Автор: Нелюбина Ольга Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 133"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: "Краеведение"
Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 133»
РАССМОТРЕНО
Протокол № 1 заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МАОУ «СОШ № 133» г. Перми
от 29 августа 2020 года
_____________ Д.А. Гладких
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по МР
____________Т.Н. Опанасюк
29 августа 2020 года
УТВЕРЖДЕНО
Решением педагогического
совета протокол № 1
от 30.08.2020
Директор
_____________ Э. В. Адамова
Программа курса внеурочной деятельности
«Маленький пермяк»
(адаптированная, авт. Князева Н.А.)
Класс: 1А
Сроки освоения: 3 года, 101 час
Учитель: О.А. Нелюбина
Пермь 2020г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу « Краеведение » разработана на основе авторской
программы Н.А. Князевой «Маленький пермяк», с учетом межпредметных и внутри-
предметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших
школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых
результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных дей-
ствий.
Данная программа представляет собой инструмент познания своей малой роди-
ны через встречи с замечательными людьми, обществоведческие и природоведче-
ские экскурсии, заочное путешествие по родному краю.
Программа предназначена для проведения занятий по внеурочной деятельности
для учащихся первой ступени, опирается на местный краеведческий и исторический
материал, носит личностно – ориентированный характер и направлена на лич-
ностное развитие ребёнка и формирование жизненной «Я» - позиции.
Новизна программы заключается в подборе тем, отражающих историю, совре-
менные проблемы, связанные с близким окружением обучающихся, жизнью города
Перми и Пермского края. Освоение материала программы строится по принципу
разнообразия различных видов деятельности: диалог, игра, викторина, наблюдение,
проект, виртуальная экскурсия и так далее.
Программа позволяет реализовать внеурочную деятельность по следующим
направлениям: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное и социальное.
Цель программы:
развить у ребенка интерес к познанию, постижению своего
родного края.
Задачи:
углублять и расширять знания учащихся по истории, культуре, природе, об-
щественной жизни Пермского края;
развивать у ребенка природосберегающее «чувство дома»;
познакомить младших школьников с произведениями детских писателей и
поэтов родного края;
развивать креативные способности и умение самостоятельно работать с ис-
точниками;
развивать навыки исследовательской работы;
развивать творческое воображение и фантазию детей;
воспитывать волевые качества, коммуникабельность, чувство коллективиз-
ма;
совершенствовать уровень накопительных практических навыков: побу-
ждать к изобразительной деятельности, детскому дизайну.
Программа строится на следующих принципах:
концентрический (1 класс – я и моя семья; 2 класс – мой город; 3 класс –
мой край);
тематико-понятийный (обилие краеведческих фактов и явлений делится на
большие темы, а каждая из них – на понятия, которые являются основой занятия);
календарный (учет времени года и отмечаемых событий).
Для реализации программы используются следующие методы:
исследовательский (работа с различными источниками информации, вы-
членение проблемы и поиск путей её решения);
интерактивный (взаимодействие друг с другом в формате диалога);
частично-поисковый (развитие самостоятельности и творческой инициати-
вы);
проектный (организация научно – исследовательской деятельности обуча-
ющихся).
Программа рассчитана на три года, занятия проводятся 1 раз в неделю по одному
часу, всего 101 час: 1 класс – 33 часа; 2 класс – 34 часа; 3 класс – 34 часа.
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных
и предметных результатов.
Личностные:
формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю
своего края;
осознание своей гражданской идентичности;
осознание своей этнической принадлежности в форме осознания своего «я»
как представителя народа, гражданина России;
формирование уважительного отношения к истории и культуре других на-
родов;
формирование этических потребностей, ценностей и чувств.
Регулятивные:
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной дея-
тельности и способности конструктивно действовать в различных ситуациях;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Познавательные:
сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
ставить и формулировать проблемы;
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помо-
щью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
активное использование речевых средств и средств информационных и ком-
муникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных за-
дач;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, орга-
низации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативны-
ми и познавательными задачами.
Коммуникативные:
умение и готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать воз-
можность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку собы-
тий;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
Предметные:
владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения
дальнейшего краеведческого образования;
находить на карте родной край;
готовить в группе и индивидуально презентацию по результатам экскурсий
и виртуальных экскурсий в музеи, к местам исторических событий, к памятникам
истории и культуры;
объяснять изученные в программе курса понятия, показывать на карте изу-
ченные исторические и природные объекты родного края;
выступать с сообщениями по изученным темам об особенностях родного
края.
Содержание курса
Название раздела
Форма
организации
Вид деятельности
1 класс
Моя малая родина
Работа
в малых
группах
Знакомство с понятиями: Родина, малая ро-
дина, столица, край, символы края.
Работа
с
рассказом
С.
Романовского
«Русь».
Организация выставки рисунков на тему:
«Моё любимое место на малой родине».
Родословие
Коллективная,
ра-
бота в группах, ви-
део экскурсии
Знакомство с понятиями: род, родословное
древо, национальность. Составление се-
мейного календаря праздников, родослов-
ного древа. Изучение карты города Перми с
целью знакомства (районы, предприятия,
достопримечательности и т.п.). Составле-
ние мини-рассказа о своей улице.
Писатели Пермско-
го края
Коллективная,
ра-
бота в парах и ма-
лых группах, прак-
тическая работа
Знакомство
с
жизнью
и
творчеством
пермских
писателей:
Л.
Кузьмина,
А.
Домнина, В. Воробьёва, О. Селянкина и
других. Чтение произведений пермских ав-
торов (стихи, загадки, рассказы о природе,
сказки) и составление кроссворда.
Природа Пермско-
го края
Коллективная,
ра-
бота в группах, ви-
део
экскурсии,
практическая рабо-
та
Знакомство с многообразием растительного
и животного мира Прикамья, на примере
первоцветов, лесопарков и птиц. Работа со
стихотворением Б. Ширшова «Рождение
реки». Изучение по карте русла Камы, зна-
комство с легендами о ней. Составление
альбома растений во дворе школы.
Военное
прошлое
края
Коллективная, экс-
курсии,
практиче-
ская работа
Знакомство с памятниками ВОВ, установ-
ленными в городе (в районе). Чтение
произведения о ВОВ для детей (стихи,
рассказы). Поиск информации и рассказ о
родственниках, участвующих в ВОВ или
тружениках тыла.
2 класс
Природа края
Экскурсия в крае-
ведческий музей
Знакомство с пригородными лесами (ку-
старники, деревья) и их обитателями (го-
родские парки), а также с заповедниками
Пермского края. Чтение легенд и сказок,
связанных с животными.
История Перми
Видео экскурсии
Знакомство с происхождением слова – го-
род. Деревня Брюхановка – основа буду-
щей Перми. Знакомство с главными улица-
ми города (Сибирская, Покровская) и их
достопримечательностями.
Составление
своей мини-экскурсии по одной из улиц го-
рода.
Музеи Перми
Экскурсия в гале-
рею
Знакомство с разнообразием музеев, на
примере краеведческого музея и художе-
ственной галереи. Уникальные коллекции и
основатели этих музеев.
Театры Перми
Посещение одного
из театров
Знакомство с историей пермских театров и
их особенностями (театр кукол, ТЮЗ, дра-
матический театр, театр оперы и балета).
Составление памятки для юного любителя
театра.
Пермские писатели
Посещение
дет-
ской библиотеки
Знакомство с жизнью и творчеством А.
Мерзлякова, М. Осоргина, В. Каменского и
Е. Пермяка. Работа с понятием «псевдо-
ним». Рассказ о библиотеках им. Л. Кузь-
мина и А.М. Горького. «Книжкина неделя».
Военное
прошлое
края
Работа
в
малых
группах, видео экс-
курсия
Знакомство с книгой «Золотые звёзды При-
камья». Имена героев в названиях улиц
Перми. Работа с понятием «эвакуация».
Пермские заводы и фабрики в годы ВОВ.
3 класс
Природа Прикамья
Коллективная и в
малых группах
Работа с картой, географическое положе-
ние
Прикамья.
Поиск
значения
слов
«вепсы»,
«летописец»,
«благотворитель-
ность», «этнопарк» . Знакомство с водоёма-
ми края, чтение рассказа В. Михайлюк
«Три родника».
Население
Прика-
мья
Работа в группах,
практическая рабо-
та
Знакомство с национальным составом края.
История, культура и обычаи разных наро-
дов (русские,
татары,
башкиры,
коми-
пермяки). Некоторые народные праздники.
Знакомство с понятием слов: «фольклор»,
«легенда», «сказы», «орнамент», «промы-
сел». Чтение произведения А.Н. Спешилова
«Сказки Прикамья». Сказки и легенды о
Каме, Полюде, Пере-охотнике и другие.
Сочинение своей легенды.
По родному краю.
Путешествие
по
карте
Видео экскурсии в
некоторые
года
края
Знакомство с крупными городами края, их
расположением, историей и достопримеча-
тельностями.
Народное
искус-
ство Прикамья
Экскурсия
в
Хохловку или Кун-
гур
Знакомство с понятием – пермский звери-
ный стиль. Мастера деревянной скульпту-
ры и камнерезы. Особенности деревянной
архитектуры Прикамья: детали построек.
Обвинская роспись (повтори орнамент -
практическая работа).
Замечательные
люди Прикамья
Работа в группах
Знакомство с жизнью и деятельностью за-
мечательных людей Прикамья, их профес-
сии и достижения. Определение понятия
«меценат».
Солдатская судьба
Практическая
ра-
бота
Знакомство с творчеством поэтов Н. Домо-
витова, В. Радкевича, А. Решетова. Военная
тематика в творчестве О. Селянкина. Поко-
ритель неба – Александр Покрышкин. Со-
ставление отзыва читателя.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п
Тема занятия
Кол. часов
Дата
1 – 2
Россия
2
сентябрь
3 – 4
Пермский край
2
5
Малая родина
1
октябрь
6 – 7
Моя семья
2
8
Родители
1
9
Имя
1
ноябрь
10
Бабушки и дедушки
1
11 – 12
Семейные праздники
2
13 – 14
Родословие
2
декабрь
15
Народ
1
16
Район
1
17
Улица
1
январь
18 – 19
Пермские детские писатели
2
20
Евгения Трутнева
1
февраль
21
Борис Ширшов
1
22
Анатолий Тумбасов
1
23
Лев Кузьмин
1
март
24
Алексей Домнин
1
25 – 26
Кама
2
27
Птицы на улицах города
1
апрель
28
Голубые глаза весны
1
29
Зелёный наряд Перми
1
30 – 31
День Победы
2
май
32 – 33
Памятники ВОВ в городе Перми
2
2 класс
№ п/п
Тема занятия
Кол. часов
Дата
1 – 5
Растительный мир Пермского края
5
сентябрь
6 – 8
Животный мир Прикамья
3
октябрь
9
Лесные птицы
1
ноябрь
10
Начало города. От Брюханова до Егоши-
хи
1
11
Губернский город Пермь
1
12 –
13
Пермь – главный город Прикамья
2
декабрь
14 –
15
Улица Сибирская
2
16
Улица Покровская
1
январь
17
Музеи Перми
1
18
Краеведческий музей
1
19
Художественная галерея
1
февраль
20
Театр кукол
1
21
Театр Юного Зрителя
1
22
Драматический театр
1
23
Театр оперы и балета
1
март
24
Цирк
1
25
Пермские писатели
1
26
Александр Спешилов
1
27
Павел Бажов
1
апрель
28
Владимир Воробьёв
1
29
Лев Давыдычев
1
30
Книжкина неделя
1
31
Главная библиотека Прикамья
1
май
32
Пермяки – Гнрои Советского союза
1
33
Трудовой подвиг пермяков в годы ВОВ
1
34
Что мы знаем о родном городе
1
3 класс
№ п/
п
Тема занятия
Кол. часов
Дата
1
Наш край
1
сентябрь
2
Заповедные места Прикамья
1
3
Голубые дороги края
1
4
Родники моей Родины
1
5
На Запад
1
октябрь
6
Верхнекамье
1
7
Стольный город Кунгур
1
8
На юг
1
9
По Горнозаводской дороге
1
ноябрь
10
Народы Прикамья – одна семья
1
11
Русские
1
12
Русский фольклор
1
13
Русские сказки и легенды Прикамья
1
14
Татары и башкиры
1
декабрь
15
Фольклор татар и башкир
1
16
Коми – пермяки
1
17
Фольклор коми – пермяцкого народа
1
январь
18
Сказки и легенды коми – пермяцкого народа
1
19
Художественные ценности края
1
20
Каменные сказы
1
февраль
21
Пермская роспись по дереву
1
22
Деревянная архитектура Прикамья
1
23
Наши славные земляки
1
24
Ирина Христолюбова
1
март
25
Аркадий Гайдар
1
26
Александр и Фёдор Теплоуховы
1
27
Иван Свиязев
1
28
Алексей Раменский
1
апрель
29
Фёдор Граль
1
30
Братья Васнецовы
1
31
Сергей Дягилев
1
32
Александр Покрышкин
1
май
33
Пермские поэты о войне
1
34
Военные повести Олега Селянкина
1
Диагностика и учёт результатов освоения программы
Результаты краеведческой деятельности можно проследить в двух параметрах –
изменении сознания и поведения обучающихся. Одним из важнейших проявлений
сознания будет краеведческая информированность младших школьников, а в каче-
стве одной из заметных сторон практической деятельности можно рассматривать
повысившуюся активность в краеведческой работе.
Критерий краеведческой информированности
Этот критерий сложен по своей структуре, так как показателями эффективности
краеведческой работы являются многочисленные проявления её результатов, кото-
рые невозможно рассматривать объективно. Поэтому в основу данного критерия
был выбран показатель объёма и глубины краеведческих знаний. Сумма этих знаний
составляет активный и пассивный краеведческий словарь обучающихся.
Следующим показателем, который необходимо использовать для выявления крае-
ведческой информированности, является краеведческий кругозор детей. Он измеря-
ется составом знаний, относящихся к различным областям краеведения. По составу
краеведческих знаний можно судить об их широте. Полный состав краеведческих
знаний для младших школьников можно представить в таком виде:
растительность края;
животный мир края;
воды края;
история родных мест;
пермские писатели;
пермские художники;
пермские театры;
пермские музеи;
замечательные люди Прикамья.
Глубина и широта знаний по вышеперечисленным темам свидетельствует об
определённом уровне развития краеведческого кругозора обучающихся.
Говоря о краеведческой информированности обучающихся, нельзя не сказать о
таких её показателях, как положительное отношение детей к краеведческим знани-
ям, потребность в их приобретении, способность самостоятельно получать их из
различных источников.
Отношения к краеведческим знаниям прослеживаются по высказываниям учени-
ков, проявлениям их чувств, которые они выражают в ходе обсуждения краеведче-
ских тем.
Потребности учеников в краеведческих знаниях проявляются в их действиях: обу-
чающиеся с желанием ведут поиск краеведческой информации, расширяют свой
кругозор, читая дополнительную литературу, наблюдая действительность, ведя раз-
говоры со взрослыми людьми и сверстниками.
Регулятором краеведческой деятельности выступают способности обучающихся
самостоятельно пополнять свои краеведческие знания из различных источников, а в
ряде случаев – в общении с популярными взрослыми, умении давать оценку неслож-
ным событиям в крае, умении поддерживать разговор на краеведческие темы и т.п.
Критерий активности в краеведческой работе
Этот критерий можно наблюдать на основе таких показателей, как отношение
учащихся к краеведческой работе, потребность в ней, способность активно и само-
стоятельно справляться с поручениями краеведческого характера.
Отношение учеников к краеведческой работе прослеживается в их суждениях, ко-
торые они высказывают в процессе деятельности, переживаниях, связанных с этой
деятельностью. Проявлением активности в краеведческой деятельности выступает
потребность учеников в выполнении разного рода заданий по краеведению, которая
находит своё выражение в желании учеников принимать участие в краеведческой
работе (писать рефераты, выступать с докладами, выпускать газеты, участвовать в
олимпиадах и другое). Необходимым жизненно важным качеством младших школь-
ников являются способности к краеведческой деятельности, в частности умения и
навыки самостоятельно справляться с заданиями краеведческого характера.
Формой подведения итогов могут служить выставки продуктов детского творче-
ства по каждому разделу, участие в конкурсах проектной и исследовательской дея-
тельности младших школьников, проведение проверочных и комплексных работ,
написание отзывов (приложение 1).
Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить в презента-
цию по предлагаемым в программе разделам и в дальнейшем использовать по анало-
гичным темам на уроках: технологии, изобразительного искусства, окружающего
мира, музыки, физической культуры.
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронталь-
ный опрос, беседа, диалог, выполнение заданий творческого и исследовательского
характера, предложенных в каждой теме. Итоговый контроль – комплексный тест,
написание отзыва.
Самоконтроль: в книге «Маленький пермяк» (авт. Н.А. Князевой) предлагаются
задания, за выполнение которых ученики получают определенное количество бал-
лов. При устном опросе по теме за каждый ответ ученик получает 1 балл. За каждую
творческую работу присуждается ещё по 10 баллов, а если работа с элементами ис-
следования, то 20 баллов. После суммирования получившихся баллов ученик опре-
деляет уровень усвоения материала.
Примерное общее количество баллов за краеведческую работу:
1 класс:
25 баллов – ознакомительный уровень
45 баллов – творческий уровень (при наличии 2-х творческих работ)
65 баллов – исследовательский уровень (1 исследовательская работа)
2 класс:
38 баллов – ознакомительный уровень
58 баллов – творческий уровень (при наличии 2-х творческих работ)
78 баллов – исследовательский уровень (1 исследовательская работа)
3 класс:
50 баллов – ознакомительный уровень
70 баллов – творческий уровень (при наличии 2-х творческих работ)
90 баллов – исследовательский уровень (1 исследовательская работа)
Примерные темы проектно – исследовательских работ:
Моя родословная.
Труженики тыла в моей семье.
Участники ВОВ в моей семье.
Памятники архитектуры Перми.
Уникальные природные явления Пермского края.
Малые речки г. Перми.
История Камского речного пароходства.
Редкие растения Пермского края.
Народные куклы Пермского края.
Список рекомендуемой литературы
1. В.А.Верещагина Растения Прикамья: Учебное пособие.- Пермь: «Книжный
мир», 2001
2. Животные Прикамья: Учебное пособие. – Пермь: «Книжный мир», 2001
3. Н.А.Князева «Маленький пермяк» книга для чтения 1, 2, 3 класс. Пермь: Книж-
ный мир, 2017
4. Н.А. Князева «Краеведческие занятия в группе продлённого дня начальной шко-
лы», Пермь, 2009
5. Н.А. Князева «Экскурсионные занятия в группе продлённого дня», Пермь, 2009
6. Литература Прикамья: Хрестоматия для начальной школы/Составители Н.П.Пет-
рова, О.П.Суркова. – Пермь: «Книжный мир», 2000
7. Пермь от основания до наших дней: Исторические очерки /Науч.ред.М.Г.Неча-
ев.- Пермь: Книжный мир, 2000
8. Филатов С.В., Ардашов В.П. Геральдика Перми. Серебряный медведь на крас-
ном поле / Ред. Исаков Ю.Л., Чудинова М.В. – Пермь:ООО «Издательский дом «Типо-
графия купца Тарасова», 2008
9. Твоё Прикамье. Береги свой дом: эколого-краеведческая хрестоматия/Е.А.Чер-
ных, Т.В. Похожаева – Пермь: Пушка, 2001
10.
Интернет – ресурсы: Википедия, Пермская область. Электронная эн-
циклопедия.
1
Приложение
Вопросы для проверки уровня усвоения программного материала
1 класс
Проверочная работа 1
1.
Про какую страну говорят, что она страна света? (Россия)
2.
Продолжите фразы:
- светлое место в русском народе зовут … (русью)
- светловолосых парня и девушку называют … (русыми)
- цвет спелой ржи называют … (русым)
3. Объясните символику старинного герба Пермского края. (На флаге красного цвета изоб-
ражен медведь – в языческие времена главный почитаемым пермскими народами зверь. На спи-
не у него Библия – символ принятого православия. Флаг обрамляет лавровый венок – символ
славы. Венчает герб царская корона.)
4. Какой детали нет у современного герба? (царской короны)
5. Что означает слово «Пермь»? (в переводе с веппского «пера ма» - дальняя земля).
6. Назови три твоих имени (имя собственное, отчество и фамилия).
7. Что такое родословие? (Сведения о роде, приведённые в особом порядке).
Проверочная работа 2
1.
Кому принадлежат эти строчки?
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Всё летит. Должно быть, это
Пролетает наше лето. (Е.Ф. Трутневой)
2. Как вы понимаете строчки о поэте Б. Ширшове?
Нет, не сам я сошёл на причал.
В этот раз мы встречались не пылко.
Ты меня пронесла сквозь вокзал
На брезентовых узких носилках.
(Ширшов был ранен на фронте и его отправили лечиться в пермский госпиталь. Раненых
привезли на пароходе. Сам автор стихов не мог выйти с парохода, и его несли на носилках).
3. Что такое пейзаж? (изображение природы на рисунке или картине).
4. Какой человек писал пейзажи не только красками, но и словами? (А.Н. Тумбасов).
5. У кого из пермских поэтов есть сказочный дом с колокольчиком? (Л.И. Кузьмин).
6. Кто в нём живёт? (добрая фея и баба-яга)
7. Что они обозначают? (фея – добро, баба-яга – зло)
8. Кто из пермских поэтов имеет очень домашнюю фамилию? (А.М. Домнин)
Проверочная работа 3
1.
Какую великую реку Прикамья в её истоке может перешагнуть лягушонок? (Каму)
2.
Какие самые крупные реки Пермского края впадают в Каму? (Вишера, Чусовая)
3.
Какие пермские города стоят на Каме? (Березники, Усолье, Краснокамск, Оханск, Оса,
Чайковский)
4.
Какие птицы живут на пермской речке Данилихе зимой, а летом улетают? (утки)
5.
Какие растения называют голубыми глазами весны? (подснежники)
6.
Назови известные тебе подснежники и скажи, почему они так называются. (Сон-трава,
ветреница дубравная, ландыш майский. Подснежники начинают расти ещё под снегом. И как
только снежок растает, они поднимаются на своих длинных ножках).
Проверочная работа 4
1.
Какой праздник наш народ отмечает 9 Мая? (День Победы)
2.
Почему во время войны на заводах и полях работали дети? (Мужчины ушли на фронт.
В тылу работали женщины и дети, помогая ковать Победу)
3.
Что подарил юным рабочим за хорошую работу директор завода Солдатов? (по банке
варенья)
4.
Какую продукцию выпускали в ВОВ на пермских заводах? (пушки, бронекатера, снаря-
ды и прочее)
2 класс
Проверочная работа 1
1.
Назовите хвойные деревья пермского леса (ель, сосна, пихта, кедр).
2.
Какое дерево считалось священным у древних жителей Прикамья? (кедр)
3.
Назовите лиственные деревья пермского леса (берёза, осина, липа, дуб, клён, ольха).
4.
Какое дерево является символом России? (берёза)
5.
Назовите крупных зверей Прикамья (лось, медведь, олень, кабан).
6.
Назовите средних зверей Прикамья (рысь, волк, лиса, заяц).
7.
Назовите мелких зверей Прикамья (белка, соболь, ёж, бобр).
8.
Почему в старину Пермский край называли землёй огненной белки? (Путешественники
попадали в Прикамье летом. В это время в лесах водилось много рыжих белок, которые быстро
мелькали, прыгая с дерева на дерево. Казалось, что это языки пламени. А вот к зиме белочка
меняет цвет шкурки на серебристо-серый).
Проверочная работа 2
1.
Что означает в переводе с языка коми-пермяков слово «егошиха»? (медвежий лог)
2.
Какую деревню в устье речки Егошихи основал крестьянин Сергей Брюханов? (Брюха-
новку)
3.
В каком году начали строить Егошихинский медеплавильный завод? (1723)
4.
Кто был основателем завода и заводского посёлка? (Василий Никитич Татищев)
5.
В каком году Екатерина II подписала указ о превращении Егошихинского завода в гу-
бернский город Пермь? (в 1780 году)
6.
Назовите главную улицу Перми, названную в честь тракта, идущего в Сибирь. (Сибир-
ская)
7.
Назовите главную улицу Перми, названную в честь церкви (Покровская)
8.
Сколько лет исполнилось городу Перми в этом году?
Проверочная работа 3
1.
Назовите музей города Перми, где хранятся коллекции предметов быта, старинных фото-
графий, вещей, найденных при раскопках (краеведческий музей).
2.
Как называется художественный музей, где хранятся картины и другие предметы искус-
ства? (художественная галерея)
3.
В каком театре играют артисты и куклы? (кукольном)
4.
Как называется театр для детей? (ТЮЗ).
5.
В каком театре артисты поют и танцуют? (театр оперы и балета)
6.
Какой театр стоит на эспланаде в Перми? (драматический)
7.
Где дают представления не только люди, но и звери? (в цирке)
Проверочная работа 4
1.
Кто такой бурлак? (рабочий, который водил суда по реке, запрягшись в лямку)
2.
Назовите писателя, который в молодости работал бурлаком на Каме (Александр Никола-
евич Спешилов).
3.
Какую книгу для детей написал А.Н. Спешилов? («Сказки Прикамья»)
4.
Назовите писателя, у которого кот Васька в третий класс перешёл (Владимир Иванович
Воробьёв).
5.
Кто написал книгу про ленивого мальчишку Ивана? (Лев Иванович Давыдычев)
6.
Назовите главную детскую краевую библиотеку Пермского края (библиотека им. Льва
Ивановича Кузьмина).
7.
Назовите главную городскую библиотеку для взрослых (библиотека им. А.С. Пушкина).
8.
Назовите главную взрослую краевую библиотеку Пермского края (библиотека им. А.М.
Горького)
Проверочная работа 5
1.
Назовите высшее воинское звание в Советском Союзе (Герой Советского Союза).
2.
Сколько пермяков получили это высокое звание за свои подвиги? (более 200 человек)
3.
На каком памятнике помещены списки всех пермских героев? (мемориальная доска на
Доме Офицеров на ул. Сибирской)
4.
Назовите главную книгу, где описаны подвиги героев Советского Союза, родившихся и
живших в Перми («Золотые звёзды Прикамья»).
5.
Что такое эвакуация? (перемещение заводов и людей с территорий, которые может за-
хватить враг)
6.
Сколько предприятий было эвакуировано в Прикамье в годы ВОВ? (124)
7.
Какие культурные учреждения находились в Перми в эвакуации? (Кировский театр опе-
ры и балета и Русский музей из Ленинграда)
3 класс
Проверочная работа 1
1.
Что означает в переводе с вепсского языка «пера ма»? (дальняя земля)
2.
Назовите соседей Пермского края (Республика Коми, Удмуртия и Башкортостан, Ки-
ровская и Свердловская области).
3.
Назовите самую крупную реку Пермского края (Кама).
4.
Сколько в крае заповедников? (2)
5.
Сколько заказников? (20)
6.
Назовите заповедники Прикамья (Вишерский и Басеги).
7.
Назовите рукотворное море близ Перми (Камское)
8.
Сколько тысяч рек протекает в Прикамье? (30 тысяч)
Проверочная работа 2
1.
Сколько в Пермском крае городов? (25)
2.
Сколько в Пермском крае районов? (27)
3.
В каком городе есть музей ложки? (в Нытве)
4.
В каком городе есть музей эмалированной посуды? (в Лысьве)
5.
Какой город гордиться своими текстильными изделиями? (Верещагино)
6.
Какой город славиться на весь мир своими солями? (Соликамск)
7.
В каком городе есть музей купечества? (Кунгур)
8.
В каком городе есть солнечные часы? (Очёр)
Проверочная работа 3
1.
Сколько народов живёт в Прикамье? (более 80-ти)
2.
Назовите самый многочисленный народ (русские).
3.
Назовите фамилию тех людей, которым царь Иван IV приказал освоить земли Прикамья
(Строгановы).
4.
Назовите самого яркого собирателя русских сказок Прикамья (В. Сребренников).
5.
Как называется русский народный праздник встречи весны? (Масленица)
6.
Назовите главный весенний праздник татар и башкир (Сабантуй).
7.
Назовите главный весенний праздник народа коми (Сарчик – приносит весну)
Проверочная работа 4
1.
Как называется пермское искусство создания предметов с изображениями живот-
ных и человека из металла, дерева, бересты, кости, керамики, кожи, меха? (пермский звериный
стиль)
2.
Как называется коллекция деревянных пермских богов? (Пермская деревянная
скульптура)
3.
Как назывались иконы, созданные мастерами села Ильинское? (иконы строга-
новского письма)
4.
Назовите фамилию ведущего российского художника по камню (Анатолий Моисе-
евич Овчинников).
5.
Из какого камня пермские мастера делают маленькие статуэтки для украшения жи-
лища? (селенит, гранит, малахит, яшма)
6.
Как называется техника росписи по дереву в Пермском крае? (обвинская)
7.
В каком музее хранится большая коллекция прялок с обвинской росписью? (в му-
зее посёлка Ильинский)
Проверочная работа 4
1.
Кто из пермских писателей создал сказку «Топало»? (Ирина Христолюбова)
2.
Какой писатель только год жил и работал в Пермской газете «Звезда» (1925), а па-
мять о нём до сих пор жива? (Аркадий Гайдар)
3.
Чем знаменит Фёдор Граль? (Ф. Граль – один из первых врачей Перми)
4.
Чем знаменит Николай Воронцов? (создал царь-молот, который удивил всех на Па-
рижкой выставке)
5.
Чем знаменита Евгения Павловна Серебренникова? (первая женщина - офтальмо-
лог России)
6.
Чем знаменит Александр Германович Генкель? (один из первых профессоров
Пермского университета, создатель ботанического сада)
7.
Чем знаменит Александр Степанович Попов? (изобрёл радио)
8.
Кто изобрёл электросварку (Николай Гаврилович Славянов)
9.
Каких знаменитых пермяков вы ещё знаете?
Итоговая проверочная работа
Вариант 1
1)
В каком году был построен Егошихинский завод и посёлок при нём?
А) 1913
Б) 1825
В) 1723
2) кто является основоположником Егошихинского завода?
А) В. Татищев
Б) Н. Воронцов
В) К. Модерах
3) Какая книга изображена на спине медведя в гербе Перми и Пермского края?
А) Русские народные сказки
Б) История России
В) Библия
4) Слово «Пермь» с вепсского языка переводится как …
А) северный край
Б) дальняя земля
В) медвежий угол
5) Одним из главных притоков Камы является …
А) река Тобол
Б) река Чусовая
В) река Серебрянка
6) Священным деревом древних пермяков был …
А) кедр
Б) дуб
В) тополь
7) Автор колокольни Спасо-Преображенского монастыря в Перми:
А) И. Свиязев
Б) В. Потапенко
В) А. Турчевич
8) В каком пермском музее хранится коллекция медных бляшек, выполненных в пермском
зверином стиле?
А) художественная галерея
Б) музей Н. Свиязева
В) краевой музей
9) Какого театра нет в Перми?
А) драматический театр
Б) театр сатиры
В) театр оперы и балета
10 ) Какой пермский писатель создал военную повесть «Есть так держать!»
А) Б. Ширшов
Б) О. Селянкин
В) Н. Домовитов
11) Какой пермяк прославил на весь мир русский балет?
А) С. Дягилев
Б) А. Раменский
В) П. Серебренников
12) Чьё имя носит главная библиотека Прикамья?
А) А. Гайдар
Б) А. Пушкин
В) А. Горький
13) Где в Перми находится главная мемориальная доска, посвященная Героям Советского
Союза?
А) на Доме офицеров
Б) в краевом музее
В) на городской эспланаде
14) Кто был инициатором открытия в Перми учительской семинарии?
А) А. Раменский
Б) Ф. Граль
В) П. Серебренников
15) Кто из пермских поэтов был фронтовиком?
А) В. Радкевич
Б) А. Решетоа
В) Б. Ширшов
Вариант 2
1) В каком году Егошихинский посёлок был преобразован в губернский горд Пермь?
А) 1781
Б) 1917
В) 1861
2) По приказу какого царя заводской посёлок Егошиха был превращен в губернский город
Пермь?
А) Николая II
Б) Петра I
В) Екатерины II
3) Какое животное изображено на гербе Перми и Пермского края?
А) олень
Б) лиса
В) медведь
4) Одно из значений слова «егошиха» в коми-пермяцком языке:
А) берёзовый овраг
Б) солнечная долина
В) медвежий лог
5) Одним из главных притоков Камы является …
А) Ока
Б) Вишера
В) Клязьма
6) Символом России является …
А) ольха
Б) сосна
В) берёза
7) Автор ротонды в Горьковском саду …
А) В. Потапенко
Б) А. Турчевич
В) И. Свиязев
8) В каком музее хранится коллекция «Пермская деревянная скульптура»?
А) художественная галерея
Б) музей пермской нефти
В) музей кукол
9) Какого театра нет в Перми?
А) драматический театр
Б) кукольный театр
В) театр оперетты
10) Кто из пермяков был учителем М. Лермонтова?
А) А. Пушкин
Б) А. Некрасов
В) А. Мерзляков
11) Какой пермский писатель в молодости был бурлаком?
А) Ф. Решетников
Б) А. Спешилов
В) Е. Пермяк
12) Писатель, имя которого носит Пермская краевая библиотека для детей:
А) Л. Кузьмин
Б) Л. Давыдычев
В) В. Воробьёв
13) В какой книге собраны очерки о пермяках – Героях Советского Союза?
А) Золотые звёзды Прикамья
Б) История Перми
В) Западный Урал – фронту (сборник документов)
14) Кого в 1903 году назвали лучшим лесничим России?
А) Ф. Теплоухова
Б) А. Генкеля
В) А. Раменского
15) Сколько самолётов сбил Герой Советского Союза лётчик-ас А.И. Покрышкин?
А) 10
Б) 25
В) 59