Напоминание

"Основные этапы освоения приема вибрато в классе виолончели


Автор: Сергеева Оксана Николаевна
Должность: преподаватель по классу виолончели
Учебное заведение: МАУ ДО ДМШ№5
Населённый пункт: г. Набережные Челны
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Основные этапы освоения приема вибрато в классе виолончели
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА№5

Основные этапы освоения приема

вибрато в классе виолончели

Выполнил:

преподаватель по классу

виолончели

Сергеева Оксана Николаевна

Набережные Челны

2020

Вибрато (ит.

vibrato, от лат.

vibro- колеблю) – это периодическое

изменение

звука,

применяемое

при

игре

на

струнно-смычковых

инструментах. Выражается оно качанием кисти и предплечья вокруг

играющего пальца. Художественное значение его огромно. Звук с вибрато

становится

более

теплым

и

певучим,

эмоционально

напряженным,

динамичным.

Термин "Вибрато" появился в 19 в., однако лютнисты и гамбисты

пользовались этим приёмом ещё в 16-17 вв.

Старая классическая

итальянская и французская школы не очень-то жаловали вибрацию.

Единственный ученик Н.Паганини Э.К.Сивори (1815-1894), обладатель

чудесного тона, вообще не пользовался вибрацией. Альфредо Пиатти,

величайший итальянский виолончелист, применял вибрацию, но редко и

весьма умеренно.

Вибрация

индивидуальна

и

разнообразна,

ее

нужно

применять

сознательно и разумно. В каждом отдельном случае требуется различная

степень интенсивности, иная окраска вибрации. Для выражения глубоких

благородных чувств подходит широкая спокойная вибрация. Для передачи

знойных

экспрессивных

образов

нужна

более

порывистая,

страстная

вибрация, для нежных умиротворенных – более мелкая, трепетная.

Конечно же, надо правильно использовать вибрацию. Художественный

прием превращается в манерность, когда и Моцарт, и Бетховен и т.д.

исполняются с одинаковой вибрацией. Привычка же вкладывать слишком

много

«чувства»

в

исполнение

кантилены

приводит

к

чрезмерной

чувствительности

преувеличенной

сентиментальности,

которая

бывает

смешна и неуместна. Чрезмерное употребление вибрации приводит к

слащавой манере исполнения. Б.А.Струве писал: «Использование вибрации,

переходящей границы художественной целесообразности, присуще многим

современным исполнителям – явление отрицательного порядка, возводящего

средство в самоцель. Нередкий случай, когда даже самая незначительная

вибрация нарушает общее настроение музыки, когда внутренняя значимость

и суровость образа не вяжутся ни с какими украшающими звук моментами».

Когда глубокая печаль чувством оцепенения, тогда подобное состояние

можно выразить без всякой вибрации, т.е. игрой «белым» звуком. Здесь

можно

вспомнить

неизгладимое

впечатление

Хуго

Беккера

после

прослушивания траурного марша из Героической симфонии Л.Бетховена под

управлением Хаузегера: «Я объясняю это глубокое впечатление тем, что тема

траурного марша исполнялась без малейшего вибрато.

Эффект был

потрясающим…»

Игра без умелого владения вибрацией производит впечатление

сухости, невыразительности и безжизненности. Единственным мерилом и

руководством

должен

быть

хорошо

развитый

музыкальный

вкус

исполнителя, педагог должен указывать учащемуся на пример разной

вибрации соответствующей стилю музыки: классическая кантилена –

вибрация спокойная, широкая, музыка романтиков – вибрация более

взволнованная, страстная, да и в пределах одного и того же произведения

вибрация изменяется, отвечая характеру фразы.

В практике игры на смычковых инструментах наблюдаются три типа

вибрации:

вращательная

локтевая

кистевая (встречаются еще и смешанные виды вибрато).

В игре на виолончели применяются в основном вращательная и

локтевая вибрация. Вращательная вибрация достигается путем неполных

вращательных движений предплечья с кистью; рука совершает повороты

вдоль струны в сторону подставки (супинация) и обратно в сторону порожка

(пронация). Кисть самостоятельно не участвует в выполнении этой формы

вибрато. Такой вид вибрации используется в низких позициях. Эту

разновидность вибрации Струве называет вращательно-плечевой.

Локтевая

вибрация

осуществляется

сгибательно-разгибательными

движениями в локтевом суставе, но без поворота предплечья. Этот вид

вибрации используют, в основном, при игре в IV позиции и в позициях

ставки.

При выполнении вибрато на струне остается только один палец, другие

пальцы приподымаются, сохраняя свободное состояние, лишь в отдельных

случаях совместно с четвертым пальцем участвует и третий.

Четвертый

палец,

особенно

при

вибрировании,

далеко

не

всегда

становится

«округленно» на гриф, аналогично остальным пальцам. Он чаще ложиться

более плашмя, чем остальные, что диктуется следующими обстоятельствами:

сравнительной природной короткостью четвертого пальца по отношению к

остальным, необходимостью располагать все пальцы вдоль одной строгой

линии (струне) и обычно небольшой подушкой четвертого пальца (что

побуждает многих класть его плашмя).

Колебательные движения руки надо выполнять равномерно-ритмично.

Вибрационные колебания руки не должны быть слишком мелкими и

частыми, или широкими и меленными. В первом случае получается

«дрожащий», «блеющий» звук, а во втором – «качающийся», «плывущий»

звук. И в том и в другом случае создается впечатление антихудожественного

звучания. Характер вибрато зависит, прежде всего, от исполнительской

задачи, точную «дозировку» его применения указать невозможно – это

подсказывается музыкальным чутьем и художественным вкусом играющего.

Изучение

вибрации

в

музыкальной

школе

зависит

от

степени

продвинутости ученика. Если ученик овладел навыками игры в I позиции,

хорошо интонирует на инструменте, и у него хороший игровой аппарат, то

можно начинать изучение приемов вибрато на первом году обучения. Но, в

основном, это происходит на 2-3 году обучения. Для развития навыков игры

с применением вибрато необходимо подготовить музыкальный слух ученика,

воспитать у него правильное представление о певучем звучании. Важная

предпосылка

в

успешном

освоении

вибрации

заключается

в

заинтересованности учащегося. Педагогу необходимо сделать так, чтобы

ученик захотел применить новый прием игры. Просто с упражнений

изучение вибрации скучно и неинтересно. Поэтому, когда ученик почти

выучил какую-нибудь пьесу, или разбирает новую, но нетрудную, педагогу

можно показать как должно звучать это произведение и несколько нот

сыграть с вибрацией. Как правило, дети сразу замечают другое звучание.

Начинают сравнивать, как звучит звук с вибрацией и без. Они понимают, что

звук с вибрацией более певучий и красивый и, словно оживает. Теперь, когда

учащийся

получил

слуховое

представление

можно

приступить

к

подготовительным упражнениям.

Существует три этапа овладения приемом вибрации:

1.

выполняется без звука. На ре струне в средней позиции, где рука

находится в наиболее удобном положении, устанавливаем второй

палец и совершаем колебательные движения. Рука делает повороты

вдоль струны в сторону подставки и обратно в сторону порожка.

Нажим пальца на струну в первых упражнениях значительно

ослаблен. Струна нажимается лишь настолько, чтобы рука могла

удержаться на месте. При таком слабом нажиме струны рука

наиболее

свободна,

и

это

облегчает

ученику

выполнение

колебательных движений. Большой палец легко, но достаточно

плотно прилегает к шейке инструмента так, чтобы не могла соскаль-

зывать с занимаемого места во время полувращательных движений

руки.

Когда ученик почувствует требуемые движения и научится их

выполнять, можно перейти к упражнениям третьим и первым

пальцами. Четвертым пальцем учимся вибрировать в последнюю

очередь.

2.

Озвученный.

Эти

же

упражнения

играем

каждым

пальцем

пиццикато. В основном, при изучении приема вибрато, пользуются

методикой Р.Сапожникова, но считать сколько колебательных

движений совершается на половинную ноту, это не совсем

рационально, потому что, в конечном счете, точной «дозировки»

вибрации нет.

Чтобы такие упражнения не были малоинтересными, лучше найти

какие-нибудь сравнения. Например, все дети любят рисовать и у

всех были, или есть книжки-раскраски, и все знают, что если

карандашом заштриховывать ровно и плотно, то цвет будет ярким, а

если редко – тусклым. Мы стараемся интенсивно закрасить каждую

ноту, чтобы колебаний в звуке было больше. Важно, чтобы

движения левой руки были равномерны и ритмичны. Когда

движения становится более упорядоченными, следует перейти к

игре смычком. Здесь важна координация рук, непрерывное ведение

смычка и ритмичные колебания левой руки.

3.

Применение вибрато в художественных произведениях. Для начала

следует использовать нетрудные, хорошо выученные учеником

пьесы и этюды кантиленного характера. Для закрепления и

совершенствования

приемов

вибрато,

можно

использовать

следующие

произведения:

«Песня»

Л.Бетховена,

«Романс»

Р.Шумана, «Полевая песня» Н.Мясковского. Важно, чтобы в

произведениях были перерывы в движении, т.е. более протяжные

ноты, потом более короткие. Такие перерывы нужны, чтобы рука

могла

успеть

отдохнуть,

т.к.

применение

вибрато

утомляет

начинающих учеников.

В качестве упражнений можно использовать любые гаммы. На

первых порах берется гамма нетрудная, например соль мажор.

Играть ее половинными нотами по два раза каждый звук, чтобы

ученик успевал следить за качеством вибрации. Затем можно

переходить к исполнению гаммы по два и четыре легато. В легато

надо следить за передачей вибрации с пальца на последующий

палец.

Недостатки вибрации:

«Судорожное» или «дрожащее» вибрато

«Разболтанное», чрезмерно вялое вибрато

Причиной

появления

«судорожного»

вибрато

нередко

является

неправильное представление о певучем художественном звуке. В таких

случаях нужно показать ученику, что «судорожное» вибрато является

антихудожественным и убедить его, чтобы он пытался избавиться от

неправильного звучания.

Очень часто «судорожное» вибрато связано с

общим перенапряжением мышц, с проявлением излишней их активности во

время игры. Поэтому необходимо направить внимание учащегося на полное

освобождение

мышц

от

чрезмерного

напряжения,

давая

ему

соответствующие указания.

«Разболтанное»

вибрато

связано

с

неумением

управлять

своим

мышечным тонусом, или общей флегматичностью учащегося.

В таких

случаях следует также на время отказаться от применения вибрато и

внимательно проследить, в чем причина неправильного развития навыка.

Одной из причин неправильного навыка вибрации может быть

неправильная постановка. В этом случае, сначала исправить недочеты в

постановке и постепенно заново овладевать навыками вибрато.

Работа над приемом вибрато требует от педагога и от ученика огромного

внимания,

спокойствия

и

терпения.

Нельзя

торопиться,

необходимо

постепенно, по мере усвоения навыков продвигаться дальше. Необходимо

учитывать индивидуальные способности, возраст и развитие каждого

ученика.

Таким образом, формирование вибрато с самого начала необходимо

вести в органическом сочетании с общим художественным воспитанием

ученика, с гармоничным – интеллектуальным и эмоциональным – развитием

его личности, музыкального мышления, потребности исполнительского

творчества.

Список использованной литературы:

1. Сапожников Р. Обучение начинающего виолончелиста. М., Музыка,

1978г. – 2 изд.

2. Беккер Х., Ринар Д. Издательство «Музыка» Москва, 1978г.

3. Броун А.В. Очерки по методике игры на виолончели. М., Музыка, 1997

4. Берлянчик М. Основы воспитания начинающего скрипача: Мышление.

Технология. Творчество: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Лань, 2000



В раздел образования