Авторы: Мелешина Мария Васильевна, Мария Васильевна Мелешина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ Детский дом №5
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экологическое воспитание детей"
Раздел: начальное образование
Форма занятия: Экологическая игра.
Цель:
воспитание
бережного
отношения
к
природе,
посредством
использования игровых форм работы с детьми.
Задачи:
Образовательная: расширить понимание сущности экологических проблем;
Развивающая: способствовать развитию познавательных способностей;
Воспитательная: стремиться воспитывать экологическую культуру.
Оборудование:
проектор,
ноутбук,
бильбоке,
обручи,
кегли,
мягкие
игрушки, шапочки врача, медицинские инструменты,
магнитная доска,
листы А3, карандаши, 3 сырых яйца, соль, 2 банки, ложка, корзина с
угощениями, изделия из пластика, письмо.
Время проведения: 16:00.
Подготовительный этап: изготовление игры бильбоке, заготовки рисунков
стволов деревьев на листах А3.
Ход занятия:
1.
Начало занятия.
Приветствую Вас, дорогие друзья! Нам пришло очень тревожное письмо. Я
обеспокоена
и
хочу
вам
его
прочитать.
Послушайте.
«Здравствуйте, обитатели планеты Земля! Мы — гости из будущего. Обращаемся
к вам за помощью. На нашей любимой планете Земля возникла экологическая
катастрофа
глобального
масштаба,
в
последствие
развития
цивилизации
загрязнены атмосфера, почва, вода. Поэтому мы обращаемся к вам с просьбой о
помощи. Попробуйте научиться жить в согласии с природой, не нарушать её
законов и порядка, разумно использовать её богатства, чтобы сохранить нашу
планету
для
будущих
поколений!»
—
Ну
что,
ребята,
поможем
нашим
гостям
из
будущего?
Для этого я предлагаю вам принять участие в экологической игре, в течение
которой, вам нужно преодолеть препятствия и испытать свои силы в различных
конкурсах. ЭКОЛОГИЯ — наука о доме, которая изучает нашу удивительную
планету и учит нас, как жить в этом доме.
II. Основная часть.
Просмотр мультфильма. «Фикси-советы. Чему учит экология?»
Воспитатель: Ребята, что вы видите (ответы детей). Это пластик.
Просмотр мультфильма «Фиксики. Пластик».
Воспитатель: Посмотрите, я тоже дала вторую жизнь пластику и создала
игру, которая называется Бильбоке, в которую мы сейчас поиграем.
Просмотр видео «Пожар в лесу».
Воспитатель: Мчатся звери, кто куда:
«К нам пришла беда, беда!»
Загорелся старый лес,
Вьется пламя до небес.
Едкий дым стоит столбом,
Все трещит, горит кругом…
Страшно бедному совенку,
Страшно белке и лисенку.
Волк боится, все бегут.
А огонь уж тут как тут.
«Что же делать нам, друзья?
Ведь с огнем шутить нельзя!»
Если лес не потушить,
Где же звери будут жить?
Воспитатель: Ребята, кто виноват в том, что случился пожар в лесу? Чего никогда
нельзя делать детям без взрослых?
Ответы детей.
Воспитатель: - Зажигать огонь без взрослых нельзя нигде и никогда – ни в
лесу, ни дома, иначе может случиться несчастье. Если дети видят, что где-то
начался пожар, они должны немедленно сообщить об этом взрослым.
- Позвонить 01 или 112
- Четко объяснить, что случилось
- Назвать фамилию
- Назвать точный адрес
- Назвать причину вызова (что горит).
А сейчас я предлагаю поиграть в игру, в которой мальчики будут
пожарными, а девочки - врачами. Чтобы спасти животных, пожарные должны
преодолеть полосу препятствий. Преодолевая препятствия, они приносят
пострадавших зверей в больницу. Там их лечат внимательные врачи.
Воспитатель: При пожаре погибают животные, многие из которых, занесены
в Красную книгу. Ребята, а кто знает, что такое Красная книга?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте посмотрим, а знаете ли вы животных, которые
отличаются от других своими особенностями.
Показ презентации «Самый-самый».
Воспитатель: Молодцы ребята!
Воспитатель: Сейчас вас ждет шуточный конкурс. Совсем скоро праздник -
Новый год и мы будем петь песни и водить хоровод, а ведь звери наверное тоже
празднуют этот праздник и поют песни своими голосами, давайте попробуем
спеть песню «В лесу родилась елочка» их голосами.(ворона, собака, лягушка,
кошка, мышка, корова, воробей, баран)
Воспитатель: В пожаре, кроме животных, погибают деревья, а ведь одно
дерево за год способно очистить воздух от 27 килограммов загрязнений.
Поверхность листьев захватывает находящиеся в воздухе частицы пыли и
удаляют их из воздуха. В жаркое время года деревья снижают температуру на 2
градуса. Большинство деревьев выделяют летучие вещества, которые способны
уничтожать болезнетворные микробы.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы проверим, как хорошо вы умеете рисовать.
Вам будет нужно нарисовать крону дерева, которая соответствует времени года,
написанному на карточке.
Дети рисуют.
Воспитатель: На картинке изображен земной шар, мы можем увидеть, что 25
процентов занимает суша, а оставшиеся 75 процентов составляет водная
поверхность. И лишь 3 процента от всей воды - пресная вода. Ребята, а вы знаете,
чем отличается пресная вода - от соленой?
Ответы детей.
Воспитатель:
Давайте мы с вами сейчас это проверим.
Опыт «Плотность воды»
Цель: расширить знания детей о свойствах воды.
Оборудование:
- 2 пол-литровые банки с чистой водой и 1 пустая литровая банки;
- 3 сырых яйца;
- поваренная соль;
- ложка для размешивания.
Берем банку с чистой (пресной) водой. Что случится с яйцом, если его
опустить в воду? Оно утонет, потому что тяжелое. Аккуратно опукаем сырое
яйцо в воду. Оно действительно утонуло. Берем вторую банку и добавляем туда
2-3 столовые ложки поваренной соли. Опускаем в получившуюся соленую воду
второе сырое яйцо. Оно плавает. Соленая вода плотнее пресной, поэтому яйцо не
утонуло, вода его выталкивает. Именно поэтому в соленой морской воде легче
плавать, чем в пресной воде реки. А теперь положим яйцо на дно литровой
банки. Постепенно подливая воду из обеих маленьких банок, можно получить
такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет
держаться, как подвешенное, в середине раствора. Подливая соленой воды, мы
добьемся того, что яйцо всплывет. Подливая пресную воду – того, что яйцо
будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга.
Вывод: соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые
тонут в пресной воде. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем
в пресной воде реки. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде,
тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная,
что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
Воспитатель: Ребята, мне кажется, вы немного засиделись, поэтому давайте
поиграем с вами в очень интересную игру, а называется она «Прилетели птицы!».
Я сейчас буду называть только птиц – но если вдруг ошибусь, и вы услышите,
что-то другое, то вы будете топать ногами или хлопать руками, договорились?
Итак, начинаем:
Прилетели птицы
Голуби, синицы
МУХИ и стрижи….
Прилетели птицы:
Голуби, синицы
Аисты, вороны
Галки, МАКАРОНЫ…
Начинаем снова
Прилетели птицы:
Голуби, КУНИЦЫ…
Прилетели птицы
Голуби, синицы
страусы, чижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы
Чибисы, чижи
Галки и стрижи
КОМАРЫ, кукушки…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки
Лебеди, скворцы
Все вы молодцы!
Воспитатель: Ребята, вы все молодцы. В итоге нашего занятия, я хочу
прочитать вам стих. (Читает стих.)
Литература
1. Аголарова П.И. Игры - соревнования в экологическом образовании
школьников. // Начальная школа. - 2007. - №12.
2. Алексахина Е.М., Долгачева В.С. Методические рекомендации к работе по
экологическому образованию и воспитанию младших школьников. - М.,
1996.
3. Ананьева С.Г., Шахмотова С.А. Экологический КВН. // Начальная школа. -
2007. - №2.
4. Анашина А.В. Они могут принести немало бед! // Начальная школа. - 2006.
- №8.
5. Бабакова Т.А. Технология краеведения в экологическом образовании. //
Экологическое образование, 2001, №1.
6. Базулина И.В. Развитие экологической культуры под открытым небом. //
Начальная школа. – 2005. - №12.
Приложения