Автор: Турищева Ольга Владимировна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ МО г. Краснодар "Детский сад комбинированного вида "Сказка" структурное подразделение №149
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: Консультация
Тема: "Профилактика плоскостопия дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Профилактика плоскостопия
Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится
в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия
и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических
упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком
случае, уменьшить его. Поэтому профилактика плоскостопия в раннем
возрасте имеет особое значение. Эта работа обязательно должна проводиться
родителями дома.
Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор
обуви для детей. Размер ее должен точно соответствовать форме и
индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений,
не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы,
сосуды и нервы стоп. Обувь не должна быть слишком тесной или
просторной. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без
каблуков на тонкой подошве. Высота каблука для детей раннего и
дошкольного возраста должна быть 1, 5 – 2 см.
Дети, страдающие плоскостопием, как правило, изнашивают внутреннюю
сторону подошвы и каблука обуви.
Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы,
поддерживающие свод стопы, что достигается применением
общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые
являются наиболее активным терапевтическим средством, не только
компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и
резко повышающим функциональные возможности.
Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны
включаться в занятия утренней гигиенической гимнастикой, использоваться
на физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх.
Главное назначение корректирующих упражнений – активное пронирование
стопы (положение стопы на наружном крае, укрепление всего связочно-
мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления
организма ребенка. Нужно выработать жизненно необходимые двигательные
умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в
равновесии, в подвижных и спортивных играх.
Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат
фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы.
Упражнения для коррекции стопы
1. Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1–3 минут.
2. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2–5 минут.
3. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.
4. Ходьба по палке.
5. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.
6. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2–4 минут.
7. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.
8. Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя
разведенными в сторону руками.
9. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.
10. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших
бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1–3 минут
(упражнение проводится поочередно одной и другой ногой) .
Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических
упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы.
Таким образом, здоровье детей во многом определяется рациональным
двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность,
организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольном
учреждении.
Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо
ежедневно делать утреннюю гимнастику, проводить закаливающие
процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание,
катание на велосипеде; в теплое время года ходить босиком по грунту, а
закаленным – вплоть до бега по снегу; в зимний период года кататься на
коньках и лыжах, организовывать подвижные игры.