Напоминание

Здоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе


Автор: Телегина Нина Григорьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Здоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе
Раздел: среднее образование





Назад




Здоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе

За последние годы физкультура и спорт, становятся, наиболее

популярны, в нашей стране. Это связано, прежде всего, с изменением

отношения к ним со стороны общества. Это и популяризация спорта в

средствах массовой информации – трансляция спортивных соревнований

различных видов спорта по радио и телевидению, статьи в газетах. Выпуск

различной

литературы

спортивной

направленности:

книги,

брошюры,

различные методические и учебные пособия и т.п. С введением в действие в

1998 г. нового Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений

Российской Федерации, физическая культура приобрела особую значимость

В современных педагогических словарях под качеством образования

понимается

определенный

уровень

знаний

и

умений,

умственного,

нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на

определенном этапе в соответствии с планируемыми целями.

Минимальные показатели качества образования сформированы в

стандартах образования и являются основой заказа общества к образованию.

Гимназия ориентируется на предполагаемые потребности общества, в

котором большое внимание уделяется укреплению и поддержанию здоровья

и

имеет

нормативно

закрепленную

и

корректно

обоснованную

характеристику модели здоровья школьника:

Здоровье физическое:

Совершенство

саморегуляции

в

организме,

гармония

физических

процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

Здоровье социальное:

Моральное

самообеспечение,

адекватная

оценка

своего

«Я»,

самоопределение.

Здоровье психическое:

Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная

сила, побуждающая к действию.

В соответствии с этим

одной из задач учебно-воспитательного

процесса является формирование у учащихся физического, психического,

духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья,

мотивации на ведение здорового образа жизни. Тогда более правильным

представляется

определение

здоровьесберегающих

образовательных

технологий

как

совокупности

всех

используемых

в

образовательном

процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и

педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной

сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Проанализированы условия и факторы устойчивой потребности в

физической культуре среди обучающихся и педагогов и выявлено:

1. Обучающиеся распределены на группы здоровья в соответствии с их

соматическим здоровьем;

1 группа- 45 человек (4,7%)

2 группа-700 человек (74,5%)

3 группа-193 человека (20,5)

4-5 группы-2 человека (0,2%)

2. Для занятий физической культурой обучающиеся распределены на

группы в соответствии с их соматическим здоровьем;

Основная – 845 человек (89%)

Подготовительная – 70 человек (7,4)

Освобождены – 10 человек (1%)

ЛФК – 16 человек (1,6%)

При анализе данных по этим группам выявлено, что наибольшее

количество детей с отклонениями в состоянии здоровья наблюдается в 5-х, 8-

х, 9-х и 11-х классах.

3.

Основные заболевания по гимназии:

№ п/п

Заболевание

Количество

человек

Количество

человек в %

1.

Инфекционные

заболевания

7

0,7%

2.

Общие заболевания

282

29,9%

3.

ОРВИ

214

22,7%

4.

Нарушение зрения

110

11,6%

5.

Нарушение осанки

76

8%

6.

Сколиоз

68

7,2%

7.

Плоскостопие

150

16%

8.

Нарушение опорно-

двигательного аппарата

294

31,2%

9.

Заболевания КЖТ

20

2,1%

Основными заболеваниями по гимназии являются: нарушение опорно-

двигательного аппарата, нарушение зрения.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения –

обеспечить

всем

участникам

воспитательно-образовательного

процесса

возможность

сохранения

здоровья

за

период

обучения

в

школе,

сформировать у них необходимые знания, умения, навыки по здоровому

образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной

жизни

В

настоящее

время

к

здоровьесберегающим

образовательным

технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных

особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном

уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения,

оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в

малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм

предоставлении информации.

Физкультурно-оздоровительные

технологии

направлены

на

физическое

развитие

занимающихся:

закаливание,

тренировку

силы,

выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные

технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных

секций.

Адаптивные технологии

применяются, в первую очередь, при

переходе детей с одной ступени обучения на другую (1 класс: приход детей

в школу; 4 – 5 классы: переход из начальных классов в основную школу; 9 –

10 классы: предпрофильная подготовка, переход в профильные классы).

Адаптация детей на этих ступенях ведется с учетом знания о их

соматическом и психологическом состоянии. Среди многочисленных средств

физкультурно-оздоровительной

работы

в

гимназии

применяются

ритмическая,

релаксационная,

психорегулирующая,

глазодвигательная,

дыхательная гимнастика, самомассаж общего воздействия.

Разработана методика комплексного использования физкультурно-

оздоровительных средств адаптивной направленности на уроках физической

культуры,

причем

комплексы

составляются

с

учетом

задач

урока,

контингента учащихся, их психо-эмоционального и физического состояния,

степени физической подготовленности. Для детей, освобожденных от

занятий физической культурой в основной группе, предусмотрены занятия в

специальной медицинской группе.

Один

из

приемов

снижения

негативного

влияния

длительной

статистической и психо-эмоциональной нагрузки в течение учебного дня –

это использование малых форм физической активности. В гимназии

проводятся:

вводная

гимнастика

до

уроков,

физкультминутки,

физкультпаузы, динамические паузы. Малые формы физической активности

помогают восполнять детям дефицит суточной потребности в движении, для

снятия

утомления

и

повышения

работоспособности

и

для

развития

когнитивных способностей (памяти, воображения) и оздоровления.

Познавательно-развивающие технологии

используются с учетом

биологического состояния организма обучающихся.

Помимо обучения физическим упражнениям и их выполнения,

создаются

условия

для

формирования

у

учеников

идеомоторного

представления, т.е. сознательного осмысленного овладения движением и

произвольного управления мышечно-двигательными действиями. На уроках

ребятам объясняется не только правильность выполнения упражнения, но и

влияние его на определенные группы мышц, органы и системы организма.

Обучающиеся занимаются учебным исследованием и свои результаты

по различной тематике представляют на уроках. Участие в мини-дискуссиях,

проведение

научно-исследовательской

работы,

подготовка

и

защита

рефератов по различным темам, составление кроссвордов, тестов, мини-

сказок способствует развитию креативности и ответственности на уроках

физической культуры. Особенно ярко творчество ребят проявляется в

проведении самостоятельно разработанных фрагментов урока. Это разминка

под музыку с элементами аэробики, комплексы упражнений для конкретных

групп мышц, игры, эстафеты, разработанные детьми. Учащиеся, временно

освобожденные от активных физических занятий, пишут рефераты, делают

сообщения, помогают в проведении урока (принимают участие в судействе,

в подготовке инвентаря и др.)

В целях повышения мотивации учащихся к занятиям физической

культуры создаются условия для каждого ребенка:

ситуация успеха,

обеспечение психологической комфортности на уроке. Все это способствует

появлению стремления обучающихся к учебной деятельности.

Для повышения интереса к занятиям физической культурой в

традиционные уроки учителями вводятся элементы фитнеса: аэробика,

бодибилдинг, йога, пилатес.

Повышение мотивации на занятия

физической культурой происходит благодаря новизне, необычности формы

занятия.

Учителями

физической

культуры

разрабатываются

мероприятия,

имеющие оздоровительно-профилактическую направленность для разных

категорий учащихся: школьников с ослабленным здоровьем, гимназистов,

освобожденных

от

уроков

физической

культуры,

и

учеников,

демонстрирующих

значительные успехи

в спорте,

составляется

план

спортивно-массовых мероприятий для педагогов, учащихся и их родителей.

Особое место мы отводим формированию физического развития

младших школьников на уроках физической культуры. Интерес к ней в

начальных

классах

поддерживается

применением

на

уроках

игр,

общеразвивающих упражнений, вопросов, заданий. Интересные игры и

практические задания, проведение соревнований привлекают внимание

детей, усиливают и развивают их физически, служат основой для занятий

спортом.

Важным

моментом

здоровьесберегающей

деятельности

является

проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного

образования.

Основными

мероприятиями

здоровьесберегающей

деятельности по праву считаются:

-

организация

физкультурно-оздоровительных

и

спортивно-массовых

мероприятий;

-

реализация

системы

просветительской

работы

с

учениками

по

формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;

- повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта

и здорового образа жизни;

- формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в

регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового

образа жизни;

- развитие и саморазвитие личности ребёнка через интегрированное и

проектное обучение основам здорового образа жизни.

Использование различных технологий необходимо не только для

поддержания

здоровья,

но

и

для

увеличения

мотивированности

обучающихся. Сформированность отношения к ЗОЖ мы проверяем по

критериям:

Когнитивный (сформированность системы представлений о физической

культуре и спорте)

1.Тест на выявление уровня знаний обучающихся по вопросам здоровья

человека и информированности в области физической культуры.

2.Опросник по выявлению потребности обучающихся к знаниям по проблеме

здоровьесбережения

.

Высокий уровень 35%

Средний уровень 50%

Низкий уровень 15%

Эмоциональный (оптимизация психоэмоционального самочувствия при

занятиях физической культурой и спортом

1.Тест по определению удовлетворенности школьной жизнью.

2.Анкета САН.

3.Методики оценки комфортности.

4.Самооценка.

Высокий уровень 55%

Средний уровень 42%

Низкий уровень 3%

Инструментально-деятельный

(сформированность

операционной

структуры деятельности в области физической культуры и спорта)

1.Тесты по определению физической подготовленности

обучающихся (быстрота, выносливость, ловкость, сила, гибкость).

2.Методика тестирования двигательных способностей учащихся.

3.Уровни физической подготовленности учащихся.

4.Пробы физической подготовленности обучающихся.

Высокий уровень 55%

Средний уровень 42%

Низкий уровень 3%

Мотивированность детей к ЗОЖ повышает и качество образования, так

как в «Здоровом теле – здоровый дух».

Итак,

благодаря

адаптивной

и

познавательно-развивающей

педагогической

технологии

физического

воспитания

оздоровительной

направленности в гимназии, комплексному подходу в их использовании

происходит укрепление здоровья обучающихся, их адаптация к условиям

современного

образовательного

процесса

и

профессионального

самоопределения.

Прогнозируемый

результат:

человек,

здоровый

физически,

психически, с развитым мышлением, адекватно оценивающий свое место и

предназначение в жизни.

Таким образом, сегодняшнее содержание образования в области

физической культуры нацеливает не только на то, чтобы выпускник школы

вышел в жизнь с достаточной физической подготовленностью, но и чтобы он

был действительно образованным в физической культуре; владел средствами

и методами работы со своим телом, знал его; владел средствами и методами

укрепления

и

сохранения

здоровья,

повышения

функциональных

возможностей основных систем организма; умел организовывать и грамотно

проводить занятия физическими упражнениями.



В раздел образования