Напоминание

Особенности выполнения студентами практических работ по анатомии


Автор: Дмитриева Ольга Михайловна
Должность: преподаватель биологии и анатомии
Учебное заведение: МК РУТ (МИИТ)
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности выполнения студентами практических работ по анатомии
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Доклад на ЦК ОПД «Особенности выполнения студентами практических работ по

анатомии»

При изучении дисциплины «Анатомия» учебным планом и программой предусматриваются

не только теоретические, но и практические занятия. Основная цель этих занятий - углубление

изучения теоретического материала и выработка навыков физиологического эксперимента.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

- определять возрастные особенности строения организма детей, подростков и молодежи;

-

применять

знания

по

анатомии

при

изучении

профессиональных

модулей

и

в

профессиональной деятельности;

-

определять антропометрические показатели,

оценивать их с учетом возраста и пола

обучающихся, отслеживать динамику изменений;

- отслеживать динамику изменений конституциональных особенностей организма в процессе

занятий физической культурой;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные положения и терминологию цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии,

анатомии и физиологии человека;

- строение и функции систем органов здорового человека: опорно-двигательной, кровеносной,

пищеварительной, дыхательной, покровной,

выделительной, половой, эндокринной, нервной,

включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами;

- основные закономерности роста и развития организма человека;

- возрастную морфологию, анатомо-физиологические особенности детей, подростков и

молодежи;

- анатомо-морфологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам; динамическую и

функциональную анатомию систем обеспечения и регуляции движения;

- способы коррекции функциональных нарушений у детей и подростков.

В практическом курсе присутствуют опыты, позволяющие изучать особенности различных

органов и систем организма, а также их функций не в статике, а в динамике.

Качество выполнения практических работ студентами в значительной степени зависит от

правильной организации занятия, к которому студенты должны быть заранее подготовлены.

Для выполнения каждой работы требуется два часа при условии домашней теоретической

подготовки студентов.

Практические работы выполняются по единому плану, что обеспечивает их чёткость и

краткость. Пропущенное практическое занятие должно быть отработано самостоятельно.

Перед выполнением работы студент должен получить допуск к ней, т.е. ответить на вопросы

по

изучаемой

теме,

внимательно

ознакомиться

с

инструкцией

и

проверить

наличие

необходимого оборудования.

Для проверки знаний введены контрольные вопросы.

Все работы оформляются в специальных тетрадях для лабораторно-практических занятий.

Необходимо указывать:

1) тему;

2) наименование работы;

3) цель занятия;

4) контрольные вопросы к допуску;

5) содержание работы и последовательность ее выполнения;

6) вывод;

7) контрольные вопросы.

При оценивании работ учитывается:

1) выполнение всех этапов работы;

2) организация рабочего места;

3) самостоятельность и качество выполнения схем, рисунков;

4) соблюдение правил трудовой дисциплины;

5) умение анализировать полученные результаты работы;

6) оформление отчета о выполненной работе.

Все указания имеют единую структуру: номер занятия, тему, цели, оснащение, перечень

необходимых знаний и умений студентов, план и ход проведения практической работы, вопросы

для самоподготовки, которые могут быть использованы как для самостоятельной работы

студентов, так и в качестве контрольных на занятиях. Задания по изучению макро- и

микроскопической структуры органов требуют от студентов тщательной проработки материалов

учебника, атласа, изучения наглядных пособий. При выполнении практической работы

студентам предлагается сделать выводы, зарисовки, обозначения к рисункам, объяснить

механизм физиологических процессов, заполнить таблицы. Система заданий подкреплена те

стами для выходного контроля, морфофункциональными и ситуационными задачами, что

способствует более глубокому и детальному изучению материала. Все задания соответствуют

современным требованиям педагогики по созданию учебных пособий обучающего типа. Работая

с данным пособием, студенты получают целевую установку на самостоятельное изучение

учебной и дополнительной литературы, их внимание акцентируется на вопросах, имеющих

важное прикладное значение для последующего обучения.

Организация и проведение лабораторных и практических работ при дистанционном обучении не

исключают непосредственного общения преподавателя со студентами, но оно имеет место,

главным образом, на заключительном этапе. При этом лабораторная работа как организационная

форма учебной деятельности при дистанционном обучении предполагает усиление роли

преподавателя по консультационному и контролирующему сопровождению учебно-

познавательной деятельности студентов, а также увеличение самостоятельной работы студентов

с учебно-методическими материалами и, прежде всего, с тренажерами.

Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику для различных специальностей и

учебных дисциплин, поэтому по каждой специальности и дисциплине должны быть разработаны

особые рекомендации.



В раздел образования