Напоминание

Развитие артикуляции в основных приёмах игры на балалайке.


Автор: Шишкин Юрий Михайлович
Должность: Педагог дополнительного образования, руководитель оркестра народных инструментов
Учебное заведение: ГБУ ДО ДТ
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие артикуляции в основных приёмах игры на балалайке.
Дата публикации: 12.01.2021
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие артикуляции в основных приёмах игры на балалайке.

Наверное, нет более популярного и известного в мире русского народного музыкального

инструмента, чем балалайка. Как показывает история, этому, казалось бы, на первый

взгляд, незатейливому и простому инструменту треугольной формы уже более трёхсот

лет. Первые двести лет балалайка жила тихой деревенской жизнью. Но благодаря

просветителю и музыканту В.В. Андрееву, мы, начиная с 1888 года, можем наблюдать

яркий и стремительный профессиональный взлёт этого щипкового инструмента.

На сегодняшний день балалайка вышла за пределы своих традиционных жанров и стоит в

одном ряду с классическими инструментами в авангарде развития культуры не только

России, но и всего мира. В связи с возрастающим интересом к балалайке и обучению на

данном инструменте, за сто с лишним лет выросли требования не только к исполнителям

на данном инструменте, но и к самому инструменту. В связи с богатым и самобытным

тембровым звучанием, разнообразием приёмов, штрихов и динамических оттенков,

возникают проблемы извлечение звука и, как следствие артикуляции при обучении игре

на балалайке.

К сожалению, не все обучающиеся на музыкальных инструментах чётко представляют

значение слова артикуляция. Артикуляция (от лат. articulo — расчленяю, членораздельно

произношу) — способ исполнения последовательного ряда звуков при игре

на музыкальном инструменте или при пении вокальных партий. В

эпоху барокко и классицизма музыкальная артикуляция преподавалась по аналогии с

ораторским искусством.

Чтобы в полной мере воплотить замысел композитора, исполнитель-балалаечник должен

владеть всеми средствами музыкальной выразительности. И одним из главных

препятствий является ограниченный диапазон инструмента и разные по толщине,

натяжению и материалу струны. Начиная с первых занятий, педагог должен следить за

грамотной посадкой учащегося и постановкой его рук. От этого зависит дальнейшее

правильное, свободное извлечение звука и артикуляция на инструменте. Необходимо

развивать постоянный слуховой контроль на занятиях в классе, чтобы учащийся мог

продолжить контролировать себя, занимаясь на инструменте дома. При этом надо уделять

особое внимание артикуляции. Необходимо объяснить учащемуся связь между

музыкальной артикуляцией и артикуляцией речи. С первых занятий для развития точного

артикуляционного исполнения, при нажатии пальцем в левой руке на струну и извлечении

звука приёмом пиццикато большим пальцем правой руки, педагог должен просить

учащегося одновременно с этими движениями пропевать ноту, извлекаемую из

инструмента. Этот метод помогает учащемуся не только в развитии внутреннего слуха и

интонирования голосом разучиваемой мелодии, но и способствует запоминанию

расположению нот на грифе. Позже учащийся может при игре проговаривать ноты уже не

вслух, а про себя. Проговаривание нот помогает учащемуся и, в дальнейшем музыканту -

исполнителю, не только решить некоторые проблемы с артикуляцией, но и помочь при

игре на память не сбиваться с текста и чётко представлять исполняемый нотный материал.

Несомненно, в развитии артикуляции и разучивании новых приёмов игры помогают

гаммы и различные упражнения. Одна из задач педагога состоит в том, чтобы учащийся

следил за посадкой и постановкой рук при игре гамм и упражнений. Обязательно

обращать внимание на разницу в динамике при переходе со второй и третьей струны на

первую струну и обратно. Это обусловлено, как говорилось выше, разницей по толщине,

натяжению и материалу струн. Из-за того, что первая струна на классической балалайке

прима металлическая, а вторая и третья, как правило нейлоновые, при одинаковой силе

нажатия на них звучать будет первая струна ярче и звонче, а вторая и третья струны более

матово. Исходя из этого, при игре пиццикато большим пальцем, двойным пиццикато,

одинарным пиццикато и гитарным приёмом, чтобы избежать динамического провала, при

переходе с первой струны на вторую или третью и наоборот, необходимо извлекать звук

на вторых струнах более ярко и громко. Этого можно достичь контролируя плотность

прикосновения пальцев правой руки со струнами и слуховым анализом звучания.

Балалайка – инструмент ударно-щипковый.

Первые приёмы игры, которые изучают на балалайке – это пиццикато и арпеджиато.

Пиццикато – это щипок-поглаживание подушкой большого пальца правой руки одну из

трёх струн. Движение большого пальца должно быть широким, вместе с предплечьем,

пронося палец вниз по панцирю внутрь ладони. Остальные пальцы необходимо

расположить на корпусе инструмента за панцирем, чуть ниже пятки грифа. Соблюдая эти

правила звук будет мягким, глубоким и красивым. Если движение большого пальца

делать узким, не проносить палец вниз по панцирю и не помогать предплечьем, то звук

будет лязгающий и неприятный.

Арпеджиато – это скольжение подушкой большого пальца правой руки по всем струнам

вниз от низкого звука к более высокому. Техника приёма игры схожая с техникой игры

пиццикато. Движение большого пальца должно быть широким, вместе с предплечьем,

пронося палец вниз по панцирю внутрь ладони. Остальные пальцы необходимо

расположить на корпусе по такому же принципу, как и в приёме пиццикато.

Педагог может начинать обучение с любого из выше перечисленных приёмов.

Необходимо обратить внимание на степень мышечной зажатости и размер кисти правой

руки обучающегося. Существует ряд физических упражнений для раскрепощения и

снятия мышечной зажатости. Постоянный контроль педагога за свободой аппарата

учащегося является залогом успешных выступлений.

После освоения пиццикато и арпеджиато можно переходить к изучению приёма бряцание

и двойное пиццикато.

Бряцание – один из основных приёмов игры, при котором чередуются удары вниз и вверх

по всем струнам указательным пальцем правой руки. Удар по струнам вниз делается

кончиком ногтя указательного пальца, а удар вверх (его ещё называют подцеп) делается

подушкой указательного пальца. Задача педагога следить за ровностью ударов и свободой

движения кисти и предплечья. На ранних этапах обучения приём бряцание желательно

играть широкими движениями от плеча к колену и наоборот, при этом кисть согнута в

запястье, а предплечье помогает кистевому движению. Нельзя допускать только кистевого

движения без помощи предплечья. Любая мышечная зажатость в дальнейшем ведет к

неправильному звучанию инструмента и проблемам с артикуляцией.

Двойное пиццикато – это чередующиеся удары по струне большим и указательным

пальцами правой руки вверх и вниз. Остальные пальцы можно оставить в естественном

положении руки. Движение кисти остаётся таким же, как и при игре бряцание. Амплитуда

и направление движения немного меняется. Для того, чтобы развить приём двойное

пиццикато свободным и полнозвучным, необходим постоянный контроль в классе и

самоконтроль при домашних занятиях. Рекомендуется какое-то время уделить занятиям

перед зеркалом. При таком методе обучающийся может пользоваться не только слуховым

контролем, но и визуальным. Существует множество этюдов и упражнений для развития

артикуляции приёмами бряцание и двойное пиццикато.

В конце 20 века в основной список приёмов на балалайке активно вошёл гитарный приём,

гитарный перебор и гитарное тремоло, заимствованные из технического арсенала

гитаристов. Эти приемы облегчили исполнение мелизмов, орнаментики, мелодических и

гармонических фигураций в классической и современной музыке, а также помогли

значительно расширить исполняемый репертуар. Выбор варианта аппликатуры гитарного

приема, гитарного перебора или гитарного тремоло зависит от удобства игры и контекста

исполняемого произведения. Для дальнейшей легкости и точности исполнения в

исходном темпе, все вышеперечисленные приёмы следует разучивать медленно, с

последующим увеличением темпа динамическим нюансом форте. Занимаясь таким

образом учащийся избегает проблем с артикуляцией и координацией движений пальцев

правой и левой рук. Главной задачей является достижение динамической и метрической

ровности звучания данной группировки нот. Эта кропотливая работа требует затраты

времени и сил.

Освоив бряцание и двойное пиццикато можно постепенно переходить к самым сложным

основным приёмам игры на балалайке – это одинарное пиццикато и тремоло. Для

изучения этих приёмов игры и достижения нужного результата необходимо запастись

терпением и выдержкой. Если учащийся соблюдал раннее все рекомендации педагога,

следил за посадкой и постановкой рук, систематически занимался в классе и дома, то

освоить данные приёмы будет легче.

Одинарное пиццикато – это чередующиеся удары указательным пальцем правой руки

вверх и вниз по одной струне. Рука собрана примерно, как и в приёме бряцание, локоть

слегка опущен к колену, а мизинец может выполнять функцию опоры, катаясь на ногте по

панцирю. Приём основан на колебании кисти и вращательного движения предплечья.

Освоение этого приёма следует начинать в медленном темпе, постепенно с каждым

занятием увеличивая темп и уменьшая амплитуду кисти. Необходимо чувствовать тяжесть

кисти. Сложность приёма заключается в координации правой и левой рук в быстром

темпе. Артикуляция в быстром темпе приёмом одинарное пиццикато возможна при

хорошей беглости пальцев левой руки и умением ловить колебание струн указательным

пальцем правой руки в разных диапазонах инструмента. Существует ряд специальных

упражнений для развития правой руки при игре приёмом одинарное пиццикато и

упражнений на координацию рук, помогающих добиться чёткой артикуляции при игре

этим приёмом.

Тремоло – это частые чередующиеся удары указательным пальцем правой руки вверх и

вниз по одной, двум (чаще унисонным) или трём струнам. Этот приём чаще всего

используется в кантилене. Обязательное условие, при котором звук на слух должен быть

непрерывно льющимся, это абсолютно равные по силе удары по струнам вверх и вниз.

Положение правой руки и извлечение звука схоже с бряцанием, только уменьшается

амплитуда движения предплечья и переходит во вращательное, а кисть учащает

колебательное движение и тоже ограничивает амплитуду. Работая над данным приёмом в

контексте произведения необходимо следить за координацией рук при переходе с одного

звука или аккорда на другой. Чтобы не было пауз между нотами при переходах, из-за

более частых чередующихся ударов по струнам, движение по грифу левой рукой должно

быть более быстрым и связным. Это один из главных залогов хорошей артикуляции при

игре приёмом тремоло.

Существует так же и колористические приемы на балалайке, такие как вибрато,

глиссандо, большая, малая и непрерывная дробь, флажолеты натуральные и

искусственные. Но вопрос артикуляции в колористических приёмах игры не стоит так

остро, как в основных.



В раздел образования