Автор: Козырева Алёна Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: АНО ДО Планета детства Лада д/с №190
Населённый пункт: Самарская обл. г.Тольятти
Наименование материала: Конспект
Тема: Занятия для детей с нарушениями речи.
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия для детей с нарушениями речи.
Образовательная область Речевое развитие.
Тема занятия «Орудия труда. Инструменты»
Возрастная группа подготовительная
Отклонение в развитии ОНР.
Цель: Закрепление и систематизация представлений об инструментах и
орудиях труда и трудовых действиях, совершаемых с их помощью.
Интеграция
образовательных
областей:
«Социально-
коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
I. ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепление и систематизация представлений об инструментах и
орудиях труда и трудовых действиях, совершаемых с их помощью.
- Совершенствование грамматического строя речи (образование и
употребление существительных в косвенных падежах).
- Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчинен-
ные предложения со словами потому что).
- Совершенствование навыков звукового и стогового анализа слов,
составления и чтения слов. Автоматизация правильного произношения и
дифференциация сонорных звуков.
Коррекционно-развивающие:
Развитие общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания,
координации речи с движением, артикуляционной и тонкой моторики.
Воспитательные:
Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, активности,
инициативности, уважения к людям труда, желания грудиться.
II.СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Уточнение
и
активизация
словаря
по
теме
«Орудия
труда.
Инструменты»: инструмент, приспособление, работа, труд, шпата, грабли,
тяпка, мастерок, валик. кисть, топор, молоток, пила, стамеска, отвертка,
клещи,
плоскогубцы,
напильник,
игла,
наперсток,
ножницы:
делать,
использовать, облегчать: нужный, необходимый, полезный.
III. ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ:
Предварительная работа с детьми: Заучивание загадок об орудиях
труда и инструментах, скороговорки про краба. Чтение стихотворения
С. Маршака «Как рубанок сделал рубанок».
Оборудование и материалы: наборное полотно, мольберт, магнитная
доска, альбом «Мамы всякие нужны», предметные картинки с изображе-
ниями инструментов и орудий труда, карточки для игры в домино, тетради
№1 по числу детей, контейнер с карандашами, контейнер с разноцветными
магнитами, карточки со слогами, яркие шнурки.
Формы и методы организации совместной деятельности
Детская
деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая
Д/И «Кому что нужно?»,д/и «Что без чего?» , игра-
соревнование «Слова-шнуровки»,
д/и «Слоговое домино», упражнение «Составь схему».
Двигательная
Игровые, двигательные моменты. Физкультминутка «Старый
клен».
Продуктивная
Работа в тетрадях.
Логика образовательной деятельности
Части
заняти
я
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Ожидаемые
результаты
Вводн
ая
часть
Ребята давайте мы с вами встанем в
кружок, и подарим, друг другу хорошее
настроение Приветствие.
Я – твой друг и ты мой друг (показать
руками друг на друга)
Крепко за руки возьмемся (взять за руку
ребенка),
И друг другу улыбнемся (действия по
тексту).
Собрались все дети в
круг
Я - твой друг и ты мой
друг.
Крепко за руки
возьмемся
И друг другу
улыбнемся
Действия по тексту.
Сформирован
ы
положительн
ые эмоции.
Основ
ная
часть
Логопед . На столе перед каждым
ребенком лежит картинка с изображением
одного из инструментов или орудий труда.
На протяжении нескольких недель мы с
вами говорили о профессиях, о том, для
чего работают люди. Сегодня мы
продолжим этот разговор и будем
говорить об инструментах
и орудиях труда, которыми пользуются
представители разных профессий. Вы
узнаете, для чего нужны те иди иные
инструменты, что с их помощью делают
люди. А сейчас вспомните загадки,
которые вы выучили дома. Вы будете
загадывать загадки
по очереди. Тот, у кого отгадка нарисована
на картинке, будет называть изображенное
на картинке и садиться. Помните о пра-
вильном произношении звуков, старайтесь
говорить четко и выразительно.
1 й ребенок .. Огородник Федот
С длинным носом живет.
Где наклонится,
Дети загадывают
загадки друг другу.
4й ребенок . Это
лейка. У нее длинный
нос, из него течет
вода, когда наклоняют
лейку.
Закреплены
умения
загадывать и
отгадывать
загадки.
Там вода течет.
Ребенок садится.
2- й ребенок . Зубастые, а не кусаются.
Ребенок садится.
3- й ребенок . Сам худ, а голова с пуд.
.
Ребенок садится.
4-й ребенок .Скручена, связана.
На кол посажена.
По улице пляшет.
Логопед . Отлично. Первое задание вы
выполнили.
Логопед убирает картинки со стола.
2 Игра «Кому что нужно?»
(образование и употребление существи-
тельных в косвенных падежах,
сложноподчиненные предложения со
словами потому что).
Логопед помещает на мольберт перед
детьми плакат с изображением
инструментов и орудий труда из альбома
*Мамы всякие нужны*.
Логопед .Рассмотрите нужны эти
предметы. Составьте предложения об этом
со словами
потому что. Следите за произношением
звуков |р|, |л | . [р э | , |л ' | .
Предметы: шприц, компьютер, ножницы,
мел.
Л о г о п е д . Молодцы! И с этим заданием
вы справились.
3 Игра «Что без чего?»
(Совершенствование грамматического
строя речи (образование и употребление
существительных в косвенных падежах).
Развитие зрительного внимания и
восприятия.]
Логопед переворачивает страницу. Правая
часть ее закрыта.
Л о г о п е д . Посмотрите на эти
инструменты. Запомните, как они
выглядят.
Через одну минуту логопед закрывает
левую часть страницы, а правую
1- й ребенок .Это
грабли. У них есть
зубья, с помощью ко-
торых рыхлят землю
или сгребают мусор.
2- й ребенок .Это
молоток. У него
тонкая ручка и
тяжелая
голова
3-й ребенок . Это
метла. Она связана.
Ею подметают улицу.
2.Дети играют в игру
«Кому что нужно?»
ответы детей
1 -й ребенок .Шприц
нужен медсестре,
потому что шприцем
она делает уколы.
2- й ребенок.
Компьютер нужен
программисту, потому
что
на компьютере он
создает программы.
3- й ребенок.
Ножницы нужны
парикмахеру, потому
что
ножницами он
подстригает волосы.
4- й ребенок. Мел
нужен учителю,
потому что мелом он
пишет на доске.
3.Дети играют в игру
«Что без чего?»
1- й ребенок. Лопата
без черенка.
2- й ребенок. Ведро
без ручки.
Закреплено
образование и
употребление
существи-
тельных в
косвенных
падежах,
совершенство
вание
синтаксиче-
ской стороны
речи.
Закреплено
умение
образовывать
и употреблять
сущ.в
косвенных
падежах.
Развито
зрительное
внимание и
восприятие.
открывает.
Л о г о п е д . Расскажите, как изменились
предметы, что без чего.
4 Работа в тетради № 1 Штриховка
изображения пилы. |
Логопед раздает детям тетради, ставит на
стол контейнер с карандашами.
Логопед . Вы видите изображение пилы.
Выполните штриховку рисунка так, как
показано стрелками, а потом правильно
раскрасьте инструмент.
Логопед собирает тетради, убирает
контейнер с карандашами.
5 Физкультминутка «Старый клен».
Логопед предлагает детям пройти на ковер
и встать в круг.
Дети выполняют знакомое упражнение.
На поляне перезвон —
Это пилят старый клен.
Поперечная пила
Отхватила полствола,
Рвет кору и режет жилки,
Брызжут желтые опилки.
Только крякнул старый ствол
И пошел, пошел, пошел.
Грянул наземь левым боком.
Утонул в снегу глубоком.
С. Маршак
6 Игра «Слоговое домино».
[Совершенствование навыка слогового
анализа слов. Автоматизация правильного
произношения и дифференциация
сонорных звуков.]
Логопед предлагает детям сесть на ковер и
раскладывает перед ними картонки для
игры в домино рисунком вниз. Он
предлагает
одному из детей перемешать картонки и
поровну раздать все детям
по носовой стрелке от себя.
Логопед . Сейчас мы будем играть в
слоговое домино.
Я прошу вас помнить о правильном
произношении звуков [р],(лЬ |р'Ь |л ' | .
Игру начнет тог, у кого на карточке оба
3- й ребенок. Щетка
без ворса.
4- й ребенок. Грабли
без зубьев.
1- й ребенок.
Кастрюля без
крышки.
2- й ребенок. Нож без
лезвия.
3- й ребенок.
Перчатка без пальцев.
4- й ребенок. Сито без
дырочек.
4.Дети работают в
тетради. Дети
выполняют задание и
по предложению
логопеда и оценивают
работу друг друга.
5.Физкультминутка
Дети выполняют
действия согласно
тексту.
Дети встают парами,
изображают работу
пилой.
Поднимают руки
вверх, медленно
наклоняются.
Ложатся на левый
бок, потягиваются.
6.Дети играют в игру
«Слоговое домино».
1- й ребенок.
У меня пи-ла и иг-ла.
2- й ребенок.
У меня вед-ро и мо-
ло-ток.
Развита
тонкая
моторика.
Сформирован
о умение
выполнять
действие
согласно
тексту.
Закреплен
навык сло-
гового
анализа слов
и
автоматизаци
я правильного
произношени
я и
дифференциа
ция сонорных
звуков.
слова можно разделить на два слога. Далее
будете ходить по кругу,
прикладывая карточки с нужным
количеством слогов. Если карточки с
нужным количеством слогов нет, вы
пропускаете ход.
Победит тот, у кого карточки закончатся
раньше всех.
7 Проговаривание скороговорки.
[Развитие общих речевых навыков.
Автоматизация правильного
произношения и дифференциация
сонорных звуков.]
Логопед просит детей встать.
Логопед . Вспомните скороговорку,
которую вы учили в пятницу. Расскажите
ее по очереди. Старайтесь говорить четко,
быстро, выразительно, помните о
правильном произношении
звуков |р), [л), |р ' ] , [л'].
Все вместе дети определяют победителя.
8 Игра-соревнование «Слова-
шнуровки». (Совершенствование
навыков слогового анализа, составления и
чтения слов.]
Логопед предлагает детям сесть на ковер и
раскладывает перед ними картонки со
слогами: ста, мес, ка, си, то, щет, ка,
тяп, ка. Он разбивает детей на две
команды по два человека и выдает каждой
команде по два шнурка определенного
цвета.
Логопед . Сейчас мы проведем
соревнование между командами. Каждая
команда должна собрать на шнурки
карточки,
чтобы получились названия инструментов.
У каждой команды
два шнурка, значит, каждая команда
должна собрать по два
слова. Старайтесь работать дружно и не
мешать друг другу.
Логопед поздравляет команду-
победителей и убирает картонки.
9 Упражнение «Составь схему».
[Совершенствование навыка
звукового анализа слов.]
Логопед раздает детям картинки с
изображениями болта, винта, ваты, пилы.
Он обязательно выясняет, знают ли дети,
что
3- й ребенок.
У меня ста-мес-ка и
шприц.
4- й ребенок .
У меня но-жи и ру-ба-
нок.
7.Дети по очереди
проговаривают
скороговорку.
Краб крабу сделал
грабли.
Подал грабли крабу
краб:
Сено граблями, краб,
грабь!»
8.Дети играют в игру -
соревнование
«Слова-шнуровки».
Дети составляют и
читают слова.
Развиты
общие
речевые
навыки.
Закреплен
навык
слогового
анализа,
составления и
чтения слов.
Закреплен
навык
звукового
изображено у них на картинках, кому и для
него нужны эти предметы.
Логопед . Теперь еще раз произнесите
слова и составьте их звуковые схемы.
Дети проходят к магнитной доске и на ней
выкладывают схемы слов.
Л о г о п е д . Проверьте друг друга, не
допущены ли ошибки.
Дети поверяют друг друга. Логопед задает
им контрольные во
просы.
Л о г о п е д . Сколько звуков в слове?
Сколько гласных звуков?
Сколько согласных звуков? Есть ли в
слове мягкие согласные
звуки? На котором по счету месте
находится в слове мягкий согласный звук?
Логопед убирает картинки.
9.Дети делают
упражнение
«Составь схему».
Дети отвечают на
вопросы логопеда, а
затем складывают
фишки в контейнер.
анализа слов.
Заклю
читель
ная
часть
Логопед
- Ребята, скажите, о чем мы сегодня с вами
говорили?
- Вам было интересно сегодня на занятии?
Дети:
–О инструментах.
Кому какие
инструменты нужны
для работы .
-Складывали слова из
слогов.
- Составляли схемы.
–Да.
Закреплены и
систематизир
ованы
представлени
я об
инструментах
и орудиях
труда и
трудовых
действиях,
совершаемых
с их
помощью.
Конспект занятия для детей с нарушениями речи по программе
Нищевой
Образовательная область Речевое развитие.
Тема занятия
«Мебель в доме»
Возрастная группа подготовительная
Отклонение в развитии ЗПР.
Цель:
Закреплять знания детей о названиях и назначении мебели, ее частей.
Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное
развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
I. ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательные:
-Уточнять и расширять представления по теме «Мебель».
-Учить образовывать относительные прилагательные, существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные в форме
именительного и родительного падежей множительного числа; понимание
смысловой
стороны
простых
и
сложных
предлогов,
правильное
употребление их в речи.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать правильный длительный выдох, общую моторику, связную речь,
зрительное внимание, координацию речи с движением.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство красоты, бережное отношение к мебели.
II.СЛОВАРНАЯ РАБОТА
1.
Обогащение словаря.
2.
Активизация словаря.
платяной, книжный, кухонный, журнальный,
обеденный.
III. ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ:
1.
Предварительная работа с детьми:
2.
Оборудование и материалы:
картинки с предметами мебели (парта,
шкаф, письменный стол, стул, табуретка, кресло, кровать, диван, тахта,
доска, зеркало, полка, мойка, сушка, пенал, буфет, стенка).
Формы и методы организации совместной деятельности
Детская
деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая
Д/И «Назови ласково»,д/и «Где что стоит?»
д/и «Один-много», игра « Прятки».
Двигательная
Игровые, двигательные моменты. Физкультминутка
«Кошка».
Коммуникативная
Беседа и пересказ рассказа «Почему Саша опоздал в
школу?»:
Логика образовательной деятельности
Части
заняти
я
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Ожидаемые
результаты
Вводн
ая
часть
Ребята давайте мы с вами встанем в
кружок, и подарим, друг другу хорошее
настроение Приветствие.
Я – твой друг и ты мой друг (показать
руками друг на друга)
Крепко за руки возьмемся (взять за руку
ребенка),
И друг другу улыбнемся (действия по
тексту).
Собрались все дети в
круг
Я - твой друг и ты мой
друг.
Крепко за руки
возьмемся
И друг другу
улыбнемся
Действия по тексту.
Сформирован
ы
положительн
ые эмоции.
Основ
ная
часть
Игра с мячом «Назови ласково»
Дефектолог: Давайте поиграем с
музыкальным мячиком. Я буду называть
предмет мебели и катить мяч одному из
вас. Вы будите называть этот же предмет
ласково и возвращать мяч мне.
- стол- -полка- - комод-
- стул- - кровать- - скамейка-
- диван- - табурет- (ответы детей)
Дефектолог: Замечательно.
Педагог выставляет картинки
с мебелью на доску и просит
детей пройти за свои столы.
Дефектолог. Как эти предметы назвать
одним словом?
Дефектолог: Какую мебель вы знаете?
Дети перечисляют: кровать, диван,
кровать, шкаф, письменный стол, полка.
Дефектолог: Молодцы.
Из чего делают мебель?
.Дети играют в игру
«Назови ласково»
Дети катают мяч от
себя к педагогу и
называют слова
ласково.
Стол-столик
Полка-полочка
Кровать- кроватка
Ответы детей.
Дети: Мебель.
Дети перечисляют:
кровать, диван,
кровать, шкаф,
письменный стол,
полка.
Д: из дерева, из кожи,
из стекла, из
Закреплены
знания
образовывать
существитель
ные с
уменьшитель
но-
ласкательным
и
суффиксами.
.
Закреплены
Дефектолог: Значит она какая?
Дефектолог:- Зачем нужен: - стол, -
стул, - кровать, - шкаф (ответы детей).
- Для чего нужен: - письменный стол,
- обеденный стол,
Какая мебель нужна для – кухни,
спальни, гостиной? (ответы детей).
- Сколько ножек у стола? Из чего
сделан стол? Какой формы крышка у
стола? (ответы детей).
- Чем отличается стул от табуретки,
кресла? (ответы детей).
- Из каких частей состоит: стол, стул,
диван, кресло, тумбочка? (ответы детей).
Дефектолог: Отлично. Это было
трудное задание.
Игра «Где что стоит?»
Дефектолог: А давайте перечислим
предметы мебели, которые стоят
в групповой комнате, - спальне, -
приемной? (ответы детей).
Физкультминутка.
«Старый клен».
Педагог предлагает детям пройти на ковер
и встать в круг.
Дети выполняют знакомое упражнение.
На поляне перезвон —
Это пилят старый клен.
Поперечная пила
Отхватила полствопа,
Рвет кору и режет жилки,
Брызжут желтые опилки.
Только крякнул старый ствол
И пошел, пошел, пошел.
Грянул наземь левым боком.
Утонул в снегу глубоком.
С. Маршак
Дефектолог: А сейчас новая
игра «Прятки», и простит детей пройти
на ковер.
пластмассы, из
железа, из бумаги.
Дети перечисляют:
деревянная, железная
и т. д.
Кровать, чтобы спать.
Стол
обеденный ,чтобы за
ним кушать.
ответы
детей на
вопросы воспитателя.
Для кухни нужны:
стол, стул.
Для спальни, кровать.
И т.д.
Стол состоит из
крышки и ножек и т.д.
Дети играют в игру
«Где что стоит?»
ответы
детей
Физкультминутка
Дети выполняют
действия согласно
тексту.
знания детей
о том, из
каких
материалов
может быть
мебель.
Закреплена
зрительная
память
Сформирован
о умение
двигаться
согласно
тексту.
Дети выполняют действия по команде
дефектолога,использующего в речи
предлоги: «Спрячьтесь за» (каждый
ребенок должен спрятаться за что-то (за
стульчик, за стол, за
книжку); «Спрячьтесь под» (под стулом,
столом); «Спрячьтесь перед» (перед
столом, стулом, шкафом); «Выгляньте из-
за» (из-за стула, стола, рук). (дети
выполняют по инструкции).
Дефектолог: Очень хорошо. Молодцы!
Игра «Один-много»
Дефектолог: А сейчас новая
игра. (Педагог раздает детям
предметные картинки.) Сядет за свои
стульчики тот, кто назовет во
множественном числе предмет,
изображенный на картинке. Например:
Стол - много столов, стул – много ….,
полка – много ….,
Кровать – много …., табурет – много,
комод – много ….,
Скамейка – много, тумба – много
Дефектолог: Молодцы!
Работа по рассказу.
Дефектолог: А теперь я прочитаю вам
рассказ «Почему Саша опоздал в школу?»:
«Наступило утро. Мама будит
Сашу: «Вставай, Саша, пора собираться в
школу». Встал Саша, хочет одеться, но не
может найти ни носков, ни ботинок, ни
рубашки. Рассердился Саша и кричит:
- Где моя рубашка?
- Я под столом. Ты меня вчера сюда
бросил, - отвечает рубашка.
- А где носки? – спрашивает Саша.
- Мы на шкафу, - откликаются носки.
- А где ботинки?
- Я здесь, за шкафом лежу, - говорит
Дети играют в игру
«Прятки»
Дети выполняют
действия по команде
дефектолога,
использующего в речи
предлоги: «Спрячьтес
ь за» (каждый ребенок
должен спрятаться за
что-то (за стульчик,
за стол, за книжку);
Дети играют в игру
«Один-много»
Дети по очереди
Называют предметы с
картинок во
множественном
числе.
Стол - много столов
ответы
детей.
Дети пересказывают
рассказ (по опорным
предметам на доске).
Сформирован
о умение
выполнять
действие по
команде.
Закреплены
знания
образовывать
существитель
ные в форме
именительног
о и
родительного
падежей
множительно
го числа
Закреплены
умения
рассказывать
рассказ по
опорным
предметам на
доске.
правый ботинок.
-А я под кроватью, - добавляет левый
ботинок.
Наконец Саша оделся, но в школу он
опоздал. Почему Саша опоздал в школу?».
Заклю
читель
ная
часть
Итог занятия
Дефектолог:
- Ребята, скажите, о чем мы сегодня с вами
говорили?
-
Вам было интересно сегодня на занятии?
Дети:
–О мебели
–Да.
Закреплены
знания детей
о названиях и
назначении
мебели, ее
частей.