Напоминание

Хеппенинг как средство развития художественно — эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста


Автор: Гордеева Наталья Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №10
Населённый пункт: с.Сикияз Дуванский район Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Хеппенинг как средство развития художественно — эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

Хеппенинг как средство развития художественно — эстетических

способностей детей раннего дошкольного возраста

Аннотация: в статье раскрываются особенности нетрадиционной

техники рисования «хеппенинг», автор рассказывает об опыте использования

данной техники в работе с детьми раннего возраста.

Ключевые слова: хеппенинг, нетрадиционное рисование, дети раннего

возраста.

«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни

ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а

живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой

красотой».

В.А. Сухомлинский

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый

период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы

здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное

развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.

На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте

подтверждается

идея

самоценности

первых

лет

жизни

ребенка

как

фундамента для формирования его личности. Задачей в современной

педагогике выступает реализация в воспитательном процессе самоценности

периода раннего возраста как базисной основы всего последующего развития

ребенка. В последнее время сделано много для возрождения педагогики

раннего детства: создаются новые программы, методики, разрабатываются

развивающие технологии.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов

обучения,

воспитательных

средств,

направленных

на

достижение

позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном

развитии

ребёнка

в

современных

социокультурных

условиях.

Инновационные

технологии

обучения

следует

рассматривать

как

инструмент, с помощью которого новая образовательная программа может

быть претворена в жизнь.

К числу современных образовательных технологий можно отнести

личностно – ориентированные технологии. Личностно ориентированное

обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка,

ее

самобытность,

самоценность,

субъектный

опыт

каждого

сначала

раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Цель

данной технологии – максимальное развитие (а не формирование заранее

заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе

использования имеющегося у него жизненного опыта.

В

рамках

личностно-ориентированной

технологии

в

своей

педагогической практике, я использую нетрадиционный метод рисования:

«хеппенинг» (в переводе с английского "случаться").

Хеппенинг — форма современного искусства, представляющая собой

действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но

не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя

импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое

получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым

усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.

Главной целью хеппенинга является развитие творческих способностей

детей раннего возраста. При этом решаются следующие задачи:

развитие мелкой моторики, что способствует развитию речи

развитие тактильной чувствительности. Это новые ощущения при

макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным

поверхностям для рисования

осознание ребёнком собственного тела

раннее развитие творческих способностей

развитие ловкости пальцев и кистей рук

развитие представлений о цвете

-развитие воображения и образного мышления.

Творчество – это важный процесс для полноценного, гармоничного и

всестороннего развития личности ребенка. Творчество сопровождает нас на

протяжении

всей

жизни,

даруя

радость

и

восторг

самопознания

и

самореализации в процессе деятельности. Именно процесс, а не результат

является определяющим моментом в развитии творчества детей раннего

возраста. Однако, в силу слабой развитости нервной системы и мелкой

моторики, малышам очень сложно выполнять технические приемы владения

карандашом

и

кистью.

В

такой

ситуации

на

помощь

приходят

нетрадиционные техники рисования. Тем более что интуитивно дети

самостоятельно прибегают к такой технике: рисование на запотевшем стекле,

обоях, в тарелке с едой, разводы на столе от пролитого компота, отпечатки

грязных рук на одежде и окружающих предметах. К сожалению, подобные

эксперименты не только не приводят в восторг, но и вызывают остро

негативную реакцию со стороны взрослых. Наша задача – направить

движущую силу познания мира в мирное русло и организовать процесс

творчества и экспериментирования. Основные требования к нетрадиционным

техникам рисования в раннем возрасте – это простота исполнения,

доступность

материалов

и

гарантированный

результат.

Техники,

предусматривающие аппликацию, не рассматриваются, так как для данного

возраста предусматривается лишь лепка и рисование. Для знакомства детей с

нетрадиционными техниками рисования, следует начинать с наиболее

простых, вводить усложнения и дополнения к рисунку постепенно. В любом

случае, основная нагрузка в организации и проведении творческого процесса

ложится на взрослого. Необходимо заранее приготовить все необходимые

материалы, и что еще очень важно – это продумать каким образом будет

оформлена в итоге работа. Работа, которую малыш с гордостью сможет

продемонстрировать своим родителям или подарить бабушке с дедушкой.

Положительный опыт в творческом процессе вселяет уверенность в своих

силах, своих возможностях, дарит радость и желание учиться новому,

познавать и созидать. Основное достоинство нетрадиционных техник

рисования – это отсутствие возможности ошибиться, сделать неправильно,

что позволяет ребенку чувствовать себя расковано. Только избавившись от

рамок и стереотипов, возможен творческий рост и полет фантазии. Помимо

развития тактильного восприятия и мелкой моторики, овладения техникой

исполнения, не менее важным является и психотерапевтический эффект. В

процессе рисования снимается психоэмоциональное напряжение, понижается

уровень гормона стресса, повышая тем самым устойчивость организма.

В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование

пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к к поверхности бумаги

разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками

линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1 — 2 пальчика и приложим их к

бумаге — получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок —

получатся

цветы

и

снежинки).

Также

доступны

и

другие

методы

нетрадиционного рисования:

рисование кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы,

улитки, ракушки

рисование

полураскрытым

кулачком:

можем

нарисовать

радугу,

бананы

-рисование ладошками или ногами на листе. Ладошкой можно мазать,

рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать

сюжетные картины. По — разному поворачивая ручки, и дорисовывая к

отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.

Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит

увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот.

С помощью отпечатков ладошек,

сделанных

по кругу,

можно

изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.

В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование на

подносе. Насыпьте слой манки толщиной 2 — 3 миллиметра на поднос,

разровняйте. Проводя пальцем по манке, можно изобразить геометрические

фигуры, солнышко, цветок и т. д.

Малышам очень нравится создавать свои произведения с помощью

различных штампов и печаток. Так же используются различные камешки,

бусинки, пуговицы. Малыши получают огромное удовольствие, знакомятся с

цветом и пятном. Также используют оттиск печатками с изображениями

животных. Для этого используют материалы: мисочка либо пластиковая

коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона,

пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки с

изображениями животных.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к

штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения

цвета берутся другие мисочка и поролон. Технология рисования мятой

бумагой также позволяет делать плавные переходы из одного цвета в другой,

варьировать насыщенность цвета оттиска, что немаловажно для создания

рисунка.

Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник

подкрепляют

уверенность

детей

в

собственные

силы,

дарят

им

положительные эмоции и радость от результатов своих работ. В процессе

всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации)

ребенок

испытывает

разнообразные

чувства:

радуется

красивому

изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается.

Но самое главное — создавая изображение, ребенок приобретает различные

знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в

процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает

изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.

Мною был разработан перспективный план занятий с применением

нетрадиционных техник рисования. Занятия проводятся один раз в неделю,

индивидуально с каждым ребенком. Дети, недавно начавшие посещать

детский сад, впервые попробовали свои силы в рисовании. Процесс

рисования пальчиками вызывает у малышей много любопытства, интереса, а

также чувство радости, что, в свою очередь, положительно сказывается на

процессе адаптации ребят к детскому саду. В приложении указаны

некоторые работы наших воспитанников.

Список использованной литературы

Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/

Л. Н. Алексеева// Учитель. — 2006. — № 3. — с. 78.

Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного

образования [текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство

Ростовского педагогического университета, 2008. -352с.

Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и

технология: Монография [текст] / В.В. Сериков – Волгоград: Перемена. 2004.

– 152с.

Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога:

разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2013. —

128с.

Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г. Технологии

педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное

пособие/ под общ. ред. А.П. Чернявской, Л.В. Байбородовой. — Ярославль;

Изд-во ЯГПУ, 2012. — 311 с.

Галигузова Л. Н. Воспитание и развитие детей от 2до 3лет:

методическое

пособие

для

педагогов

дошкольных

образовательных

учреждений, М.: Просвещение, 2007.

Мартынова

Е.

В.

Организация

опытно-экспериментальной

деятельности детей 2-7-Волгоград: Учитель 2012.

Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.

ООО издательство «Детство-пресс», 2011.



В раздел образования