Автор: Галина Петровна Камагурова
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Майкоп
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Сотрудничество педагога и музыкального руководителя
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов
«Сотрудничество педагога и музыкального руководителя»
Взаимодействие профессионально-педагогического сообщества в
дошкольном образовательном учреждении по поводу решения задач
музыкального воспитания и развития дошкольников является
актуальной проблемой.
То, что такое сотрудничество необходимо и должно быть в
целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает
сомнений. Остается открытым вопрос: каким оно должно быть и
как его организовать?
Как рассматриваются вопросы профессионального взаимодействия
педагога и музыкального руководителя в методике музыкального
воспитания дошкольников?
Вдохновителем и организатором процесса музыкального
воспитания и развития ребенка-дошкольника в детском саду
является музыкальный руководитель при помогающем участии
воспитателя. Традиционный подход к профессиональному
сотрудничеству и сотворчеству музыкального руководителя и
воспитателя ДОУ
Профессиональные задачи музыкального руководителя
ДОУ:
1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе.
2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в
детском саду.
3. Руководство работой воспитателя в области музыкального
развития детей посредством консультаций и групповых занятий.
4. Организация педагогических совещаний
Задачи музыкального воспитания дошкольников,
решаемые воспитателем:
1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и
двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни,
танцевальные движения, следить за выполнением заданий.
2. Организация педагогических условий, содействующих развитию
самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.
3. Отбор музыкально-дидактического материала для решения
разнообразных задач воспитания и развития детей.
4. Организация самостоятельной музыкально-творческой
деятельности детей
В традиционном понимании такого сотрудничества есть
некоторые противоречия, подобное разделение задач достаточно
условно. И воспитатель, и музыкальный руководитель детского
сада - представители одной профессиональной группы - педагоги.
Разница заключается в том, что содержание профессионально-
педагогической деятельности музыкального руководителя
несколько уже, чем содержание профессиональной деятельности
воспитателя. В связи с этим общая педагогическая
компетентность воспитателя, т.е. владение педагогическими
технологиями и техниками, средствами и приемами
педагогического взаимодействия разнообразнее и богаче, чем
компетентность музыкального руководителя. Слабая же сторона
педагога дошкольного образования по отношению к музыкальному
руководителю заключается в том, что воспитатель не владеет
специальными исполнительскими умениями, плохо ориентируется в
мире музыкального искусства, практически не знаком со
спецификой детского музыкального репертуара. Именно поэтому
воспитатели отказываются от решения задач музыкального
развития дошкольников.
При этом требования к личностным качествам музыкального
руководителя и воспитателя, выделенные О.П. Радыновой, едины:
· музыкальная культура: увлеченность музыкой, музыкальная
эрудиция, творческие способности;
· пытливость;
· инициативность;
· артистизм;
· находчивость;
· изобретательность;
· организованность;
· ответственность;
· любовь к детям;
· культура общения и др.
В связи с этим одно из ведущих направлений профессионального
взаимодействия связано с взаимным обогащением
профессионального опыта педагогов. Нельзя допустить, чтобы оно
было только односторонним, например, в традиционном смысле -
от музыкального руководителя к воспитателю.
Музыкальный руководитель, оставаясь вдохновителем процесса
музыкального воспитания детей, должен заниматься музыкально-
педагогическим просвещением своих коллег, оказывать им
соответствующую поддержку в развитии их музыкальной
культуры, музыкальной эрудиции. Ему должна быть небезразлична
музыкально-художественная среда, в которой работает
педагогический коллектив детского сада. В то же время
музыкальный руководитель должен доверять педагогам в вопросах
воспитания и развития детей, прислушиваться к ним, к исходящей
от них оценке способности ребенка, описанию индивидуальных
детских музыкальных проявлений. Необходимо рассматривать
воспитателя как человека, хорошо знающего своих воспитанников,
ежедневно общающегося с ними, знающего индивидуальную логику
развития каждого ребенка.
В последние годы организация педагогического процесса в
современном детском саду претерпела некоторые изменения,
появились специалисты - организаторы физического воспитания,
изобразительной деятельности детей, краеведения.
Профессиональная деятельность воспитателя в связи с этим
освободилась от ряда занятий с дошкольниками, что позволяет ему
больше времени уделять воспитанию ребенка, развитию его
индивидуальности, широко привлекая к этим процессам средства
искусства. Рассмотрим профессиональную деятельность
музыкального руководителя и воспитателя с точки зрения
компетентностного подхода.
В связи с этим еще раз обозначим общие задачи, которые призваны
решать педагоги дошкольного образования:
· видеть ребенка в образовательном процессе ДОУ;
· строить образовательный процесс, ориентированный на
достижение целей дошкольного образования;
· устанавливать взаимодействие с другими субъектами
образовательного процесса, партнерами ДОУ;
· создавать и использовать в педагогических целях образовательную
среду (пространство дошкольного образовательного учреждения);
· проектировать и осуществлять профессиональное
самообразование.
Именно общность задач профессиональной деятельности
музыкального руководителя и воспитателя позволяет им
конструктивно и творчески сотрудничать. Какими могут быть
формы профессионального сотрудничества и сотворчества
педагогов дошкольного образования в детском саду?
Задачи профессионального сотрудничества и
сотворчества воспитателя и музыкального
руководителя:
•
Изучение индивидуальных особенностей и возможностей
ребенка в контексте музыкальности
•
Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ
•
Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком
в ходе образовательного процесса детского сада, его
продвижения в музыкальном развитии.
•
Определение эффективности влияния реализуемых
педагогических условий в детском саду на музыкальное
воспитание и развитие дошкольника.
•
Проектирование и организация целостного образовательного
процесса, содействующего целостному музыкальному
развитию здорового ребенка-дошкольника в детском саду.
•
Изучение особенностей общекультурной компетентности
воспитателей детского сада, знание их музыкальных
потребностей и интересов.
•
Знание воспитателем задач музыкального воспитания и
развития дошкольников, анализ их решения музыкальным
руководителем с точки зрения базовой компетентности.
•
Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное
решение задач воспитания и развития ребенка посредством
музыки и музыкальной деятельности.
•
Создание единого культурно-образовательного музыкально-
эстетического пространства в педагогическом коллективе
образовательного учреждения, в детском саду и семье
воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры,
содружество с музыкальными учреждениями города, района
ДОУ.
•
Создание развивающей музыкально-образовательной среды
детского сада как одного из эффективных условий,
инициирующих процессы целостного музыкального
(художественного) развития и воспитания ребенка.
•
Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование,
наращивание профессиональной компетентности через
обогащение общекультурной, базовой, специальной
компетентностей.
Формы сотрудничества и сотворчества:
1. Разработка единых диагностических карт музыкальности
ребенка; совместное обсуждение результатов диагностики и
индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях
занятия и в повседневной жизнедеятельности
2. Совместное проектирование планов работы, их оперативная
корректировка по мере решения общих задач; создание
взаимодополняющих педагогических условий в ДОУ, содействующих
музыкальному воспитанию и развитию детей
3.Создание промежуточных диагностик, диагностических методов,
позволяющих оценить характер продвижения ребенка в
музыкальном развитии; совместное обсуждение особенностей
продвижения ребенка в музыкальном развитии на тематических
семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх; совместное
обсуждение влияния процесса музыкального развития на общее
развитие ребенка.
4. Совместное обсуждение эффективности влияния педагогических
условий на характер продвижения ребенка в музыкальном
развитии, общем развитии на тематических семинарах,
педагогических консилиумах, деловых играх, заседаниях службы
сопровождения.
5. Взаимные консультации, создание профессиональных
«шпаргалок» (подсказок) по использованию музыкального
материала в образовательном процессе ДОУ, в решении
разнообразных задач воспитания и развития.
6. Организация музыкальным руководителем диагностики
педагогов дошкольного образования и самодиагностики по изучению
музыкальной культуры, эрудиции.
7. Взаимопосещение занятий, других форм профессионального
взаимодействия с ребенком на музыкальном содержании с
последующим анализом и совместным обсуждением
эффективности решения задач воспитания и развития ребенка.
8. Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой,
организованные в ДОУ ; совместная организация праздников
педагогическим коллективом ДОУ; совместная подготовка
тематических семинаров и практикумов по проблеме целостного
воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки,
использования новых педагогических средств и приемов в
музыкальном воспитании и развитии детей.
9. Коллективные походы в филармонию, консерваторию, капеллу,
театр; совместное создание афиши на учебный год для
профессионально-педагогического коллектива, родителей детей,
дошкольников с рекомендациями по репертуару; совместная
организация родительских собраний по проблемам музыкального
воспитания и развития ребенка; создание стенда или уголка для
родителей и педагогов «Музыка в жизни нашей семьи», «Мы и
музыка», «Хочу, чтоб послушали вы и ваш ребенок» и т. п.;
приглашение в детский сад музыкально-театральных коллективов
для детей.
10. Совместное проектирование музыкально-образовательной
среды в ДОУ, в группах; организация конкурса проектов
музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе, в
семье ребенка.
11. Профессиональные рекомендации и советы друг другу в форме
дневников, консультаций, оснащенных методических портфелей,
приглашений на концерты и спектакли; обоюдные рекомендации по
музыкальному репертуару и его использованию в образовательном
процессе ДОУ; составление музыкально-профессиональной
фонотеки, банка педагогических техник и технологий
использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и
развития дошкольников.