Напоминание

Сотрудничество педагога и музыкального руководителя


Автор: Галина Петровна Камагурова
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Майкоп
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Сотрудничество педагога и музыкального руководителя
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов

«Сотрудничество педагога и музыкального руководителя»

Взаимодействие профессионально-педагогического сообщества в

дошкольном образовательном учреждении по поводу решения задач

музыкального воспитания и развития дошкольников является

актуальной проблемой.

То, что такое сотрудничество необходимо и должно быть в

целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает

сомнений. Остается открытым вопрос: каким оно должно быть и

как его организовать?

Как рассматриваются вопросы профессионального взаимодействия

педагога и музыкального руководителя в методике музыкального

воспитания дошкольников?

Вдохновителем и организатором процесса музыкального

воспитания и развития ребенка-дошкольника в детском саду

является музыкальный руководитель при помогающем участии

воспитателя. Традиционный подход к профессиональному

сотрудничеству и сотворчеству музыкального руководителя и

воспитателя ДОУ

Профессиональные задачи музыкального руководителя

ДОУ:

1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе.

2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в

детском саду.

3. Руководство работой воспитателя в области музыкального

развития детей посредством консультаций и групповых занятий.

4. Организация педагогических совещаний

Задачи музыкального воспитания дошкольников,

решаемые воспитателем:

1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и

двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни,

танцевальные движения, следить за выполнением заданий.

2. Организация педагогических условий, содействующих развитию

самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

3. Отбор музыкально-дидактического материала для решения

разнообразных задач воспитания и развития детей.

4. Организация самостоятельной музыкально-творческой

деятельности детей

В традиционном понимании такого сотрудничества есть

некоторые противоречия, подобное разделение задач достаточно

условно. И воспитатель, и музыкальный руководитель детского

сада - представители одной профессиональной группы - педагоги.

Разница заключается в том, что содержание профессионально-

педагогической деятельности музыкального руководителя

несколько уже, чем содержание профессиональной деятельности

воспитателя. В связи с этим общая педагогическая

компетентность воспитателя, т.е. владение педагогическими

технологиями и техниками, средствами и приемами

педагогического взаимодействия разнообразнее и богаче, чем

компетентность музыкального руководителя. Слабая же сторона

педагога дошкольного образования по отношению к музыкальному

руководителю заключается в том, что воспитатель не владеет

специальными исполнительскими умениями, плохо ориентируется в

мире музыкального искусства, практически не знаком со

спецификой детского музыкального репертуара. Именно поэтому

воспитатели отказываются от решения задач музыкального

развития дошкольников.

При этом требования к личностным качествам музыкального

руководителя и воспитателя, выделенные О.П. Радыновой, едины:

· музыкальная культура: увлеченность музыкой, музыкальная

эрудиция, творческие способности;

· пытливость;

· инициативность;

· артистизм;

· находчивость;

· изобретательность;

· организованность;

· ответственность;

· любовь к детям;

· культура общения и др.

В связи с этим одно из ведущих направлений профессионального

взаимодействия связано с взаимным обогащением

профессионального опыта педагогов. Нельзя допустить, чтобы оно

было только односторонним, например, в традиционном смысле -

от музыкального руководителя к воспитателю.

Музыкальный руководитель, оставаясь вдохновителем процесса

музыкального воспитания детей, должен заниматься музыкально-

педагогическим просвещением своих коллег, оказывать им

соответствующую поддержку в развитии их музыкальной

культуры, музыкальной эрудиции. Ему должна быть небезразлична

музыкально-художественная среда, в которой работает

педагогический коллектив детского сада. В то же время

музыкальный руководитель должен доверять педагогам в вопросах

воспитания и развития детей, прислушиваться к ним, к исходящей

от них оценке способности ребенка, описанию индивидуальных

детских музыкальных проявлений. Необходимо рассматривать

воспитателя как человека, хорошо знающего своих воспитанников,

ежедневно общающегося с ними, знающего индивидуальную логику

развития каждого ребенка.

В последние годы организация педагогического процесса в

современном детском саду претерпела некоторые изменения,

появились специалисты - организаторы физического воспитания,

изобразительной деятельности детей, краеведения.

Профессиональная деятельность воспитателя в связи с этим

освободилась от ряда занятий с дошкольниками, что позволяет ему

больше времени уделять воспитанию ребенка, развитию его

индивидуальности, широко привлекая к этим процессам средства

искусства. Рассмотрим профессиональную деятельность

музыкального руководителя и воспитателя с точки зрения

компетентностного подхода.

В связи с этим еще раз обозначим общие задачи, которые призваны

решать педагоги дошкольного образования:

· видеть ребенка в образовательном процессе ДОУ;

· строить образовательный процесс, ориентированный на

достижение целей дошкольного образования;

· устанавливать взаимодействие с другими субъектами

образовательного процесса, партнерами ДОУ;

· создавать и использовать в педагогических целях образовательную

среду (пространство дошкольного образовательного учреждения);

· проектировать и осуществлять профессиональное

самообразование.

Именно общность задач профессиональной деятельности

музыкального руководителя и воспитателя позволяет им

конструктивно и творчески сотрудничать. Какими могут быть

формы профессионального сотрудничества и сотворчества

педагогов дошкольного образования в детском саду?

Задачи профессионального сотрудничества и

сотворчества воспитателя и музыкального

руководителя:

Изучение индивидуальных особенностей и возможностей

ребенка в контексте музыкальности

Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ

Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком

в ходе образовательного процесса детского сада, его

продвижения в музыкальном развитии.

Определение эффективности влияния реализуемых

педагогических условий в детском саду на музыкальное

воспитание и развитие дошкольника.

Проектирование и организация целостного образовательного

процесса, содействующего целостному музыкальному

развитию здорового ребенка-дошкольника в детском саду.

Изучение особенностей общекультурной компетентности

воспитателей детского сада, знание их музыкальных

потребностей и интересов.

Знание воспитателем задач музыкального воспитания и

развития дошкольников, анализ их решения музыкальным

руководителем с точки зрения базовой компетентности.

Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное

решение задач воспитания и развития ребенка посредством

музыки и музыкальной деятельности.

Создание единого культурно-образовательного музыкально-

эстетического пространства в педагогическом коллективе

образовательного учреждения, в детском саду и семье

воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры,

содружество с музыкальными учреждениями города, района

ДОУ.

Создание развивающей музыкально-образовательной среды

детского сада как одного из эффективных условий,

инициирующих процессы целостного музыкального

(художественного) развития и воспитания ребенка.

Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование,

наращивание профессиональной компетентности через

обогащение общекультурной, базовой, специальной

компетентностей.

Формы сотрудничества и сотворчества:

1. Разработка единых диагностических карт музыкальности

ребенка; совместное обсуждение результатов диагностики и

индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях

занятия и в повседневной жизнедеятельности

2. Совместное проектирование планов работы, их оперативная

корректировка по мере решения общих задач; создание

взаимодополняющих педагогических условий в ДОУ, содействующих

музыкальному воспитанию и развитию детей

3.Создание промежуточных диагностик, диагностических методов,

позволяющих оценить характер продвижения ребенка в

музыкальном развитии; совместное обсуждение особенностей

продвижения ребенка в музыкальном развитии на тематических

семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх; совместное

обсуждение влияния процесса музыкального развития на общее

развитие ребенка.

4. Совместное обсуждение эффективности влияния педагогических

условий на характер продвижения ребенка в музыкальном

развитии, общем развитии на тематических семинарах,

педагогических консилиумах, деловых играх, заседаниях службы

сопровождения.

5. Взаимные консультации, создание профессиональных

«шпаргалок» (подсказок) по использованию музыкального

материала в образовательном процессе ДОУ, в решении

разнообразных задач воспитания и развития.

6. Организация музыкальным руководителем диагностики

педагогов дошкольного образования и самодиагностики по изучению

музыкальной культуры, эрудиции.

7. Взаимопосещение занятий, других форм профессионального

взаимодействия с ребенком на музыкальном содержании с

последующим анализом и совместным обсуждением

эффективности решения задач воспитания и развития ребенка.

8. Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой,

организованные в ДОУ ; совместная организация праздников

педагогическим коллективом ДОУ; совместная подготовка

тематических семинаров и практикумов по проблеме целостного

воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки,

использования новых педагогических средств и приемов в

музыкальном воспитании и развитии детей.

9. Коллективные походы в филармонию, консерваторию, капеллу,

театр; совместное создание афиши на учебный год для

профессионально-педагогического коллектива, родителей детей,

дошкольников с рекомендациями по репертуару; совместная

организация родительских собраний по проблемам музыкального

воспитания и развития ребенка; создание стенда или уголка для

родителей и педагогов «Музыка в жизни нашей семьи», «Мы и

музыка», «Хочу, чтоб послушали вы и ваш ребенок» и т. п.;

приглашение в детский сад музыкально-театральных коллективов

для детей.

10. Совместное проектирование музыкально-образовательной

среды в ДОУ, в группах; организация конкурса проектов

музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе, в

семье ребенка.

11. Профессиональные рекомендации и советы друг другу в форме

дневников, консультаций, оснащенных методических портфелей,

приглашений на концерты и спектакли; обоюдные рекомендации по

музыкальному репертуару и его использованию в образовательном

процессе ДОУ; составление музыкально-профессиональной

фонотеки, банка педагогических техник и технологий

использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и

развития дошкольников.



В раздел образования