Автор: Шишкин Юрий Михайлович
Должность: Педагог дополнительного образования, руководитель оркестра народных инструментов
Учебное заведение: ГБУ ДО ДТ
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие артикуляции в основных приёмах игры на балалайке.
Раздел: дополнительное образование
Развитие артикуляции в основных приёмах игры на балалайке.
Наверное, нет более популярного и известного в мире русского народного музыкального
инструмента, чем балалайка. Как показывает история, этому, казалось бы, на первый
взгляд, незатейливому и простому инструменту треугольной формы уже более трёхсот
лет. Первые двести лет балалайка жила тихой деревенской жизнью. Но благодаря
просветителю и музыканту В.В. Андрееву, мы, начиная с 1888 года, можем наблюдать
яркий и стремительный профессиональный взлёт этого щипкового инструмента.
На сегодняшний день балалайка вышла за пределы своих традиционных жанров и стоит в
одном ряду с классическими инструментами в авангарде развития культуры не только
России, но и всего мира. В связи с возрастающим интересом к балалайке и обучению на
данном инструменте, за сто с лишним лет выросли требования не только к исполнителям
на данном инструменте, но и к самому инструменту. В связи с богатым и самобытным
тембровым звучанием, разнообразием приёмов, штрихов и динамических оттенков,
возникают проблемы извлечение звука и, как следствие артикуляции при обучении игре
на балалайке.
К сожалению, не все обучающиеся на музыкальных инструментах чётко представляют
значение слова артикуляция. Артикуляция (от лат. articulo — расчленяю, членораздельно
произношу) — способ исполнения последовательного ряда звуков при игре
на музыкальном инструменте или при пении вокальных партий. В
эпоху барокко и классицизма музыкальная артикуляция преподавалась по аналогии с
ораторским искусством.
Чтобы в полной мере воплотить замысел композитора, исполнитель-балалаечник должен
владеть всеми средствами музыкальной выразительности. И одним из главных
препятствий является ограниченный диапазон инструмента и разные по толщине,
натяжению и материалу струны. Начиная с первых занятий, педагог должен следить за
грамотной посадкой учащегося и постановкой его рук. От этого зависит дальнейшее
правильное, свободное извлечение звука и артикуляция на инструменте. Необходимо
развивать постоянный слуховой контроль на занятиях в классе, чтобы учащийся мог
продолжить контролировать себя, занимаясь на инструменте дома. При этом надо уделять
особое внимание артикуляции. Необходимо объяснить учащемуся связь между
музыкальной артикуляцией и артикуляцией речи. С первых занятий для развития точного
артикуляционного исполнения, при нажатии пальцем в левой руке на струну и извлечении
звука приёмом пиццикато большим пальцем правой руки, педагог должен просить
учащегося одновременно с этими движениями пропевать ноту, извлекаемую из
инструмента. Этот метод помогает учащемуся не только в развитии внутреннего слуха и
интонирования голосом разучиваемой мелодии, но и способствует запоминанию
расположению нот на грифе. Позже учащийся может при игре проговаривать ноты уже не
вслух, а про себя. Проговаривание нот помогает учащемуся и, в дальнейшем музыканту -
исполнителю, не только решить некоторые проблемы с артикуляцией, но и помочь при
игре на память не сбиваться с текста и чётко представлять исполняемый нотный материал.
Несомненно, в развитии артикуляции и разучивании новых приёмов игры помогают
гаммы и различные упражнения. Одна из задач педагога состоит в том, чтобы учащийся
следил за посадкой и постановкой рук при игре гамм и упражнений. Обязательно
обращать внимание на разницу в динамике при переходе со второй и третьей струны на
первую струну и обратно. Это обусловлено, как говорилось выше, разницей по толщине,
натяжению и материалу струн. Из-за того, что первая струна на классической балалайке
прима металлическая, а вторая и третья, как правило нейлоновые, при одинаковой силе
нажатия на них звучать будет первая струна ярче и звонче, а вторая и третья струны более
матово. Исходя из этого, при игре пиццикато большим пальцем, двойным пиццикато,
одинарным пиццикато и гитарным приёмом, чтобы избежать динамического провала, при
переходе с первой струны на вторую или третью и наоборот, необходимо извлекать звук
на вторых струнах более ярко и громко. Этого можно достичь контролируя плотность
прикосновения пальцев правой руки со струнами и слуховым анализом звучания.
Балалайка – инструмент ударно-щипковый.
Первые приёмы игры, которые изучают на балалайке – это пиццикато и арпеджиато.
Пиццикато – это щипок-поглаживание подушкой большого пальца правой руки одну из
трёх струн. Движение большого пальца должно быть широким, вместе с предплечьем,
пронося палец вниз по панцирю внутрь ладони. Остальные пальцы необходимо
расположить на корпусе инструмента за панцирем, чуть ниже пятки грифа. Соблюдая эти
правила звук будет мягким, глубоким и красивым. Если движение большого пальца
делать узким, не проносить палец вниз по панцирю и не помогать предплечьем, то звук
будет лязгающий и неприятный.
Арпеджиато – это скольжение подушкой большого пальца правой руки по всем струнам
вниз от низкого звука к более высокому. Техника приёма игры схожая с техникой игры
пиццикато. Движение большого пальца должно быть широким, вместе с предплечьем,
пронося палец вниз по панцирю внутрь ладони. Остальные пальцы необходимо
расположить на корпусе по такому же принципу, как и в приёме пиццикато.
Педагог может начинать обучение с любого из выше перечисленных приёмов.
Необходимо обратить внимание на степень мышечной зажатости и размер кисти правой
руки обучающегося. Существует ряд физических упражнений для раскрепощения и
снятия мышечной зажатости. Постоянный контроль педагога за свободой аппарата
учащегося является залогом успешных выступлений.
После освоения пиццикато и арпеджиато можно переходить к изучению приёма бряцание
и двойное пиццикато.
Бряцание – один из основных приёмов игры, при котором чередуются удары вниз и вверх
по всем струнам указательным пальцем правой руки. Удар по струнам вниз делается
кончиком ногтя указательного пальца, а удар вверх (его ещё называют подцеп) делается
подушкой указательного пальца. Задача педагога следить за ровностью ударов и свободой
движения кисти и предплечья. На ранних этапах обучения приём бряцание желательно
играть широкими движениями от плеча к колену и наоборот, при этом кисть согнута в
запястье, а предплечье помогает кистевому движению. Нельзя допускать только кистевого
движения без помощи предплечья. Любая мышечная зажатость в дальнейшем ведет к
неправильному звучанию инструмента и проблемам с артикуляцией.
Двойное пиццикато – это чередующиеся удары по струне большим и указательным
пальцами правой руки вверх и вниз. Остальные пальцы можно оставить в естественном
положении руки. Движение кисти остаётся таким же, как и при игре бряцание. Амплитуда
и направление движения немного меняется. Для того, чтобы развить приём двойное
пиццикато свободным и полнозвучным, необходим постоянный контроль в классе и
самоконтроль при домашних занятиях. Рекомендуется какое-то время уделить занятиям
перед зеркалом. При таком методе обучающийся может пользоваться не только слуховым
контролем, но и визуальным. Существует множество этюдов и упражнений для развития
артикуляции приёмами бряцание и двойное пиццикато.
В конце 20 века в основной список приёмов на балалайке активно вошёл гитарный приём,
гитарный перебор и гитарное тремоло, заимствованные из технического арсенала
гитаристов. Эти приемы облегчили исполнение мелизмов, орнаментики, мелодических и
гармонических фигураций в классической и современной музыке, а также помогли
значительно расширить исполняемый репертуар. Выбор варианта аппликатуры гитарного
приема, гитарного перебора или гитарного тремоло зависит от удобства игры и контекста
исполняемого произведения. Для дальнейшей легкости и точности исполнения в
исходном темпе, все вышеперечисленные приёмы следует разучивать медленно, с
последующим увеличением темпа динамическим нюансом форте. Занимаясь таким
образом учащийся избегает проблем с артикуляцией и координацией движений пальцев
правой и левой рук. Главной задачей является достижение динамической и метрической
ровности звучания данной группировки нот. Эта кропотливая работа требует затраты
времени и сил.
Освоив бряцание и двойное пиццикато можно постепенно переходить к самым сложным
основным приёмам игры на балалайке – это одинарное пиццикато и тремоло. Для
изучения этих приёмов игры и достижения нужного результата необходимо запастись
терпением и выдержкой. Если учащийся соблюдал раннее все рекомендации педагога,
следил за посадкой и постановкой рук, систематически занимался в классе и дома, то
освоить данные приёмы будет легче.
Одинарное пиццикато – это чередующиеся удары указательным пальцем правой руки
вверх и вниз по одной струне. Рука собрана примерно, как и в приёме бряцание, локоть
слегка опущен к колену, а мизинец может выполнять функцию опоры, катаясь на ногте по
панцирю. Приём основан на колебании кисти и вращательного движения предплечья.
Освоение этого приёма следует начинать в медленном темпе, постепенно с каждым
занятием увеличивая темп и уменьшая амплитуду кисти. Необходимо чувствовать тяжесть
кисти. Сложность приёма заключается в координации правой и левой рук в быстром
темпе. Артикуляция в быстром темпе приёмом одинарное пиццикато возможна при
хорошей беглости пальцев левой руки и умением ловить колебание струн указательным
пальцем правой руки в разных диапазонах инструмента. Существует ряд специальных
упражнений для развития правой руки при игре приёмом одинарное пиццикато и
упражнений на координацию рук, помогающих добиться чёткой артикуляции при игре
этим приёмом.
Тремоло – это частые чередующиеся удары указательным пальцем правой руки вверх и
вниз по одной, двум (чаще унисонным) или трём струнам. Этот приём чаще всего
используется в кантилене. Обязательное условие, при котором звук на слух должен быть
непрерывно льющимся, это абсолютно равные по силе удары по струнам вверх и вниз.
Положение правой руки и извлечение звука схоже с бряцанием, только уменьшается
амплитуда движения предплечья и переходит во вращательное, а кисть учащает
колебательное движение и тоже ограничивает амплитуду. Работая над данным приёмом в
контексте произведения необходимо следить за координацией рук при переходе с одного
звука или аккорда на другой. Чтобы не было пауз между нотами при переходах, из-за
более частых чередующихся ударов по струнам, движение по грифу левой рукой должно
быть более быстрым и связным. Это один из главных залогов хорошей артикуляции при
игре приёмом тремоло.
Существует так же и колористические приемы на балалайке, такие как вибрато,
глиссандо, большая, малая и непрерывная дробь, флажолеты натуральные и
искусственные. Но вопрос артикуляции в колористических приёмах игры не стоит так
остро, как в основных.