Напоминание

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ


Автор: Саяпов Айрат Валерьевич
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Ханты-Мансийск
Наименование материала: Статья
Тема: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ В

УСЛОВИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.

Саяпов А.В.

г. Ханты-Мансийск

Аннотация.

Уровень

плавательной

подготовленности

детей

младшего школьного возраста в наше время является низким. Причиной

тому служит абсолютное отсутствие новых улучшенных методик,

которые

соответствуют

требованиям

становления

«современного

ребенка» и «детского спорта».

Из исследования учебно-научных источников по данной теме, можно

отметить, что оздоровительному плаванию, так же как и развитию

физических качеств детей, в уже существующих методиках по обучению

плавания школьников начальных классов уделяется мало внимания. В связи с

этим

главной

целью

нашего

исследования

будет

теоретическое

и

экспериментальное доказательство методики обучения плаванию детей 9-

10 лет в условиях оздоровительной группы.

Для решения поставленной перед работой цели были использованы

следующие методы:

- теоретический анализ литературных источников по данной теме;

- педагогическое наблюдение;

- педагогический эксперимент;

- статистические методы обработки экспериментальных данных.

Следствием использования экспериментальной методики, стало

повышение эффективности процесса физических качеств школьников

начальных классов на тренировках по плаванию и улучшения уровня

двигательных качеств с прикладной направленностью.

Ключевые слова: плавание; методика обучения детей; физические

качества; тренировка.

В течение 6 месяцев (с декабря по май) был проведен педагогический

эксперимент. В исследовании приняли участие дети младшего школьного

возраста, которые занимаются плаванием уже в течение трех лет, количество

участников эксперимента составило 20 человек. Участники эксперимента

были разделены на две группы по 10 человек. В каждой группе было разное

количество

тренировок,

так

у

экспериментальной

группы

было

6

тренировочных занятий в неделю, а у контрольной группы 8 тренировочных

занятий в неделю. Тренировочные занятия были проведены на воде и в зале

сухого плавания. В экспериментальной группе было 4 тренировочных

занятия в неделю в зале сухого плавания было. Тренировочные занятия в зале

имели

большую

направленность

на

развитие

гибкости,

силовых

и

координационных

способностей.

В

контрольной

группе

количество

тренировочных занятий в зале также было 4, но они имели большую

направленность на развитие выносливости и силовых способностей. В

исследовании для двух групп была поставлена одинаковая задача по

совершенствованию технических навыков в воде.

В нашем эксперименте в данных двух группах, методика обучения

плаванию детей 9-10 лет имела различия, в связи с этим рассмотрим

подробнее данную методику в этих группах.

Особенности методики в контрольной группе.

Для развития силовых способностей, упражнения выполнялись на

тренажерах в зале сухого плавания. В среду тренировочные занятия в зале

всегда были направлены на упражнения с собственным весом, применялись

такие

упражнения

как

отжимания

и

подтягивания.

Для

развития

выносливости были включены тренировки по бегу на определенные

дистанции, либо по определенному времени. Упражнения с применением

тренажера «Хюттеля-Мартенса» были направлены на развитие специальной

выносливости, а также для скоростно-силовых качеств, в зависимости от

дозировки нагрузки.[5]

В контрольной группе тренировки начиналась с упражнений на

развитие гибкости, игровые тренировки проводились по пятницам и были

направлены на скоростно-силовые способности.

В дни недели вторник и пятница в данной группе были две тренировки

за день. Во время тренировки на воде дети совершенствовали технику

плавания в способах на спине и вольный стиль. Тренировки на протяжении

недели

были

разнообразными

и

были

направлены

на

упражнения

скоростного, выносливого и технического характера.

Особенности методики в экспериментальной группе.

В экспериментальной группе основная направленность тренировок

была на развитие гибкости, силовых и координационных способностей. В

тренировке были такие статистические упражнения как подтягивания,

отжимания от скамейки, выпрыгивания, бег на месте, лазания по канату, с

применением шведской стенки, а также упражнения с терабандами,

медболами и скакалкой. С помощью применения тренажеров гиперэкстензии,

«Хюттеля-Мартенса», тележка у детей развивались силовые качества.

Для

совершенствования

техники

в

плавании,

дети

ежедневно

выполняли имитационные упражнения с применением инвентаря лопаток,

резины,

терабандов

и

тренажера

«Хюттеля-Мартенса».

Для

развития

координационных

качеств

дети

выполняли

беговые

упражнения,

проводились эстафеты и подвижные игры.[4]

Во время тренировок на воде дети совершенствовали технику в

способах плавания вольный стиль и на спине. Главная цель методики

состояла в том, чтобы дети умели правильно технически проплывать

дистанцию

и

их

положение

на

воде,

было

правильным,

наиболее

обтекаемым, для наименьшего сопротивления с водой, а также развить

физические качества детей для улучшения результата тестирования.

На воде внимание уделялось упражнениям технического характера,

упражнениям на развитие выносливых способностей, на чувство воды и

другие

различные

упражнения.

Упражнения

чередовались,

носили

разнообразный характер и дозировку. Постоянно применялся игровой метод,

скоростные задания для развития выносливости были применены редко, а

также полностью отсутствовали двойные тренировки.[3]

С помощью такого метода, как педагогическое наблюдение мы смогли

обнаружить

различие

особенностей

методик

экспериментальной

и

контрольной групп. В проведенном данном эксперименте мы тестировали

физическую

и

техническую

подготовленность

детей

двух

групп.

Тестирование проводилось по шести показателям (табл.1).

Таблица 1

Показатели физической подготовленности детей 9-10 лет контрольной

(n=10) и экспериментальной групп (n=10) в процессе педагогического

эксперимента

Показатели

Этапы

эксперимента

КГ

(М± σ)

ЭГ

(

М± σ)

Достоверность

различий

Х ± δ

Плавание 30

минут (м)

1

1159 ±112

1237 ±148

75

p ≤ 0,05

2

1224 ±102

1393 ±191

170

p ≤ 0,05

Отжимания от

пола (кол-во

раз)

1

12,4 ± 4

13 ± 6,1

0,7

p ≥ 0,05

2

13,4 ± 3,69

16,6 ± 6,1

3,3

p ≤ 0,05

Прокручивани

я (см)

1

34 ± 8

36,2 ± 12

1,1

p ≥ 0,05

2

31 ± 8

30,2 ± 13

1,7

p ≥ 0,05

Наклон вперед

(см)

1

10,7 ± 3,32

11,2 ± 3

0,5

p ≥ 0,05

2

13 ± 2,59

16 ± 2,39

3

p ≤ 0,05

Прыжок в

длину с места

(см)

1

170 ± 8

170,6 ± 13

0,6

p ≥ 0,05

2

172 ± 8,3

173 ± 12

2,5

p ≤ 0,05

Мини тест

Купера (м)

1

996 ± 322

1039 ±132

44

p ≥ 0,05

2

1025 ± 84,3

1149 ±141

125

p ≤ 0,05

После

проведенного

анализа

сравнения

результатов

и

оценки

показателей, двигательных и физических способностей двух данных групп,

подтвердилась эффективность примененной методики обучения плаванию

детей в экспериментальной группе.

Список литературы

1. Булгакова Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание

[Текст] / Булгакова Н.Ж. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 399 с.

2.

Павлова Т. Н. Особенности обучения плаванию детей младшего

школьного возраста [Текст] / Т.Н. Павлова. - М.: 2008 - 69 с.

3. Смирнова Е.М. Игровые методы плавание для младшего школьного

возраста [Текст] / Е.М. Смирнова. // Инструктор по физкультуре. - М.: 2014. -

29-34 с.

4.

Шишкова Е.В. Инновационный подход к обучению плаванию

младших школьников в системе школьного физического воспитания [Текст]/

Е.В. Шишкова - М.: вестник спортивной науки, 2007. - N 4. - С. 59-64.

5.

Шлячков Р.А. Методика ускоренного обучения плаванию детей

младшего школьного возраста: вольный стиль, кроль на спине [Текст]:

автореф. дис. канд. пед. наук / Р.А. Шлячкова. - М.: Тамбов, 2006. - 19 с.



В раздел образования