Автор: Телегина Нина Григорьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Здоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе
Раздел: среднее образование
Здоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе
За последние годы физкультура и спорт, становятся, наиболее
популярны, в нашей стране. Это связано, прежде всего, с изменением
отношения к ним со стороны общества. Это и популяризация спорта в
средствах массовой информации – трансляция спортивных соревнований
различных видов спорта по радио и телевидению, статьи в газетах. Выпуск
различной
литературы
спортивной
направленности:
книги,
брошюры,
различные методические и учебные пособия и т.п. С введением в действие в
1998 г. нового Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений
Российской Федерации, физическая культура приобрела особую значимость
В современных педагогических словарях под качеством образования
понимается
определенный
уровень
знаний
и
умений,
умственного,
нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на
определенном этапе в соответствии с планируемыми целями.
Минимальные показатели качества образования сформированы в
стандартах образования и являются основой заказа общества к образованию.
Гимназия ориентируется на предполагаемые потребности общества, в
котором большое внимание уделяется укреплению и поддержанию здоровья
и
имеет
нормативно
закрепленную
и
корректно
обоснованную
характеристику модели здоровья школьника:
Здоровье физическое:
Совершенство
саморегуляции
в
организме,
гармония
физических
процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.
Здоровье социальное:
Моральное
самообеспечение,
адекватная
оценка
своего
«Я»,
самоопределение.
Здоровье психическое:
Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная
сила, побуждающая к действию.
В соответствии с этим
одной из задач учебно-воспитательного
процесса является формирование у учащихся физического, психического,
духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья,
мотивации на ведение здорового образа жизни. Тогда более правильным
представляется
определение
здоровьесберегающих
образовательных
технологий
как
совокупности
всех
используемых
в
образовательном
процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и
педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной
сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Проанализированы условия и факторы устойчивой потребности в
физической культуре среди обучающихся и педагогов и выявлено:
1. Обучающиеся распределены на группы здоровья в соответствии с их
соматическим здоровьем;
1 группа- 45 человек (4,7%)
2 группа-700 человек (74,5%)
3 группа-193 человека (20,5)
4-5 группы-2 человека (0,2%)
2. Для занятий физической культурой обучающиеся распределены на
группы в соответствии с их соматическим здоровьем;
Основная – 845 человек (89%)
Подготовительная – 70 человек (7,4)
Освобождены – 10 человек (1%)
ЛФК – 16 человек (1,6%)
При анализе данных по этим группам выявлено, что наибольшее
количество детей с отклонениями в состоянии здоровья наблюдается в 5-х, 8-
х, 9-х и 11-х классах.
3.
Основные заболевания по гимназии:
№ п/п
Заболевание
Количество
человек
Количество
человек в %
1.
Инфекционные
заболевания
7
0,7%
2.
Общие заболевания
282
29,9%
3.
ОРВИ
214
22,7%
4.
Нарушение зрения
110
11,6%
5.
Нарушение осанки
76
8%
6.
Сколиоз
68
7,2%
7.
Плоскостопие
150
16%
8.
Нарушение опорно-
двигательного аппарата
294
31,2%
9.
Заболевания КЖТ
20
2,1%
Основными заболеваниями по гимназии являются: нарушение опорно-
двигательного аппарата, нарушение зрения.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения –
обеспечить
всем
участникам
воспитательно-образовательного
процесса
возможность
сохранения
здоровья
за
период
обучения
в
школе,
сформировать у них необходимые знания, умения, навыки по здоровому
образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной
жизни
В
настоящее
время
к
здоровьесберегающим
образовательным
технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных
особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном
уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения,
оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в
малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм
предоставлении информации.
Физкультурно-оздоровительные
технологии
направлены
на
физическое
развитие
занимающихся:
закаливание,
тренировку
силы,
выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные
технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных
секций.
Адаптивные технологии
применяются, в первую очередь, при
переходе детей с одной ступени обучения на другую (1 класс: приход детей
в школу; 4 – 5 классы: переход из начальных классов в основную школу; 9 –
10 классы: предпрофильная подготовка, переход в профильные классы).
Адаптация детей на этих ступенях ведется с учетом знания о их
соматическом и психологическом состоянии. Среди многочисленных средств
физкультурно-оздоровительной
работы
в
гимназии
применяются
ритмическая,
релаксационная,
психорегулирующая,
глазодвигательная,
дыхательная гимнастика, самомассаж общего воздействия.
Разработана методика комплексного использования физкультурно-
оздоровительных средств адаптивной направленности на уроках физической
культуры,
причем
комплексы
составляются
с
учетом
задач
урока,
контингента учащихся, их психо-эмоционального и физического состояния,
степени физической подготовленности. Для детей, освобожденных от
занятий физической культурой в основной группе, предусмотрены занятия в
специальной медицинской группе.
Один
из
приемов
снижения
негативного
влияния
длительной
статистической и психо-эмоциональной нагрузки в течение учебного дня –
это использование малых форм физической активности. В гимназии
проводятся:
вводная
гимнастика
до
уроков,
физкультминутки,
физкультпаузы, динамические паузы. Малые формы физической активности
помогают восполнять детям дефицит суточной потребности в движении, для
снятия
утомления
и
повышения
работоспособности
и
для
развития
когнитивных способностей (памяти, воображения) и оздоровления.
Познавательно-развивающие технологии
используются с учетом
биологического состояния организма обучающихся.
Помимо обучения физическим упражнениям и их выполнения,
создаются
условия
для
формирования
у
учеников
идеомоторного
представления, т.е. сознательного осмысленного овладения движением и
произвольного управления мышечно-двигательными действиями. На уроках
ребятам объясняется не только правильность выполнения упражнения, но и
влияние его на определенные группы мышц, органы и системы организма.
Обучающиеся занимаются учебным исследованием и свои результаты
по различной тематике представляют на уроках. Участие в мини-дискуссиях,
проведение
научно-исследовательской
работы,
подготовка
и
защита
рефератов по различным темам, составление кроссвордов, тестов, мини-
сказок способствует развитию креативности и ответственности на уроках
физической культуры. Особенно ярко творчество ребят проявляется в
проведении самостоятельно разработанных фрагментов урока. Это разминка
под музыку с элементами аэробики, комплексы упражнений для конкретных
групп мышц, игры, эстафеты, разработанные детьми. Учащиеся, временно
освобожденные от активных физических занятий, пишут рефераты, делают
сообщения, помогают в проведении урока (принимают участие в судействе,
в подготовке инвентаря и др.)
В целях повышения мотивации учащихся к занятиям физической
культуры создаются условия для каждого ребенка:
ситуация успеха,
обеспечение психологической комфортности на уроке. Все это способствует
появлению стремления обучающихся к учебной деятельности.
Для повышения интереса к занятиям физической культурой в
традиционные уроки учителями вводятся элементы фитнеса: аэробика,
бодибилдинг, йога, пилатес.
Повышение мотивации на занятия
физической культурой происходит благодаря новизне, необычности формы
занятия.
Учителями
физической
культуры
разрабатываются
мероприятия,
имеющие оздоровительно-профилактическую направленность для разных
категорий учащихся: школьников с ослабленным здоровьем, гимназистов,
освобожденных
от
уроков
физической
культуры,
и
учеников,
демонстрирующих
значительные успехи
в спорте,
составляется
план
спортивно-массовых мероприятий для педагогов, учащихся и их родителей.
Особое место мы отводим формированию физического развития
младших школьников на уроках физической культуры. Интерес к ней в
начальных
классах
поддерживается
применением
на
уроках
игр,
общеразвивающих упражнений, вопросов, заданий. Интересные игры и
практические задания, проведение соревнований привлекают внимание
детей, усиливают и развивают их физически, служат основой для занятий
спортом.
Важным
моментом
здоровьесберегающей
деятельности
является
проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного
образования.
Основными
мероприятиями
здоровьесберегающей
деятельности по праву считаются:
-
организация
физкультурно-оздоровительных
и
спортивно-массовых
мероприятий;
-
реализация
системы
просветительской
работы
с
учениками
по
формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;
- повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта
и здорового образа жизни;
- формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в
регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового
образа жизни;
- развитие и саморазвитие личности ребёнка через интегрированное и
проектное обучение основам здорового образа жизни.
Использование различных технологий необходимо не только для
поддержания
здоровья,
но
и
для
увеличения
мотивированности
обучающихся. Сформированность отношения к ЗОЖ мы проверяем по
критериям:
Когнитивный (сформированность системы представлений о физической
культуре и спорте)
1.Тест на выявление уровня знаний обучающихся по вопросам здоровья
человека и информированности в области физической культуры.
2.Опросник по выявлению потребности обучающихся к знаниям по проблеме
здоровьесбережения
.
Высокий уровень 35%
Средний уровень 50%
Низкий уровень 15%
Эмоциональный (оптимизация психоэмоционального самочувствия при
занятиях физической культурой и спортом
1.Тест по определению удовлетворенности школьной жизнью.
2.Анкета САН.
3.Методики оценки комфортности.
4.Самооценка.
Высокий уровень 55%
Средний уровень 42%
Низкий уровень 3%
Инструментально-деятельный
(сформированность
операционной
структуры деятельности в области физической культуры и спорта)
1.Тесты по определению физической подготовленности
обучающихся (быстрота, выносливость, ловкость, сила, гибкость).
2.Методика тестирования двигательных способностей учащихся.
3.Уровни физической подготовленности учащихся.
4.Пробы физической подготовленности обучающихся.
Высокий уровень 55%
Средний уровень 42%
Низкий уровень 3%
Мотивированность детей к ЗОЖ повышает и качество образования, так
как в «Здоровом теле – здоровый дух».
Итак,
благодаря
адаптивной
и
познавательно-развивающей
педагогической
технологии
физического
воспитания
оздоровительной
направленности в гимназии, комплексному подходу в их использовании
происходит укрепление здоровья обучающихся, их адаптация к условиям
современного
образовательного
процесса
и
профессионального
самоопределения.
Прогнозируемый
результат:
человек,
здоровый
физически,
психически, с развитым мышлением, адекватно оценивающий свое место и
предназначение в жизни.
Таким образом, сегодняшнее содержание образования в области
физической культуры нацеливает не только на то, чтобы выпускник школы
вышел в жизнь с достаточной физической подготовленностью, но и чтобы он
был действительно образованным в физической культуре; владел средствами
и методами работы со своим телом, знал его; владел средствами и методами
укрепления
и
сохранения
здоровья,
повышения
функциональных
возможностей основных систем организма; умел организовывать и грамотно
проводить занятия физическими упражнениями.