Напоминание

"Я рисую сказку"


Автор: Шакурова Гузелия Фанисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад№91 "Журавушка"
Населённый пункт: Г.Набережные Челны, республика Татарстан
Наименование материала: Проектная работа
Тема: "Я рисую сказку"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет»

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

по программе курсов повышения квалификации

Обновление дошкольного образование в контексте федерального

государственного образовательного стандарта ДО

Тема: «Я рисую сказку»

Слушателя: Шакуровой Г.Ф., воспитателя МБДОУ №91

г. Набережные Челны

2016 год

Познавательно-практический проект в средней группе

Тема: «Я рисую сказку»

Проект предназначен для педагогов, работающих с детьми дошкольного

возраста

Руководитель проекта: Шакурова Г.Ф.

Участники проекта:

o

дети 4-5 летнего возраста

o

воспитатель группы

o

старший воспитатель ДОУ

o

родители воспитанников

Длительность проекта -1 год

Цель проекта: развитие творческих способностей и полноценной

самореализации ребенка в процессе восприятия им произведений

художественной литературы.

Вид проекта: познавательно-практический

Задачи проекта:

-учить ребенка элементарным приемам рисования в соответствии с

естественными потребностями, используя разные техники рисования;

- развивать воображение, восприятие;

- развивать умение выражать свое отношение к прочитанному через рисунок;

- формировать у ребенка эстетическое отношение к окружающему миру;

- прививать интерес к художественной литературе, искусству;

- создание позитивного микроклимата в процессе проведения образовательной

деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

- у детей должно быть сформировано чувство прекрасного, умение

самостоятельно выражать свое отношение к прочитанному через рисунок;

- умение воспринимать и эмоционально реагировать на развитие сюжетной

линии в литературном произведении;

- должна быть развита связная речь детей через последовательный пересказ

произведения, или творческое рассказывание;

- дети должны овладеть способами и разной техникой рисования, в том числе и

нетрадиционной.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный:

- подбор детской литературы, удобной для иллюстрирования в соответствии с

возрастом;

- индивидуальные беседы с детьми;

- наблюдение за каждым ребенком в момент слушания литературного

произведения;

- подбор необходимых материалов для изобразительной деятельности детей;

- создание картотеки иллюстраций;

- выявление интересов детей.

2. Практический:

- составление конспектов игр-занятий по литературным произведениям в

соответствии с возрастом детей;

- проведение игровых упражнений с детьми в вечернее время;

- консультации для воспитателей;

- индивидуальные консультации для родителей воспитанников;

- итоговые занятия, развлечения, тематические вечера;

- создание детской библиотеки в группе;

- закрепление умения передавать образ литературного героя или сюжета в

повседневной жизни.

3. Заключительный:

- анализ результатов практической деятельности;

- организация выставки детских работ-рисунков;

- диагностика уровня усвоения программного материала в образовательной

области «Художественное творчество»;

- методические рекомендации родителям;

- осуществить контроль усвоения содержания практического этапа;

- определить перспективы на будущее;

- определить рекомендации педагогам и родителям.

Актуальность проекта:

В соответствии с последними федеральными государственными

требованиями образовательный процесс в ДОУ должен строиться с учетом

принципа

интеграции

образовательных

областей,

учетом

возрастных

особенностей

и

индивидуальных

возможностей

воспитанников.

«Художественно-эстетическое развитие»

предполагает развитие предпосылок

ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.

Кроме того, частью любого творческого процесса является умение видеть мир

образно, в его живых красках. Развитие такого умения происходит в

дошкольном возрасте. И поэтому очень важно не упустить возможность и

расширить способности каждого ребенка к образному познанию.

Проект разработан с опорой на популярное пособие для воспитателей и

родителей Н. Алексеевской «Карандашик озорной» и пособие Е. А. Лыковой

«Изодеятельность и детская литература». Деятельность воспитателя в рамках

проекта «Я рисую сказку» представляет собой проведение игр - занятий в

процессе чтения детям литературных произведений. В основу таких игровых

положены специально подобранные произведения различных жанров и

авторов, соответствующие возрасту детей. В основном, для таких занятий были

отобраны сказки В. Сутеева, Е.Чарушина, С. Маршака, которые сами по себе

подразумевают процесс рисования.

Цикл игровых занятий по чтению и рисованию начинается со знакомства

детей со сквозными героями: Карандашиком и Кисточкой, которые живут в

стране маленьких художников, а также помощниками Кисточки Акварелькой и

тетушкой Гуашью.

Занятия проводятся в игровой произвольной форме в вечернее время при

чтении детской художественной литературы с периодичностью 1 раз в две

недели. Строятся они таким образом, чтобы происходила смена, чередование

различных видов деятельности и различных видов восприятия (рассматривание,

слушание, выполнение различных действий). Основной принцип данной игры –

не навязывать ребенку процесс рисования, а увлечь его этим видом

деятельности. Процесс совместной работы взрослого и ребенка сопровождается

рассказом.

В

первых

играх-занятиях,

чтобы

заинтересовать

ребенка

необходимостью

рисования,

используются

народные

потешки,

песенки,

стихотворения, подходящие к сюжету игры.

В дальнейшем приоритет видов деятельности меняется: теперь, чтобы

ребенок лучше понял и запомнил содержание произведения, ему предлагается

сделать зарисовки по тексту (по ходу развития литературного сюжета). Это

могут быть контурные рисунки, которые он должен закрасить нужным цветом

(«Петух и краски» по В. Сутееву. народная потешка «Улитка, улитка… » и др.)

Таким образом, ребенок постепенно научится аккуратно закрашивать, не входя

за контур. В других играх («Мышонок и карандаш», по В. Сутееву, «Снеговая

баба» по А. Барто, «Кораблик» по В. Сутееву и др.) детям предоставляется

возможность попробовать рисовать мелками, красками, карандашами и

фломастерами и вместе с тем подумать, чем отличаются полученные разными

способами изображения. Дети учатся находить в линиях и формах сходство с

окружающими предметами и явлениями.

Игры-занятия не предполагают изучение и обучение детей

художественным

приемам,

любое

занятие

это

игра,

где

ребенку

предоставляется свобода в выборе изобразительных средств.

Перспективный план игровых занятий:

Месяц.

Тема

Задачи

Литературные

произведения

Вид

деятельности

Сентябрь

1.«Коробка с

карандашами»

Закрепить знание

основных цветов;

продолжать

приучать детей

слушать

стихотворения и

сказки.

Стихи о цветах,

С. Я. Маршак

«Усатый

полосатый»

,

Рисование

цветными

карандашами

2.«Кисточка и ее

помощницы

Акварелька и

тетушка Гуашь».

Освоить все

свойства акварели

и гуаши;

воспитывать

интерес

худ.литературе и

рассматриванию

занимательных

сказок.

«Как карандаш

встретился с

кисточкой»,

«Акварель и

Гуашь».

Рисование.

Акварель,

гуашь

Октябрь

1.«Дождик, дождик»

Закрепить умение

рисовать

карандашом;

формировать

интерес русскому

творчеству.

Народные

потешки

Рисование

карандашами

2.«Шли по дорожке»

Закрепить умение

наносить следы

отпечатками и

Рисование

тычком,

печатками.

печатью;

Ноябрь

1.«Улитка»

Закрепить умение

рисовать дом

улитки;

поддерживать

интерес к

русскому

творчеству.

народная

потешка

«Улитка и

пироги».

Рисование

карандашами

2.«Колеса»

Формировать

умение рисовать

колеса, работать с

карандашом

Сутеев В.

«Колеса»

Рисование

карандашом

Декабрь

1.«Мышонок и

Карандаш»

Закреплять умение

правильно держать

карандаш;

использовать его

при создании

изображения

В. Сутеев В.

«Мышонок и

Карандаш».

Рисование

карандашом

2.«Снеговая Баба»

Формировать

умение

закрашивать

рисунок кистью;

продолжать

приучать слушать

стихотворения;

запоминать

небольшие по

содержанию

стихотворения.

А. Барто

«Снеговая Баба»

Рисование

красками -

гуашь

Январь

1.«Петух и краски»

Продолжать

вырабатывать

навык

правильного

держания кисти,

Сутеев В.

«Петух и

краски».

Рисование

красками,

карандашом,

мелками.

Раскрашивание

карандаша;

познакомить с

новой сказкой

Сутеева В.

2. «Веселые

зарисовки»

Формировать

умение правильно

передавать

расположение

рисунка на всем

листе; приучать

слушать

стихотворения.

А. Плещеев

«Еще не растаял

последний

Снежок».

Рисование

карандашом,

гуашь

Февраль

1.«Три котенка»

Формировать

умение

закрашивать

рисунок кистью;

вслушиваться в

произведения.

Сутеев В. «Три

котенка»

Рисование

акварельными

красками.

Раскрашивание.

2.«Карандаш»

Формировать

умение

закрашивать

карандашом,

проводя линию и

штрихи только в

одном

направлении.

Н. Забила

«Карандаш»

Рисование

карандашами.

Март

1. «Капризная

кошка»

Закрепить умение

рисовать контур;

помогать им,

используя разные

приемы,

правильно

воспринимать

содержание

Сутеев В.

«Капризная

Кошка».

Рисование

контурное

произведения

2.«Хрюшка

обижается»

Развивать

желание

использовать в

рисовании

разнообразные

цвета; обращать

внимание на

многоцветие

окружающего

мира

В. Орлов

«Хрюшка

Обижается».

Рисование

цветными

карандашами.

Апрель

1. «Цыпленок и

утенок»

Помогать детям при

передачи сюжета

располагать

изображения на

всем листе в

соответствии с

содержанием

действий.

Сутеев В.

«Цыпленок и

Утенок»

Раскрашивание

восковыми

мелками.

2. «Белка –

Закалялка»

Формировать

умение правильно

передавать

расположение

частей сложных

предметов и

соотносить их по

величине.

К. Чуковский

«Белка –

Закалялка»

Рисование

фломастерами.

Май

1.«Кораблик»

Закрепить умение

закрашивать

фломастером;

ритмично

наносить штрихи

по всей форме, не

выходя за

пределы контура

Сутеев В.

«Кораблик»

Раскрашивание

фломастерами.

2.«Скрюченная

Закрепить умение

К. Чуковский

Рисование

песня»

закрашивать

мелками по всей

форме; не выходя

за пределы рис.

«Скрюченная

Песня».

мелками.

Литература:

1.

Алексеевская Н. Карандашик озорной. Москва, «Лист».1998 г.

2.

Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.А. Занятия с дошкольниками

по изобразительному искусству. - М.: ТЦ Сфера, 2002г., 80 с.

3.

Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. - СПб.: Детство - ПРЕСС,

2002г., 128 с.

4.

Лыкова И. А., Васюкова Н. Е. Изодеятельность и детская литература.

Мир сказки. Издание: Сфера, Карапуз 2009 г.

5.

Рисование. Для обучение детей в семье, детском саду и далее.

У-ФАКТОРИЯ. г.Екатеринбург.2000г.

ГАЛЕРЕЯ



В раздел образования