Напоминание

Занятия для детей с нарушениями речи.


Автор: Козырева Алёна Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: АНО ДО Планета детства Лада д/с №190
Населённый пункт: Самарская обл. г.Тольятти
Наименование материала: Конспект
Тема: Занятия для детей с нарушениями речи.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия для детей с нарушениями речи.

Образовательная область Речевое развитие.

Тема занятия «Орудия труда. Инструменты»

Возрастная группа подготовительная

Отклонение в развитии ОНР.

Цель: Закрепление и систематизация представлений об инструментах и

орудиях труда и трудовых действиях, совершаемых с их помощью.

Интеграция

образовательных

областей:

«Социально-

коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

I. ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные:

- Закрепление и систематизация представлений об инструментах и

орудиях труда и трудовых действиях, совершаемых с их помощью.

- Совершенствование грамматического строя речи (образование и

употребление существительных в косвенных падежах).

- Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчинен-

ные предложения со словами потому что).

- Совершенствование навыков звукового и стогового анализа слов,

составления и чтения слов. Автоматизация правильного произношения и

дифференциация сонорных звуков.

Коррекционно-развивающие:

Развитие общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания,

координации речи с движением, артикуляционной и тонкой моторики.

Воспитательные:

Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, активности,

инициативности, уважения к людям труда, желания грудиться.

II.СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Уточнение

и

активизация

словаря

по

теме

«Орудия

труда.

Инструменты»: инструмент, приспособление, работа, труд, шпата, грабли,

тяпка, мастерок, валик. кисть, топор, молоток, пила, стамеска, отвертка,

клещи,

плоскогубцы,

напильник,

игла,

наперсток,

ножницы:

делать,

использовать, облегчать: нужный, необходимый, полезный.

III. ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ:

Предварительная работа с детьми: Заучивание загадок об орудиях

труда и инструментах, скороговорки про краба. Чтение стихотворения

С. Маршака «Как рубанок сделал рубанок».

Оборудование и материалы: наборное полотно, мольберт, магнитная

доска, альбом «Мамы всякие нужны», предметные картинки с изображе-

ниями инструментов и орудий труда, карточки для игры в домино, тетради

№1 по числу детей, контейнер с карандашами, контейнер с разноцветными

магнитами, карточки со слогами, яркие шнурки.

Формы и методы организации совместной деятельности

Детская

деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

Д/И «Кому что нужно?»,д/и «Что без чего?» , игра-

соревнование «Слова-шнуровки»,

д/и «Слоговое домино», упражнение «Составь схему».

Двигательная

Игровые, двигательные моменты. Физкультминутка «Старый

клен».

Продуктивная

Работа в тетрадях.

Логика образовательной деятельности

Части

заняти

я

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые

результаты

Вводн

ая

часть

Ребята давайте мы с вами встанем в

кружок, и подарим, друг другу хорошее

настроение Приветствие.

Я – твой друг и ты мой друг (показать

руками друг на друга)

Крепко за руки возьмемся (взять за руку

ребенка),

И друг другу улыбнемся (действия по

тексту).

Собрались все дети в

круг

Я - твой друг и ты мой

друг.

Крепко за руки

возьмемся

И друг другу

улыбнемся

Действия по тексту.

Сформирован

ы

положительн

ые эмоции.

Основ

ная

часть

Логопед . На столе перед каждым

ребенком лежит картинка с изображением

одного из инструментов или орудий труда.

На протяжении нескольких недель мы с

вами говорили о профессиях, о том, для

чего работают люди. Сегодня мы

продолжим этот разговор и будем

говорить об инструментах

и орудиях труда, которыми пользуются

представители разных профессий. Вы

узнаете, для чего нужны те иди иные

инструменты, что с их помощью делают

люди. А сейчас вспомните загадки,

которые вы выучили дома. Вы будете

загадывать загадки

по очереди. Тот, у кого отгадка нарисована

на картинке, будет называть изображенное

на картинке и садиться. Помните о пра-

вильном произношении звуков, старайтесь

говорить четко и выразительно.

1 й ребенок .. Огородник Федот

С длинным носом живет.

Где наклонится,

Дети загадывают

загадки друг другу.

4й ребенок . Это

лейка. У нее длинный

нос, из него течет

вода, когда наклоняют

лейку.

Закреплены

умения

загадывать и

отгадывать

загадки.

Там вода течет.

Ребенок садится.

2- й ребенок . Зубастые, а не кусаются.

Ребенок садится.

3- й ребенок . Сам худ, а голова с пуд.

.

Ребенок садится.

4-й ребенок .Скручена, связана.

На кол посажена.

По улице пляшет.

Логопед . Отлично. Первое задание вы

выполнили.

Логопед убирает картинки со стола.

2 Игра «Кому что нужно?»

(образование и употребление существи-

тельных в косвенных падежах,

сложноподчиненные предложения со

словами потому что).

Логопед помещает на мольберт перед

детьми плакат с изображением

инструментов и орудий труда из альбома

*Мамы всякие нужны*.

Логопед .Рассмотрите нужны эти

предметы. Составьте предложения об этом

со словами

потому что. Следите за произношением

звуков |р|, |л | . [р э | , |л ' | .

Предметы: шприц, компьютер, ножницы,

мел.

Л о г о п е д . Молодцы! И с этим заданием

вы справились.

3 Игра «Что без чего?»

(Совершенствование грамматического

строя речи (образование и употребление

существительных в косвенных падежах).

Развитие зрительного внимания и

восприятия.]

Логопед переворачивает страницу. Правая

часть ее закрыта.

Л о г о п е д . Посмотрите на эти

инструменты. Запомните, как они

выглядят.

Через одну минуту логопед закрывает

левую часть страницы, а правую

1- й ребенок .Это

грабли. У них есть

зубья, с помощью ко-

торых рыхлят землю

или сгребают мусор.

2- й ребенок .Это

молоток. У него

тонкая ручка и

тяжелая

голова

3-й ребенок . Это

метла. Она связана.

Ею подметают улицу.

2.Дети играют в игру

«Кому что нужно?»

ответы детей

1 -й ребенок .Шприц

нужен медсестре,

потому что шприцем

она делает уколы.

2- й ребенок.

Компьютер нужен

программисту, потому

что

на компьютере он

создает программы.

3- й ребенок.

Ножницы нужны

парикмахеру, потому

что

ножницами он

подстригает волосы.

4- й ребенок. Мел

нужен учителю,

потому что мелом он

пишет на доске.

3.Дети играют в игру

«Что без чего?»

1- й ребенок. Лопата

без черенка.

2- й ребенок. Ведро

без ручки.

Закреплено

образование и

употребление

существи-

тельных в

косвенных

падежах,

совершенство

вание

синтаксиче-

ской стороны

речи.

Закреплено

умение

образовывать

и употреблять

сущ.в

косвенных

падежах.

Развито

зрительное

внимание и

восприятие.

открывает.

Л о г о п е д . Расскажите, как изменились

предметы, что без чего.

4 Работа в тетради № 1 Штриховка

изображения пилы. |

Логопед раздает детям тетради, ставит на

стол контейнер с карандашами.

Логопед . Вы видите изображение пилы.

Выполните штриховку рисунка так, как

показано стрелками, а потом правильно

раскрасьте инструмент.

Логопед собирает тетради, убирает

контейнер с карандашами.

5 Физкультминутка «Старый клен».

Логопед предлагает детям пройти на ковер

и встать в круг.

Дети выполняют знакомое упражнение.

На поляне перезвон —

Это пилят старый клен.

Поперечная пила

Отхватила полствола,

Рвет кору и режет жилки,

Брызжут желтые опилки.

Только крякнул старый ствол

И пошел, пошел, пошел.

Грянул наземь левым боком.

Утонул в снегу глубоком.

С. Маршак

6 Игра «Слоговое домино».

[Совершенствование навыка слогового

анализа слов. Автоматизация правильного

произношения и дифференциация

сонорных звуков.]

Логопед предлагает детям сесть на ковер и

раскладывает перед ними картонки для

игры в домино рисунком вниз. Он

предлагает

одному из детей перемешать картонки и

поровну раздать все детям

по носовой стрелке от себя.

Логопед . Сейчас мы будем играть в

слоговое домино.

Я прошу вас помнить о правильном

произношении звуков [р],(лЬ |р'Ь |л ' | .

Игру начнет тог, у кого на карточке оба

3- й ребенок. Щетка

без ворса.

4- й ребенок. Грабли

без зубьев.

1- й ребенок.

Кастрюля без

крышки.

2- й ребенок. Нож без

лезвия.

3- й ребенок.

Перчатка без пальцев.

4- й ребенок. Сито без

дырочек.

4.Дети работают в

тетради. Дети

выполняют задание и

по предложению

логопеда и оценивают

работу друг друга.

5.Физкультминутка

Дети выполняют

действия согласно

тексту.

Дети встают парами,

изображают работу

пилой.

Поднимают руки

вверх, медленно

наклоняются.

Ложатся на левый

бок, потягиваются.

6.Дети играют в игру

«Слоговое домино».

1- й ребенок.

У меня пи-ла и иг-ла.

2- й ребенок.

У меня вед-ро и мо-

ло-ток.

Развита

тонкая

моторика.

Сформирован

о умение

выполнять

действие

согласно

тексту.

Закреплен

навык сло-

гового

анализа слов

и

автоматизаци

я правильного

произношени

я и

дифференциа

ция сонорных

звуков.

слова можно разделить на два слога. Далее

будете ходить по кругу,

прикладывая карточки с нужным

количеством слогов. Если карточки с

нужным количеством слогов нет, вы

пропускаете ход.

Победит тот, у кого карточки закончатся

раньше всех.

7 Проговаривание скороговорки.

[Развитие общих речевых навыков.

Автоматизация правильного

произношения и дифференциация

сонорных звуков.]

Логопед просит детей встать.

Логопед . Вспомните скороговорку,

которую вы учили в пятницу. Расскажите

ее по очереди. Старайтесь говорить четко,

быстро, выразительно, помните о

правильном произношении

звуков |р), [л), |р ' ] , [л'].

Все вместе дети определяют победителя.

8 Игра-соревнование «Слова-

шнуровки». (Совершенствование

навыков слогового анализа, составления и

чтения слов.]

Логопед предлагает детям сесть на ковер и

раскладывает перед ними картонки со

слогами: ста, мес, ка, си, то, щет, ка,

тяп, ка. Он разбивает детей на две

команды по два человека и выдает каждой

команде по два шнурка определенного

цвета.

Логопед . Сейчас мы проведем

соревнование между командами. Каждая

команда должна собрать на шнурки

карточки,

чтобы получились названия инструментов.

У каждой команды

два шнурка, значит, каждая команда

должна собрать по два

слова. Старайтесь работать дружно и не

мешать друг другу.

Логопед поздравляет команду-

победителей и убирает картонки.

9 Упражнение «Составь схему».

[Совершенствование навыка

звукового анализа слов.]

Логопед раздает детям картинки с

изображениями болта, винта, ваты, пилы.

Он обязательно выясняет, знают ли дети,

что

3- й ребенок.

У меня ста-мес-ка и

шприц.

4- й ребенок .

У меня но-жи и ру-ба-

нок.

7.Дети по очереди

проговаривают

скороговорку.

Краб крабу сделал

грабли.

Подал грабли крабу

краб:

Сено граблями, краб,

грабь!»

8.Дети играют в игру -

соревнование

«Слова-шнуровки».

Дети составляют и

читают слова.

Развиты

общие

речевые

навыки.

Закреплен

навык

слогового

анализа,

составления и

чтения слов.

Закреплен

навык

звукового

изображено у них на картинках, кому и для

него нужны эти предметы.

Логопед . Теперь еще раз произнесите

слова и составьте их звуковые схемы.

Дети проходят к магнитной доске и на ней

выкладывают схемы слов.

Л о г о п е д . Проверьте друг друга, не

допущены ли ошибки.

Дети поверяют друг друга. Логопед задает

им контрольные во

просы.

Л о г о п е д . Сколько звуков в слове?

Сколько гласных звуков?

Сколько согласных звуков? Есть ли в

слове мягкие согласные

звуки? На котором по счету месте

находится в слове мягкий согласный звук?

Логопед убирает картинки.

9.Дети делают

упражнение

«Составь схему».

Дети отвечают на

вопросы логопеда, а

затем складывают

фишки в контейнер.

анализа слов.

Заклю

читель

ная

часть

Логопед

- Ребята, скажите, о чем мы сегодня с вами

говорили?

- Вам было интересно сегодня на занятии?

Дети:

–О инструментах.

Кому какие

инструменты нужны

для работы .

-Складывали слова из

слогов.

- Составляли схемы.

–Да.

Закреплены и

систематизир

ованы

представлени

я об

инструментах

и орудиях

труда и

трудовых

действиях,

совершаемых

с их

помощью.

Конспект занятия для детей с нарушениями речи по программе

Нищевой

Образовательная область Речевое развитие.

Тема занятия

«Мебель в доме»

Возрастная группа подготовительная

Отклонение в развитии ЗПР.

Цель:

Закреплять знания детей о названиях и назначении мебели, ее частей.

Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное

развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

I. ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные:

-Уточнять и расширять представления по теме «Мебель».

-Учить образовывать относительные прилагательные, существительные с

уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные в форме

именительного и родительного падежей множительного числа; понимание

смысловой

стороны

простых

и

сложных

предлогов,

правильное

употребление их в речи.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать правильный длительный выдох, общую моторику, связную речь,

зрительное внимание, координацию речи с движением.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство красоты, бережное отношение к мебели.

II.СЛОВАРНАЯ РАБОТА

1.

Обогащение словаря.

2.

Активизация словаря.

платяной, книжный, кухонный, журнальный,

обеденный.

III. ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ:

1.

Предварительная работа с детьми:

2.

Оборудование и материалы:

картинки с предметами мебели (парта,

шкаф, письменный стол, стул, табуретка, кресло, кровать, диван, тахта,

доска, зеркало, полка, мойка, сушка, пенал, буфет, стенка).

Формы и методы организации совместной деятельности

Детская

деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

Д/И «Назови ласково»,д/и «Где что стоит?»

д/и «Один-много», игра « Прятки».

Двигательная

Игровые, двигательные моменты. Физкультминутка

«Кошка».

Коммуникативная

Беседа и пересказ рассказа «Почему Саша опоздал в

школу?»:

Логика образовательной деятельности

Части

заняти

я

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые

результаты

Вводн

ая

часть

Ребята давайте мы с вами встанем в

кружок, и подарим, друг другу хорошее

настроение Приветствие.

Я – твой друг и ты мой друг (показать

руками друг на друга)

Крепко за руки возьмемся (взять за руку

ребенка),

И друг другу улыбнемся (действия по

тексту).

Собрались все дети в

круг

Я - твой друг и ты мой

друг.

Крепко за руки

возьмемся

И друг другу

улыбнемся

Действия по тексту.

Сформирован

ы

положительн

ые эмоции.

Основ

ная

часть

Игра с мячом «Назови ласково»

Дефектолог: Давайте поиграем с

музыкальным мячиком. Я буду называть

предмет мебели и катить мяч одному из

вас. Вы будите называть этот же предмет

ласково и возвращать мяч мне.

- стол- -полка- - комод-

- стул- - кровать- - скамейка-

- диван- - табурет- (ответы детей)

Дефектолог: Замечательно.

Педагог выставляет картинки

с мебелью на доску и просит

детей пройти за свои столы.

Дефектолог. Как эти предметы назвать

одним словом?

Дефектолог: Какую мебель вы знаете?

Дети перечисляют: кровать, диван,

кровать, шкаф, письменный стол, полка.

Дефектолог: Молодцы.

Из чего делают мебель?

.Дети играют в игру

«Назови ласково»

Дети катают мяч от

себя к педагогу и

называют слова

ласково.

Стол-столик

Полка-полочка

Кровать- кроватка

Ответы детей.

Дети: Мебель.

Дети перечисляют:

кровать, диван,

кровать, шкаф,

письменный стол,

полка.

Д: из дерева, из кожи,

из стекла, из

Закреплены

знания

образовывать

существитель

ные с

уменьшитель

но-

ласкательным

и

суффиксами.

.

Закреплены

Дефектолог: Значит она какая?

Дефектолог:- Зачем нужен: - стол, -

стул, - кровать, - шкаф (ответы детей).

- Для чего нужен: - письменный стол,

- обеденный стол,

Какая мебель нужна для – кухни,

спальни, гостиной? (ответы детей).

- Сколько ножек у стола? Из чего

сделан стол? Какой формы крышка у

стола? (ответы детей).

- Чем отличается стул от табуретки,

кресла? (ответы детей).

- Из каких частей состоит: стол, стул,

диван, кресло, тумбочка? (ответы детей).

Дефектолог: Отлично. Это было

трудное задание.

Игра «Где что стоит?»

Дефектолог: А давайте перечислим

предметы мебели, которые стоят

в групповой комнате, - спальне, -

приемной? (ответы детей).

Физкультминутка.

«Старый клен».

Педагог предлагает детям пройти на ковер

и встать в круг.

Дети выполняют знакомое упражнение.

На поляне перезвон —

Это пилят старый клен.

Поперечная пила

Отхватила полствопа,

Рвет кору и режет жилки,

Брызжут желтые опилки.

Только крякнул старый ствол

И пошел, пошел, пошел.

Грянул наземь левым боком.

Утонул в снегу глубоком.

С. Маршак

Дефектолог: А сейчас новая

игра «Прятки», и простит детей пройти

на ковер.

пластмассы, из

железа, из бумаги.

Дети перечисляют:

деревянная, железная

и т. д.

Кровать, чтобы спать.

Стол

обеденный ,чтобы за

ним кушать.

ответы

детей на

вопросы воспитателя.

Для кухни нужны:

стол, стул.

Для спальни, кровать.

И т.д.

Стол состоит из

крышки и ножек и т.д.

Дети играют в игру

«Где что стоит?»

ответы

детей

Физкультминутка

Дети выполняют

действия согласно

тексту.

знания детей

о том, из

каких

материалов

может быть

мебель.

Закреплена

зрительная

память

Сформирован

о умение

двигаться

согласно

тексту.

Дети выполняют действия по команде

дефектолога,использующего в речи

предлоги: «Спрячьтесь за» (каждый

ребенок должен спрятаться за что-то (за

стульчик, за стол, за

книжку); «Спрячьтесь под» (под стулом,

столом); «Спрячьтесь перед» (перед

столом, стулом, шкафом); «Выгляньте из-

за» (из-за стула, стола, рук). (дети

выполняют по инструкции).

Дефектолог: Очень хорошо. Молодцы!

Игра «Один-много»

Дефектолог: А сейчас новая

игра. (Педагог раздает детям

предметные картинки.) Сядет за свои

стульчики тот, кто назовет во

множественном числе предмет,

изображенный на картинке. Например:

Стол - много столов, стул – много ….,

полка – много ….,

Кровать – много …., табурет – много,

комод – много ….,

Скамейка – много, тумба – много

Дефектолог: Молодцы!

Работа по рассказу.

Дефектолог: А теперь я прочитаю вам

рассказ «Почему Саша опоздал в школу?»:

«Наступило утро. Мама будит

Сашу: «Вставай, Саша, пора собираться в

школу». Встал Саша, хочет одеться, но не

может найти ни носков, ни ботинок, ни

рубашки. Рассердился Саша и кричит:

- Где моя рубашка?

- Я под столом. Ты меня вчера сюда

бросил, - отвечает рубашка.

- А где носки? – спрашивает Саша.

- Мы на шкафу, - откликаются носки.

- А где ботинки?

- Я здесь, за шкафом лежу, - говорит

Дети играют в игру

«Прятки»

Дети выполняют

действия по команде

дефектолога,

использующего в речи

предлоги: «Спрячьтес

ь за» (каждый ребенок

должен спрятаться за

что-то (за стульчик,

за стол, за книжку);

Дети играют в игру

«Один-много»

Дети по очереди

Называют предметы с

картинок во

множественном

числе.

Стол - много столов

ответы

детей.

Дети пересказывают

рассказ (по опорным

предметам на доске).

Сформирован

о умение

выполнять

действие по

команде.

Закреплены

знания

образовывать

существитель

ные в форме

именительног

о и

родительного

падежей

множительно

го числа

Закреплены

умения

рассказывать

рассказ по

опорным

предметам на

доске.

правый ботинок.

-А я под кроватью, - добавляет левый

ботинок.

Наконец Саша оделся, но в школу он

опоздал. Почему Саша опоздал в школу?».

Заклю

читель

ная

часть

Итог занятия

Дефектолог:

- Ребята, скажите, о чем мы сегодня с вами

говорили?

-

Вам было интересно сегодня на занятии?

Дети:

–О мебели

–Да.

Закреплены

знания детей

о названиях и

назначении

мебели, ее

частей.



В раздел образования