Автор: Гордеева Наталья Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №10
Населённый пункт: с.Сикияз Дуванский район Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Хеппенинг как средство развития художественно — эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Статья
Хеппенинг как средство развития художественно — эстетических
способностей детей раннего дошкольного возраста
Аннотация: в статье раскрываются особенности нетрадиционной
техники рисования «хеппенинг», автор рассказывает об опыте использования
данной техники в работе с детьми раннего возраста.
Ключевые слова: хеппенинг, нетрадиционное рисование, дети раннего
возраста.
«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни
ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а
живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой
красотой».
В.А. Сухомлинский
Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый
период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы
здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное
развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.
На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте
подтверждается
идея
самоценности
первых
лет
жизни
ребенка
как
фундамента для формирования его личности. Задачей в современной
педагогике выступает реализация в воспитательном процессе самоценности
периода раннего возраста как базисной основы всего последующего развития
ребенка. В последнее время сделано много для возрождения педагогики
раннего детства: создаются новые программы, методики, разрабатываются
развивающие технологии.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов
обучения,
воспитательных
средств,
направленных
на
достижение
позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном
развитии
ребёнка
в
современных
социокультурных
условиях.
Инновационные
технологии
обучения
следует
рассматривать
как
инструмент, с помощью которого новая образовательная программа может
быть претворена в жизнь.
К числу современных образовательных технологий можно отнести
личностно – ориентированные технологии. Личностно ориентированное
обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка,
ее
самобытность,
самоценность,
субъектный
опыт
каждого
сначала
раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Цель
данной технологии – максимальное развитие (а не формирование заранее
заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе
использования имеющегося у него жизненного опыта.
В
рамках
личностно-ориентированной
технологии
в
своей
педагогической практике, я использую нетрадиционный метод рисования:
«хеппенинг» (в переводе с английского "случаться").
Хеппенинг — форма современного искусства, представляющая собой
действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но
не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя
импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое
получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым
усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.
Главной целью хеппенинга является развитие творческих способностей
детей раннего возраста. При этом решаются следующие задачи:
развитие мелкой моторики, что способствует развитию речи
развитие тактильной чувствительности. Это новые ощущения при
макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным
поверхностям для рисования
осознание ребёнком собственного тела
раннее развитие творческих способностей
развитие ловкости пальцев и кистей рук
развитие представлений о цвете
-развитие воображения и образного мышления.
Творчество – это важный процесс для полноценного, гармоничного и
всестороннего развития личности ребенка. Творчество сопровождает нас на
протяжении
всей
жизни,
даруя
радость
и
восторг
самопознания
и
самореализации в процессе деятельности. Именно процесс, а не результат
является определяющим моментом в развитии творчества детей раннего
возраста. Однако, в силу слабой развитости нервной системы и мелкой
моторики, малышам очень сложно выполнять технические приемы владения
карандашом
и
кистью.
В
такой
ситуации
на
помощь
приходят
нетрадиционные техники рисования. Тем более что интуитивно дети
самостоятельно прибегают к такой технике: рисование на запотевшем стекле,
обоях, в тарелке с едой, разводы на столе от пролитого компота, отпечатки
грязных рук на одежде и окружающих предметах. К сожалению, подобные
эксперименты не только не приводят в восторг, но и вызывают остро
негативную реакцию со стороны взрослых. Наша задача – направить
движущую силу познания мира в мирное русло и организовать процесс
творчества и экспериментирования. Основные требования к нетрадиционным
техникам рисования в раннем возрасте – это простота исполнения,
доступность
материалов
и
гарантированный
результат.
Техники,
предусматривающие аппликацию, не рассматриваются, так как для данного
возраста предусматривается лишь лепка и рисование. Для знакомства детей с
нетрадиционными техниками рисования, следует начинать с наиболее
простых, вводить усложнения и дополнения к рисунку постепенно. В любом
случае, основная нагрузка в организации и проведении творческого процесса
ложится на взрослого. Необходимо заранее приготовить все необходимые
материалы, и что еще очень важно – это продумать каким образом будет
оформлена в итоге работа. Работа, которую малыш с гордостью сможет
продемонстрировать своим родителям или подарить бабушке с дедушкой.
Положительный опыт в творческом процессе вселяет уверенность в своих
силах, своих возможностях, дарит радость и желание учиться новому,
познавать и созидать. Основное достоинство нетрадиционных техник
рисования – это отсутствие возможности ошибиться, сделать неправильно,
что позволяет ребенку чувствовать себя расковано. Только избавившись от
рамок и стереотипов, возможен творческий рост и полет фантазии. Помимо
развития тактильного восприятия и мелкой моторики, овладения техникой
исполнения, не менее важным является и психотерапевтический эффект. В
процессе рисования снимается психоэмоциональное напряжение, понижается
уровень гормона стресса, повышая тем самым устойчивость организма.
В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование
пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к к поверхности бумаги
разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками
линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1 — 2 пальчика и приложим их к
бумаге — получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок —
получатся
цветы
и
снежинки).
Также
доступны
и
другие
методы
нетрадиционного рисования:
рисование кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы,
улитки, ракушки
рисование
полураскрытым
кулачком:
можем
нарисовать
радугу,
бананы
-рисование ладошками или ногами на листе. Ладошкой можно мазать,
рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать
сюжетные картины. По — разному поворачивая ручки, и дорисовывая к
отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.
Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит
увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот.
С помощью отпечатков ладошек,
сделанных
по кругу,
можно
изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.
В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование на
подносе. Насыпьте слой манки толщиной 2 — 3 миллиметра на поднос,
разровняйте. Проводя пальцем по манке, можно изобразить геометрические
фигуры, солнышко, цветок и т. д.
Малышам очень нравится создавать свои произведения с помощью
различных штампов и печаток. Так же используются различные камешки,
бусинки, пуговицы. Малыши получают огромное удовольствие, знакомятся с
цветом и пятном. Также используют оттиск печатками с изображениями
животных. Для этого используют материалы: мисочка либо пластиковая
коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона,
пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки с
изображениями животных.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения
цвета берутся другие мисочка и поролон. Технология рисования мятой
бумагой также позволяет делать плавные переходы из одного цвета в другой,
варьировать насыщенность цвета оттиска, что немаловажно для создания
рисунка.
Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник
подкрепляют
уверенность
детей
в
собственные
силы,
дарят
им
положительные эмоции и радость от результатов своих работ. В процессе
всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации)
ребенок
испытывает
разнообразные
чувства:
радуется
красивому
изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается.
Но самое главное — создавая изображение, ребенок приобретает различные
знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в
процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает
изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.
Мною был разработан перспективный план занятий с применением
нетрадиционных техник рисования. Занятия проводятся один раз в неделю,
индивидуально с каждым ребенком. Дети, недавно начавшие посещать
детский сад, впервые попробовали свои силы в рисовании. Процесс
рисования пальчиками вызывает у малышей много любопытства, интереса, а
также чувство радости, что, в свою очередь, положительно сказывается на
процессе адаптации ребят к детскому саду. В приложении указаны
некоторые работы наших воспитанников.
Список использованной литературы
Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/
Л. Н. Алексеева// Учитель. — 2006. — № 3. — с. 78.
Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного
образования [текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство
Ростовского педагогического университета, 2008. -352с.
Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и
технология: Монография [текст] / В.В. Сериков – Волгоград: Перемена. 2004.
– 152с.
Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога:
разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2013. —
128с.
Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г. Технологии
педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное
пособие/ под общ. ред. А.П. Чернявской, Л.В. Байбородовой. — Ярославль;
Изд-во ЯГПУ, 2012. — 311 с.
Галигузова Л. Н. Воспитание и развитие детей от 2до 3лет:
методическое
пособие
для
педагогов
дошкольных
образовательных
учреждений, М.: Просвещение, 2007.
Мартынова
Е.
В.
Организация
опытно-экспериментальной
деятельности детей 2-7-Волгоград: Учитель 2012.
Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.
ООО издательство «Детство-пресс», 2011.