Автор: Абдуллина Наиля Хасановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Лицей №23
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Формирование мировоззрения как средство воспитания гражданина на национальных традициях.
Раздел: начальное образование
Формирование мировоззрения как средство воспитания
гражданина на национальных традициях
Абдуллина Н. Х.
учитель начальных классов,
Лицей №23 Ново-Савиновского района г. Казани
Воспитание гражданина на национальных традициях начинается в
семье. Родители являются первыми наставниками ребёнка в становлении его
как гражданина. Ребёнок осознаёт свою причастность к большой и малой
Родине
через
семью,
знакомится
с
традициями
и
культурой
народа,
представителем которого является он сам и его родители. В семье ребёнок
осваивает свой родной язык и именно там начинается воспитание гражданина
своей страны.
Системность является главным условием эффективности гражданского
воспитания
школьников.
Система
гражданского
воспитания
учащихся
включает: цель, задачи, содержание, методы, формы и критерии диагностики
уровней развития гражданственности.Учителю принадлежит главная роль в
гражданском воспитании учащихся.
Работая в классе с национальным воспитанием, имея на базе класса
национальный фольклорный ансамбль «Бяллур»
и изучив
теоретический
материал по теме: «Формирование мировоззрения как средство воспитания
гражданина»,
я
разработала
авторскую
программу
по
внеурочной
деятельности: «Увлекательный татарский».
Внеурочная
деятельность
является
составной
частью
учебно-
воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени
учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как
деятельность,
организуемая
во
внеурочное
время
для
удовлетворения
потребностей
учащихся
в
содержательном
досуге,
их
участии
в
самоуправлении
и
общественно
полезной
деятельности.
Правильно
организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу,
в
условиях
которой
можно
максимально
развить
или
сформировать
познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая
обеспечит воспитание гражданина и свободной личности. Воспитание детей
происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно
это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Изучение
татарского языка в русской школе преследует, прежде всего, практическую
цель: овладения устной речью как способностью к коммуникации, т.е. к
свободному восприятию и передаче определённой информации в реальных
жизненных ситуациях.
Целью программы является внеурочное обучение детей не только языку,
но и ознакомление с литературным наследием татарского народа. В рамках
программы я
ставлю своей целью прививать навыки художественно-
эстетического творчества, креативного мышления, приобщить учащихся к
богатствам татарской литературы, развитие эстетического восприятия и оценки
произведений искусства слова, формирование на этой основе научно –
познавательных, нравственно – ценностных ориентиров, вкусов, потребностей,
культуры речи и общения, воспитывать нравственность, патриотизм и
гражданственность,
толерантность,
беречь
семейные
ценности
и
вести
здоровый образ жизни.
Человека воспитывает всё. Но главной воспитательной силой
является школа.
В конечном итоге все это направлено на обеспечение целостного процесса
воспитания Человека, Гражданина, Патриота своей Родины.
Список использованных информационных ресурсов:
1.
Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М., 1993 г.
2.
Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в
школе. М., 2000 г.
3.
Тубельский А. Н. Правовое пространство школы. М., 2001 г.
4.
Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение. М., 1986 год.
5.
Лобанов А. Изучаем воспитанность школьников // Народное образование. –
1987 г. - № 6.