Напоминание

Начальный этап обучения игре на шестиструнной гитаре


Автор: Цыплаков Евгений Олегович
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБУ ДО
Населённый пункт: с.Святославка
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Начальный этап обучения игре на шестиструнной гитаре
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

тема:

«Начальный этап обучения игре на шестиструнной

гитаре»

Начальный этап имеет очень важное значение в обучении ребенка игре на

шестиструнной гитаре (впрочем, как и на любом другом инструменте).

Именно на начальном этапе закладываются азы музыкального мастерства, а

ошибки начального обучения приходится исправлять долгие годы.

Объектом исследования является метод обучения игре на гитаре.

Предметом исследования является начальный период обучения.

Цель

данной

работы:

исследовать

начальный

этап

обучения

на

шестиструнной гитаре для того, чтобы проследить и раскрыть важнейшие

методические и репертуарные стороны этого процесса.

Для этого решается ряд задач: последовательно раскрываются вопросы

посадки за инструментом, постановки правой и левой руки на инструменте,

свободы

игровых

движений,

техники

звукоизвлечения,

создается

последовательная репертуарная цепочка.

Начальному

этапу

обучения

на

шестиструнной

гитаре,

уделено

значительное внимание, но все же в методике обучения на этом этапе до сих

пор имеются противоречия и достаточно широкий спектр подходов к

решению этой проблемы.

В

работе

использованы

теоретические

положения

музыкальной

психологии, теории и методики игры на гитаре. Применены общенаучные

методы исследования.

Ребенок к 6 годам представляет собой достаточно сформировавшуюся

социальную личность: отдает себе отчет в том, какое место среди людей

занимает и какое может занять, умеет строить отношения со взрослыми и

сверстниками. Мотив «я должен» начинает все более проявляться.

Одним из итогов психического развития дошкольника является его

готовность к обучению в школе. Каждый шестилетний ребенок уже имеет

отчетливо

выраженные

личностные,

индивидуальные

черты,

мотивы

поведения и жизненную позицию. Познавательные возможности детей этого

2

возраста таковы, что они уже могут начать систематическое обучение в

школе.

У

шестилетнего

ребенка

достаточно

развиты

внимание,

память,

воображение. Он легко переключает свое внимание, запоминает лучше то,

что

производит

на

него

впечатление;

воображение

его

связано

с

впечатлениями. Речь дошкольника тоже достаточно развита. Он может

объяснить содержание игры, в которой участвовал, построить рассказ по

картинке, выразительно прочитать небольшое стихотворение. Его мышление

носит еще образный характер, но он уже может понять и отвлеченные

суждения.

Все психические процессы детей 6 лет постепенно становятся все более

управляемыми.

Особенно

эффективно

это

происходит

в

специально

организованных условиях.

Интеллектуальная

готовность

детей

рассматриваемого

возраста

к

обучению в школе предполагает развитие у них познавательных процессов,

наличие необходимого объема знаний, усвоенных в системе.

В младшем школьном возрасте происходит равномерное физическое

развитие ребенка, вплоть до подросткового возраста. Продолжается рост и

созревание костей скелета, хотя скорость этих процессов не одинакова у

разных детей. Мышцы становятся крепче и сильнее, соответственно

увеличиваются физическая сила и выносливость, как мальчиков, так и

девочек.

Более эффективно функционируют лобные доли головного мозга,

управляющие процессами мышления и других психических функций. Эти

изменения

позволяют

ребенку

включаться

во

все

более

сложную

деятельность, требующую высокой координации движений. Двигательная

деятельность в этот период интенсивно развивается. Важным фактором

физического развития ребенка является состояние здоровья, которое по-

зволяет детям более активно заниматься как физическим, так и умственным

трудом.

3

Большинство детей психологически подготовлены к школе, и они идут в

школу с радостью. Эта внутренняя позиция ребенка помогает ему быстро

принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм

отношений

с

товарищами,

распорядка

дня.

Ведущей

деятельностью

младшего школьника становятся учение, существенно изменяющее мотивы

его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных

интересов и нравственных сил. Он постепенно включается в трудовую

деятельность. Игра, хотя и продолжает занимать важное место, тем не менее,

теряет свою главенствующую роль в развитии его личности.

В процессе учебной деятельности происходят изменения ученика, прежде

всего на уровнях общего и умственного развития: в знаниях, навыках,

умениях, обучаемости, в сформированности отдельных сторон учебной

деятельности, в характере умственных операций, особенностях личности —

он становится учеником, школьником.

Атмосфера новизны и праздничности первых дней пребывания в школе

определяет позитивное отношение детей к учебе и создает благоприятные

условия для начала обучения. Но младший школьник по преимуществу

живет сегодняшним днем. В связи с этим большое значение в учебном

процессе придается постановке ближних и дальних целей. Тем более что

первоначально

мотивы долга и

ответственности первоклассником

не

осознаются,

хотя

все

требования

и

задания

учителя,

как

правило,

выполняются. Педагогу необходимо формировать ответственное отношение

школьника к учению, которое должно проявляться в его умении сознательно

подчинять свои действия более важным целям и задачам.

Труд

младшего

школьника

приобретает

характер

развернутой

деятельности,

состоящей

из

ряда

действий.

Выделение

труда

в

самостоятельную, ответственную деятельность изменяет его характер и

содержание.

По мере включения ребенка младшего школьного возраста в учебную,

трудовую и общественную деятельность происходит дальнейшее развитие

4

его психики, формируются основные психологические новообразования:

абстрактное мышление, произвольность и управляемость психических

процессов, рефлексия, самоконтроль, самооценка.

Первоклассник еще не может управлять своим вниманием и часто

оказывается во власти внешних впечатлений. Хотя произвольность внимания

и восприятия формируется уже в дошкольном возрасте, младший школьник

не умеет управлять этими процессами, он пока не способен самостоятельно

анализировать тот или иной предмет. У него преобладает непроизвольное

внимание. Это приводит к тому, что учащийся все свое внимание обычно

обращает на отдельные бросающиеся в глаза предметы, их признаки. Часто

ученик

не

может

сосредоточить

свое

внимание

на

чем-либо

из-за

недостаточного развития мышления. Поэтому развитие мышления и познава-

тельных интересов способствует развитию внимания младшего школьника, а

впоследствии

формированию

внимательности

как

важному

качеству

личности.

Большие изменения происходят в психических процессах, связанных с

памятью.

Младшие

школьники

начинают

пользоваться

мыслительной

операцией воспроизведения при заучивании наизусть (в основном с опорой

на текст). К припоминанию прибегают реже, так как оно связано с особым

умственным напряжением.

Со временем дети при воспроизведении учебного материала осваивают

такие логические операции, как систематизация, обобщение, что приводит к

более свободному и связному изложению мыслей. Конкретно-образный

характер памяти младших школьников наиболее ярко проявляется в работе с

текстом.

Основное направление в развитии воображения младшего школьника —

это

переход

ко

все

более

адекватному

и

полному

отражению

действительности на основе соответствующих знаний.

Ко 2 классу детское воображение становится более реалистичным, что

обусловливает развитие критического мышления.

5

Изменяется общий характер эмоционально-чувственных переживаний

младшего школьника в условиях учебной, трудовой, игровой деятельности.

Доброжелательный стиль общения, поддерживаемый учителем в учебно-

воспитательном процессе, передается и ученику. Ранее наблюдавшиеся им-

пульсивность,

несдержанность

чувств,

повышенная

эмоциональность

уступают место осознанности в проявлении эмоций и чувств, устойчивости

эмоциональных состояний.

С поступлением в школу изменяется и образ жизни ребенка в целом,

меняется ее режим, складываются новые отношения с окружающими

людьми, прежде всего с учителем.

У некоторых детей возникает желание подражать хорошему поведению

товарищей и порицать плохое.

Основные особенности личности младшего школьника:

► Доверие к учителю. Послушание.

►► В процессе учения.

►► В повседневном поведении.

► Высокая внушаемость и подражательность.

►► Может иметь положительный эффект в формировании личности, в

усвоении учебного материала.

►► Может иметь отрицательный эффект. Поверхностность восприятия

явлений.

► О каких-либо сложностях и трудностях не задумываются.

►► Игровое отношение к познанию позволяет им легко овладеть новым

опытом, приобщиться к жизни взрослых.

► Большая впечатлительность (во власти яркого факта или образа).

►► Старается быть ближе к тому, что заинтересовало.

►► При возможности берет заинтересовавший предмет в руки, внимательно

рассматривает.

►► Но стремления проникнуть в сущность явления,

вскрыть его причину заметно не проявляется.

6

►► Затрудняется выделять главное. Легче — дословное воспроизведение.

► Повышенная реактивность, готовность к действию.

►► Реализуется на уроке:

— быстро поднимает руку;

— нетерпеливо выслушивает;

— стремится ответить.

В младшем школьном возрасте учеба является основным видом

деятельности ребенка, а главным ее мотивом — мотив получения высоких

оценок. Высокая оценка обеспечивает школьнику соответствующий статус в

классе. Учитель становится очень значимым взрослым, которого ученик

очень уважает.

Таким образом, учеба является залогом благополучия ученика, предметом

его гордости, что соответствует определенному этапу развития его как

личности.

Какой должна быть общая стратегия поведения родителей в целях

помощи детям для их более успешного обучения?

Родители должны:

► установить отношения с детьми, характеризующиеся большой теплотой,

заботой и любовью;

знать реальные возможности своих детей и вселять в них веру в

успешную учебу и карьеру (в будущем);

► побуждать детей к выполнению школьных заданий и дополнительных

задач;

► контролировать детей, но контроль должен быть не авторитарным, а

скорее авторитетным (как проявление родительского внимания);

► внимательно выслушивать детей, подавать пример доброжелательного

общения;

► поддерживать интерес детей к познанию, обсуждать вместе с ними

прочитанные книги, показывая пример собственного интереса к знаниям и

учению.

7

Чтобы подготовить ребенка к обучению в школе, надо:

► формировать готовность и желание учиться;

► организовывать жизнь и деятельность ребенка по подготовке его к школе;

► сотрудничать с детьми в разных видах деятельности;

► осуществлять индивидуальный подход к детям;

► контролировать психическое развитие детей 6—7 лет;

► пропагандировать психолого-педагогические знания среди родителей.

К 6—7 годам складываются и сохраняются в своей индивидуальной

специфике следующие ценностные потребности:

► заниматься общественно-значимой деятельностью (учение);

► в общении со сверстниками;

► в достижении результата деятельности;

► в самоутверждении через отношение к себе окружающих и через качество

выполняемой работы.

Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе включает:

► желание узнать новое;

► умение организовать рабочее место и поддерживать его в порядке;

► способность преодолевать трудности;

► способность достигать результата своей деятельности;

► умение вступать в контакт с новыми людьми;

► сформированность элементарных учебных навыков (умение учиться);

► развитие психических процессов;

► развитие сенсорной сферы, речи, мышления;

► знания, усвоенные в системе.

Составными компонентами психологической готовности к школе

являются личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая.

Нормальный, здоровый ребенок обычно любознателен, пытлив, открыт

для внешних впечатлений и воздействий; почти все его интересует,

привлекает внимание. Этим «рычагом», созданным самой природой, следует

постоянно пользоваться в обучении вообще и на музыкальных занятиях в

8

частности. Музыка может изображать окружающий мир, людей, животных,

разнообразные явления и картины природы; она может веселить или

печалить, под нее можно танцевать, маршировать, разыгрывать разные

сценки

«из

жизни»

и

т.д.

Преподавателю

надлежит

раскрывать,

иллюстрировать

выразительно-изобразительные

возможности

музыки,

формировать и развивать способность воспринимать музыкальные явления.

Здесь практически необозримый простор для различных приемов и

способов преподавания, для тех или иных методических «подходов» к

учащимся. Выдумка, творческая фантазия и изобретательность учителя-

музыканта ничем не ограничены, кроме, естественно, здравого смысла,

практической целесообразности и профессиональных действий педагога. В

любом случае, если ему удастся вызвать интерес учащихся — и не только

вызвать, но и поддерживать его в течение нужного времени, — необходимые

предпосылки для успеха будут созданы.

Большую роль в работе с детьми играет слово учителя, живая и меткая

характеристика музыкальных явлений, «событий», процессов и т.д. Слово,

если оно найдено удачно, во многом активизирует восприятие ребенка,

способствует

адекватному

пониманию

музыки,

усиливает

ценностно-

ориентировочную деятельность школьников. Впрочем, не следует забывать и

о том, что чрезмерное увлечение словом может не столько приблизить

ребенка к музыке, сколько увести от нее. Мера нужна и в этом отношении;

причем опасно даже не многословие, а «лишнесловие».

Дети эмоционально реагируют на самые яркие моменты в музыкальном

развитии — музыкальные темы, динамически и тембрально подчеркнутые

моменты и др.

Существует достаточно психологических и педагогических оснований

считать, что потенциал творчества несет в себе каждый ребенок, что

творчество как таковое — норма истинно человеческого существования. И

это можно считать скромным аналогом святоотеческого откровения о том,

что именно дар творчества — главная «метка» богоподобия человека.

9

Кроме общей психологической готовности ребенка к новым условиям

жизнедеятельности важна так же и физическая готовность к школе.

10



В раздел образования