягким знаком (ь) в середине слова,
устанавливать правило переноса таких слов, накапливать опыт в
переносе слов с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Восстанавливать
текст с нарушенным порядком предложений: определять
последовательность повествования с опорой на рисунок, составлять
текст из предложений. Определять и правильно произносить
звонкие и глухие согласные звуки в слове и вне слова. Наблюдать
над смыслоразличительной ролью глухих и звонких согласных
звуков. Обучаться одному из способов проверки написания буквы
парного согласного звука на конце слова путём изменения формы
слова. Сравнивать написание проверяемой буквы в проверяемом
слове и этой же буквы в проверочном слове. Подбирать
проверочное слово для обоснования написания проверяемой буквы.
Писать слова с парным согласным на конце слова, объяснять их
правописание. Определять тему и главную мысль текста,
подбирать заголовок, соотносить текст и рисунки, выбирать и
записывать предложения, которыми можно подписать рисунки.
Правильно произносить шипящие согласные звуки.
Писать слова с сочетаниями чк, чн, чт, нч. Понимать и сохранять
учебную задачу урока. Находить в словах сочетания жи—ши, ча—
ща, чу—щу. Соотносить произношение ударных гласных в
сочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу и их обозначение буквами.
Подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Применять
27
Работа с текстом. Составление текста из
деформированных предложений с
опорой на рисунок.
28
Глухие и звонкие согласные
Парные звонкие и глухие согласные
звуки. Непарные по глухости-звонкости
согласные звуки.
29
Наблюдение над обозначением парных
по глухости-звонкости согласных
звуков буквами на конце слова.
30
Обозначение буквой парного по
глухости-звонкости согласного звука на
конце слова
31
Правописание слов с парным по
глухости-звонкости согласным звуком
на конце слова.
32
Шипящие согласные звуки
33
Слова с буквосочетаниями чк, чт, чн.
34
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
35
36
Правописание слов с изученными
буквосочетаниями. Проверочный
диктант по теме урока
37
38
Заглавная буква в именах, отчествах,
фамилиях людей, в географических
названиях, кличках животных
39
Контрольный диктант по итогам года
40
Урок-игра "В стране грамотности"
правило в написании слов с данными буквосочетаниями.
Оценивать результаты своей деятельности. Подбирать слова с
изученными буквосочетаниями, писать их в соответствие с
правилами письма. Применять правило написания заглавной буквы.
Использовать в общении правила и принятые нормы вежливого
обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству. Составлять
текст по рисунку.
РАССМОТРЕНА ______________
Протокол заседания методического
объединения
от _____________ 2020 г. №_____
«СОГЛАСОВАНА»
Руководитель методического совета
______________ С.В. Мозжухина
« ____» ____________ 2020 г.