Напоминание

Гендерное воспитание дошкольников


Автор: Квешон Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Гендерное воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Гендерное воспитание дошкольников.

Квешон Татьяна Владимировна

воспитатель первой квалификационной категории

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о

настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и

эффективной социализации личности. Целенаправленное гендерное

воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте,

повлияет на развитие ребенка существенно

.

Психологи

и

педагоги

подчёркивают,

что

развитие

гендерной

устойчивости происходит под влиянием социокультурных норм. Гендерные

роли осваиваются ребёнком на основе родительского примера. Мать в семье

выступает образцом женственности, мягкости, красоты. Отец – образцом

силы, заботы, мужественности.

«Настоящий мужчина», «настоящая женщина»… С появлением в семье

сына

или

дочери

каждый

родитель

стремится

воспитать

его

или

её

в

соответствии с образом мужественности или женственности. Мальчика мы

хотим видеть сильным, целеустремлённым защитником, девочку же – милой,

хозяйственной, хорошей матерью

в

будущем. Таким

образом,

гендерное

воспитание детей начинается буквально с рождения.

Наблюдая за играми детей дошкольного возраста хорошо видно, как

девочки, играя в дочки-матери, укладывают кукол спать, готовят обед, лечат,

а мальчики устраивают гонки игрушечными машинками, строят башни и

гаражи,

стреляют

из

пистолетов

они

во

многом

копируют

черты,

свойственные

своим

родителям,

ведь

отношения,

сложившиеся

между

матерью и отцом, очень значимы для формирования гендерных установок

детей. Поэтому одна из важных задач родителей – быть личным примером,

проявлять заботу, любовь, уважение и доверие друг к другу.

Проблема

воспитания

и

обучения

детей

в

соответствии

с

определёнными

социально-психологическими

характеристиками

их

пола,

которые сложились в обществе является актуальной задачей педагогической

работы с дошкольниками.

Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и

развития ребёнка с

учётом принадлежности к

определённому полу.

Оно

направлено на:

освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,

освоение

культуры

взаимоотношений

со

своим

и

противоположным

полом,

овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.

Влияние гендерного подхода на воспитание и развитие дошкольников очень

велико. У детей формируются:

гендерно-ориентированное поведение;

2

навыки

гендерной

идентичности

и

гендерной

социализации

дошкольников;

нравственные качества, принятые в обществе;

развиваются коммуникативно-речевые навыки;

развиваются мышление, память, воображение.

Конечно,

в

первую

очередь

родителям

и

воспитателям

необходимо

учитывать такие психологические особенности, заложенные

природой

как особенности нервной системы и черты характера ребёнка. Например,

девочка может быть неугомонной заводилой и сорвиголовой, а мальчик –

спокойным, тихим

и робким.

Но при этом

развивать

и те

качества,

которые будут необходимы в будущем для выполнения гендерной роли.

Современная

ситуация

требует

от

девочки

проявления

не

только

традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого

отношения к окружающим), но и решимости, инициативности, умения

отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя

воспитывать

только

мужские

качества,

потому

что

действительность

потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.

Будет

прекрасно,

если

девочка,

вырастая,

сможет

быть

мягкой,

милой,

нежной в семье и амбициозной, настойчивой в карьере. Или мальчик

будет целеустремлённым, активным, но при этом со спокойным, добрым

и отзывчивым нравом.

В психологии были проведены многочисленные исследования гендерных

различий,

в

результате

которых

были

выявлены

социально-

психологические

особенности,

свойственные

представителям

противоположных

полов.

Эти

гендерные

различия

необходимо

принимать

во

внимание,

воспитывая

и

обучая

детей

дошкольного

возраста и уже с раннего возраста ориентироваться на принадлежность к

определённому полу:

у

девочек

раньше

формируется

словесно-логическое

мышление,

у

мальчиков же главенствует образно-эмоциональная сфера;

у девочек лучше способности к общению и коммуникации;

у мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое;

девочки более склонны к послушанию, чем мальчики.

у

мальчиков

чаще

встречаются

отклонения

от

нормы,

как

в

отрицательную, так и в положительную сторону.

девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики.

у мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего

мира,

девочкам

же

достаточно

маленького

уголка,

где

они

могут

тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик.

девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на

раскачивание,

прежде

чем

приступить

к

заданию

и

когда

мальчики

достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и

снижают темп.

3

в оценке результатов мальчикам нужна конкретика, для девочек же более

значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна

похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.

мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы,

потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций.

Мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат,

по-разному

говорят

и

молчат,

чувствуют

и

переживают,

по-разному

воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное — по-разному

осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. Поэтому их ни в коем

случае нельзя воспитывать одинаково.

К сожалению, в самый ответственный период формирования гендерной

устойчивости девочки и мальчики подвергаются исключительно женскому

влиянию: дома

мама или бабушка (как правило),

а

в

детском саду

-

женщины-воспитатели.

В

результате

для

многих

мальчиков

гендерная

устойчивость формируется без участия мужчин.

А как же наше одинаковое воспитание маленького сына и маленькой

дочки?

Да

нет

одинакового

воспитания!

Мы,

взрослые,

интуитивно

чувствуем разницу в их психике. И немного по-разному разговариваем с

мальчиком и девочкой, используем немного отличающиеся жесты и мимику.

Из беседы с родителями я узнала, что они чаще ругают мальчиков и

более ласковы с девочками. Видимо, их раздражает «излишняя» подвижность

мальчиков и их выраженная поисковая активность (всюду лезут, все ломают

и портят). То есть на половые различия в психике детей они реагируют

разным к

ним

отношением. На

вопрос, как

вы

поощряете детей,

мамы

мальчиков отвечали почти всегда одинаково: словом. А мамы девочек, кроме

добрых, хороших, радостных слов, используют другие виды поощрения: они

делают маленькие подарки, устраивают неожиданные праздники, поцелуют,

обнимут, погладят по головке.

В нашей игровой деятельности мальчики стремятся к независимости:

они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя

и матери. А

у наших девочек более приемлема взаимозависимость:

они

обретают собственную индивидуальность в своих социальных связях. Для

игр

мальчиков

более

характерна

групповая

деятельность,

игры

девочек

происходят

в

меньших

по

размеру

группах.

В

этих

группах

меньше

агрессивности,

больше

взаимности,

здесь

чаще

подражают

взаимоотношениям взрослых, а разговоры более доверительные и интимные.

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития

личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального

опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные

виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и. т. д.),

но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных

особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть

перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить

4

их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и

индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.

Именно

в

сюжетно-ролевой

игре

происходит

усвоение

детьми

гендерного поведения, поэтому подбору

материалов и

оборудования для

игровой деятельности девочек и мальчиков я уделяю особое внимание.

При

организации

развивающей

среды

обращаю

внимание

на

следующее:

привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью

привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов

женского и мужского поведения;

достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки

воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

наличие

атрибутики

и

маркеров

игрового

пространства

для

игр

«путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность

проиграть мужскую модель поведения.

Когда

у

игрушек

привлекательный

вид,

гораздо

проще

вызвать

у

девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими

игрушками я побуждаю детей

выражать по

отношению к игрушке свои

чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза

Учитывая,

что

мальчики

в

игре

развиваются

физически,

учатся

регулировать свою силу, я предоставляю им больше пространства для игр.

Девочкам

для

игр

требуется

небольшое

пространство,

желательно,

чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще

всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было

достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как

у

девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких

игрушек, атрибутов к играм.

С

целью

формирования

представлений

о

полоролевых

моделях

поведения в физическом воспитании я подбираю упражнения только для

мальчиков

или

только

для

девочек:

например,

мальчики

работают

на

рукоходе, а девочки – с лентами; девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10

раз; девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые. При расстановке и

уборке снарядов девочки всегда

расставляют

и

убирают только мелкий,

легкий инвентарь, а

мальчики группкой в

несколько человек

тяжелое

оборудование.

Дети усвоили, что при наведении порядка в группе мальчики берут на

себя

более

тяжёлую

работу:

носить

и

расставлять

стульчики, собирать

конструктор, ставить

в

гараж

машины,

а

аккуратно

расставить

посуду,

застелить кукольную кровать, одеть кукол – это забота девочек. Я не устаю

повторять мальчикам, что они сильные, храбрые, мужественные как папы,

называю их защитниками, рыцарями, героями, а девочки красивые, нежные

ласковые, добрые как мамы.

Я стараюсь видеть в детях мальчиков и девочек и дифференцировать

педагогический

процесс

в

соответствии

с

этим.

Учитывая

эту

5

разделительную

тенденцию,

провожу

тематические

игры

с

подгруппами

детей. Для мальчиков: «Отважные путешественники», «Охотники», «Юные

матросы», «Разведчики», «Строители». Для девочек:

«Из жизни цветов»,

«Хозяюшки»,

«Кошечки»,

«Кукольный

магазин»,

«Танцуют

все»

и

др.

Подобный подход мы

учитываем и

в

подвижных играх:

например,

для

мальчиков

«Водолазы»,

«Пожарные»,

«Автогонщики».

Для

девочек:

«Пчелки», «Бабочки», «Рыбки», и т.д.

Считаю, что мальчики, как будущие мужчины, в личных проявлениях

не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и

«железные»

мускулы.

Они

должны

быть

добрыми,

мягкими,

чуткими,

проявлять заботу по отношению к другим людям, родным и близким.

А

девочки,

как

будущие

женщины,

помимо

традиционно женских

качеств должны быть активными инициативными, уметь отстаивать свои

интересы.

Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей

во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого

ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми

ребенок постоянно сталкивается в семье.

Гендерный подход находит свое отражение в нашей группе и при

воспитании

культурно-гигиенических

навыков.

На

дверях

туалетной

комнаты

имеются

таблички

с

условными

знаками,

которые

позволяют

определить, куда войти мальчикам, а куда девочкам.

В

группе

мной

оформлен

стенд

«Играют

дети»,

проводятся

консультации для родителей: «Мальчики и девочки – разные миры», « Как и

во что играют мальчики и девочки », «Играйте вместе с детьми», «Сюжетно-

ролевая игра

в

семье».

Совместно

с

детьми

и

родителями

оформлены

альбомы

«Наши

мамы

на

работе»,

«Наши

папы

на

работе».

Дети

с

любопытством

их

рассматривают,

показывают

сверстникам,

передают

полученные от родителей знания, с гордостью сообщая: «Это моя мама!»,

«Это

мой

папа!».

А

так

же

картотеки

потешек,

игр

по

гендерному

воспитанию, сюжетно-ролевых игр, библиотека книг со сказками, настольные

театры, консультации для воспитателей

,

памятки для родителей.

Включаясь

в

образовательную

деятельность,

родители

моих

воспитанников организуют мастер-классы по изготовлению атрибутов для

сюжетно-ролевых игр: «Спасатели», «Моряки», «Дорожные движение» —

мальчикам; «Салон красоты», «Дочки-матери», «Поликлиника», «Магазин»,

куклы, наряды и предметы домашнего обихода — девочкам.

Моя работа по созданию в группе условий, способствующих гендерной

социализации

детей,

имеет

положительные

результаты.

Родители

воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного

пола; у детей расширился кругозор, увеличился объем знаний о содержании

социальных

ролей мужчины и

женщины,

повысился

интерес

к

близким

людям,

их

взаимоотношениям,

стало

обычным

проявление

внимания,

вежливости

по

отношению

друг

к

другу. Шире

стали

представления

о

6

разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый

голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и

любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой,

а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и

с воображением.

Воспитывая

ребёнка,

важно

знать

и

учитывать

отличительные

особенности мальчиков и девочек. Необходимо понять и принять наших

мальчиков и девочек такими, какие они есть, такими разными и по-своему

прекрасными.

Удастся

ли

сохранить,

раскрыть,

развить

эти

задатки,

не

навредить, не сломать — зависит только от нас с вами, ведь прежде всего

любому ребёнку необходима родительская любовь, безусловное принятие и

уважение. Это поможет ему наиболее полно раскрыть заложенный природой

потенциал и вырасти настоящим Человеком.



В раздел образования