Напоминание

«Развитие начальных технических навыков в классе баяна»


Автор: Власова Маргарита Владимировна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБУ ДО
Населённый пункт: с.Святославка
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: «Развитие начальных технических навыков в классе баяна»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» с. Святославка

Методическая разработка на тему:

«Развитие начальных технических навыков в классе баяна»

Педагог ГБУ ДО «ДШИ» с. Святославка

Власова М.В.

2020 - 2021

Развитие начальных технических навыков в классе баяна

Каждое произведение искусства является воплощением творческого замысла,

богатой фантазии художника. В процессе реализации своего замысла автор

мобилизует всю творческую волю, всё умение, и чем выше талант и мастерство

художника, тем более впечатляющим и значительным предстаёт конечный

результат. Не является исключением и музыкально-исполнительское искусство.

Но в отличии, скажем, от художника-живописца, который фиксирует свой

замысел на полотне и не нуждается в посреднике между собой и зрителем,

музыкант-исполнитель интерпретирует замысел композитора. Говоря об этом,

мы в первую очередь подразумеваем технику артиста, при помощи которой он

воплощает своё звуковое представление музыкального произведения, своё

видение (слышание) художественного образа.

В процессе обучения игре на аккордеоне перед педагогом музыкальной школы,

наряду с общими воспитательными и музыкально-художественными задачами

стоят задачи развития технических навыков учащихся.

В

широком

смысле

слова

техника

является

материальной

стороной

исполнительского искусства, важнейшим средством передачи художественного

содержания произведения.

В узком смысле слова технику можно определить, как предельную точность и

быстроту пальцевых движений.

Вся техника баяниста или аккордеониста может быть подразделена на мелкую

(пальцевую) и крупную, а также на технику игры мехом и технику

звукоизвлечения, то есть, в сущности, всё, чем занимается учащийся, начиная с

прикосновения к клавише, есть техника. К мелкой технике относятся различные

гаммаобразные и арпеджированные пассажи, мелизмы, пальцевые репетиции,

двойные ноты. К крупной - пальцевые тремоло, октавы, аккорды, скачки,

кистевая техника.

Развитие техники в значительной мере зависит от природных способностей

ученика. Но и учащиеся со средними исполнительскими данными могут

достичь

высокого

технического

мастерства

при

условии

правильно

организованной,

систематической

работы

над

различными

видами

инструктивного материала: гаммами, арпеджио и аккордами, упражнениями и

этюдами.

Гаммы, арпеджио, аккорды являются основными техническими формулами.

Систематическая

и

последовательная

работа

над

этим

материалом

-

необходимое условие выработки основных игровых навыков и умений.

Успешная работа над гаммами, арпеджио и аккордами помогает преодолеть

многие технические трудности:

1)позволяет лучше сделать выбор рациональной аппликатуры;

2)создаёт мелкую и свободную пальцевую беглость;

3)способствует координации движений обеих рук;

4)плавности ведения меха и смены направления его движения;

5)помогает более точному исполнению различных штрихов и нюансов

разнообразными приёмами звукоизвлечения.

Кроме того, игра гамм, арпеджио и аккордов способствует закреплению

теоретических знаний на практике, развивает у учеников чувство лада и

метроритма.

Развитие техники идёт успешно лишь в том случае, если учащиеся при каждом

проигрывании гаммы или арпеджио решают определённую музыкальную

задачу, контролируют слухом характер звучания, соблюдают динамические

оттенки, штрихи, ритм.

Играть

гаммы,

арпеджио

и

аккорды нужно

в определённом

размере,

выдерживая длительности.

Изучение гаммы предваряется упражнениями с исполнением всех звуков

подряд (по типу хроматической гаммы),со сменой меха: через каждые 3 звука,6

звуков.А уже после этого-игра только по белым клавишам.

Для правильной постановки пальцев левой руки полезно поиграть гамму

«кусочками» по 2, 3 звука.

Гаммы обычно начинают изучать тогда, когда закреплена постановка руки,

кисти, пальцев. Начинают играть в медленном темпе с ровным количеством

длительностей на каждое движение меха.

Чтобы приучить ребёнка к ритмичной игре, можно использовать метроном.

Арпеджио - разложенные аккорды. Также желательно начинать разучивать с

упражнений. На клавиатуру нужно стараться не смотреть для того, чтобы

развивалась осязательная ориентация.

Физическую

категорию

сложности

представляет

игра

аккордами.

Игра

аккордами осуществляется с помощью кистевых движений. Пальцы нужно

готовить к взятию аккорда заранее, как бы в воздухе. Начинать работу нужно

осторожно в умеренном темпе с упражнений.

Самое удобное исполнение аккордов в быстром темпе – это исполнение кистью

с небольшим участием всей руки. При игре аккордами не следует поднимать

высоко пальцы над клавиатурой, они должны быть в собранном состоянии. В

процессе исполнения аккордовой последовательности необходимо:

1)одновременно снять пальцы с предыдущего аккорда, не оставляя случайных

призвуков;

2)подготовить положение пальцев для последующего взятия аккорда;

3)сделать соответствующее перемещение кисти;

4)путём одновременного нажатия пальцев на клавиши взять новый аккорд.

Аккорды рекомендуется начинать играть со 2-го класса (3-х звучные).



В раздел образования