Напоминание

Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса обучающихся


Автор: Степанова Анастасия Сергеевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Северский лицей"
Населённый пункт: Томская область ЗАТО Северск
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса обучающихся
Раздел: среднее образование





Назад




Проектная деятельность как средство развития познавательного

интереса обучающихся.

Степанова Анастасия Сергеевна

Учитель физики

Томская область ЗАТО Северск

В настоящее время в России идет становление новой системы образования,

ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.

Этот

процесс

сопровождается

существенными

изменениями

в

педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит

смена

образовательной

парадигмы:

предлагается

иное

содержание учебных программ, иные подходы к учебному процессу,

большое внимание уделяется самостоятельному изучению материала,

происходит ориентация на формирование практических компетенций и

умения самообразовываться.

Современная система образования сталкивается с множеством внешних

проблем. Первая и самая важная – это ускорение и непредсказуемость эко-

номического и технологического развития. Вторая проблема – рынок труда,

который теперь не гарантирует наличие, а тем более сохранение работы.

Третья проблема – опасность расслоения больших групп населения из-за

безработицы, экономического и социального кризиса. Европейское обще-

ство достаточно чётко определяет главные цели образования молодого че-

ловека. Предполагается, что молодой человек должен иметь собственную

точку зрения, уметь управлять принятием решений в группе, слаженно ра-

ботать в коллективе, одновременно развивая свои индивидуальные способ-

ности, а также стремиться овладеть новыми технологиями.

Одна из задач образования заключается в том, чтобы всем без исключе-

ния дать возможность проявить свои таланты и творческий потенциал.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного об-

разования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела.

Школа призвана решать не только образовательные, но и большие социаль-

ные задачи по сохранению семейных ценностей, обучению, развитию и

воспитанию детей, приобщению к традициям и ценностям отечественной

истории и культуры. Школа является объектом воздействия социально –

экономических, этнографических, культурных, природных и других факто-

ров. Школа призвана содействовать решению ключевых проблем подготов-

ки молодежи к жизни и обычно в сельской местности является единствен-

ным образовательным учреждением по месту жительства обучающихся,

где они могут получать, начальное, основное или полное общее образова-

ние.

Обновление образовательной деятельности, достижение нового каче-

ства образования связывают с не только с информатизацией образования,

но и оптимизацией методов обучения, активным использованием техноло-

гий открытого образования. Обновляющейся школе требуются такие мето-

ды обучения, которые:

формировали бы активную, самостоятельную и инициативную пози-

цию обучающихся в учении;

развивали бы в первую очередь универсальные умения и навыки: ис-

следовательские, рефлексивные, самооценочные;

формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непо-

средственно сопряженные с опытом их применения в практической дея-

тельности;

были бы приоритетно направлены на развитие познавательного ин-

тереса обучающихся;

реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов в мировой и отечественной педа-

гогической практике, принадлежит сегодня методу проектов. В основу ме-

тода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной де-

ятельности школьников на результат, который получается при решении той

или иной практически или теоретически значимой проблемы. Данная

проблема очень актуальна, т.к. в нашей школе знакомство с проектной дея-

тельностью и осуществление её, происходит не только на уроке, но и пре-

имущественно во внеурочной деятельности.

Представляется важным, что адекватной современным требованиям к

обновлению методических систем обучения предметным дисциплинам яв-

ляется личностно-ориентированная парадигма образования и концепция

потребностно-информационного подхода П.В. Симонова и системно-дея-

тельностного подхода А.Г. Асмолова. Основными технологиями лич-

ностно-ориентированного образования являются: обучение в сотрудниче-

стве, проектная деятельность, разноуровневое и дифференцированное обу-

чение.

Наиболее эффективной формой организации внеурочной деятельности

школьников, оказалась организация совместных проектов на основе со-

трудничества обучающихся разных классов.

В качестве примера приведу разработку межпредметного проекта.

Идея данного проекта заключается в

формировании у обучающихся базовых интеллектуальных качеств,

таких как компетентность

развитие у обучающихся познавательного интереса, инициативы,

творчества и уникальности склада ума.

Цель проекта: Развитие познавательного интереса и осуществление

интеллектуального воспитания в рамках образовательного процесса в

общеобразовательной школе.

Задачи проекта:

формирование

персонального

познавательного

стиля

у

обучающихся

на

основе

проектной

и

исследовательской

деятельности

формирование

практических

навыков

в

проектной

деятельности обучающихся

создание условий для самореализации

создание условий для межвозрастного взаимодействия

присвоение гуманитарных ценностей в разнообразных формах

образовательной деятельности

Этапы проекта:

1. Погружение в эпоху

2. Фестиваль идей

3. Декабрьские сессии

4. Творческий этап

5. Общешкольная конференция

6. Награждение

Остановимся подробнее на творческом этапе, целью которого является

разработка форм и методов интеллектуального воспитания обучающихся в

межпредметном образовательном пространстве школы.

Задачи:

1.

Формирование персонального познавательного стиля на основе

проектной, исследовательской и творческой деятельности;

2.

Создание условий для межвозрастного взаимодействия, предоставле-

ние дополнительных возможностей по достижению успешности в

общении;

3.

Создание условия для самоактуализации и самореализации личност-

ной сферы обучающихся, формирование социальной позиции ребён-

ка

4.

Воспитывать интерес к познанию.

Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка

обучающихся в процессе подготовки и проведения творческих мастерских

оставляет исключительно большой эмоциональный след в душах ребят.

Здесь происходит проявление креативных и художественных дарований

детей,

это

опыт

приобретения

социально-коммуникативных

компетентностей, опыт самостоятельности и опыт взаимодействия с

учителем и сверстниками. Задача учителя – раскрыть рамки привычного

детям учебного предмета, пробудить интерес к новому знанию. А интерес,

как известно, есть главный стимул познавательной активности учащихся и

становление педагогического мастерства учителя.

В определённый день в середине учебного года «Река времени» меняет

образовательный процесс. В зависимости от эпохи, в которую погружаются

участники образовательного процесса, уроки заменяются проведением

детских творческих мастерских. Для этого учителями и обучающимися

проводится определённая предварительная работа: пишутся сценарии,

готовятся костюмы и декорации, подбирается музыкальный и визуальный

ряды. Праздник начинается с представления в Актовом зале, затем дети с

руководителями отрядов получают маршрутные листы и начинают

путешествие по эпохе.

Обучающимся нравится принимать участие в проекте, что развивает их

познавательный интерес к предметам.



В раздел образования