Автор: Власова Маргарита Владимировна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБУ ДО
Населённый пункт: с.Святославка
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: «Развитие начальных технических навыков в классе баяна»
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» с. Святославка
Методическая разработка на тему:
«Развитие начальных технических навыков в классе баяна»
Педагог ГБУ ДО «ДШИ» с. Святославка
Власова М.В.
2020 - 2021
Развитие начальных технических навыков в классе баяна
Каждое произведение искусства является воплощением творческого замысла,
богатой фантазии художника. В процессе реализации своего замысла автор
мобилизует всю творческую волю, всё умение, и чем выше талант и мастерство
художника, тем более впечатляющим и значительным предстаёт конечный
результат. Не является исключением и музыкально-исполнительское искусство.
Но в отличии, скажем, от художника-живописца, который фиксирует свой
замысел на полотне и не нуждается в посреднике между собой и зрителем,
музыкант-исполнитель интерпретирует замысел композитора. Говоря об этом,
мы в первую очередь подразумеваем технику артиста, при помощи которой он
воплощает своё звуковое представление музыкального произведения, своё
видение (слышание) художественного образа.
В процессе обучения игре на аккордеоне перед педагогом музыкальной школы,
наряду с общими воспитательными и музыкально-художественными задачами
стоят задачи развития технических навыков учащихся.
В
широком
смысле
слова
техника
является
материальной
стороной
исполнительского искусства, важнейшим средством передачи художественного
содержания произведения.
В узком смысле слова технику можно определить, как предельную точность и
быстроту пальцевых движений.
Вся техника баяниста или аккордеониста может быть подразделена на мелкую
(пальцевую) и крупную, а также на технику игры мехом и технику
звукоизвлечения, то есть, в сущности, всё, чем занимается учащийся, начиная с
прикосновения к клавише, есть техника. К мелкой технике относятся различные
гаммаобразные и арпеджированные пассажи, мелизмы, пальцевые репетиции,
двойные ноты. К крупной - пальцевые тремоло, октавы, аккорды, скачки,
кистевая техника.
Развитие техники в значительной мере зависит от природных способностей
ученика. Но и учащиеся со средними исполнительскими данными могут
достичь
высокого
технического
мастерства
при
условии
правильно
организованной,
систематической
работы
над
различными
видами
инструктивного материала: гаммами, арпеджио и аккордами, упражнениями и
этюдами.
Гаммы, арпеджио, аккорды являются основными техническими формулами.
Систематическая
и
последовательная
работа
над
этим
материалом
-
необходимое условие выработки основных игровых навыков и умений.
Успешная работа над гаммами, арпеджио и аккордами помогает преодолеть
многие технические трудности:
1)позволяет лучше сделать выбор рациональной аппликатуры;
2)создаёт мелкую и свободную пальцевую беглость;
3)способствует координации движений обеих рук;
4)плавности ведения меха и смены направления его движения;
5)помогает более точному исполнению различных штрихов и нюансов
разнообразными приёмами звукоизвлечения.
Кроме того, игра гамм, арпеджио и аккордов способствует закреплению
теоретических знаний на практике, развивает у учеников чувство лада и
метроритма.
Развитие техники идёт успешно лишь в том случае, если учащиеся при каждом
проигрывании гаммы или арпеджио решают определённую музыкальную
задачу, контролируют слухом характер звучания, соблюдают динамические
оттенки, штрихи, ритм.
Играть
гаммы,
арпеджио
и
аккорды нужно
в определённом
размере,
выдерживая длительности.
Изучение гаммы предваряется упражнениями с исполнением всех звуков
подряд (по типу хроматической гаммы),со сменой меха: через каждые 3 звука,6
звуков.А уже после этого-игра только по белым клавишам.
Для правильной постановки пальцев левой руки полезно поиграть гамму
«кусочками» по 2, 3 звука.
Гаммы обычно начинают изучать тогда, когда закреплена постановка руки,
кисти, пальцев. Начинают играть в медленном темпе с ровным количеством
длительностей на каждое движение меха.
Чтобы приучить ребёнка к ритмичной игре, можно использовать метроном.
Арпеджио - разложенные аккорды. Также желательно начинать разучивать с
упражнений. На клавиатуру нужно стараться не смотреть для того, чтобы
развивалась осязательная ориентация.
Физическую
категорию
сложности
представляет
игра
аккордами.
Игра
аккордами осуществляется с помощью кистевых движений. Пальцы нужно
готовить к взятию аккорда заранее, как бы в воздухе. Начинать работу нужно
осторожно в умеренном темпе с упражнений.
Самое удобное исполнение аккордов в быстром темпе – это исполнение кистью
с небольшим участием всей руки. При игре аккордами не следует поднимать
высоко пальцы над клавиатурой, они должны быть в собранном состоянии. В
процессе исполнения аккордовой последовательности необходимо:
1)одновременно снять пальцы с предыдущего аккорда, не оставляя случайных
призвуков;
2)подготовить положение пальцев для последующего взятия аккорда;
3)сделать соответствующее перемещение кисти;
4)путём одновременного нажатия пальцев на клавиши взять новый аккорд.
Аккорды рекомендуется начинать играть со 2-го класса (3-х звучные).