Напоминание

Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности


Авторы: Колчева Юлия Николаевна, Вохмянина Ольга Александровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МКДОУ д/с №451
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи дошкольников посредством

театрализованной деятельности

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному

языку он входит в наш мир, получает широкие возможности общения с

другими людьми. Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения

грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время

совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи,

создаются предпосылки для обогащения словаря. Таким образом, процесс

развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и

многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность

всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону

речи.

Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее

благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка,

поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не

умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд

ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только

окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш

накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной

язык и учится общению.

Именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое

развитие детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса,

совершенствует артикуляционный аппарат.

Театрализованная деятельность:

- помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;

- способствует появлению живого интереса к самостоятельному познанию и

размышлению;

- совершенствует артикуляционный аппарат;

- помогает формировать диалогическую, эмоционально насыщенную речь

- улучшает усвоение содержания произведения, логику;

- способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов,

пантомимики, интонации, модуляции голоса;

- позволяет формировать опыт социального поведения;

- стимулирует активную речь

Принципиальным условием для появления и развития театрально-

игровой деятельности детей дошкольного возраста является наличие

образовательной среды, которая стимулирует развитие творческих

способностей детей.

При создании такой среды необходимо руководствоваться принципом

эвристичности, так как центральным элементом творчества является

озарение, что связано с нахождением нового, оригинального решения

проблемы.

Принцип единства. Процессов интеграции и дифференциации совместной

деятельности. Фундаментом этого принципа является организация

совместной деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания и

взаимопомощи. Данный принцип предполагает также развитие игровой

инициативы, самостоятельности детей, частичную передачу им полномочий

и ответственности.

Принцип отсутствия принуждения. Предполагает, что при организации

театрально-игровой деятельности и руководстве ею исключается всякое

принуждение детей, противоречащее сущности этой деятельности.

Принцип поддержания игровой атмосферы. Предполагает создание

условий для поддержания интереса детей к театрально-игровой деятельности

посредством использования разнообразных методов и приемов.

Принцип взаимосвязи игровой и неигровой

деятельности. Руководствуясь этим принципом, педагог способствует тому,

чтобы смысл игровых действий постепенно был перенесен и жизненный

опыт детей и наоборот, знания, полученные в быту, па занятиях, были

перенесены в игровую деятельность детей, что содействует дальнейшему

воспитанию, обучению и развитию детей в школьные годы.

Принцип интегративности, в соответствии с которым целенаправленная

работа по развитию театрализовано - игровой деятельности включается в

целостный педагогический процесс.

Речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого

она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой

деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной

ситуации,

которая

способствует

возникновению

желания

активно

участвовать в речевом общении. Сюжетами игр-драматизаций служат

хорошо

известные

сказки,

рассказы,

театральные

представления. Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи

детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся

формированию

выразительности

речи

ребенка,

интеллектуального,

художественно-эстетического воспитания. Театрализованная

деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие

разделы:

- игры в кукольный театр;

- игры- драматизации;

- игры- представления (спектакли );

- плоскостные и теневые театры.

- пальчиковые театры

Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

Особенно

нравятся

детям

диалогические

стихи.

Говоря

от

имени

определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается

с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль

и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает

память и интеллект.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат

русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на

речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют

лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности,

активизируют

и

развивают

внутреннюю

слуховую

память

ребенка.

Распределяя роли в игре- драматизации, следует учитывать речевые

возможности каждого ребенка. Очень важно дать ребенку выступить наравне

с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность,

перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать

правильную речь. Применение театрализованной деятельности оказывает

положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения.

Важнейшей

предпосылкой

совершенствования

речевой

деятельности

дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации,

которая способствует возникновению желания активно участвовать в

речевом общении.

Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для

быстрого обучения говорить чисто и правильно.

Понятие и виды театрализованных игр.

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”,

драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки,

рассказы, театральные представления.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром

через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает

детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к

литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому

воспитанию каждого ребенка.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность

ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое

педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом

удовольствие, радость.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная

или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста»,

самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и

невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.

Видами драматизации являются

игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

ролевые диалоги на основе текста;

инсценировки произведений;

постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без

предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а

ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет

«артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует

разные средства вербальной выразительности.

Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием

театров, используемых в детском саду:

настольный,

плоскостной и объемный,

кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

катушечный;

ложковый;

баночный;

кулачковый и т.д.

В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль

игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за

него, изображает его интонацией, мимикой.

Развитие связной речи формируется у детей постепенно, по мере их

развития мышления, взросления, а так же индивидуальных особенностей. В

соответствии с возрастом детей подбираются театрализованные игры, виды

театров, доступные детям и способствующие развитию связной речи.

Совместная театрально-игровая деятельность — уникальный вид

сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и

дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками

общения.

Список литературы

1.

Доронова Т. Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. – М.,

1997.

2.

Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2001.

3.

Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе

театрализованных игр//Дошкольное воспитание. – 1989

4.

Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М.,

2003.



В раздел образования