Напоминание

Физическая культура в школе – залог здоровья


Автор: Леонтьева Ольга Александровна
Должность: учитель физической культуры.
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 76"
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: Статья
Тема: Физическая культура в школе – залог здоровья
Раздел: полное образование





Назад




О.А. Леонтьева, учитель физической культуры г. Барнаул МБОУ «СОШ № 76»

Физическая культура в школе – залог здоровья

Важные задачи, которые ставит

перед

собой школа - подготовить ребёнка к

самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, а так же научить

его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в

здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Эта одно из важнейших

направлений внедряемых новых ФГОС.

В последнее десятилетие в современном обществе основной идеей является сохранение

здоровья

подрастающего

поколения,

как

основополагающего

фактора

будущего

благополучия государства.

Анализ состояния здоровья детского населения свидетельствует о росте заболеваемости

детей.

Такая

динамика

состояния

здоровья

результат

длительного

воздействия

неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов.

В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью

образования. Это подтверждает анализ учебных планов отечественной и зарубежной школ,

где физическая культура занимает одно из приоритетных мест.

Такое положение этой области культуры обусловлено тем, что она закладывает основы

физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно действительно

разностороннее развитие личности. В этом проявляется ценность физической культуры для

личности и общества, её образовательное, воспитательное и общекультурное значение.

Важнейший элемент физической культуры - двигательная культура, включающая в себя

основные способы перемещения в пространстве, преодоления препятствий, выполнения

двигательных действий с предметами. Не менее важна совокупность средств, наработанных в

обществе для содействия развитию двигательных способностей и воспитания личности в

целом.

Преподавание физической культуры в школе органически включено в общую систему

образования и воспитания и действует по закономерностям образования и воспитания.

Вместе с тем это единственный учебный предмет, который формирует у учащихся грамотное

отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию новых волевых и моральных

качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.

В соответствии с социально-экономическими потребностями общества и исходя из

сущности общего и среднего образования, ясно то, что цель учебного предмета «Физическая

культура» состоит в том, чтобы содействовать формированию разносторонне развитой

личности. Средством достижения этой цели для учителя является - овладение школьниками

основ физической культуры. В целом это означает совокупность потребностей, мотивов,

знаний, оптимальный уровень здоровья и развития двигательных способностей, нормальное

физическое развитие, умение осуществлять двигательную, физкультурно-оздоровительную и

спортивную деятельность.

Воспитание культуры здоровья, здорового образа жизни, обучение учащихся приёмам

мобилизации и релаксации, телесного и духовного самосовершенствования привели к

необходимости

пересмотра

сложившегося

содержания

физического

воспитания

в

общеобразовательных учреждениях. В свете сказанного предмет «Физическая культура» в

общеобразовательной

школе

понимается

как

единство

двух

составных

частей

ориентирующих

детей

и

подростков

в

сфере

физической

культуры

и

творчески

деятельностной.

Первая составная часть призвана создать у детей целостное представление о физической

культуре и культуре здоровья как элементах общей культуры.

Вторая составная часть направляет процесс физического воспитания на творческое

усвоение способов собственно-деятельной, а также не умение применять их при решении

оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.

Изменения в системе общего среднего образования ведут к разработке новой концепции

физического воспитания. Для этого необходимо, помимо комплекса педагогических, медико-

биологических, психологических и социологических исследований в области физической

культуры, чётко определить и узаконить роль и место физкультуры в образовательном

процессе, его взаимосвязь и взаимодействие с другими учебными дисциплинами, сохраняя

при этом целостность процесса обучения, при котором каждый предмет вносит свой вклад в

гармоническое развитие личности ребёнка.

И.П.Павлов и другие выдающиеся учёные показали, что в целостном организме костно-

мышечная система - ведущая, на неё «равняются» все остальные системы и органы. Поэтому

оптимальная

двигательная

активность

позволяет

наиболее

полно

реализовать

наследственную программу человека и играет важную роль в сохранении и укреплении его

здоровья.

В настоящее время в системе физкультурного образования выделяются три основных

направления современного урока по учебному предмету «Физическая культура» –

оздоровительное, тренировочное и образовательное.

Не так давно ведущим считалось тренировочное направление урока. Урокам

оздоровительной и образовательной направленности практически не уделялось должного

внимания. Цель данных уроков – чтобы ребёнок приобрёл такие специальные знания,

которые он сумеет перенести в обыденную жизнь и с пользой применить в других видах

деятельности. Такой урок должен решать следующие задачи:

В начальной школе – формирование общих представлений о физической культуре, её

значение в жизни человека; развитие психических процессов, самостоятельности, сознания,

толерантности; обучение элементарным способам самоконтроля за физическим развитием и

физической подготовленностью.

В основной и средней школе – углубление основ знаний о физической культуре;

воспитание положительных индивидуальных психических черт и особенностей в общении и

коллективном взаимодействии, толерантности; создание представлений об индивидуальных

психосоматических и психосоциальных особенностях, адаптационных свойствах организма и

способах

их

совершенствования

в

целях

укрепления

здоровья;

развитие

навыков

самоконтроля, ответственности за своё здоровье; изучения культурно-исторических основ

физической культуры.

Система образовательных уроков по опыту работы даёт ряд положительных результатов,

развивая психические процессы (мышление, память, внимание, навыки самоконтроля),

оказывая воспитательное воздействие при формировании здорового образа жизни у

школьников.

В нашей школе деятельность педагогов направлена как на достижение оптимального

уровня обучаемости, воспитанности учащихся, так и на обеспечение условий для сохранения

и развития здоровья. Наиболее значимыми компонентами в физическом воспитании

являются:

-определение нагрузок на уроках физкультуры и их дифференциация с учётом физического

развития и состоянием здоровья детей;

-выполнение общепринятых санитарно-гигиенических мероприятий (проветривание, влажная

уборка, соблюдение теплового и светового режима);

-введение в учебно-воспитательный план уроков здоровья, профилактических бесед,

введение

физкультминуток

во

время

уроков,

увеличение

количества

спортивных

мероприятий в плане школы на учебный год;

-совершенствование системы физкультурно-спортивных мероприятий;

-систематическое проведение просветительских мероприятий по здоровому образу жизни,

личной гигиене;

-регулярное проведение диспансеризации учащихся на базе поликлиники;

-проведение мониторинга физической подготовленности и уровня здоровья.

Конечно, каждое образовательное учреждение самостоятельно составляет структуру

оздоровительных блоков в зависимости от материально-технических возможностей, целей и

задач программ оздоровления учащихся. В нашей школе функционирует спортивный зал с

раздевалками. При школе находятся стадион, манеж с беговой дорожкой, тренажёрный зал,

лыжная база. Все это позволяет повысить эффективность проводимых уроков и повышает

интерес учащихся к занятиям физической культурой и спортом. В школе работают секции

«Лыжные гонки», «Атлетическая гимнастика», «Футбол», «Лёгкая атлетика", «Дорожная

азбука", «Спасатель", "Патриот", "Баскетбол".

Очень актуален вопрос – как сформировать желание заниматься физической культурой у

детей школьного возраста? Ответ, на мой взгляд, включает в себя четыре элемента.

Первый – описание цели, которую необходимо достигнуть.

Второй – мотивация действия. Нужно опирать на значимый для школьника мотив.

Третий – практическая реализация ведущего мотива.

Четвёртый – результат, который должен быть, достигнут после выполнения тренировочной

работы.

Роль семьи (родителей) в сохранении здоровья детей и их физическом развитии очень

велика. Для начала надо определить главное: больше общаться с собственными детьми, как

можно чаще заниматься с ними физической культурой – весело и азартно играть, состязаться,

подталкивать к рекордам, и тем самым спасать детей от болезней, стрессов, неправильного

питания, курения и алкоголя.

Для исправления ситуации с «больным поколением», необходима результативная работа

школьных специалистов физического воспитания, а необходимым подспорьем в их

деятельности должны стать грамотные действия родителей школьников.

На мой взгляд, надо начать с основы: разработать нормативные требования по развитию

двигательных качеств для детей, поступающих в I класс; познакомить родителей будущих

первоклассников с нормативными требованиями; организовывать семинары и консультации

для родителей по развитию двигательных качеств детей. Свой вклад должны внести и

полноценно работающие телевидение, пропаганда, пресса.

Общеизвестно,

что

регулярные

физические

упражнения

дают

многогранные

положительные эффекты, физиологическую основу которых используют в медицине для

лечения, реабилитации и профилактики различных заболеваний.

Оптимальная двигательная активность как бы включает механизмы выздоровления и

держит их в рабочем состоянии, что повышает сопротивляемость организма к различным

патогенным факторам и способствует быстрому выздоровлению при болезни. Недостаток

движений создаёт условия для проявления наследственной предрасположительности к

заболеваниям и, значит, ограничивает годность к некоторым профессиям, омрачает

перспективу будущего материнства и отцовства.

Организм стремится поддерживать индивидуальную норму двигательной активности, что

позволяет говорить о врожденной потребности в ней.

Почему проблема здоровья детей вышла на первое место? Да, только потому, что оно

продолжает ухудшаться, а «Физическая культура» единственный предмет в школе,

способный эффективно решать проблему оздоровления учащихся, – упорно отодвигается на

«вторые роли». Следует отметить, что Правительством нашей страны уделяется большое

внимание развитию физической культуры и спорта. Подтверждением тому является и

введение третьего часа физкультуры в учебный план, Введение норм ГТО, проведение

массовых спортивных соревнований различного уровня.

Что можно сделать для оптимизации оздоровительного, развивающего и образовательного

компонентов в рамках новой, многогранной роли физической культуры?

Реализация оздоровительного компонента требует разработки конкретных требований к

уровню здоровья школьников, как единство физического и интеллектуального факторов. Всё

это позволяет утверждать, что исключительно важна роль физической культуры, в

формировании личности обучающихся, их интересов и творческих способностей, в

совершенствовании двигательных и психофизиологических качеств, в укреплении здоровья и

профилактики заболеваний школьников. Поэтому в структуре общего среднего образования

предмет должен носить прикладной характер, занимать одно из ведущих мест в системе

межпредметных связей и способствовать решению важных общепедагогических задач.

Литература:

1.

Бальсевич В. К., Большенков В. Г., Рябинцев Ф. П. Концепция физического

воспитания

общеобразовательной

школы

//Физическая

культура:

воспитание,

образование, тренировка. 1996, № 2, с. 13-18.

2.

Водяницкая О.М. Организация здоровьесберегающей в школах Москвы // Физическая

культура в школе. - 2004. - № 7. с. 7.

3.

Дорошенко А.С., Шуров К.Ю. Образовательный урок // Физическая культура в школе.

- 2005. - № 5. - с.38.

4.

Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной

школе //Теория и практика физической культуры. 1990, № 9, с. 10-14.

5.

Шапарь А.В., Перетятько В.В. Роль и место физической культуры в образовательном

процессе // Физическая культура в школе. - 2005. - N-4. - с.28.



В раздел образования