Автор: Воробьёва Анна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ НОШ
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Эколого-просветительская работа " Помоги зимующим птицам" в помощь учителю начальных классов
Раздел: начальное образование
«
Помоги
зимующим
»
птицам
2
По окружающему миру
класс
15.11.2015
МАОУ НОШ «Первые шаги»
Воробьёва Анна Анатольевна – учитель начальных классов МАОУ НОШ «Первые шаги»
Рабочая программа к интегрированному уроку
1
«
»
Помоги зимующим птицам
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.
Методика проведения учебно-воспитательного мероприятия по
русскому языку на тему: «Почему птицам трудно зимой?»
2.
Методика проведения по окружающему миру: «Помоги
зимующим птицам»
3.
Методика проведения внеклассного мероприятия «Птичий
базар!»
4.
Методика проведения праздника на тему: «Международный
день птиц»
5.
Методика проведения викторины: «Птицы на крыльях весну
принесли…»
Заключение
Список литературы
Приложения
ПРЕДМЕТ: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2-Й КЛАСС
Воробьёва Анна Анатольевна – учитель начальных классов МАОУ НОШ «Первые шаги»
2
«
»
Помоги зимующим птицам
Тема урока: «Как нам помочь птицам зимой!»
Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся с зимующими птицами, расширить и
систематизировать знания по теме “Птицы”.
- Развивать речь, мышление, внимание, наблюдательность, умение
классифицировать, сравнивать, обобщать.
- Воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к
птицам.
Сообщение темы и цели урока
– Прочитайте слова: ворона, синица, сойка, воробей, снегирь, ласточка,
дятел, страус.
– Назовите одним словом? (Птицы.)
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела
А кого паук боится?
Угадали? Это ……. Птица.
– А птицы – это кто? (Это животные, тело которых покрыто перьями,
они откладывают яйца, летают (большинство)).
– Сегодня на уроке речь пойдет о птицах. Многие птицы улетают
осенью на юг. Как такие птицы называются? (Перелетные).
Воробьёва Анна Анатольевна – учитель начальных классов МАОУ НОШ «Первые шаги»
3
«
»
Помоги зимующим птицам
Рисунок 1. Классификация птиц
Но некоторые остаются зимовать. Сейчас я буду загадывать вам
загадки, а вы, отгадав их, узнаете, какие птицы остаются зимовать в наших
краях.
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
(Воробей.)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Воробьёва Анна Анатольевна – учитель начальных классов МАОУ НОШ «Первые шаги»
Виды птиц
Виды птиц
Перелётные
птицы
Перелётные
птицы
Зимующие
птицы
Зимующие
птицы
4
«
»
Помоги зимующим птицам
(Синица.)
Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь.)
По дереву – вниз головой! –
Бежит в одежде голубой…
(Поползень.)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: "Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!"
(Ворона.)
Все время стучит,
деревья долбит.
Но их не калечит,
а только лечит.
(Дятел.)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Воробьёва Анна Анатольевна – учитель начальных классов МАОУ НОШ «Первые шаги»
5
«
»
Помоги зимующим птицам
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока.)
Ход урока
Некоторые ребята приготовили небольшие сообщения о зимующих
птицах. Давайте мы вместе послушаем их.
ПОЧЕМУ ПТИЦЫ ЗИМОЙ ПЕРЕБИРАЮТСЯ БЛИЖЕ К ЖИЛЬЮ
ЧЕЛОВЕКА?
Зима страшна птицам не холодом, а голодом. Сыта птица — тепло ей
под пухом и перьями. Зимой, когда луга и поля покрыты глубокими сне-
гами, вороны переселяются поближе к жилью человека. Здесь они питаются
остатками пищи. Там корочку схватят, там — мяса кусочек.
Галки, как и вороны, зимой живут в городах и деревнях, вместе роются
в мусорных кучах, еду добывают. Различить их нетрудно. У вороны всё
туловище серое, чёрные голова, шея, крылья да хвост. А галка вдвое меньше
вороны и вся чёрная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым
платочком повязана.
У сороки прозвище — белобока. По бокам перышки у неё совсем
белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у сороки хвост,
длинный, прямой как стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым
зеленоватым отливом. Зимой сороки разлетаются по деревням в поисках
еды.
(По Г. Скребицкому, А. Клыкову)
Учитель. Как ты думаешь, нужно ли подкармливать зимой
Воробьёва Анна Анатольевна – учитель начальных классов МАОУ НОШ «Первые шаги»
6
«
»
Помоги зимующим птицам
ворон, галок, сорок, воробьев?
ЗИМНИЕ ГОСТИ
Немногие птицы остаются зимовать в наших краях. Но зато поздней
осенью на зимовку прилетают к нам другие пернатые.
Это нарядные снегири. Важно сидят они на высоких кустах и деревьях,
кормятся их семенами.
А эта красивая птица — свиристель. У неё на голове большой
остроконечный хохол: то поднимет его птица, то опустит. Хохол — главная
примета: по нему свиристель узнаешь издалека.
Можно зимой увидеть и толстоклювых птиц — щуров. Ест щур не
спеша, перекликается с соседями: «Хю... хю... хю...».
Небольшие серовато-бурые птички с красной шапочкой на голове —
это чечётки. У самцов и грудь с красным отливом. Ни минуты не посидит на
дереве спокойно чечётка: все время вертится на ветке. И молчать не любит:
«Чив-чив-чив... чив-чив-чив... пюи!»
(По Н. Плавильщикову, Г. Скребицкому)
Учитель. Когда в твоей местности появляются первые стайки
этих птиц? Понаблюдай, какие из них осторожны, а какие подпускают к
себе человека поближе. Всегда ли и везде ли доверчива любая стайка?
ТАЙНЫ РЯБИНОВОГО ПИРА
Любят птицы зимой ягодами рябины лакомиться. И каждая из них
угощается по-своему.
Хохлатые свиристели с жадностью глотают замёрзшие сладковатые
ягоды целиком. Снегири расклёвывают ягоды, поедая лишь семена, а кожуру
и мякоть бросают вниз. Большие синицы повисают на гроздьях вниз головой
Воробьёва Анна Анатольевна – учитель начальных классов МАОУ НОШ «Первые шаги»
7
«
»
Помоги зимующим птицам
и отщипывают от ягод маленькие кусочки.
Шустрые и суматошные воробьи больше бросают ягоды вниз, нежели
едят их. С видимым удовольствием угощаются рябиной галки и сороки.
А находчивые вороны, которые не могут удержаться на тонких ветках
рябины, отрывают гроздья у основания и перелетают на соседние деревья с
более толстыми ветвями. Здесь, прижимая гроздь лапой к ветке, они
спокойно приступают к трапезе. Не веришь — понаблюдай!
(По Е. Анашкиной)
Учитель.
ПОЧЕМУ СВИРИСТЕЛИ ЗИМОЙ В ОБМОРОК ПАДАЮТ
Что такое? С верхушки рябины в морозный день одна за другой на
землю падают свиристели. Лежат, словно неживые, не шевелятся. Возьмёшь
птицу в руки — дышит, тельце тёплое, а глазки закрыты.
Через некоторое время птички оживают. Задвигаются, запрыгают,
вспорхнут на деревья и как ни в чём не бывало снова примутся за рябину.
Плоды рябины в морозный день становятся маленькими кусочками
льда. Набитый ими зоб птицы охлаждает всё тело, сдавливает горло,
затрудняет дыхание. Вот и оказывается объевшаяся свиристель в полу-
обморочном состоянии. И падает она с дерева на землю. Только после того,
как часть ягод оттает и пройдёт в желудок, птица приходит в себя и снова
начинает есть. До... очередного обморока.
Учитель. Почему ягоды так на птиц подействовали? Расскажи,
какие ещё птицы любят зимой рябиной полакомиться.
(По В. Запорожченко, В. Строкову)
А ЧЕМ ТЫ ПТИЦ ЗИМОЙ УГОЩАЕШЬ?
Воробьёва Анна Анатольевна – учитель начальных классов МАОУ НОШ «Первые шаги»
8
«
»
Помоги зимующим птицам
Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза.
Перед тем как насыпать семена в кормушки, их нужно слегка подавить
бутылкой. Тогда птицы легко справятся с жёсткой оболочкой.
Овёс и овсяную крупу охотно поедают воробьи, свиристели, чижи,
щеглы. Льняное семя подсыпают всем птицам. Снегири любят семена
крапивы, щеглы — репейника, чечётки предпочитают лебеду. Ягоды рябины,
бузины, черёмухи с удовольствием едят снегири и свиристели. Синицы
охотно клюют сырое несолёное сало и мясо. Это также лакомый корм для
дятлов и поползней. Птиц можно также кормить крошками белого хлеба. А
вот чёрный хлеб для них вреден.
Учитель.
Как ты думаешь, а почему нельзя давать птицам
жареные семена?
КАК СНЕГИРИ РАЗГОВАРИВАЮТ ПЯТНЫШКАМИ
Если ты когда-нибудь зимой в лесу или в саду увидишь красногрудых
снегирей и их серых подружек, понаблюдай за ними. И ты станешь
свидетелем необычного птичьего разговора.
Пока снегири сидят спокойно, им нет необходимости разговаривать. Но
вот стайка решила лететь на другое место. Тотчас же подаётся сигнал:
«Внимание, готовься к полёту!» Сигнал этот — белое пятнышко внизу на
спинке у птичек. Пока они сидят, пятнышка не видно, оно прикрыто
крыльями. Но перед взлётом птички опускают крылья, и пятна становятся
видны. Они хорошо заметны даже издали. А чтобы их увидели все, снегири
несколько раз поворачиваются в разные стороны. В полёте эти пятна служат
хорошим ориентиром для тех, кто отстаёт.
(По Ю. Дмитриеву)
Учитель.
А
ты
видел(а)
когда-нибудь,
как
снегири
Воробьёва Анна Анатольевна – учитель начальных классов МАОУ НОШ «Первые шаги»
9
«
»
Помоги зимующим птицам
«разговаривают»?
2. Физкультминутка
А сейчас проведем небольшую физкультминутку и поиграем в игру
"Летает - не летает"
Иногда говорят: "животные и птицы". Птица - это тоже животные. Но
от всех животных они отличаются тем, что тело их покрыто перьями, они
умеют летать. Перо легкое и крепкое - это "одежда" птиц.
А сейчас упражнение на внимание. Если животное, которое я называю,
летает, вы поднимает руки вверх, если нет - хлопаете в ладоши: синица, утка,
пингвин, горилла, выхухоль, оляпка, сойка, мышь, воробей, снегирь, кошка,
альбатрос, лошадь.
3. Еще у нас зимуют воробьи и синицы
Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое
зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках.
Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим
щебетом приглашает своих собратьев к обеду.
Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных
лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой
часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых
ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура
упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного
веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10
синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не
страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего
утра им нужен корм.
Воробьёва Анна Анатольевна – учитель начальных классов МАОУ НОШ «Первые шаги»
10
«
»
Помоги зимующим птицам
Учитель. А вы знаете, что есть очень много примет, которые
связаны с птицами?
4. Приметы про птиц
1. Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
4. Перед метелью воробьи чирикают.
5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на
место.
6. Синицы порхают под окном – к холоду.
7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.
8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.
9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая
птаха подаёт голос – загаданному сбыться.
Учитель. Ребята, а скажите, как мы можем помочь нашим
птицам выжить в условиях суровой зимы?
Правильно. Мы должны сделать кормушки.
Давайте вместе составим памятку "Как подкармливать птиц".
1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под
молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх
дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4. Кормушки нужно держать в чистоте.
5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
Воробьёва Анна Анатольевна – учитель начальных классов МАОУ НОШ «Первые шаги»
11
«
»
Помоги зимующим птицам
6. Помните, что основные зимние корма – это семечки арбуза, дыни,
тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника
(не жареные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки
белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный
хлеб.
Учитель.
Ребята, скажите, а знаете ли вы какой корм
предпочитают есть наши меньшие братья - птицы?
Рисунок 3.Угодай кто, чем питается?
Воробьёва Анна Анатольевна – учитель начальных классов МАОУ НОШ «Первые шаги»
12
«
»
Помоги зимующим птицам
Рисунок 4. Какую подкормку использовать для птиц зимой?
Птица
Кормушка
Корм
Способ
употребления
Голуби
и
воробьи
Устойчивая
и крепкая
Любой
Клюют
у
кормушки
Синица
Маленькая,
но
не
доступная
голубям
Семечки
подсолнечника,
тыквы,
дыни,
сало,
геркулесовые
хлопья
и
мясо
Берёт
по
зёрнышку,
долбит на дереве,
зажимая лапками
Снегирь
Удалённые
кормушки
Бусы из фруктов, рябина,
калина,
овсяная
крупа,
семечки
Клюёт
очень
аккуратно,
не
сорит
Ворона
Площадки
на земле
Остатки пищи
Ест
жадно
и
никого не боится
Если постоянно подкармливать зимующих птиц, то тем самым мы
помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно
добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.
Рефлексия, итоги урока
Воробьёва Анна Анатольевна – учитель начальных классов МАОУ НОШ «Первые шаги»
13
«
»
Помоги зимующим птицам
О чем мы сегодня с вами говорили на уроке?
Правильно. Мы говорили о зимующих птицам, о том как им помочь в
условиях суровой зимы.
Попрошу выйти к доске тех ребят, кому сегодняшний урок понравился
и запомнился.
Домашнее задание
Проектная работа. Изготовьте дома кормушку для наших птичек. А на
следующем уроке мы их развесим на нашем пришкольном участке.
Обязательное и ежедневное ведение дневника.
Учитель.
Ребята, а кто знает, как правильно изготовить
искусственные кормушки для привлечения птиц?
Учитель раздаёт «Дневник наблюдения за зимующими птицами»
На этом урок окончен, спасибо всем за внимание.
Проверочные вопросы на закрепление пройденного материала
Какой корм едят зимующие птицы?
Какие птицы прилетают на зимовку?
Чем они питаются?
Почему рябину называют птичьей природной кладовой?
Какие птицы облюбовали кормушки около вашей школы?
Посмотри, какие бывают кормушки. Какие из них ты сможешь
сделать на уроках труда?
Проектная работа: «Помоги зимующим птицам!»
Воробьёва Анна Анатольевна – учитель начальных классов МАОУ НОШ «Первые шаги»
14
«
»
Помоги зимующим птицам
Модернизация образования возможна лишь тогда, когда учитель ставит
цель повысить эффективность образовательного процесса.
Эффективным
может считаться такой процесс, который обуславливает:
Увеличение объёма знаний, умений и навыков у учащихся;
Углубление знаний и формирование практических навыков;
Новый уровень познавательных потребностей учения;
Практическое
применение
полученных
знаний
и
формирование
познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
Ориентация на воспитание нравственных стандартов, гражданской
ответственности и самостоятельности.
Метод проектов – это система учебно – познавательных приёмов,
которые
используются
для
достижения
какой–
либо
цели,
решения
конкретной задачи, включающая приёмы или операции практического или
теоретического
познания
действительности,
позволяющая
решить
ту или
иную
проблему в результате самостоятельных и коллективных действий
учащихся и обязательной презентацией результатов их работы.
Цели проекта состоят в том, чтобы создать условия при которых
учащиеся:
Самостоятельно и охотно приобретали недостающие знания из разных
источников, учились пользоваться приобретёнными знаниями для решения
познавательных и практических задач;
Развивали коммуникативные умения, работая в различных группах,
исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации,
наблюдения,
анализа,
построения
гипотез,
проведение
эксперимента,
обобщения);
Развивали системное мышление.
При осуществлении проекта мы опирались на следующие принципы:
- опоры на субъектный опыт учащихся;
Воробьёва Анна Анатольевна – учитель начальных классов МАОУ НОШ «Первые шаги»
15
«
»
Помоги зимующим птицам
- учёта индивидуальности учащихся;
- свободного выбора;
- связи исследования с реальной жизнью;
Используя знания об умственном и психическом развитии учащихся,
были даны разноуровневые задания, которые помогли решить следующие
задачи:
- осуществить индивидуальный и дифференцированный подход к
учащимся;
- развивать учебные действия;
- поддерживать и развивать
познавательный
интерес
к изучению
природы Хабаровска;
- сформировать навыки биотехнических мероприятий, положительной
мотивации в общественно- полезной деятельности учащихся по сохранению
природы родного края.
Ход реализации проекта «Помоги зимующим птицам»
Этап проекта и
цели
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Ожидаемый
результат
1.
Подготовительный.
Цель: создать
условия для
возникновения
проблемы и путей
для ее решения
1. Организует
экскурсию в
пришкольный сад.
Наблюдает.
Ведет
проектный
дневник.
Птицам нужна
помощь.
2. Организует
беседу с
учащимися по
итогам экскурсии.
Выдаёт рабочие
тетради.
Приложение 1.
Приложение 2.
Беседует,
делают вывод,
что
необходимо
помочь птицам
зимой.
Работают в
рабочих
тетрадях.
Возникновение
желания
помочь птицам.
Знакомятся с
описанием
зимующих
птиц.
Раскрашивают
и описывают
зимующих
птиц Дальнего
Востока.
3. Предлагает
Предлагает и
Воробьёва Анна Анатольевна – учитель начальных классов МАОУ НОШ «Первые шаги»
16
«
»
Помоги зимующим птицам
варианты решения
проблемы.
выбирает
варианты
помощи.
2. Основной.
Цели: формирование
навыков
осуществления
биотехнических
мероприятий
(подкормка птиц),
экологических
представлений о
зимующих птицах,
эмоционально –
ценностного
отношения к
окружающему миру
1. Учитель 2 класса
организует конкурс
рисунков на тему
Принимает
участие. Ведут
проектный
дневник.
Выставка
рисунков на
тему: «Помоги
зимующим
птицам!»
2. Учитель 2 класса
организует
экскурсию в
библиотеку.
Выдаёт ученикам
Методическое
пособие
Находят
справочную
литературу.
Ведут
проектный
дневник.
Приложение 3
Оформление
уголка о
птицах.
Участие в
викторине.
Приложение
3. Учитель 2 класса
организует
исследовательскую
работу.
Анализирует
проделанную
работу учащимися
в рабочих тетрадях.
Приложение 1-2
Находят
справочную
литературу,
отбирают
необходимый
корм,
рассчитывают
количество
корма. Ведут
проектный
дневник.
Приложение 4
Выпуск
бюллетеня
«Чем
накормить
птиц зимой».
4. Учитель 2 класса
содействует
активности
школьников в
изготовлении
кормушек.
Приложение
Изготавливают
кормушки.
Ведут
проектный
дневник.
Выставка
кормушек.
3. Заключительный.
Цели: создать
условия для личной
рефлексии каждого
ученика.
Организует
творческую работу
учащихся.
Пишут
сочинения на
тему «Помоги
зимующим
птицам».
Вывешивание
кормушек и
подкормка
птиц.
Подведение итогов
проектной работы
Воробьёва Анна Анатольевна – учитель начальных классов МАОУ НОШ «Первые шаги»
17
«
»
Помоги зимующим птицам
Реализация проекта и его презентация.
От каждой группы были выбраны ведущие, которые представили
результаты своей творческой деятельности:
1– группа защита
эскизов и выставка
рисунков
на тему: «Помоги
зимующим птицам!»
2– группа «Все о зимующих птицах» - составление презентаций.
3– группа «Исследовательская работа ведение дневника наблюдения за
зимующими птицами».
4– группа «Изготовление кормушек»
Членами жюри дано экспертное заключение по социальному проекту.
Учащиеся развешивают кормушки на школьном дворе.
Список литературы
1.
Вахрушев, А. А. Окружающий мир: Я и мир вокруг / А. А. Вахрушев. –
М.: Баласс, 2012. – 192 с.
2.
Вологдина Е.В. Малофеева Н.Н. Травина И.В. Живая природа: Научно-
популярное издание для детей – М. 2014 Тайга и её обитатели птицы.
С. 16-20.
3.
Гин, А. А. Окружающий мир / А. А. Гин. – М.: Вита-Пресс, 2012. – 144
с.
4.
Горьканова, А. Н. Перелётные и зимующие птицы России / А. Н.
Горьканова. – М.: Школьная пресса, 2010. – 328 с.
Воробьёва Анна Анатольевна – учитель начальных классов МАОУ НОШ «Первые шаги»
18
«
»
Помоги зимующим птицам
5.
Гудков В.М. «Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник
определитель»,2008
6.
Догерти Дж. Птицы./Пер с андийского Н.С. Ляпковой М. 2012.
7.
Коблик Е.А., Редькин Е.А. «Список птиц Российской Федерации», 2006
8.
Константинов
В.М.,
Бутьев
В.Т.
«Позвоночные
животные
и
наблюдения за ними в природе», 2001
9.
Кравцов В.М., Донукалова Р.П. География Новосибирской области.
Новосибирск, 1996.
10.Красная книга Новосибирской области (животные). Новосибирск, 2000.
11.Курочкин Е.Н. «Современная орнитология», 1989
12.Лучич, М. В. Детям о природе / М. В. Лучич. − М.: Просвещение, 2009.
– 243 с.
13.Мальчевский А.С. «Орнитологические экскурсии», 1981
14.Новиков Г.А. «Жизнь на снегу и под снегом»,1981
15.Рахманов И.А. «Птицы-наши друзья», 1989
16.Росляков Г.Е. Птицы вокруг нас: знакомые незнакомцы. Справочно-
методическое пособие. Хабаровск – 128 с.
17.Федотова О.Н. Окружающий мир: Учебник 1 класс. – М. Академ. -
20011 -80 с., Как помочь птицам зимой ст. 38-39.
18.Федотова О.Н. Окружающий мир: Хрестоматия. – М. Академ. -20011 -
80 с., Как помочь птицам зимой ст. 30-35.
19.Федотова, О. Н. Давайте знакомиться, мир. Учебник-хрестоматия / О.
Н.
20.Федотова, О. Н. Наш мир / О. Н. Федотова. – М.: Академ книга, 2008. –
230 с.
21.Шаронов А. Атлас-справочник «Всё о птицах», 2007
22.Шипунова Т.Я. «Птицы»
Воробьёва Анна Анатольевна – учитель начальных классов МАОУ НОШ «Первые шаги»
19
«
»
Помоги зимующим птицам
23.Шустов С.Б. Птицы наших лесов и полей. Нижний Новгород ООО
«Издательство доброе дело» 2012 год.
Воробьёва Анна Анатольевна – учитель начальных классов МАОУ НОШ «Первые шаги»