Автор: Шакурова Гузелия Фанисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад№91 "Журавушка"
Населённый пункт: Г.Набережные Челны, республика Татарстан
Наименование материала: Проектная работа
Тема: "Я рисую сказку"
Раздел: дошкольное образование
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет»
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
по программе курсов повышения квалификации
Обновление дошкольного образование в контексте федерального
государственного образовательного стандарта ДО
Тема: «Я рисую сказку»
Слушателя: Шакуровой Г.Ф., воспитателя МБДОУ №91
г. Набережные Челны
2016 год
Познавательно-практический проект в средней группе
Тема: «Я рисую сказку»
Проект предназначен для педагогов, работающих с детьми дошкольного
возраста
Руководитель проекта: Шакурова Г.Ф.
Участники проекта:
o
дети 4-5 летнего возраста
o
воспитатель группы
o
старший воспитатель ДОУ
o
родители воспитанников
Длительность проекта -1 год
Цель проекта: развитие творческих способностей и полноценной
самореализации ребенка в процессе восприятия им произведений
художественной литературы.
Вид проекта: познавательно-практический
Задачи проекта:
-учить ребенка элементарным приемам рисования в соответствии с
естественными потребностями, используя разные техники рисования;
- развивать воображение, восприятие;
- развивать умение выражать свое отношение к прочитанному через рисунок;
- формировать у ребенка эстетическое отношение к окружающему миру;
- прививать интерес к художественной литературе, искусству;
- создание позитивного микроклимата в процессе проведения образовательной
деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- у детей должно быть сформировано чувство прекрасного, умение
самостоятельно выражать свое отношение к прочитанному через рисунок;
- умение воспринимать и эмоционально реагировать на развитие сюжетной
линии в литературном произведении;
- должна быть развита связная речь детей через последовательный пересказ
произведения, или творческое рассказывание;
- дети должны овладеть способами и разной техникой рисования, в том числе и
нетрадиционной.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный:
- подбор детской литературы, удобной для иллюстрирования в соответствии с
возрастом;
- индивидуальные беседы с детьми;
- наблюдение за каждым ребенком в момент слушания литературного
произведения;
- подбор необходимых материалов для изобразительной деятельности детей;
- создание картотеки иллюстраций;
- выявление интересов детей.
2. Практический:
- составление конспектов игр-занятий по литературным произведениям в
соответствии с возрастом детей;
- проведение игровых упражнений с детьми в вечернее время;
- консультации для воспитателей;
- индивидуальные консультации для родителей воспитанников;
- итоговые занятия, развлечения, тематические вечера;
- создание детской библиотеки в группе;
- закрепление умения передавать образ литературного героя или сюжета в
повседневной жизни.
3. Заключительный:
- анализ результатов практической деятельности;
- организация выставки детских работ-рисунков;
- диагностика уровня усвоения программного материала в образовательной
области «Художественное творчество»;
- методические рекомендации родителям;
- осуществить контроль усвоения содержания практического этапа;
- определить перспективы на будущее;
- определить рекомендации педагогам и родителям.
Актуальность проекта:
В соответствии с последними федеральными государственными
требованиями образовательный процесс в ДОУ должен строиться с учетом
принципа
интеграции
образовательных
областей,
учетом
возрастных
особенностей
и
индивидуальных
возможностей
воспитанников.
«Художественно-эстетическое развитие»
предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.
Кроме того, частью любого творческого процесса является умение видеть мир
образно, в его живых красках. Развитие такого умения происходит в
дошкольном возрасте. И поэтому очень важно не упустить возможность и
расширить способности каждого ребенка к образному познанию.
Проект разработан с опорой на популярное пособие для воспитателей и
родителей Н. Алексеевской «Карандашик озорной» и пособие Е. А. Лыковой
«Изодеятельность и детская литература». Деятельность воспитателя в рамках
проекта «Я рисую сказку» представляет собой проведение игр - занятий в
процессе чтения детям литературных произведений. В основу таких игровых
положены специально подобранные произведения различных жанров и
авторов, соответствующие возрасту детей. В основном, для таких занятий были
отобраны сказки В. Сутеева, Е.Чарушина, С. Маршака, которые сами по себе
подразумевают процесс рисования.
Цикл игровых занятий по чтению и рисованию начинается со знакомства
детей со сквозными героями: Карандашиком и Кисточкой, которые живут в
стране маленьких художников, а также помощниками Кисточки Акварелькой и
тетушкой Гуашью.
Занятия проводятся в игровой произвольной форме в вечернее время при
чтении детской художественной литературы с периодичностью 1 раз в две
недели. Строятся они таким образом, чтобы происходила смена, чередование
различных видов деятельности и различных видов восприятия (рассматривание,
слушание, выполнение различных действий). Основной принцип данной игры –
не навязывать ребенку процесс рисования, а увлечь его этим видом
деятельности. Процесс совместной работы взрослого и ребенка сопровождается
рассказом.
В
первых
играх-занятиях,
чтобы
заинтересовать
ребенка
необходимостью
рисования,
используются
народные
потешки,
песенки,
стихотворения, подходящие к сюжету игры.
В дальнейшем приоритет видов деятельности меняется: теперь, чтобы
ребенок лучше понял и запомнил содержание произведения, ему предлагается
сделать зарисовки по тексту (по ходу развития литературного сюжета). Это
могут быть контурные рисунки, которые он должен закрасить нужным цветом
(«Петух и краски» по В. Сутееву. народная потешка «Улитка, улитка… » и др.)
Таким образом, ребенок постепенно научится аккуратно закрашивать, не входя
за контур. В других играх («Мышонок и карандаш», по В. Сутееву, «Снеговая
баба» по А. Барто, «Кораблик» по В. Сутееву и др.) детям предоставляется
возможность попробовать рисовать мелками, красками, карандашами и
фломастерами и вместе с тем подумать, чем отличаются полученные разными
способами изображения. Дети учатся находить в линиях и формах сходство с
окружающими предметами и явлениями.
Игры-занятия не предполагают изучение и обучение детей
художественным
приемам,
любое
занятие
–
это
игра,
где
ребенку
предоставляется свобода в выборе изобразительных средств.
Перспективный план игровых занятий:
Месяц.
Тема
Задачи
Литературные
произведения
Вид
деятельности
Сентябрь
1.«Коробка с
карандашами»
Закрепить знание
основных цветов;
продолжать
приучать детей
слушать
стихотворения и
сказки.
Стихи о цветах,
С. Я. Маршак
«Усатый
полосатый»
,
Рисование
цветными
карандашами
2.«Кисточка и ее
помощницы
Акварелька и
тетушка Гуашь».
Освоить все
свойства акварели
и гуаши;
воспитывать
интерес
худ.литературе и
рассматриванию
занимательных
сказок.
«Как карандаш
встретился с
кисточкой»,
«Акварель и
Гуашь».
Рисование.
Акварель,
гуашь
Октябрь
1.«Дождик, дождик»
Закрепить умение
рисовать
карандашом;
формировать
интерес русскому
творчеству.
Народные
потешки
Рисование
карандашами
2.«Шли по дорожке»
Закрепить умение
наносить следы
отпечатками и
Рисование
тычком,
печатками.
печатью;
Ноябрь
1.«Улитка»
Закрепить умение
рисовать дом
улитки;
поддерживать
интерес к
русскому
творчеству.
народная
потешка
«Улитка и
пироги».
Рисование
карандашами
2.«Колеса»
Формировать
умение рисовать
колеса, работать с
карандашом
Сутеев В.
«Колеса»
Рисование
карандашом
Декабрь
1.«Мышонок и
Карандаш»
Закреплять умение
правильно держать
карандаш;
использовать его
при создании
изображения
В. Сутеев В.
«Мышонок и
Карандаш».
Рисование
карандашом
2.«Снеговая Баба»
Формировать
умение
закрашивать
рисунок кистью;
продолжать
приучать слушать
стихотворения;
запоминать
небольшие по
содержанию
стихотворения.
А. Барто
«Снеговая Баба»
Рисование
красками -
гуашь
Январь
1.«Петух и краски»
Продолжать
вырабатывать
навык
правильного
держания кисти,
Сутеев В.
«Петух и
краски».
Рисование
красками,
карандашом,
мелками.
Раскрашивание
карандаша;
познакомить с
новой сказкой
Сутеева В.
2. «Веселые
зарисовки»
Формировать
умение правильно
передавать
расположение
рисунка на всем
листе; приучать
слушать
стихотворения.
А. Плещеев
«Еще не растаял
последний
Снежок».
Рисование
карандашом,
гуашь
Февраль
1.«Три котенка»
Формировать
умение
закрашивать
рисунок кистью;
вслушиваться в
произведения.
Сутеев В. «Три
котенка»
Рисование
акварельными
красками.
Раскрашивание.
2.«Карандаш»
Формировать
умение
закрашивать
карандашом,
проводя линию и
штрихи только в
одном
направлении.
Н. Забила
«Карандаш»
Рисование
карандашами.
Март
1. «Капризная
кошка»
Закрепить умение
рисовать контур;
помогать им,
используя разные
приемы,
правильно
воспринимать
содержание
Сутеев В.
«Капризная
Кошка».
Рисование
контурное
произведения
2.«Хрюшка
обижается»
Развивать
желание
использовать в
рисовании
разнообразные
цвета; обращать
внимание на
многоцветие
окружающего
мира
В. Орлов
«Хрюшка
Обижается».
Рисование
цветными
карандашами.
Апрель
1. «Цыпленок и
утенок»
Помогать детям при
передачи сюжета
располагать
изображения на
всем листе в
соответствии с
содержанием
действий.
Сутеев В.
«Цыпленок и
Утенок»
Раскрашивание
восковыми
мелками.
2. «Белка –
Закалялка»
Формировать
умение правильно
передавать
расположение
частей сложных
предметов и
соотносить их по
величине.
К. Чуковский
«Белка –
Закалялка»
Рисование
фломастерами.
Май
1.«Кораблик»
Закрепить умение
закрашивать
фломастером;
ритмично
наносить штрихи
по всей форме, не
выходя за
пределы контура
Сутеев В.
«Кораблик»
Раскрашивание
фломастерами.
2.«Скрюченная
Закрепить умение
К. Чуковский
Рисование
песня»
закрашивать
мелками по всей
форме; не выходя
за пределы рис.
«Скрюченная
Песня».
мелками.
Литература:
1.
Алексеевская Н. Карандашик озорной. Москва, «Лист».1998 г.
2.
Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.А. Занятия с дошкольниками
по изобразительному искусству. - М.: ТЦ Сфера, 2002г., 80 с.
3.
Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. - СПб.: Детство - ПРЕСС,
2002г., 128 с.
4.
Лыкова И. А., Васюкова Н. Е. Изодеятельность и детская литература.
Мир сказки. Издание: Сфера, Карапуз 2009 г.
5.
Рисование. Для обучение детей в семье, детском саду и далее.
У-ФАКТОРИЯ. г.Екатеринбург.2000г.
ГАЛЕРЕЯ