Напоминание

Игровая педтехнология (из опыта работы по орфографии)


Автор: Кушнарева Галина Лаврентьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУСОШ №38
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игровая педтехнология (из опыта работы по орфографии)
Раздел: полное образование





Назад




Иркутская область, город Иркутск.

МБОУ СОШ№38

Игровая педагогическая технология как эффективный метод

изучения орфографии в 5-6 классах

Выполнила:

учитель русского языка

Кушнарева Г.Л.

2020

Оглавление

1.

Введение

2.

Основная часть

2.1.

Краткая характеристика игровой педтехнологии

2.2.

Описание использования игровых приемов на уроках орфографии по

русскому языку

2.3.

Входящая диагностика орфографического и морфологического уровня

учащегося с ОВЗ

2.4.

Итоговая диагностика орфографического уровня морфологического

уровня учащегося с ОВЗ

3.

Заключение

4.

Литература

Приложения

Введение.

Слова «играть», «игра» в русском языке чрезвычайно многозначны.

Слово «игра» часто употребляется в значении развлечения, веселого действа.

Понятие игры имеет некоторую разницу в значении у разных народов. Так у

древних греков слово это означало собой действие, свойственное только малым

детям, т.е. это означало предаваться ребячеству; у евреев слово это

соответствовало понятию шутки и смеха.

Впоследствии на всех европейских языках слово это стало обозначать

обширный круг действий человека, не претендующих на тяжелую физическую

работу;

с

другой

стороны

доставляющих

человеку

удовольствие

и

разнообразие в жизни. Таким образом, в этот круг понятий стало входить все,

начиная от детской игры в «солдатики» до серьезного спектакля на сцене.

Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого

слова. Тем не менее, игра – важное средство создания направленности ребенка,

а позднее и школьника. Игра становится не только посредством воспитания, но

и важнейшим средством обучения. В различных педагогических системах игре

отводилась большая роль, но нет ни одной системы, где бы в той или иной мере

не использовался элемент игры.

Главнейшим является значение игры для формирования мотивов

ребенка. Игра выступает как деятельность. Так возникло в педагогике понятие

игровая форма обучения учащихся.

Зададимся вопросами: в чем преимущество ИФО (игровая форма

обучения)? Дает ли ее использование ощутимые результаты?

Цель

данного исследования: описать методику применения игровой

формы обучения в процессе изучения орфографии, опираясь на собственный

опыт преподавания русского языка, исследовать эффективность ее применения

(провести мониторинг по орфографии).

Задачи данного исследования:

1.

Изучить литературу по данному вопросу – об игровой педагогической

технологии, методике ее применения в ходе изучения учебного материала;

2.

Апробировать данную технологию в процессе изучения орфографического

материала в 6 классе, наблюдать за качеством усвоения учебного материала;

3.

Запустить

мониторинг,

провести

промежуточную

диагностику

орфографических навыков учащихся по русскому языку, выявить практическую

пользу (или ее отсутствие) игровой педтехнологии в процессе изучения

орфографического материала в 6 классе.

Методы, применяемые в ходе данного исследования:

изучение научно-методической литературы по данному вопросу, апробация

игровых приемов обучения на уроках изучения орфографии, проведение

мониторинга

орфографических

навыков

учащихся

(первичная,

итоговая

диагностика), наблюдение и обобщение по материалам данного исследования.

2. Основная часть

2.1. Краткая характеристика игровой педагогической технологии

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она

широко применялась в качестве одного из важнейших средств воспитания

детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию,

уходит вглубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры

как средства воспитания и обучения. В различных педагогических системах

игре придавалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или

иной мере не отводилось бы место игре. Игра представляет собой первую

доступную

для

школьника

форму

деятельности,

которая

предполагает

сознательное усвоение и усовершенствование получаемых знаний, умений и

навыков. Технология игровых форм обучения (ИФО) нацелена на то, чтобы

научить обучающегося осознавать мотивы своего учения, видеть результаты

своего труда. Использование игровых приемов на уроке пробуждает интерес

школьников к совместной работе, друг к другу. Игровые обязательства,

добровольно принятые ими и друг перед другом, и перед учителем,

обеспечивают повышение внимательности, работоспособности. Разумеется,

учитель, используя ИФО, будет искать на уроках время и место для

использования

игровых

заданий,

рассеивающих

ученические

страхи,

скандальные споры, враждебную настороженность и нежелание некоторых

учеников работать.

Любую ребячью заботу – обсудить, прочитать, сосчитать, проставить,

определить, обнаружить и т.д. – лучше осуществлять в атмосфере взаимного

понимания, договоренности о праве на ошибку и обязанности слышать и видеть

других. Игровая технология обучения позволяет это осуществить. Деловые

игры-задания

на

уроках

русского

языка

выстраивают

деловые

взаимоотношения и учителя с классом, и учеников друг с другом. Каждый в

свое время, каждый на своем месте, каждый после кого-то и перед кем-то – это

нехитрые игровые правила, заимствованные из театральной педагогики и

детских народных игр, эффективно сочетаются с работой над любым учебным

материалом по русскому языку. Можно выделить 6 организационных форм

ИФО

на

уроке:

индивидуальную,

одиночную,

парную,

групповую,

коллективную, массовую.

К индивидуальным

формам

обучения следует отнести игру одного

человека с самим собой, с различными предметами и знаками. Одиночная

форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с

прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной цели.

Парная игра – это игра одного человека с другим, как правило, в обстановке

соперничества и соревнования. Групповая форма – это игра трех или более

соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель.

Коллективная форма

– групповая игра, в которой соревнование между

отдельными

игроками

заменяют

команды

игроков.

Массовая

форма

представляет собой коллективную игру с огромным количеством участников.

2.2. Использование игровых приемов по изучению

орфографии в 5-6 классах на уроках русского языка.

Для исследования эффективности игровой деятельности в процессе

изучения орфографии необходимо было воспользоваться практическими

методическими приемами обучения, т.е. апробировать дидактические игры-

тренинги, загадки, ребусы, конкурсы, игровые разминки, всевозможные

творческие задания. Выбор формы дидактической игры зависит от целей и

задач игры на уроке. Использовать игру предпочтительнее на этапе проверки

или закрепления учебного материала, т.к. наблюдение показывает, что этот этап

урока происходит эффективнее в игровой форме, потому что вызывает у ребят

живой интерес к орфографическому материалу, чем тот же традиционный

словарный диктант.

Например,

с

целью

систематизации и

различения

орфографических правил, умения определения «слабого» места в слове уместно

провести такие дидактические игры-тренинги:

Словарная

игра

«видимо-невидимо»

проводится

так:

ученики

разбиваются на несколько команд по 3-4 человека, занимают свои командные

места. Далее учитель вывешивает плакат, на котором разными цветами,

крупным и мелким шрифтом, вдоль и поперек написано 15-20 слов на

изучаемые орфограммы, на непроизносимые согласные, безударные гласные, на

правописание сложных прилагательных (выбор слов зависит от желания

учителя, т.е. от того, что он хочет проверить данной игровой формой). По

истечении короткого времени плакат снимается, а команды записывают все

запомнившиеся слова. Затем команды обмениваются своими записями, им

разрешается вносить исправления ручкой другого цвета, дописывать слова и

сверять с плакатом пропущенные слова. Листы возвращаются командам,

определяются победители словарной игры. Плакаты для такой дидактической

игры могут изготавливать и сам дети во время урока, вытянув жребий, где

указана тема по орфографии.

Другая форма дидактической игры: «Узнай меня или третий

лишний»

проводится так: детям диктуются по три слова, одно из них

«заблудилось», т.е. оно не на это правило, содержит не ту орфограмму или не

родственное двум другим словам. Учитель диктует слова, объявляя конкурс на

быстроту нахождения лишнего слова. Ученик, поднявший первым руку, должен

назвать это слово, вспомнить правило-орфограмму для 2 других слов, объясняя

выбор буквы, должен доказать, почему 3 слово лишнее. Пример такого задания:

1.

Лес, лестница, лесничий.

2.

Седло, чересседельник, седина.

3.

Честный, чеснок, чесночный.

4.

Смешной, смешать, смешить.

5.

Дивный, удивленный, диванный.

6.

Лев, левый, налево.

7.

Водичка, водитель, водяной.

Дидактическая

игра

«Найди

гнездо»

позволяет

отработать

навыки

определения

однокоренных слов и различения их с синонимами, проводится также в виде

конкурса между командами игроков на уроке русского языка:

1.

Жаркое, жаровня, горячий.

2.

Ветер, вихрь, безветренный.

3.

Дерево, деревянный, сосна.

4.

Мчаться, бегущий, мчащийся.

5.

Учить, изучать, зубрить.

6.

Сожаление, сочувствие, жалость.

В случае необходимости можно составить разнообразнейшие задания по

отработке орфографических и словообразовательных навыков, еще лучше

поручить эту работу учащимся. Такая работа может быть организована в виде

игры «Кто больше?». Для нее требуется парная форма игры: двое играющих

вступают в соревнование, каждый пишет столько слов, например, чтобы у

«родственников» убегала беглая гласная: читать, пень, оконный, темнота, лев,

огонь. Затем происходит сверка сделанного: у кого больше собранных слов?

Данную игру можно варьировать какими угодно заданиями по всем разделам

русского языка, что позволяет заинтересовать учащихся языковым материалом

и более качественно овладеть навыками грамотного письма. Широкое

распространение и удивительная живучесть этих игр из поколения в поколение,

свидетельствуют об их необходимости для умственного развития детей; играя,

дети тренируют умение быстро вспоминать нужные слова по заданным

признакам, т.е. учатся владеть своим словарным багажом. Если эти игровые

формы наполнить грамматическим содержанием, то можно принести детям

большую пользу в развитии умения «не лезть в карман за словом» при усвоении

и применении грамматических правил. Самый распространённый прием –

придумай

пример

на

данное

правило

становится

увлекательной

и

педагогически эффективной игрой, если его видоизменить следующим образом:

придумай большой ряд примеров или найди как можно больше примеров на эту

орфограмму. Такие задания-тренинги хороши, прежде всего, тем, что они

позволяют активизировать в сознании и увязывать вокруг правила большой

круг слов, а это расширяет словарный запас у детей, позволяет запомнить

написание большого количества слов.

Узнать эти слова при встрече во время письма и мысленно соотнести с

нужным правилом после такой игры ученику будет гораздо легче. А главное –

при выполнении таких заданий тренируется языковая готовность памяти –

способность быстро вспомнить написание слова.

Процесс поиска слов очень увлекает: эти игры со словами могут

перерасти рамки урока, дети не раз вернутся к заданиям, если это им будет

интересно. В любом случае вспомнить, придумать, отгадать или каким-нибудь

иным способом найти, добыть нужное слово гораздо полезнее, чем записать

готовое под диктовку или механически перекопировать его из учебника,

вставляя пропущенную орфограмму.

Приводим примеры дидактических игр «Ау!!! Ищем слово!»:

Замени

каждое

сочетание

слов

синонимом,

содержащим

при-

пре-.:

противники, которые не могут примириться (непримиримые), крепость, к

которой нельзя подступиться (неприступная), дождь, который идет без

перерыва (непрерывный), очень неприятное известие (пренеприятное).

К

данным

прилагательным

подбери

антонимы,

содержащие

в

корне

непроизносимый согласный звук: письменная речь (устная), ясная погода

(ненастная), веселая песня (грустная), печальное известие (радостное).

К данным словам подбери синонимы, содержащие удвоенную согласную в

корне: больничный лист (бюллетень), асфальтированная дорога (шоссе),

скорый поезд (экспресс), обучение животных (дрессировка), специальность

(профессия).

Ищи, какие слова пропущены в следующих предложениях, при этом вспомни

правописание суффиксов ан-ян, анн-янн: Буратино был веселый……. человечек

(деревянный). Была у зайца избушка лубяная, а у лисы …… (ледяная).

Андерсен написал сказку о ……. Солдатике (оловянном). Жил петушок,

золотой гребешок, ……. Головушка, …….. бородушка (шелкова, маслена).

Вспомни написание НЕ с глаголами и допиши пословицы: сытый голодного

…….,

слезами горю ………, шило в мешке ………, после драки кулаками …………

При этом вспоминается и комментируется орфографическое правило.

Работая над словарными словами, полезно также вводить игровые моменты,

которые помогут учителю и учащимся лучше запомнить и организовать работу

с ними, например, игра «Буквы рассыпались»: составь из букв и слогов

словарные слова и запомни их написание: к ы я з – язык, я з а ц – заяц, т е р е в

– ветер, м о з о р – мороз, д р а н о – народ, л е п а н – пенал, я д о г а – ягода, р

е б е з а – береза, р о в о н а – ворона, к и н ь к о – коньки, си ли ца – лисица, ро

во на – ворона, ши ма на – машина, ко мол о – молоко, то паль – пальто. И

другие примеры.

Дидактические игры «Придумки»

давно используются на уроках

русского языка. Огромный диапазон придумок можно направить на отработку

орфографических умений учащихся. Вот пример такой работы:

При

изучении

безударных

гласных,

не

проверяемых

ударением,

школьникам предлагается вспомнить и записать как можно больше слов, в

которых нет никаких других гласных, кроме А (ананас, катамаран, барабан,

караван и т.д.), кроме О (молоток, холодок), тогда дается следующее задание:

найти среди записанных на одну тему и придумать рассказ, включающий эти

слова. Вот тут-то и разворачивается фантазия школьников, у каждого своя,

особенная. Одни пишут на морскую тему, другие – на бытовую, третьи – на

сказочную.

Анализ проведенных дидактических игр на уроках показывает, что в

непринужденной

игровой

обстановке

урока

происходит

закрепление

и

улучшение знаний, развитие психологических качеств учеников (они учатся

сотрудничать друг с другом, вместе добывать знания в команде или

соперничать в конкурсах – тут уж не до скуки на уроке), развивается у

учащихся речь, умение правильно излагать свои мысли, находить оптимальные

решения. Дети любят играть на уроках, хотя в групповой игре часто пытаются

помочь друг другу там, где требуется самостоятельность, правила игры на

уроке необходимо ужесточить, чтобы дидактическая игра не превратилась в

увеселительное мероприятие на уроке.

Возможность заставит память вспомнить правило по орфографии или

вспомнить нужное слово помогают и другие методические приемы игровой

педтехнологии. Например, часто использую стихи, которые оживляют на

уроках изучение нового материала, грамматические понятия. Изучается

труднейшая и скучнейшая тема – правописание безударных гласных в корне

слова. На помощь придет такое стихотворение:

Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно,

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука,

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

Сосна, вода, дела, трава,

Проверить надо все слова,

Безударный гласный стоп!

Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте,

Удареньем проверяйте:

Сосны, воды, травы, дело,

А теперь пишите смело!

Село, гнездо, сосна, весна –

Одна из гласных неясна.

Не верь таким словам на слух,

Коль есть в них безударный звук!

Ты в них число лишь измени,

Подскажут гласную они!

Села, гнезда, весны, и, конечно, сосны!

При изучении парных звонких и глухих согласных применяют такое

стихотворение:

Если слышишь парный звук, будь внимательным, мой друг,

Парный сразу проверяй, слово смело изменяй:

Зуб на зубы, лед на льды, будешь грамотным и ты!

Где растет морковь? На грядках!

Буквы пишут где? В тетрадках.

Чистим что мы? Чистим зубки.

Одеваем в холод что? Шубки.

Любим все? Снежки, салазки. А читаем часто? Сказки.

Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй!

Стихотворный текст вместо скучного научного языка орфографического

правила может быть более эффективным средством развития грамотности,

потому что он легче запоминается, значит, его можно легко заучить наизусть и

при нужном случае легко воспроизвести перед тем, как написать ту или иную

букву в слове. Таким образом, грамматические понятия, пропущенные не

только через логическое мышление и память, но и через воображение,

фантазию, игру, усваиваются более прочно, становятся более активным

достоянием школьника. Детская фантазия может участвовать не только в

усвоении новых понятий, но и в работе по закреплению правописания самых

трудных орфограмм. Здесь также на помощь придут элементы ИФО.

Итак,

грамматика

и

фантазия,

игра

оказываются

совместимыми.

Совместима грамматика и с игрой, и с песенкой (стоит хотя бы вспомнить

знаменитую радиопередачу «Радио няня»), инсценировкой. При изучении

правописания приставок при-пре можно предложить детям песенки из этой

передачи:

При или пре? Пре или при? Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри – сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход, космонавт прилетел из Вселенной –

Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет – пишется при несомненно.

При или пре? Пре или при? Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри – сразу получишь ответ.

Винт привинтил, прикритул колесо, приклеил, пришил умело –

Помни, что пишется при обо всем, что добрые руки приделали.

При или пре? Пре или при? Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри – сразу получишь ответ.

Язык прикусил – не совсем откусил, пригорело – не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем, пишут с приставкой при.

Предлинный достанет до крыши рукой, прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой или очень сякой – пре мы напишем об этом.

Дожди непрерывные льют в октябре, но грамотным дождь не преграда,

Где очень похожи пере и пре, там только пре ставить надо!

Работа с грамматическими понятиями,

правилами рассчитана на

активную деятельность логического мышления школьника. Однако ребенку

свойственна и образная работа ума – это не только создание умозаключений, но

и деятельность воображения, могучего двигателя познания. Воображение –

сказка, игра, приключения в учебной деятельности – это «хлеб насущный» для

школьника, это настоятельная потребность его в полноценном умственном

развитии. Исключая работу воображения из какой бы то ни было формы

учебной

деятельности,

мы

чрезвычайно

обедняем

и

затрудняем

эту

деятельность. Когда замечательный польский педагог Януш Корчак учил детей

грамматике, он рассказывал им сказки. А затем дети сами сочиняли свои

сказки. Современные школьники, изучая любую орфограмму, могут придумать

столько фантастических событий по различным правилам русского языка! И

пусть это будет игрой воображения, но такая форма оживляет урок, делает

детей соавторами учителя.

В работе каждого учителя-словесника есть собственный арсенал

методических приемов обучения орфографии по избранной педагогической

технологии.

В данной работе автор не преследует цель описать все

методические

приемы

игровой

педагогической

технологии,

которую

апробирует в своей работе. Применяя ИФО, использую и другие формы

обучения: игры в «да-нетки», кроссворды, шарады, загадки, уроки КВН,

бои Знатоков русского языка.

Мониторинг орфографических навыков по русскому языку

учащегося 7 кл. (обучение на дому)

Ф.И.ученик

а

Безуд.

гласн.,

провер.

ударен.

Непровер

. ударен.

(словарн

ые слова)

Сомнит.

согласн.

Гласн.

после

шипящ

их

Правопис.

приставок

Право

пис.

предл

огов

Правоп.

оконч.

Личные

оконч.

глаг. НЕ с

глаголам

и

Тся-

ться в глаг.

Осмолов

ский

Ю.

12.14(вх

одящая)

-

-

-

1

-

1

-

-

-

-

Осмолов

Ский

Ю.21.05.

2014(ит

оговая)

1

Считаю, что все выше названное, дало свои результаты. Повторный

диктант показал улучшенный результат: снизилось количество ошибок на те

орфографические правила, которые дети не могли применять при написании в

начале

учебного

года.

Убеждаюсь

в

том,

что

использование

новых

педтехнологий по желанию и выбору учителя может помочь в обучении наших

учащихся, только нельзя стоять на месте, ожидая манны небесной ….. Ее не

будет!

Заключение.

Таким

образом,

взяв

на

вооружение

игровую

педтехнологию,

апробировала ее на уроках русского языка в 5-6 классеи в процессе обучения

детей

с

ОВЗ.

В

течение

учебного

года

был

проведен

мониторинг

орфографических знаний учащихся. Какие выводы получены? Оправдано ли

использование ИФО в процессе изучения орфографических тем? Считаю, что в

какой-то мере да. Игровой стиль обучения предполагает изобретательность

учителя, его постоянный методический поиск. Однако при выборе ИФО нельзя

спешить и действовать наобум, увлекаясь только формой игрового приема.

Необходимо самому убедиться в эффективности и оправданности данного

игрового

приема,

поставив

и

определив

для

себя,

какие

конкретные

достигаются при этом. Только тогда применение игровых приемов дает

результаты в изучении любой науки, а не превращается в очередное модное

педагогическое умопомрачение.

Наблюдая за учащимися во время учебной игровой деятельности,

отметила следующие положительные стороны:

1.

дети любят такие формы работы на уроках, потому что они становятся

соавторами

учителя, становятся на равных, в учебной игре возникает сотрудничество

учителя и учащихся, что особенно важно в современной дидактике: не

назидать, «не вколачивать в мозги», а вместе искать и находить, а найдя,

запомнить и самостоятельно применить в нужном случае. Кстати, это один из

принципов развивающего обучения.

2.

Как уже было сказано выше, в игровой форме обучения дети учатся работать в

группе, в команде, то есть учатся общаться. Во время обсуждения игрового

задания детям волей-неволей придется много говорить, выстраивать свои

рассуждения, доказательства, делать выводы – значит, развивать устную и

письменную речь.

3.

Проводя мониторинг орфографических навыков, отметила рост грамотности по

определенным темам учащегося, что в какой-то мере можно увязать и с

применением ИФО на уроках.

Хочется сказать и о просчетах и промахах в использовании игровых

приемов обучения (не ошибается тот, кто ничего не делает). Порою игра,

предлагаемая учащимся, не соответствует уровню их развития, т.е. даже при

четком объяснении правил вызывает определенную трудность, разочарование,

даже панику у детей. Конечно, это не способствует закреплению знаний, а

рассеивает внимание на решение отвлеченных от темы задач. Поэтому, если

игра новая, ее необходимо хорошо продумать, а потом запускать на уроке.

Иногда некоторые дети не хотят играть по разным причинам: не верят в

себя, в свои силы, боятся подвести свою команду и прочее. Столкновение с

ученическим отказом перестает быть ужасным, если воспринимать его как

своевременную подсказку ученика учителю. Это поможет учителю задуматься

о многом и найти правильный выход, ни в коем разе не превращая ученика в

ненавистного изгоя класса. Необходимо внимательно следить, чтобы на

протяжении всего урока-игры не возникла конфликтная ситуация между детьми

и не испортились взаимоотношения в классе. И тогда любая игра будет

«работать» на урок, выполняя задачи, поставленные учителем.

Приложение 3

План-конспект урока «Орфографический бой» для учащихся 6

класса

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по

орфографии, обучать умению работать с тестовыми заданиями, умению

применять орфографическое правило, развивать навыки работы в группе,

воспитывать любовь к языку.

Ход урока: класс делится на несколько групп (по желанию учителя или

по выбору учащихся, желательно, чтобы не было диктата, тогда игра пройдет

интереснее).

Учитель

сообщает

план

и

цели

урока,

форму

игры-«орфографического боя», т.е. битвы за 1 место. Пусть победят те, кто

лучше знает русскую орфографию!

Командам раздаются карточки с 10 вопросами, где содержатся тесты по

изученным орфограммам в 5-6 классах. Внимание! Только один ответ

правильный! (дается время на обсуждение и выбор нужного написания слова).

Затем каждая команда сдает тест на проверку учителю. Пока идет проверка

сделанного, команды готовят друг другу по 5 вопросов «на засыпку».

10 вопросов по орфографии:

1.

В каких словах на месте пропуска надо писать букву Е?

В киоск… В произведени….. На площад…

А. только в 1; Б. только во 2; В. Только в 3; Г. В 1 и во 2; Д. во 2 и в 3

2.

В каких словах на месте пропуска нужно писать букву С?

Ре…кое движение, бе….вкусное блюдо, …бегать по ступенькам

А. 1; Б. 2; В. 3; Г. 1 и 2; Д. 2 и 3

3.

В каких словах надо писать букву Е?

Прож…рливый кролик, Маж…рная мелодия, Ч…порный человек

А. 1; Б. 2; В. 3; Г. Ни в одном

4.

В каком из двух слов надо писать Ь?

Как он удивит…ся, узнав, что мы решили подружит…ся.

А. в 1; Б. во 2

5.

В каких словах на месте пропусков нужно написать букву О?

Мальчик нарисовал карандаш…м мыш…нка.

А. в 1; Б. во 2; Г. Ни в одном

6.

В каких словах на месте пропусков надо писать И?

Заж…гать огни. Зам…рающие звуки. Оп…ршись на ладони.

А. в 1; Б. во 2; В. в 3; Г. в 1 и во 2; Д. во 2 и 3

7.

В каком слове нужно написать букву Е?

Соб…раюсь на рыбалку. Соб…русь в школу.

А. в 1; Б. во 2; В. Ни в одном

8.

В каком из слов нужен Ь?

Из-за тяжелых туч… блеснул луч… солнца.

А. в 1; Б. во 2; В. Нигде

9.

В каких словах на месте пропуска нужно написать букву О? смотри пропуск

букв

Летом гр…за пр…ходит над землей за г…ризонт.

А. только в 1; Б. только во 2; В. Тоько в 3; Г. во всех словах

10. В каких словах на месте пропуска надо написать букву О?

Румяной з…рею покрылся в…сток.

А. в 1; Б. во 2; В. Нигде

Учитель сообщает результаты 1 этапа, комментируя работу команд,

сразу же комментирует сделанные ошибки.

Начинается 2 этап: каждая команда задает противнику по 5 вопросов на

изученные в 5-6 классах орфографические правила, учитель ведет счет «боя».

3 этап игры: «Кто быстрее и правильнее ответит»

Детям предлагается не только правильную букву вставить, но и

прокомментировать выбор букв, т.е. назвать условия выбора орфограммы

(слова берутся на самые трудные орфограммы: корни с чередованием гласных –

раст–ращ–рос; кас-кос, лаг-лож, жег-жиг, бер-бир, мер-мир, дер-дир,

правописание приставок на з-с; при-пре; словарные слова).

Идет подсчет баллов, каждая ошибка комментируется, повторяется

правило, за ошибку даются штрафные очки.

4 этап игры: бой знатоков – капитанов команд.

Им вручаются карточки с заданиями повышенной трудности:

Необходимо вставить пропущенные буквы, а команда должна помочь

своему капитану, должна объяснить, почему он так сделал: апелляция, галерея,

аллея, хвоя, ожег руку, сильный ожог, троллейбус, здесь, сделал, привет,

причина (и так далее на усмотрение учителя).

В конце урока подводятся итоги «боя».

Орфографическая игра «Страна Глаголия»

для учащихся 6-7 классов

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме

«Глагол», развивать орфографические умения в различении и написании

глаголов, развивать устную и письменную речь учащихся.

Ход урока: сообщение учителя о содержании урока: «Давайте сегодня

мы отправимся в путешествие в удивительную страну, где трудятся Глаголы,

потому что они великие труженики. Итак, первая станция – теоретическая

разминка: что мы знаем о глаголе? (дети составляют коллективный портрет Его

Величества Глагола и за правильный ответ получают жетон)».

Примерные вопросы для разминки:

Что обозначает глагол7

Какого вида бывают глаголы?

Чем глаголы одного вида отличаются от другого вида?

Как изменяются глаголы?

Какую роль глаголы играют в предложении?

Сколько спряжений глаголов вы знаете?

Какие глаголы относятся к 1 спряжению?

Какие ко 2 спряжению?

Какие окончания у глаголов 1-го спряжения при изменении по лицам?

Какие окончания имеют глаголы 2-го спряжения?

2 станция-игра «Угадай меня»:

Найти в тексте глаголы и доказать свой выбор:

- Кто без кисти и белил крыши города белил?

- Снежное покрывало всю землю покрывало.

- Иди домой, но сначала коридор домой.

3 станция «Глагол и его помощники»:

Коллективное заполнение таблицы на доске. Коллективное обсуждение.

Глаг

Вре

Лиц

Чис

Спряжени

ол

мя

о

ло

е, вид

4 станция «Орфографическая»:

Работа в парах по карточкам, обсуждение заданий в парах.

Повторяются орфограммы: НЕ с глаголами, тся-ться в глаголах, правописание

глаголов 2 лица единственного числа на шипящие согласные, правописание

личных окончаний глаголов 1-2 спряжений и так далее.

5 станция «Шуточная»:

- В каком глаголе сто раз слышится «нет»?

- Назови падежи глаголов…

- С какой частью речи предлоги не употребляются?

- Одинаковы ли эти слова: запевайте – запивайте, спеши-спиши,

будет-будит, шефствовать-шествовать.

6 станция «Сочинялка»:

Конкурс сказок с использованием как можно больше глаголов по

единому началу: жили-были труженики глаголы, жили дружно, много

трудились у себя в саду, но однажды прилетела к ним частица НЕ. И началось

тут такое…. Дети сочиняют свои сказки.

Подводится итог урока-путешествия по стране «Глаголия». Кто собрал

больше всего жетонов, тот и победитель на уроке.



В раздел образования