Напоминание

«Экологическое образование и воспитание в школе»


Автор: Лепехина Елена Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ) (гимназия РУТ (МИИТ)
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: «Экологическое образование и воспитание в школе»
Раздел: среднее образование





Назад




СТАТЬЯ «Экологическое образование и воспитание в школе»

Автор Лепехина Елена Владимировна

Обшей

целью

экологического

образования

и

воспитания,

становится, формирование экологической культуры личности.

Не менее важными являются и следующие цели:

формировать экологическое сознание учащихся;

способствовать

формированию

целостного

восприятия

окружающего

мира

через

развитие

чувственной

сферы,

элементов мышления, управленческих и коммуникационных

способностей;

научить учащихся строить своё поведение в природе на основе

знаний и соответствующей оценке возможных последствий своих

поступков;

приобщать учащихся к природоохранной деятельности.

Задачи экологического воспитания:

развить

у

детей

потребности

общения

с

природой

и

необходимости природоохранной деятельности;

расширение

экологических

знаний

учащихся

в

процессе

познания природы через исследовательскую деятельность;

приобщение учащихся к выполнению экологических правил

поведения в окружающей среде, что должно в конечном итоге

становится нормой жизни и входить в привычку;

формирование готовности ребёнка участвовать в экологически

ориентированной деятельности;

развитие

проявлений

эстетических

чувств,

умения

и

потребностей

видеть

и

понимать

прекрасное,

потребность

самовыражения в творческих видах деятельности;

приобщение

учащихся

к

достижению

единства

интеллектуального мира, труда и природы, так как заботливое

отношение к природе формируется только тогда, когда ребёнок

улучшает окружающую природу своим трудом.

Возрастание роли экологического воспитания требует уточнения и

конкретизации общей его цели в соответствии с основными этапами

обучения:

На начальном этапе образования: формирование начальных

ценностных

ориентаций

и

основных

представлений

о

взаимосвязях

человека

и

окружающей

среды;

воспитание

эмоциональной отзывчивости и сопереживания к различным

объектам природы и человека; выработка стремления быть

здоровым,

развитие

наблюдательности,

любознательности,

интереса к истории, культуре и природе своего края, способности

выражать свое отношение к природе творческими средствами;

приобщение детей к посильному труду в области охраны

окружающей

среды;

формирование

мотивов

экологически

оправданного поведения в природе.

Свое логическое продолжение оно получает на этапе основной и

полной средней школе.

В

основной

школе:

становление

экологической

культуры

и

ответственности на основе знаний об

экосистемной

организации

окружающей среды, ее ресурсного использования и опасности потери его

пригодных для жизни качеств; укрепление привычки здорового образа

жизни, разумного потребления, овладение опытом реальной экологической

деятельности на основе понимания системного строения природной среды;

овладение системой знаний об экологическом взаимодействии природы,

человека и общества; об экологических проблемах современности и

устойчивом развитии сообщества людей на локальном, региональном и

глобальном уровнях.

На этапе полной средней школы – продолжить формирование

ответственного отношения к природе, экологической культуры и

экологического мышления на основе получения теоретических

знаний,

наблюдений

и

практических

действий,

выработка

потребности в ведение здорового образа жизни, подготовка к

философскому осмыслению своего места в социоприродной

экосистеме Земли; становление экологической ответственности

как черты личности на основе знаний основного содержания

экологических

проблем

глобального,

регионального

и

локального уровней, предпосылок их решения, условий перехода

к устойчивому развитию современной цивилизации.

Экологическая культура – это совокупность гармонично развитых

интеллектуальной,

деятельностной,

эмоционально-чувственной

сфер,

обеспечивающих экологически обоснованное взаимодействие человека с

окружающим миром (природной и социальной средой, людьми, самим

собой). Развитие экологической культуры личности – результат широкого

процесса

экологизации

личности

становление

ее

качественных

характеристик

(включая

сознание,

мировоззрение,

духовное

развитие,

нравственно-экологическую

позицию),

обеспечивающее

экологически

обоснованное взаимодействие с окружающим. Основными путями решения

данной проблемы являются:

интеграция естественнонаучных и общественно-гуманитарных

знаний;

формирование

экологического

сознания

и

мышления,

нравственно-эстетического восприятия природы;

воспитание

у

учащихся

ответственного

отношения

к

окружающей среде и здоровью.

Беседа о культуре поведения в природе.

Цель беседы:

воспитать у детей чувство ответственности за свое

поведение в природе, сформировать у учащихся знания о нормах и правилах

поведения в природе, выработать потребность в общении с природой.

Оборудование: выставка рисунков детей на тему «Наша прогулка в

природу», иллюстрации по правилам поведения в природе, запись «Голоса

птиц».

Ход беседы:

-

Ребята! Мы уже много знаем с вами о том, что природу надо беречь.

А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе? Все ли

помнят эти правила?

Чтобы река и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились и птицы бы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала,

Каждому правило знать не мешало.

Давайте подумаем, что нас радует в природе?

Да, красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест

листвы, журчание ручейка. Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо

научится общаться с природой.

Обратите внимание на выставку ваших рисунков. Чем же вы больше

всего занимаетесь, бывая на прогулках? Играете в мяч, ловите рыбу,

катаетесь на лодке, купаетесь в реке, собираете грибы, отдыхаете у костра.

Всегда ли вы при этом выполняете правила поведения.

Кто из вас, идя на прогулку, берёт с собой магнитофон или

радиоприёмник? Можно это делать? Почему.

Посмотрите на плакат

(приложение 1), что нам хотел сказать художник? Когда дети в лесу шумят

или слушают музыку, животные тревожатся, стараются убежать. Не стоит

пугать лесных обитателей.

Надо учиться слушать голоса природы.

Вслушайтесь разве это не музыка леса? (запись «Голоса птиц»). Можно

услышать и голос ручья.

В глуши лесов,

В глуши зелёной,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студёный.

(И. Бунин.)

Человек много берёт от природы, а чем он платит ей?

Друг природы (фельетон).

Твердил приятелям Евсей

Что он влюблён душою всей

В сосновый бор, в наряд берёз,

В рассвет, закат, туман, мороз,

Жару, прохладу, тишь и грозы,

Гриб боровик, герань и розы.

«любить природу – это счастье! –

кричал сей мудрый человек.

Меня прекрасное пристрастие

Влечёт на лоно нив и рек,

Под сень дубрав в объятия бора,

Послушать птичьи разговоры»…

Замолк рабочий гул завода,

И в царство леса и полей –

На лоно матушки – природы

Воскресный день пришел Евсей.

Он под берёзкой молодою,

В тени, на бархатной траве,

Прилёг. Взгрустнул. «Чекушки» две

Сорокаградусной «водою»,

Не морщась, выпил как боржом.

Затем на дереве ножом,

С талантом резчика немалым

Он вырезал инициалы.

Потом добавил резчик сей:

«Здесь был на отдыхе Евсей».

Он вновь пошел, томим заботой

И жаждой подвига объят,

Он по пути с большой охотой

Сломал десяток лип подряд,

Согнул в бараний рог осинку,

Подсёк дубок любовно финкой,

Три клёна вырвал без усилия,

И на пенёк затем присел.

В траве гнездо две пташки свили.

Евсей их то же пожалел:

Он разорил гнездо прилежно,

Птенцов убил с улыбкой нежной,

Домой ушёл душою чист,

Природы друг и гуманист.

(Г. Сергеев.)

«Любители природы» наносят ей большой ущерб (приложение 1).

В лесу нельзя разжигать костры. Почему? Это может вызвать лесной

пожар. Погибнут не только деревья, но и птицы, звери, выгорит трава.

Где же можно разводить костры! Вдали от деревьев, на опушках леса

или у реки, используя для этого старые кострища.

Знаете ли вы, что место под костром не зарастает пять – семь лет ?!

А ведь под костром выгорит и верхний благородный слой почвы.

Почва образовалась из минералов и горных пород, а также из разлагающихся

органических остатков. 0,5 – 1 см. почвы образуется за 100 – 300 лет.

Берегите почву!

Умеете ли вы ходить в лесу? Оказывается много растений погибает из-

за вытаптывания.

Очень важно во время прогулок в природу не обижать лесных

обитателей. Часто достаётся от детей муравьям, чьи домики привлекают

внимание (приложение 1).

Дети, как вы понимаете слова поэта П. Гвездослава?

Я сорвал цветок, - и он увял.

Я поймал мотылька, - и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

можно только сердцем.

К сожалению, человек чаще относится к природе не бережно, не

экономно. А теперь подумайте, почему так сказал поэт!

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

(Е. Евтушенко).

Мы все любим отдыхать внутри природы. Но всегда ли мы оставляем

место своего отдыха в том виде. Как и до нашего прихода? (приложение 1).

Люди, оставляющие после себя мусор, поступают непорядочно. Они

не задумываются над тем, что губит красоту природы, наносит ей вред.

Знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать более 2-х лет,

консервные банки более 30 лет,

полиэтиленовый пакет – более 200 лет,

стекло – 1000 лет.

Да, ребята, природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но

и взывает о нашей помощи, защити!

А природа опять

То предельно проста,

То одета в цветастые перья.

Удивляет меня не её красота,

Удивляет ее терпенье.

А когда сквозь асфальт

Лепестков пятерня

Продирается после полночи,

Я не радуюсь силе Земли,

Для меня это прежде всего –

Крик о помощи!

(Р. Рождественский).

В конце беседы дети формулируют правила поведения в природе.

Подвижная игра с элементами имитации: «Сова».

Цель:

Развивать любознательность, творческую активность детей,

учить их звукоподражанию голосам животных.

Ход игры:

Выбирается сова, которая садится в гнездо и до определенного времени

спит. Остальные дети бегают вокруг совы. Одни квакают как лягушки,

другие блеют как козлята. По сигналу ведущего «Ночь», сова открывает

глаза и отправляется на охоту, (учитель объясняет, что сова всегда днем спит,

а охотится ночью). Все должны замереть. А кто пошевелится, платит фант

(пошипит как гусь, закукарекает как петух, закрякает как утка и т.д.).

Чтобы вызвать творческое воображение учеников, можно предложить

определить, на что похоже опадение листьев. (Как снег падают, как пушинки

летят). Объяснение понятия «листопад». Осенью становится холодно, листья

на деревьях желтеют и падают на землю. Дети выражают свое восхищение:

береза красивая, кудрявая, белоствольная, высокая, стройная.

Нужно

обратить внимание на то, что все деревья – зеленые друзья человека и

портить эти растения нельзя, а надо беречь.

Таким образом, на экскурсии под руководством учителя ребенок

фиксирует

внимание

на

своих

ощущениях:

приятный

запах,

неповторяющиеся цвета и узоры, шелест и шуршание листьев, разные на

ощупь стволы, ветки, листья. Учитель заставляет удивиться и обрадоваться

открытию связи: растения – насекомые – птицы, подводит к пониманию того,

что нельзя говорить о вредности природных объектов.

Во время экскурсии необходимо наблюдать за каждым учеником. Ничто не

должно укрыться от взгляда учителя: ни сломанная ветка, ни сорванный

лист, ни растоптанный цветок, ни пойманный кузнечик. Для себя отметить, с

кем провести индивидуальную работу, какие методы и приемы применять в

будущем. А пока – никаких замечаний: надо, чтобы от первой встречи с

природой у детей остались только самые приятные воспоминания. Гораздо

сильнее, чем окрик или нотация, воздействует на малышей сказка, ведь

«через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество –

верная дорога к сердцу ребенка», - утверждал В.А.Сухомлинский. Заметив,

что ребята окружили большого жука, рассказать о красоте. Доброте и пользе

для природы этого живого существа.

Какого он цвета? Какие у него крылышки? Сколько у него лапок?

Вопросы, вклинившиеся в рассказ, заставляют учеников присмотреться к

жуку, заметить его своеобразную красоту. Кроме того, у детей возникает

ощущение непосредственного участия в создании сказки. Знакомый мир

превращается в страну, полную загадок и таинственных событий. Чувства

обостряются.

«Вот однажды жук почистил свои крылышки и полетел за кормом для деток.

Долго летел, устал и опустился на незнакомой лужайке.

Вдруг видит:

навстречу идет великан, с двумя ногами, готовыми растоптать маленького

жука, с двумя руками, готовыми схватить его и унести за тридевять земель в

тридесятое царство. Останутся тогда маленькие жучки голодными. Как вы

думаете, кто этот великан? Замер от страха жук, не шевелится, а великан

нагнулся к нему, и говорит…Что же сказал великан жуку?»

Теперь фантазию детей не остановить. Сказку продолжают все вместе.

Конечно, великан оказался добрым, он не только не обидел жука, но и помог

преодолеть разные препятствия.

Притихшие малыши терпеливо ждут, когда объект прежних, иногда

жестоких игр расправит крылья и улетит, как они уверены, к своим детям, и

сопровождают это событие радостными возгласами.

Экскурсия заканчивается ролевой игрой «Лесное путешествие».

Экологические ситуации.

1.

Пятилетний Дима со старшим братом Костей идут по

влажной

после

дождя

тропинке.

Вдруг

на

тропинку

выскакивает лягушка. Дима, ни разу не видевший ее, пугается.

Костя

утешает

его,

ногой

отшвыривает

лягушку

и

приговаривает: «Какая гадкая лягушка, она испугала нашего

Диму». Мальчики идут дальше.

А) Правильно ли поступил Костя? Какие чувства к себе он вызывает?

Б) Как поступил бы ты в этой ситуации?

(Спокойно подвести Диму к лягушке и сказать малышу, что она не

кусается и ловит злых комаров, что после дождя лягушки очень

любят гулять, что их надо беречь. Тогда и малыш бы повел себя

иначе.

Он осторожно обходил бы лягушат стороной и еще

рассказывал бы о них другим.)

2.

У ручья, протекающего близ нового микрорайона, стояла группа

подростков и бросала камни в траву и ручей. Оказывается, у

лягушек был период весеннего метания икры, и поведение

лягушек вызывало у ребят недоумение, желание разрушить то,

что было для них не совсем понятно. К ручью подошли еще двое:

отец с сыном. Мужчина не стал кричать на мальчиков. Он

рассказал сыну о том, что происходит в природе весной, как из

икринок выведутся головастики, а потом лягушки. Ребята

тоже слушали. Они потихоньку выпускали из рук камни.

А) Чем можно объяснить такое поведение мальчиков у ручья?

Б) Дайте оценку поведению ребят.

В) Какие выводы для себя следует сделать из этой ситуации?

3.

Семья возвращается из лесу.

В корзинке лежит еж.

Он

сердито фыркает, шуршит ветками. Марина и Света то и дело

поглядывают в корзинку, радуясь своей находке.

А) Правильно ли поступили девочки, взяв ежа домой? Почему?

Б) Что бы вы рассказали Марине и Свете о ежах, об их жизни в

городских условиях?

( За ежиком нужен специальный уход.

Он не приспособлен к

домашним условиям: девочки и их родители от ежа быстро устанут.

Еж должен жить в лесу, у ежа есть детки, они ждут его, и будут

плакать одни, а потом могут и погибнуть.

Девочки должны

отпустить ежа на свободу.)

В) Все ли так поступают, как Марина и Света?

Г) Как поступите вы, если в лесу найдете птичье гнездо с птенцами?

( Надо просто издали посмотреть на гнездо, послушать, как

тревожно посвистывает над головой птица-мама, и уйти.)

Вернувшись, домой после прогулки, поделитесь увиденным, услышанным с

родителями, с товарищами, порадуйтесь, что не разрушено гнездо, что

вырастут красивые птицы и от них будет весело и шумно в лесу.

4.

В лесу из автомашины вышел мужчина с двумя детьми и

привязал к дереву привезенную с ними собаку. Люди уехали, а

собака смотрела им вслед такими глазами, будто плакала…

А) Как вы оцените такой поступок взрослого?

Б) Что это? Наказание детей? Собаки? Или просто все устали от

забот о животном? Или надо было ехать отдыхать, а собака

мешала?

В) Какая причина может быть оправданием безнравственного

поступка отца?

Г) Чему может быть, сам того не понимая, отец учит своих детей?

Д) Как вы относитесь к животным? Находят ли они в вашем сердце

защиту?

5.

В троллейбусе все обратили внимание на плачущую девочку. Из-

за отворота пальто торчала лохматая голова кота. Он

пытался вырваться, мяукал, а она что-то ласково говорила ему

сквозь слезы. Пассажиры стали расспрашивать девочку, и она

рассказала, что сегодня мама принесла в дом породистого

щенка и клетку с красивыми попугаями, а Мурзика приказала

выбросить куда угодно.

И вот девочка уговорила свою

подружку, а та свою маму, и кот переезжает на новое место

жительства.

- Так что же ты плачешь? У тебя будет чудесная собака и красивые

попугаи, - успокаивали девочку взрослые.

- Я их не хочу. Я люблю своего Мурзика. И он тоже не хочет уезжать.

А) Дайте оценку поведению всех действующих лиц этой истории.

Б) какие чувства вызывает у вас эта история с Мурзиком?

В) Какие чувства руководили поступками матери и ее дочери?

Г) Как поступили бы вы в данной ситуации? Заступились ли вы когда-

либо за беспомощное животное?

6.

Идут по лесу два мальчика, по дороге им повстречался ручеек.

Вода в нем мутная, грязная. Один мальчик решил привести

ручеек в порядок. Другой посмеялся над ним. И все таки первый

мальчик очистил ручеек, расчистил дно, убрал упавшие в него

ветки. А потом сказал:

- Пусть этот ручеек будет служить и людям и животным.

А) Чем можно объяснить возникшее у первого мальчика желание

привести в порядок ручеек?

Б) Какие чувства у вас вызывает второй мальчик?

В) Кого бы вы взяли к себе в друзья и почему?

Г) Как бы вы поступили в этой ситуации?

Экологические задачи.

1.

Рослый

парень

подходит

к

молоденькой

ели,

воровато

оглядывается по сторонам и достает из сумки топор.

Прикинул: подойдет! Резкий взмах рук, но вдруг слышит:

- Не трогайте ель!

Парень и внимания не обратил: шагает по лесной тропе группа

ребят. Их ли ему опасаться? Огрызнулся:

- Чего вам надо?

- Не трогайте ель!

Парень усмехнулся. Но тут охотник за елью замечает у ребят

нарукавные повязки с надписью «Зеленый патруль». Повязки,

решительность ребят возымели действие. Парень зло

бормочет:

«Чего привязались?» Отходит от ели и поворачивает в

сторону поселка.

А) Обсудите поведение юноши и ребят.

Б) Какую пользу родной природе принесла бы повсеместная

организация в школах «Зеленого патруля»?

2.

Писатель Б.С.Рябинин в книге «Человек должен быть добрым»

рассказывает что, будучи на Урале, ему довелось наблюдать

на одном строительстве, как молодые рабочие разыгрывали

щенка – жребием решали его судьбу. Этот щенок прибился к

бригаде, когда строительство только начиналось. Его кормили,

поили сообща. Но вот стройка подошла к концу, надо

переезжать на другое место, и жеребьевка должна показать,

кому взять щенка. Не бросать же его.

А) Как вы относитесь к поступку молодых рабочих?

Б) Как характеризует рабочих их отношение к бездомному щенку?

Какие качества проявились в их поступке?

В) Какие чувства вызывают у вас эти молодые рабочие?

3.

Лось с лосенком повадились прибегать во двор к леснику к

стожку сена, припасенному хозяином с лета. Первыми это

увидели дети лесника, известного охотника.

- Папа, - кинулись они за отцом, когда тот выходил из избы

посмотреть на лося, - не убивай его, папочка, он ведь голодный

к нам пришел, сена мы еще наносим летом!

- Да что вы, ребята! Разве можно убивать, он помощи от нас

ждет. Что я, супостат какой?

Каждый раз дети радовались приходу лесного красавца,

осторожно наблюдая из окошка, как он тянется к сену, кося в

сторону избушки красивым своим глазом.

А) Как вы думаете, все бы поступили так, как лесник, в подобном

случае?

Б) Чем можно объяснить гуманное отношение к животному и

леснику, и его детей?

В) Почему дети наблюдали за лосем?

Вопросы для рассуждений и ответов.

(обсуждение будет способствовать подведению итогов работы по

экологическому просвещению и воспитанию школьников)

1.

И.П.Павлов, великий русский ученый, говорил: «Жестокость

унижает достоинство человека». Согласны ли вы с этим?

Приведите примеры, подтверждающие ваши рассуждения.

Обратитесь за помощью к родителям.

2.

Как вы думаете: откуда появляется у людей жестокость,

черствость, бездушность к другим? Где искать начало этих

отвратительных качеств?

3.

Ученые-экологи призывают нас: «Не губите зря ни растения, ни

животных. Помогайте им расти и жить!» Согласны ли вы с

этим призывом? К чему он обязывает всех? Как вы выполняете

этот призыв?

4.

Какой пейзаж вам больше всего нравится: весенний, летний,

осенний, зимний – и почему? Какие чувства вызывает у вас

этот пейзаж?

5.

В

каких

уголках

природы

вы

любите

отдыхать?

Как

относитесь к тому, что вас окружает в любимом уголке

природы?

6.

Опишите какое-нибудь животное, цветок, дерево, кустарник

или отдельный уголок природы. Постарайтесь передать их

красоту.

7.

Говорят, что больше всего характеризует туриста место, где

он отдыхал. Согласны ли вы? Приведите свои примеры.

8.

Можно ли разделить доброту на три части: доброту к людям, к

животным и к природе?

9.

Приготовьте пересказ произведения на тему «Любите и

охраняйте природу: она ваша».

Использование заданий экологического характера очень оживляет

работу учащихся, вызывает у них эмоциональный отклик, способствует

формированию активной жизненной позиции, проявляющейся в делах и

поступках. Увлекательным, добрым делом становится постоянная забота

детей о рыбках в аквариуме, о черепашках, о комнатных растениях. Так

воспитывается в детях любовь ко всему живому, гуманное отношение к

зеленому другу. Это одна из сторон нравственной красоты человека.

1. Ворон живет около 75 лет, слон на 5 лет меньше, а щука на 5 лет

меньше, чем слон. Сколько лет живет щука?

2. Один центнер макулатуры сберегает 8 сосен. Сколько сосен

сберегает 1000 кг макулатуры?

3. В городах деревья страдают от грязного воздуха. Вяз в городе растет

50 лет, а в лесу – 300 лет. Во сколько раз вяз в лесу живет дольше, чем

в городе?

4. За сутки из неисправного крана утекает 50 л воды. Сколько литров

воды зря утекает из кранов, если неисправны 10 кранов?

5. С момента рождения человек непрерывно дышит, поглощая из

воздуха необходимый для жизни кислород. За одни только сутки

человек пропускает через легкие 500 г воздуха. Поэтому очень важно

проветривать помещение, где мы занимаемся. В душном, пыльном

помещении человек чувствует себя плохо. Представьте, что в классе

нет форточки, и окна не открываются. Если класс или другое жилое

помещение не проветривать, то в помещении нужно иметь очень много

зеленых комнатных растений. Только на одного ученика нужны в год

целый квадратный метр зеленых листочков. А если в классе 28

учеников? 28 м

2

зеленых листочков нужны для того, чтобы человек

дышал свежим воздухом. А это почти 1 га кукурузы и 1 га леса. А

гектар это 1000 Х 1000 м = 10000 м

2

. Значит комнатные растения

нужны

не

только

в

борьбе

против

пыли,

они

способствуют

освобождению воздуха от избытков углекислого газа и обогащают

воздух.

Использование дидактических игр на уроках русского языка помогает

развивать

речь,

внимание,

воображение,

волю,

сосредоточенность,

расширять словарный запас по экологической проблеме.

Например, игра «Найди ошибки».

Цели: развивать слуховое внимание; научить детей находить в тексте

экологические неточности.

«Это правда или нет?»

Теплая весна сейчас.

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

А весной среди ветвей,

«Га-га-га!» - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

Использование загадок, анаграмм, головоломок помогают развивать

словарный запас учащихся, закреплять правила правописания по темам.

Богатый экологический материал содержится в русском фольклоре.

Беседуя по сказке «У страха глаза велики», и спрашивая у детей, почему

герои сказки брали воду в разных местах т использовали разные емкости для

того, чтобы ее перенести, мы формируем представление о тесной связи всего

живого со средой обитания, о необходимости экономного использования

воды.

Если будет вода, а в ней ни одной рыбки –

Я не поверю воде. И пусть в воздухе

Кислород, но не летает ласточка –

Я не поверю воздуху, и лес без

Зверей с одними людьми – не лес.

М.Пришвин.



В раздел образования