Автор: Степанова Анастасия Сергеевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Северский лицей"
Населённый пункт: Томская область ЗАТО Северск
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса обучающихся
Раздел: среднее образование
Проектная деятельность как средство развития познавательного
интереса обучающихся.
Степанова Анастасия Сергеевна
Учитель физики
Томская область ЗАТО Северск
В настоящее время в России идет становление новой системы образования,
ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.
Этот
процесс
сопровождается
существенными
изменениями
в
педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Происходит
смена
образовательной
парадигмы:
предлагается
иное
содержание учебных программ, иные подходы к учебному процессу,
большое внимание уделяется самостоятельному изучению материала,
происходит ориентация на формирование практических компетенций и
умения самообразовываться.
Современная система образования сталкивается с множеством внешних
проблем. Первая и самая важная – это ускорение и непредсказуемость эко-
номического и технологического развития. Вторая проблема – рынок труда,
который теперь не гарантирует наличие, а тем более сохранение работы.
Третья проблема – опасность расслоения больших групп населения из-за
безработицы, экономического и социального кризиса. Европейское обще-
ство достаточно чётко определяет главные цели образования молодого че-
ловека. Предполагается, что молодой человек должен иметь собственную
точку зрения, уметь управлять принятием решений в группе, слаженно ра-
ботать в коллективе, одновременно развивая свои индивидуальные способ-
ности, а также стремиться овладеть новыми технологиями.
Одна из задач образования заключается в том, чтобы всем без исключе-
ния дать возможность проявить свои таланты и творческий потенциал.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного об-
разования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела.
Школа призвана решать не только образовательные, но и большие социаль-
ные задачи по сохранению семейных ценностей, обучению, развитию и
воспитанию детей, приобщению к традициям и ценностям отечественной
истории и культуры. Школа является объектом воздействия социально –
экономических, этнографических, культурных, природных и других факто-
ров. Школа призвана содействовать решению ключевых проблем подготов-
ки молодежи к жизни и обычно в сельской местности является единствен-
ным образовательным учреждением по месту жительства обучающихся,
где они могут получать, начальное, основное или полное общее образова-
ние.
Обновление образовательной деятельности, достижение нового каче-
ства образования связывают с не только с информатизацией образования,
но и оптимизацией методов обучения, активным использованием техноло-
гий открытого образования. Обновляющейся школе требуются такие мето-
ды обучения, которые:
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную пози-
цию обучающихся в учении;
развивали бы в первую очередь универсальные умения и навыки: ис-
следовательские, рефлексивные, самооценочные;
формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непо-
средственно сопряженные с опытом их применения в практической дея-
тельности;
были бы приоритетно направлены на развитие познавательного ин-
тереса обучающихся;
реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов в мировой и отечественной педа-
гогической практике, принадлежит сегодня методу проектов. В основу ме-
тода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной де-
ятельности школьников на результат, который получается при решении той
или иной практически или теоретически значимой проблемы. Данная
проблема очень актуальна, т.к. в нашей школе знакомство с проектной дея-
тельностью и осуществление её, происходит не только на уроке, но и пре-
имущественно во внеурочной деятельности.
Представляется важным, что адекватной современным требованиям к
обновлению методических систем обучения предметным дисциплинам яв-
ляется личностно-ориентированная парадигма образования и концепция
потребностно-информационного подхода П.В. Симонова и системно-дея-
тельностного подхода А.Г. Асмолова. Основными технологиями лич-
ностно-ориентированного образования являются: обучение в сотрудниче-
стве, проектная деятельность, разноуровневое и дифференцированное обу-
чение.
Наиболее эффективной формой организации внеурочной деятельности
школьников, оказалась организация совместных проектов на основе со-
трудничества обучающихся разных классов.
В качестве примера приведу разработку межпредметного проекта.
Идея данного проекта заключается в
формировании у обучающихся базовых интеллектуальных качеств,
таких как компетентность
развитие у обучающихся познавательного интереса, инициативы,
творчества и уникальности склада ума.
Цель проекта: Развитие познавательного интереса и осуществление
интеллектуального воспитания в рамках образовательного процесса в
общеобразовательной школе.
Задачи проекта:
формирование
персонального
познавательного
стиля
у
обучающихся
на
основе
проектной
и
исследовательской
деятельности
формирование
практических
навыков
в
проектной
деятельности обучающихся
создание условий для самореализации
создание условий для межвозрастного взаимодействия
присвоение гуманитарных ценностей в разнообразных формах
образовательной деятельности
Этапы проекта:
1. Погружение в эпоху
2. Фестиваль идей
3. Декабрьские сессии
4. Творческий этап
5. Общешкольная конференция
6. Награждение
Остановимся подробнее на творческом этапе, целью которого является
разработка форм и методов интеллектуального воспитания обучающихся в
межпредметном образовательном пространстве школы.
Задачи:
1.
Формирование персонального познавательного стиля на основе
проектной, исследовательской и творческой деятельности;
2.
Создание условий для межвозрастного взаимодействия, предоставле-
ние дополнительных возможностей по достижению успешности в
общении;
3.
Создание условия для самоактуализации и самореализации личност-
ной сферы обучающихся, формирование социальной позиции ребён-
ка
4.
Воспитывать интерес к познанию.
Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка
обучающихся в процессе подготовки и проведения творческих мастерских
оставляет исключительно большой эмоциональный след в душах ребят.
Здесь происходит проявление креативных и художественных дарований
детей,
это
опыт
приобретения
социально-коммуникативных
компетентностей, опыт самостоятельности и опыт взаимодействия с
учителем и сверстниками. Задача учителя – раскрыть рамки привычного
детям учебного предмета, пробудить интерес к новому знанию. А интерес,
как известно, есть главный стимул познавательной активности учащихся и
становление педагогического мастерства учителя.
В определённый день в середине учебного года «Река времени» меняет
образовательный процесс. В зависимости от эпохи, в которую погружаются
участники образовательного процесса, уроки заменяются проведением
детских творческих мастерских. Для этого учителями и обучающимися
проводится определённая предварительная работа: пишутся сценарии,
готовятся костюмы и декорации, подбирается музыкальный и визуальный
ряды. Праздник начинается с представления в Актовом зале, затем дети с
руководителями отрядов получают маршрутные листы и начинают
путешествие по эпохе.
Обучающимся нравится принимать участие в проекте, что развивает их
познавательный интерес к предметам.