Автор: Саяпов Айрат Валерьевич
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Ханты-Мансийск
Наименование материала: Статья
Тема: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Раздел: дополнительное образование
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ В
УСЛОВИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.
Саяпов А.В.
г. Ханты-Мансийск
Аннотация.
Уровень
плавательной
подготовленности
детей
младшего школьного возраста в наше время является низким. Причиной
тому служит абсолютное отсутствие новых улучшенных методик,
которые
соответствуют
требованиям
становления
«современного
ребенка» и «детского спорта».
Из исследования учебно-научных источников по данной теме, можно
отметить, что оздоровительному плаванию, так же как и развитию
физических качеств детей, в уже существующих методиках по обучению
плавания школьников начальных классов уделяется мало внимания. В связи с
этим
главной
целью
нашего
исследования
будет
теоретическое
и
экспериментальное доказательство методики обучения плаванию детей 9-
10 лет в условиях оздоровительной группы.
Для решения поставленной перед работой цели были использованы
следующие методы:
- теоретический анализ литературных источников по данной теме;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- статистические методы обработки экспериментальных данных.
Следствием использования экспериментальной методики, стало
повышение эффективности процесса физических качеств школьников
начальных классов на тренировках по плаванию и улучшения уровня
двигательных качеств с прикладной направленностью.
Ключевые слова: плавание; методика обучения детей; физические
качества; тренировка.
В течение 6 месяцев (с декабря по май) был проведен педагогический
эксперимент. В исследовании приняли участие дети младшего школьного
возраста, которые занимаются плаванием уже в течение трех лет, количество
участников эксперимента составило 20 человек. Участники эксперимента
были разделены на две группы по 10 человек. В каждой группе было разное
количество
тренировок,
так
у
экспериментальной
группы
было
6
тренировочных занятий в неделю, а у контрольной группы 8 тренировочных
занятий в неделю. Тренировочные занятия были проведены на воде и в зале
сухого плавания. В экспериментальной группе было 4 тренировочных
занятия в неделю в зале сухого плавания было. Тренировочные занятия в зале
имели
большую
направленность
на
развитие
гибкости,
силовых
и
координационных
способностей.
В
контрольной
группе
количество
тренировочных занятий в зале также было 4, но они имели большую
направленность на развитие выносливости и силовых способностей. В
исследовании для двух групп была поставлена одинаковая задача по
совершенствованию технических навыков в воде.
В нашем эксперименте в данных двух группах, методика обучения
плаванию детей 9-10 лет имела различия, в связи с этим рассмотрим
подробнее данную методику в этих группах.
Особенности методики в контрольной группе.
Для развития силовых способностей, упражнения выполнялись на
тренажерах в зале сухого плавания. В среду тренировочные занятия в зале
всегда были направлены на упражнения с собственным весом, применялись
такие
упражнения
как
отжимания
и
подтягивания.
Для
развития
выносливости были включены тренировки по бегу на определенные
дистанции, либо по определенному времени. Упражнения с применением
тренажера «Хюттеля-Мартенса» были направлены на развитие специальной
выносливости, а также для скоростно-силовых качеств, в зависимости от
дозировки нагрузки.[5]
В контрольной группе тренировки начиналась с упражнений на
развитие гибкости, игровые тренировки проводились по пятницам и были
направлены на скоростно-силовые способности.
В дни недели вторник и пятница в данной группе были две тренировки
за день. Во время тренировки на воде дети совершенствовали технику
плавания в способах на спине и вольный стиль. Тренировки на протяжении
недели
были
разнообразными
и
были
направлены
на
упражнения
скоростного, выносливого и технического характера.
Особенности методики в экспериментальной группе.
В экспериментальной группе основная направленность тренировок
была на развитие гибкости, силовых и координационных способностей. В
тренировке были такие статистические упражнения как подтягивания,
отжимания от скамейки, выпрыгивания, бег на месте, лазания по канату, с
применением шведской стенки, а также упражнения с терабандами,
медболами и скакалкой. С помощью применения тренажеров гиперэкстензии,
«Хюттеля-Мартенса», тележка у детей развивались силовые качества.
Для
совершенствования
техники
в
плавании,
дети
ежедневно
выполняли имитационные упражнения с применением инвентаря лопаток,
резины,
терабандов
и
тренажера
«Хюттеля-Мартенса».
Для
развития
координационных
качеств
дети
выполняли
беговые
упражнения,
проводились эстафеты и подвижные игры.[4]
Во время тренировок на воде дети совершенствовали технику в
способах плавания вольный стиль и на спине. Главная цель методики
состояла в том, чтобы дети умели правильно технически проплывать
дистанцию
и
их
положение
на
воде,
было
правильным,
наиболее
обтекаемым, для наименьшего сопротивления с водой, а также развить
физические качества детей для улучшения результата тестирования.
На воде внимание уделялось упражнениям технического характера,
упражнениям на развитие выносливых способностей, на чувство воды и
другие
различные
упражнения.
Упражнения
чередовались,
носили
разнообразный характер и дозировку. Постоянно применялся игровой метод,
скоростные задания для развития выносливости были применены редко, а
также полностью отсутствовали двойные тренировки.[3]
С помощью такого метода, как педагогическое наблюдение мы смогли
обнаружить
различие
особенностей
методик
экспериментальной
и
контрольной групп. В проведенном данном эксперименте мы тестировали
физическую
и
техническую
подготовленность
детей
двух
групп.
Тестирование проводилось по шести показателям (табл.1).
Таблица 1
Показатели физической подготовленности детей 9-10 лет контрольной
(n=10) и экспериментальной групп (n=10) в процессе педагогического
эксперимента
Показатели
Этапы
эксперимента
КГ
(М± σ)
ЭГ
(
М± σ)
Достоверность
различий
Х ± δ
Плавание 30
минут (м)
1
1159 ±112
1237 ±148
75
p ≤ 0,05
2
1224 ±102
1393 ±191
170
p ≤ 0,05
Отжимания от
пола (кол-во
раз)
1
12,4 ± 4
13 ± 6,1
0,7
p ≥ 0,05
2
13,4 ± 3,69
16,6 ± 6,1
3,3
p ≤ 0,05
Прокручивани
я (см)
1
34 ± 8
36,2 ± 12
1,1
p ≥ 0,05
2
31 ± 8
30,2 ± 13
1,7
p ≥ 0,05
Наклон вперед
(см)
1
10,7 ± 3,32
11,2 ± 3
0,5
p ≥ 0,05
2
13 ± 2,59
16 ± 2,39
3
p ≤ 0,05
Прыжок в
длину с места
(см)
1
170 ± 8
170,6 ± 13
0,6
p ≥ 0,05
2
172 ± 8,3
173 ± 12
2,5
p ≤ 0,05
Мини тест
Купера (м)
1
996 ± 322
1039 ±132
44
p ≥ 0,05
2
1025 ± 84,3
1149 ±141
125
p ≤ 0,05
После
проведенного
анализа
сравнения
результатов
и
оценки
показателей, двигательных и физических способностей двух данных групп,
подтвердилась эффективность примененной методики обучения плаванию
детей в экспериментальной группе.
Список литературы
1. Булгакова Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание
[Текст] / Булгакова Н.Ж. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 399 с.
2.
Павлова Т. Н. Особенности обучения плаванию детей младшего
школьного возраста [Текст] / Т.Н. Павлова. - М.: 2008 - 69 с.
3. Смирнова Е.М. Игровые методы плавание для младшего школьного
возраста [Текст] / Е.М. Смирнова. // Инструктор по физкультуре. - М.: 2014. -
29-34 с.
4.
Шишкова Е.В. Инновационный подход к обучению плаванию
младших школьников в системе школьного физического воспитания [Текст]/
Е.В. Шишкова - М.: вестник спортивной науки, 2007. - N 4. - С. 59-64.
5.
Шлячков Р.А. Методика ускоренного обучения плаванию детей
младшего школьного возраста: вольный стиль, кроль на спине [Текст]:
автореф. дис. канд. пед. наук / Р.А. Шлячкова. - М.: Тамбов, 2006. - 19 с.