Автор: Квешон Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Гендерное воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование
1
Гендерное воспитание дошкольников.
Квешон Татьяна Владимировна
воспитатель первой квалификационной категории
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о
настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и
эффективной социализации личности. Целенаправленное гендерное
воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте,
повлияет на развитие ребенка существенно
.
Психологи
и
педагоги
подчёркивают,
что
развитие
гендерной
устойчивости происходит под влиянием социокультурных норм. Гендерные
роли осваиваются ребёнком на основе родительского примера. Мать в семье
выступает образцом женственности, мягкости, красоты. Отец – образцом
силы, заботы, мужественности.
«Настоящий мужчина», «настоящая женщина»… С появлением в семье
сына
или
дочери
каждый
родитель
стремится
воспитать
его
или
её
в
соответствии с образом мужественности или женственности. Мальчика мы
хотим видеть сильным, целеустремлённым защитником, девочку же – милой,
хозяйственной, хорошей матерью
в
будущем. Таким
образом,
гендерное
воспитание детей начинается буквально с рождения.
Наблюдая за играми детей дошкольного возраста хорошо видно, как
девочки, играя в дочки-матери, укладывают кукол спать, готовят обед, лечат,
а мальчики устраивают гонки игрушечными машинками, строят башни и
гаражи,
стреляют
из
пистолетов
они
во
многом
копируют
черты,
свойственные
своим
родителям,
ведь
отношения,
сложившиеся
между
матерью и отцом, очень значимы для формирования гендерных установок
детей. Поэтому одна из важных задач родителей – быть личным примером,
проявлять заботу, любовь, уважение и доверие друг к другу.
Проблема
воспитания
и
обучения
детей
в
соответствии
с
определёнными
социально-психологическими
характеристиками
их
пола,
которые сложились в обществе является актуальной задачей педагогической
работы с дошкольниками.
Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и
развития ребёнка с
учётом принадлежности к
определённому полу.
Оно
направлено на:
освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,
освоение
культуры
взаимоотношений
со
своим
и
противоположным
полом,
овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.
Влияние гендерного подхода на воспитание и развитие дошкольников очень
велико. У детей формируются:
гендерно-ориентированное поведение;
2
навыки
гендерной
идентичности
и
гендерной
социализации
дошкольников;
нравственные качества, принятые в обществе;
развиваются коммуникативно-речевые навыки;
развиваются мышление, память, воображение.
Конечно,
в
первую
очередь
родителям
и
воспитателям
необходимо
учитывать такие психологические особенности, заложенные
природой
как особенности нервной системы и черты характера ребёнка. Например,
девочка может быть неугомонной заводилой и сорвиголовой, а мальчик –
спокойным, тихим
и робким.
Но при этом
развивать
и те
качества,
которые будут необходимы в будущем для выполнения гендерной роли.
Современная
ситуация
требует
от
девочки
проявления
не
только
традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого
отношения к окружающим), но и решимости, инициативности, умения
отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя
воспитывать
только
мужские
качества,
потому
что
действительность
потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.
Будет
прекрасно,
если
девочка,
вырастая,
сможет
быть
мягкой,
милой,
нежной в семье и амбициозной, настойчивой в карьере. Или мальчик
будет целеустремлённым, активным, но при этом со спокойным, добрым
и отзывчивым нравом.
В психологии были проведены многочисленные исследования гендерных
различий,
в
результате
которых
были
выявлены
социально-
психологические
особенности,
свойственные
представителям
противоположных
полов.
Эти
гендерные
различия
необходимо
принимать
во
внимание,
воспитывая
и
обучая
детей
дошкольного
возраста и уже с раннего возраста ориентироваться на принадлежность к
определённому полу:
у
девочек
раньше
формируется
словесно-логическое
мышление,
у
мальчиков же главенствует образно-эмоциональная сфера;
у девочек лучше способности к общению и коммуникации;
у мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое;
девочки более склонны к послушанию, чем мальчики.
у
мальчиков
чаще
встречаются
отклонения
от
нормы,
как
в
отрицательную, так и в положительную сторону.
девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики.
у мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего
мира,
девочкам
же
достаточно
маленького
уголка,
где
они
могут
тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик.
девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на
раскачивание,
прежде
чем
приступить
к
заданию
и
когда
мальчики
достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и
снижают темп.
3
в оценке результатов мальчикам нужна конкретика, для девочек же более
значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна
похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.
мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы,
потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций.
Мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат,
по-разному
говорят
и
молчат,
чувствуют
и
переживают,
по-разному
воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное — по-разному
осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. Поэтому их ни в коем
случае нельзя воспитывать одинаково.
К сожалению, в самый ответственный период формирования гендерной
устойчивости девочки и мальчики подвергаются исключительно женскому
влиянию: дома
–
мама или бабушка (как правило),
а
в
детском саду
-
женщины-воспитатели.
В
результате
для
многих
мальчиков
гендерная
устойчивость формируется без участия мужчин.
А как же наше одинаковое воспитание маленького сына и маленькой
дочки?
Да
нет
одинакового
воспитания!
Мы,
взрослые,
интуитивно
чувствуем разницу в их психике. И немного по-разному разговариваем с
мальчиком и девочкой, используем немного отличающиеся жесты и мимику.
Из беседы с родителями я узнала, что они чаще ругают мальчиков и
более ласковы с девочками. Видимо, их раздражает «излишняя» подвижность
мальчиков и их выраженная поисковая активность (всюду лезут, все ломают
и портят). То есть на половые различия в психике детей они реагируют
разным к
ним
отношением. На
вопрос, как
вы
поощряете детей,
мамы
мальчиков отвечали почти всегда одинаково: словом. А мамы девочек, кроме
добрых, хороших, радостных слов, используют другие виды поощрения: они
делают маленькие подарки, устраивают неожиданные праздники, поцелуют,
обнимут, погладят по головке.
В нашей игровой деятельности мальчики стремятся к независимости:
они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя
и матери. А
у наших девочек более приемлема взаимозависимость:
они
обретают собственную индивидуальность в своих социальных связях. Для
игр
мальчиков
более
характерна
групповая
деятельность,
игры
девочек
происходят
в
меньших
по
размеру
группах.
В
этих
группах
меньше
агрессивности,
больше
взаимности,
здесь
чаще
подражают
взаимоотношениям взрослых, а разговоры более доверительные и интимные.
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития
личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального
опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные
виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и. т. д.),
но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных
особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть
перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить
4
их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и
индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
Именно
в
сюжетно-ролевой
игре
происходит
усвоение
детьми
гендерного поведения, поэтому подбору
материалов и
оборудования для
игровой деятельности девочек и мальчиков я уделяю особое внимание.
При
организации
развивающей
среды
обращаю
внимание
на
следующее:
привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью
привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов
женского и мужского поведения;
достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки
воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
наличие
атрибутики
и
маркеров
игрового
пространства
для
игр
–
«путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность
проиграть мужскую модель поведения.
Когда
у
игрушек
привлекательный
вид,
гораздо
проще
вызвать
у
девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими
игрушками я побуждаю детей
выражать по
отношению к игрушке свои
чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза
Учитывая,
что
мальчики
в
игре
развиваются
физически,
учатся
регулировать свою силу, я предоставляю им больше пространства для игр.
Девочкам
для
игр
требуется
небольшое
пространство,
желательно,
чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще
всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было
достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как
у
девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких
игрушек, атрибутов к играм.
С
целью
формирования
представлений
о
полоролевых
моделях
поведения в физическом воспитании я подбираю упражнения только для
мальчиков
или
только
для
девочек:
например,
мальчики
работают
на
рукоходе, а девочки – с лентами; девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10
раз; девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые. При расстановке и
уборке снарядов девочки всегда
расставляют
и
убирают только мелкий,
легкий инвентарь, а
мальчики группкой в
несколько человек
–
тяжелое
оборудование.
Дети усвоили, что при наведении порядка в группе мальчики берут на
себя
более
тяжёлую
работу:
носить
и
расставлять
стульчики, собирать
конструктор, ставить
в
гараж
машины,
а
аккуратно
расставить
посуду,
застелить кукольную кровать, одеть кукол – это забота девочек. Я не устаю
повторять мальчикам, что они сильные, храбрые, мужественные как папы,
называю их защитниками, рыцарями, героями, а девочки красивые, нежные
ласковые, добрые как мамы.
Я стараюсь видеть в детях мальчиков и девочек и дифференцировать
педагогический
процесс
в
соответствии
с
этим.
Учитывая
эту
5
разделительную
тенденцию,
провожу
тематические
игры
с
подгруппами
детей. Для мальчиков: «Отважные путешественники», «Охотники», «Юные
матросы», «Разведчики», «Строители». Для девочек:
«Из жизни цветов»,
«Хозяюшки»,
«Кошечки»,
«Кукольный
магазин»,
«Танцуют
все»
и
др.
Подобный подход мы
учитываем и
в
подвижных играх:
например,
для
мальчиков
«Водолазы»,
«Пожарные»,
«Автогонщики».
Для
девочек:
«Пчелки», «Бабочки», «Рыбки», и т.д.
Считаю, что мальчики, как будущие мужчины, в личных проявлениях
не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и
«железные»
мускулы.
Они
должны
быть
добрыми,
мягкими,
чуткими,
проявлять заботу по отношению к другим людям, родным и близким.
А
девочки,
как
будущие
женщины,
помимо
традиционно женских
качеств должны быть активными инициативными, уметь отстаивать свои
интересы.
Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей
во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого
ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми
ребенок постоянно сталкивается в семье.
Гендерный подход находит свое отражение в нашей группе и при
воспитании
культурно-гигиенических
навыков.
На
дверях
туалетной
комнаты
имеются
таблички
с
условными
знаками,
которые
позволяют
определить, куда войти мальчикам, а куда девочкам.
В
группе
мной
оформлен
стенд
«Играют
дети»,
проводятся
консультации для родителей: «Мальчики и девочки – разные миры», « Как и
во что играют мальчики и девочки », «Играйте вместе с детьми», «Сюжетно-
ролевая игра
в
семье».
Совместно
с
детьми
и
родителями
оформлены
альбомы
«Наши
мамы
на
работе»,
«Наши
папы
на
работе».
Дети
с
любопытством
их
рассматривают,
показывают
сверстникам,
передают
полученные от родителей знания, с гордостью сообщая: «Это моя мама!»,
«Это
мой
папа!».
А
так
же
картотеки
потешек,
игр
по
гендерному
воспитанию, сюжетно-ролевых игр, библиотека книг со сказками, настольные
театры, консультации для воспитателей
,
памятки для родителей.
Включаясь
в
образовательную
деятельность,
родители
моих
воспитанников организуют мастер-классы по изготовлению атрибутов для
сюжетно-ролевых игр: «Спасатели», «Моряки», «Дорожные движение» —
мальчикам; «Салон красоты», «Дочки-матери», «Поликлиника», «Магазин»,
куклы, наряды и предметы домашнего обихода — девочкам.
Моя работа по созданию в группе условий, способствующих гендерной
социализации
детей,
имеет
положительные
результаты.
Родители
воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного
пола; у детей расширился кругозор, увеличился объем знаний о содержании
социальных
ролей мужчины и
женщины,
повысился
интерес
к
близким
людям,
их
взаимоотношениям,
стало
обычным
проявление
внимания,
вежливости
по
отношению
друг
к
другу. Шире
стали
представления
о
6
разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый
голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и
любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой,
а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и
с воображением.
Воспитывая
ребёнка,
важно
знать
и
учитывать
отличительные
особенности мальчиков и девочек. Необходимо понять и принять наших
мальчиков и девочек такими, какие они есть, такими разными и по-своему
прекрасными.
Удастся
ли
сохранить,
раскрыть,
развить
эти
задатки,
не
навредить, не сломать — зависит только от нас с вами, ведь прежде всего
любому ребёнку необходима родительская любовь, безусловное принятие и
уважение. Это поможет ему наиболее полно раскрыть заложенный природой
потенциал и вырасти настоящим Человеком.