Автор: Тишкова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБПОУ "Алтайский колледж промышленных технологий и бизнеса"
Населённый пункт: г. Бийск, Алтайский край
Наименование материала: рабочая тетрадь по ОП 02 "Физиология питания"
Тема: рабочая тетрадь для студентов специальности 19.02.10 "Технология продукции общественного питания"
Раздел: среднее профессиональное
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АЛТАЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И БИЗНЕСА
Рабочая тетрадь
по учебной дисциплине «Физиология питания»
для студентов специальности 19.02.10 «Технология продукции
общественного питания»
студента группы № ____________________________________
_________________________________________________________
(Ф.И.О.)
Проверила:
преподаватель спец. дисциплин
Тишкова О.Н.
2020 г.
Тема 1 Значение питания в жизни человека
1.1. Общие понятия о пищевых веществах
1. Приведите процентное содержание неорганических и органических веществ, находящихся в
клетке организма человека.
Неорганические вещества Органические вещества
__________________________ % ___________________________ %
__________________________ % ___________________________ %
1.2. Белки
1. Ответьте на вопросы:
Белки состоят из ___________________________________________________________________.
В организме белки выполняют функции _______________________________________________
__________________________________________________________________________________.
Недостаток белков в организме приводит к _____________________________________________
__________________________________________________________________________________.
2. Приведите существующие классификации белков. _____________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________.
3. Что понимают под положительным и отрицательным азотистым балансом?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________.
4. Перечислите незаменимые аминокислоты ____________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________.
5. Какие продукты питания содержат незаменимые аминокислоты в сбалансированном для
человека виде? _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________.
6. Какие существуют рекомендации по включению в рацион питания белков животного и
растительного происхождения? _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________.
7. Чем определяется биологическая ценность белков? ____________________________________
__________________________________________________________________________________.
1.3. Жиры
1. Ответьте на вопросы.
Жиры состоят из___________________________________________________________________.
В организме жиры выполняют функции _______________________________________________
__________________________________________________________________________________.
Недостаток жиров в организме приводит к _____________________________________________
__________________________________________________________________________________.
2. Составьте схему классификации жиров.
3. Назовите ненасыщенные жирные кислоты. В каких пищевых продуктах они содержатся?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________.
4. Каким должно быть соотношение жиров животного и растительного происхождения в
питании человека? __________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________.
5. Охарактеризуйте физиологическую роль в питании человека жироподобных веществ.
Фосфатиды ________________________________________________________________________
2
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________.
Стерины __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________.
Холестерин ________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________.
1.4. Углеводы
1. Ответьте на вопросы.
Углеводы состоят из _______________________________________________________________.
В организме углеводы выполняют функции ____________________________________________
__________________________________________________________________________________.
Недостаток углеводов в организме приводит к __________________________________________
__________________________________________________________________________________.
2. На какие группы подразделяют углеводы? ___________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________.
3. Охарактеризуйте биологическую роль и приведите примеры пищевых источников
моносахаридов _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________.
4. Охарактеризуйте биологическую роль и приведите примеры пищевых источников
дисахаридов _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________.
5. Охарактеризуйте биологическую роль и приведите примеры пищевых источников
перевариваемых полисахаридов ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________.
6. Перечислите пищевые источники неперевариваемых полисахаридов. Какова их роль в
обеспечении моторики кишечника? ___________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________.
7. Объясните, почему даже при недостаточном поступлении жира в организм человека не
наступает истощение, если в пище имеется достаточное количество углеводов
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
1.5. Витамины
1. Приведите существующую классификацию витаминов ________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________.
2. Дайте определение следующим понятиям.
Авитаминоз — ____________________________________________________________________.
Гиповитаминоз — _________________________________________________________________.
Гипервитаминоз — _________________________________________________________________.
3
Тема 2 Физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения
1. Дайте определение пищеварению.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Назовите причины непереносимости пищи.
Причины
3. Заполните таблицу «Деятельность желез пищеварительного аппарата»
Название желез
Отдел
пищеварительног
о аппарата, в
котором
выделяются
ферменты
Реакция
среды
Название
фермента
Вещества,
подвергающиеся
воздействию
фермента
Изменения,
происходящие
под
воздействием
ферментов
Слюнные
Желудочные
Поджелудочная
Кишечные
Печень
4
Тема 3 Основы безопасности питания
3.1 Химический состав пищевых продуктов
1. По химическому составу все пищевые вещества делят на:
А) __________________ - вода, минеральные вещества;
Б) __________________ - углеводы, жиры, белки, витамины.
2. Укажите, суточную потребность человека в воде.
А) 1 – 1,5л;
Б) 2 – 2,5л;
В) 3 – 3,5л;
Г) 4 – 4,5л.
3. Вставьте пропущенные слова в данный текст.
В зависимости от содержания в пищевых продуктах минеральные вещества делят на
________________ , находящиеся в продуктах в сравнительно больших количествах,
__________________, содержащиеся в малых дозах, и ___________________, количество
которых ничтожно мало.
4. Допишите фразу:
Углеводы – это органические вещества, ___________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Укажите, как подразделяют углеводы в зависимости от строения?
А) на моносахариды, дисахариды, полисахариды;
Б) на максисахариды, дисахариды, полисахариды;
В) на моносахариды, тетрасахариды, полисахариды;
Г) на маносахариды, дисахариды, мегасахариды.
6. Укажите, сколько составляет энергетическая ценность 1 г жира?
А) 3 ккал; Б) 6 ккал;
В) 9 ккал; Г) 12 ккал.
7. Укажите, сколько составляет энергетическая ценность 1 г белка?
А) 2 ккал; Б) 4 ккал;
В) 6 ккал; Г) 8 ккал.
8. Вставьте пропущенные слова в данный текст.
Отсутствие витаминов в пище вызывает заболевания - ______________________________.
Недостаточное потребление витаминов вызывает __________________________________.
Избыточное потребление жирорастворимых витаминов в виде аптечных препаратов -
__________________________.
9. Энергетическая ценность (калорийность) пищевых продуктов – это _________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3.2 Качество пищевых продуктов
1. Качество пищевых продуктов – это _____________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Этот метод позволяет определить качество продуктов с помощью органов чувств:
зрения, осязания, обоняния и слуха.
А) аналитический метод;
Б) органолептический метод;
В) химический метод;
5
В) измерительный метод.
3. Этот метод позволяет с помощью приборов, реактивов определить физические,
химические, микробиологические и другие свойства продуктов.
А) физический метод;
Б) химический метод;
В) измерительный метод;
Г) микробиологический метод.
4. Допишите фразу.
Стандартизация – это __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Стандарт – это документ, в котором ______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Сертификат – это ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Сертификат соответствия – это __________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Маркировка – это ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Штрихкод – это _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Из сколько цифр состоит штрихкод?
А) 13;
Б) 15;
В) 17;
Г) 11.
3.3 Пищевые красители
1. Перечислите естественные красители. _______________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Опишите синтетические красители. _________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3.4 Пищевые добавки
1. Допишите фразу.
Пищевые добавки – это _____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Какие пищевые добавки запрещены к применению в пищевой промышленности?
__________________________________________________________________________________
3. Какие пищевые добавки разрешены к применению в пищевой промышленности?
__________________________________________________________________________________
4. Расшифруйте пищевые добавки: Е699; Е 700; Е 180; Е 497; Е 255
__________________________________________________________________________________
6
Тема 4 Обмен веществ и энергии в организме
1. Что такое обмен веществ?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Дайте определение:
Ассимиляция – это …
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Диссимиляция – это … ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3. Какие существуют методы определения энергетических затрат?_________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4. Укажите методы исследования затрат энергии и основного обмена.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
5. Из чего складываются общие энергозатраты человека?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
6. Что такое КФА?__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
7. Заполните таблицу:
Название группы
Группы
интенсивности
труда
КФА
Суточный
расход
энергии, ккал
Особенности профессий,
перечень специальностей,
профессий
Первая
очень низка
физическая
активность
1,4
2100-2450
умственный труд, ученые,
профессора и т.д.
7
8. Определите пищевую и энергетическую ценность пищевых продуктов, относящихся к
различным категориям продуктов. Результат оформите в виде таблицы.
Наименование продуктов
Количеств
о белков,
100 г
Количество
жиров, 100
г
Количество
углеводов,
100 г
Энергетическая
ценность, ккал
Мясо и мясопродукты
________________
Рыба и нерыбные продукты моря
________________
Молоко и молочные продукты
________________
Яйца и яйцепродукты
________________
Крупы
________________
Овощи
________________
Фрукты
________________
Ягоды
________________
Хлебобулочные продукты
________________
Бобовые
________________
Грибы
________________
Кондитерские изделия
________________
Напитки
________________
8
Тема 5. Основы рационального (здорового) питания
5.1 Правила здорового питания
1. На какие группы делят трудоспособное население в зависимости от интенсивности труда?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Почему потребность в пищевых веществах у женщин меньше, чем у мужчин?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3. Что такое режим питания?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4. Охарактеризуйте принципы нормирования пищевых веществ в зависимости от возраста.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
5. За сколько часов до сна должен осуществляться последний прием пищи?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
6. Разработайте рекомендации по питанию лиц преклонного возраста.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
7. Разработайте рекомендации по питанию лиц умственного труда.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
9
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
5.2 Биологически активные добавки
1. Восстановите текст:
Пищевые добавки — это вещества, которые _________________самостоятельно, а вводятся
___________________ для придания им свойств: вкуса, _______________, для сохранения
пищевой и ___________________ ценности, улучшения условий обработки, хранения,
_______________________________________________.
2. Назовите основные классы добавок:
Е1__
Е2__
Е3__
Е4__
Е5__
Е6__
Е9__
Е1000-Е1005
Е1400-Е1450
Е1510-Е1520
5.3 Генетически модифицированные источники пищи.
1. Что такое генетически модифицированные источники пищи?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Что такое генетически модифицированный организм?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3. Что такое трансгенные организмы?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4. Заполните таблицу.
Вред ГМИ
Польза ГМИ
10
Тема 6 Лечебное и лечебно-профилактическое питание
1. Что такое диетическое питание? ____________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Какие обстоятельства заставляют изменить обычное питание и почему?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3. Что такое щажение?_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4. Назовите виды щажения ___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
5. Заполните таблицу.
№
диеты
Показания
к назначению
диеты.
Целевое
назначение
диеты.
Химический
состав рациона
в г.
Рекомендуемые
продукты и
блюда
Ограничиваемые
продукты и
блюда.
Режим
питания
11