Напоминание

" Россия в злате куполов молитвой и веками освящённых "


Автор: Ломовская Татьяна Викторовна
Должность: учитель Мировой художественной культуры
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: Ленинского городского округа, МО
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока по предмету Духовное краеведение Подмосковья
Тема: " Россия в злате куполов молитвой и веками освящённых "
Дата публикации: 11.01.2021
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка урока по предмету

«Духовное краеведение Подмосковья»

" Россия в злате куполов молитвой и веками освящённых "

Автор: Ломовская Т.В.

Цель: Показать неразрывную связь современной жизни с православными

традициями, культурой и историческим прошлым русского народа.

Задачи:

обучающие:

Формировать представление о культурном и историческом единстве России

и российского народа;

Обогатить эстетический, культурный, речевой, лексический опыт учащихся

развивающие:

Развивать

исследовательские

навыки,

аналитические

способности,

образность и логическое мышление учащихся.

воспитательные:

Духовно-нравственное,

эстетическое

и

патриотическое

воспитание

учащихся; воспитывать уважение к национальной культуре и культурному

Мультимедийная презентация наследию русского народа.

Форма проведения занятия: Урок — исследование, урок-путешествие.

Место урока в изучаемой теме

Обобщающий урок по теме: «Христианская культура на землях родного

края»

Основные понятия и нравственные категории

Гармония мира природного, рукотворного, духовного

Оборудование:

1.

Компьютер

2.

Проектор

3.

Экран

Приложения:

4.

Аудиозапись - колокольный звон

5.

Фильм «Покрова на Нерли»

6.

Презентация «Соборы Древней Руси»

7.

Раздаточный материал. Текст «История храма»

8.

Презентация «Забытые храмы России»

9.

Песня «Храм, забытый богом»

Ход занятия

Учитель начинает занятие на фоне компьютерной презентации, где

отражены: тема и эпиграф к занятию, вопросы к рассмотрению.

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, приветствие учащихся. Погружение

воспитанников в тему внеурочного занятия. Начинается урок с

прослушивания музыкального фрагмента.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем наше удивительное путешествие по

миру предмета «Духовное краеведение Подмосковья».

Я вижу ваши красивые, добрые, серьёзные лица, любопытные глаза. Я уже

слышу ваши рассуждения, я чувствую радость от встречи с вами.

(Звучит колокольный звон).

Учитель: Вижу, что вы узнали эти звуки? Как прекрастно, что в наше время

все чаще и чаще мы слышим колокольный звон.

В

православной

Руси

с

особой

любовью

и

почитанием

относились

к

колоколам и колокольному звону. Под звон колоколов чередовались времена

года, рассветы и сумерки, колокола звонили и в радостные, и в горестные

дни, сопровождали великие праздники. Кроме того, колокола имели и иное

применение - в сельских церквах служили для тех, кто в пути (во время вьюг

и метелей), давали им знак и направление, чтобы люди не потерялись -

спасательный звон. Во время пожаров, приближения неприятеля - набатный

звон,

был

пограничный

звон,

с

колокольным

звоном

встречали

царей,

патриархов, победителей в войнах.

Тема

нашего

урока

-

«…Россия

в

злате

куполов

молитвой

и

веками

освящённых»

эпиграфом

я

взяла

слова

великого

князя

Константина

Романова, речь пойдёт о древнерусском зодчестве. Удивительно, как много

великолепных

храмов,

украшенных

мозаикой,

фресками,

иконами,

было

возведено зодчими Древней Руси. О своей любви к соборам, красиво написал

Александр Блок.

Видеофоном идёт демонстрация слайдов - соборы Древней Руси.

Учитель читает стихотворение А.Блока «Люблю высокие соборы…»

«Россия в злате куполов»

Стихотворение А.Блока «Люблю высокие соборы…»

Люблю высокие соборы,

Душой смиряясь, посещать,

Входить на сумрачные хоры,

В толпе поющих исчезать.

Боюсь души моей двуликой,

И осторожно хороню

Свой образ дьявольский и дикий

В сию священную броню.

В своей молитве суеверной

Ищу защиты у Христа,

Но из-под маски лицемерной

Смеются лживые уста.

И тихо, с неизменным ликом,

В мерцанье мертвенном свечей

Бужу я память о двуликом

В сердцах молящихся людей.

Вот – содрогнулись, смолкли хоры,

В смятенье бросились бежать…

Люблю высокие соборы,

Душой смиряясь, посещать.

Учитель: Фоном к этому красивому стихотворению был красивейший храм

России. Храм Покрова-на-Нерли. Во всей русской архитектуре, наверное,

нет памятника более лирического, чем всемирно известная церковь Покрова-

на-Нерли.

Это

удивительно

гармоничный

белокаменный

храм

называют

поэмой, запечатлённой в камне.

Фильм «Покрова на Нерли»

Учитель:

Какие у вас возникают ассоциации, глядя на храм, с чем его можно

сравнить?

Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, который уносится

вдаль

по

безбрежным

волнам

времени.

Иногда

прославленную

русскую

церковь

уподобляют

лучистой

звезде,

что

плывет

в

бесконечность

мироздания.

Благородные

пропорции белого

храма,

более

восьми

веков

отражающегося

в

воде,

гармонично вписываются

в

прекрасный русский

пейзаж — луговое раздолье, где растут душистые травы и лазоревые цветы и

где поют по утрам жаворонки.

Трудно сказать, когда лучше всего смотреть на храм Покрова на Нерли.

Если мы смотрим на него на рассвете, какие мысли приходят Вам в голову?

На

рассвете,

когда

утренние

лучи

освещают

заречные

леса,

от

всплесков светотени стены храма словно колеблются, светлея час от часу.

Храм возвышается среди волн, как белый лебедь. Течет река жизни, уносит

годы и столетия, а белый лебедь все плывет среди неоглядных просторов.

Любуясь на храм Покрова на Нерли, невольно начинаешь задумываться о его

истории, обо всем том, что происходило вблизи этих стен.

Давайте поработаем с текстом (раздаточный материал). Прочитайте

текст и расскажите..

1 Ученик:

Церковь Покрова-на-Нерли построена в 1165 году. Предание гласит, что

князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова-на-Нерли после смерти

своего любимого сына Изяслава – в память о нём. Поэтому светлой грустью

веет

от

этой

стоящей

на

берегу

Нерли

церкви.

Бывало,

что

во

время

весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над

водной гладью одиноко высился сверкающий белизной храм, словно свеча,

вырастающая над просторами заливных лугов.

2 Ученик :

Место

для

постройки

церкви

пойменный

луг

при

впадении

Нерли

в

Клязьму

указал

сам

Андрей

Боголюбский.

Из-за

широкого

весеннего

половодья

специально

под

храм

было

сооружено

высокое

основание

искусственный холм из глины и булыжного камня.

Учитель:

Как

неизвестные

архитекторы

постарались

придать

этому

сооружению

ощущение движения?

Совершенно невозможно заметить, что стены храма наклонены слегка внутрь,

и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Венчает

церковь полукружие главы, которая раньше была шлемовидной. А сейчас

напоминает луковицу.

Храм Покрова-на-Нерли, как выдающееся произведение русских

мастеров. Получил всемирную известность и признание, стал своеобразной

визитной карточкой России.

Возьмите второй текст. Прочитайте.

3 Ученик:

По какой ты скроена мерке?

Чем твой облик манит в дали?

Чем ты светишься вечно, церковь

Покрова на реке Нерли?

Невысокая, небольшая,

Так подобрана складно ты,

Что во всех навек зароняешь

Ощущение высоты –

Так в округе твой очерк точен,

Ты так здесь для всего нужна,

Будто создана ты не зодчим,

А самой землёй рождена.

Учитель:

Но наряду с признанными красивейшим храмами есть храмы, забытые на

Руси, но многие из них не уступают по красоте, вызывающие щемящее

чувство страдания, боли.

Презентация «Забытые храмы России»

Песня «Храм, забытый богом» 1 куплет

В России, есть забытый ХРАМ,

Когда-то, Рерихом расписан.

И целый век он ждёт и ждёт,

Что будет восстановлен он и признан.

К нему приходят люди, но закрыта дверь,

Там пустота, лишь дух забытый бродит.

Он ищет нас, стучится в нашу дверь,

И только равнодушие находит.

В том храме, не горит огонь,

Там тьма царит ночами.

Воспоминание о нём приносит боль.

Молитва, фрагмент

А как помочь ему, пока не знаю.

Я верю, восстановлен будет ХРАМ,

И дух РОССИИ – возродится,

И будет легче жить всем нам,

Презентация храмы, песня Жанны Бичевской

Рефлексия

- Какие еще примеры гармонии мира природного, духовного и рукотворного

вы можете назвать?

- Какие чувства они у вас вызывают?

- В «Повести временных лет» есть такие слова: «… И не знали – на небе или

земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой».

- Как вы понимаете эти слова?

-Можно ли их отнести к храму Покрова на Нерли?

-Наш урок подходит к концу. Я попрошу вас оценить свою работу на уроке,

работу своих товарищей и аргументировать свой ответ.

-Замечательно, ребята. Мне было с вами очень приятно работать. Надеюсь,

вам так же было хорошо на уроке, как и мне.

-С каким настроением вы сегодня уйдете с урока?

Закончить наш урок я хочу стихами:

Утро. Храм.

Белеют стены –

Символ чистоты.

Очертанья совершенны,

Строги и просты.

Купол, будто свечки пламя,

В небо устремлен.

Пенье птиц. Дыханье мая.

Колокольный звон.

Радость! Белые платочки.

А вокруг вода.

И псалмов святые строчки

За чредой чреда.

Облака в ветвях березы…

Дождик? Ну и пусть!

Русь святая!

Русь родная!

Дорогая Русь!

- До свидания, до новых встреч!



В раздел образования