Автор: Леонтьева Ольга Александровна
Должность: учитель физической культуры.
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 76"
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: Статья
Тема: Физическая культура в школе – залог здоровья
Раздел: полное образование
О.А. Леонтьева, учитель физической культуры г. Барнаул МБОУ «СОШ № 76»
Физическая культура в школе – залог здоровья
Важные задачи, которые ставит
перед
собой школа - подготовить ребёнка к
самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, а так же научить
его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в
здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Эта одно из важнейших
направлений внедряемых новых ФГОС.
В последнее десятилетие в современном обществе основной идеей является сохранение
здоровья
подрастающего
поколения,
как
основополагающего
фактора
будущего
благополучия государства.
Анализ состояния здоровья детского населения свидетельствует о росте заболеваемости
детей.
Такая
динамика
состояния
здоровья
–
результат
длительного
воздействия
неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов.
В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью
образования. Это подтверждает анализ учебных планов отечественной и зарубежной школ,
где физическая культура занимает одно из приоритетных мест.
Такое положение этой области культуры обусловлено тем, что она закладывает основы
физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно действительно
разностороннее развитие личности. В этом проявляется ценность физической культуры для
личности и общества, её образовательное, воспитательное и общекультурное значение.
Важнейший элемент физической культуры - двигательная культура, включающая в себя
основные способы перемещения в пространстве, преодоления препятствий, выполнения
двигательных действий с предметами. Не менее важна совокупность средств, наработанных в
обществе для содействия развитию двигательных способностей и воспитания личности в
целом.
Преподавание физической культуры в школе органически включено в общую систему
образования и воспитания и действует по закономерностям образования и воспитания.
Вместе с тем это единственный учебный предмет, который формирует у учащихся грамотное
отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию новых волевых и моральных
качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.
В соответствии с социально-экономическими потребностями общества и исходя из
сущности общего и среднего образования, ясно то, что цель учебного предмета «Физическая
культура» состоит в том, чтобы содействовать формированию разносторонне развитой
личности. Средством достижения этой цели для учителя является - овладение школьниками
основ физической культуры. В целом это означает совокупность потребностей, мотивов,
знаний, оптимальный уровень здоровья и развития двигательных способностей, нормальное
физическое развитие, умение осуществлять двигательную, физкультурно-оздоровительную и
спортивную деятельность.
Воспитание культуры здоровья, здорового образа жизни, обучение учащихся приёмам
мобилизации и релаксации, телесного и духовного самосовершенствования привели к
необходимости
пересмотра
сложившегося
содержания
физического
воспитания
в
общеобразовательных учреждениях. В свете сказанного предмет «Физическая культура» в
общеобразовательной
школе
понимается
как
единство
двух
составных
частей
–
ориентирующих
детей
и
подростков
в
сфере
физической
культуры
и
творчески
деятельностной.
Первая составная часть призвана создать у детей целостное представление о физической
культуре и культуре здоровья как элементах общей культуры.
Вторая составная часть направляет процесс физического воспитания на творческое
усвоение способов собственно-деятельной, а также не умение применять их при решении
оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.
Изменения в системе общего среднего образования ведут к разработке новой концепции
физического воспитания. Для этого необходимо, помимо комплекса педагогических, медико-
биологических, психологических и социологических исследований в области физической
культуры, чётко определить и узаконить роль и место физкультуры в образовательном
процессе, его взаимосвязь и взаимодействие с другими учебными дисциплинами, сохраняя
при этом целостность процесса обучения, при котором каждый предмет вносит свой вклад в
гармоническое развитие личности ребёнка.
И.П.Павлов и другие выдающиеся учёные показали, что в целостном организме костно-
мышечная система - ведущая, на неё «равняются» все остальные системы и органы. Поэтому
оптимальная
двигательная
активность
позволяет
наиболее
полно
реализовать
наследственную программу человека и играет важную роль в сохранении и укреплении его
здоровья.
В настоящее время в системе физкультурного образования выделяются три основных
направления современного урока по учебному предмету «Физическая культура» –
оздоровительное, тренировочное и образовательное.
Не так давно ведущим считалось тренировочное направление урока. Урокам
оздоровительной и образовательной направленности практически не уделялось должного
внимания. Цель данных уроков – чтобы ребёнок приобрёл такие специальные знания,
которые он сумеет перенести в обыденную жизнь и с пользой применить в других видах
деятельности. Такой урок должен решать следующие задачи:
В начальной школе – формирование общих представлений о физической культуре, её
значение в жизни человека; развитие психических процессов, самостоятельности, сознания,
толерантности; обучение элементарным способам самоконтроля за физическим развитием и
физической подготовленностью.
В основной и средней школе – углубление основ знаний о физической культуре;
воспитание положительных индивидуальных психических черт и особенностей в общении и
коллективном взаимодействии, толерантности; создание представлений об индивидуальных
психосоматических и психосоциальных особенностях, адаптационных свойствах организма и
способах
их
совершенствования
в
целях
укрепления
здоровья;
развитие
навыков
самоконтроля, ответственности за своё здоровье; изучения культурно-исторических основ
физической культуры.
Система образовательных уроков по опыту работы даёт ряд положительных результатов,
развивая психические процессы (мышление, память, внимание, навыки самоконтроля),
оказывая воспитательное воздействие при формировании здорового образа жизни у
школьников.
В нашей школе деятельность педагогов направлена как на достижение оптимального
уровня обучаемости, воспитанности учащихся, так и на обеспечение условий для сохранения
и развития здоровья. Наиболее значимыми компонентами в физическом воспитании
являются:
-определение нагрузок на уроках физкультуры и их дифференциация с учётом физического
развития и состоянием здоровья детей;
-выполнение общепринятых санитарно-гигиенических мероприятий (проветривание, влажная
уборка, соблюдение теплового и светового режима);
-введение в учебно-воспитательный план уроков здоровья, профилактических бесед,
введение
физкультминуток
во
время
уроков,
увеличение
количества
спортивных
мероприятий в плане школы на учебный год;
-совершенствование системы физкультурно-спортивных мероприятий;
-систематическое проведение просветительских мероприятий по здоровому образу жизни,
личной гигиене;
-регулярное проведение диспансеризации учащихся на базе поликлиники;
-проведение мониторинга физической подготовленности и уровня здоровья.
Конечно, каждое образовательное учреждение самостоятельно составляет структуру
оздоровительных блоков в зависимости от материально-технических возможностей, целей и
задач программ оздоровления учащихся. В нашей школе функционирует спортивный зал с
раздевалками. При школе находятся стадион, манеж с беговой дорожкой, тренажёрный зал,
лыжная база. Все это позволяет повысить эффективность проводимых уроков и повышает
интерес учащихся к занятиям физической культурой и спортом. В школе работают секции
«Лыжные гонки», «Атлетическая гимнастика», «Футбол», «Лёгкая атлетика", «Дорожная
азбука", «Спасатель", "Патриот", "Баскетбол".
Очень актуален вопрос – как сформировать желание заниматься физической культурой у
детей школьного возраста? Ответ, на мой взгляд, включает в себя четыре элемента.
Первый – описание цели, которую необходимо достигнуть.
Второй – мотивация действия. Нужно опирать на значимый для школьника мотив.
Третий – практическая реализация ведущего мотива.
Четвёртый – результат, который должен быть, достигнут после выполнения тренировочной
работы.
Роль семьи (родителей) в сохранении здоровья детей и их физическом развитии очень
велика. Для начала надо определить главное: больше общаться с собственными детьми, как
можно чаще заниматься с ними физической культурой – весело и азартно играть, состязаться,
подталкивать к рекордам, и тем самым спасать детей от болезней, стрессов, неправильного
питания, курения и алкоголя.
Для исправления ситуации с «больным поколением», необходима результативная работа
школьных специалистов физического воспитания, а необходимым подспорьем в их
деятельности должны стать грамотные действия родителей школьников.
На мой взгляд, надо начать с основы: разработать нормативные требования по развитию
двигательных качеств для детей, поступающих в I класс; познакомить родителей будущих
первоклассников с нормативными требованиями; организовывать семинары и консультации
для родителей по развитию двигательных качеств детей. Свой вклад должны внести и
полноценно работающие телевидение, пропаганда, пресса.
Общеизвестно,
что
регулярные
физические
упражнения
дают
многогранные
положительные эффекты, физиологическую основу которых используют в медицине для
лечения, реабилитации и профилактики различных заболеваний.
Оптимальная двигательная активность как бы включает механизмы выздоровления и
держит их в рабочем состоянии, что повышает сопротивляемость организма к различным
патогенным факторам и способствует быстрому выздоровлению при болезни. Недостаток
движений создаёт условия для проявления наследственной предрасположительности к
заболеваниям и, значит, ограничивает годность к некоторым профессиям, омрачает
перспективу будущего материнства и отцовства.
Организм стремится поддерживать индивидуальную норму двигательной активности, что
позволяет говорить о врожденной потребности в ней.
Почему проблема здоровья детей вышла на первое место? Да, только потому, что оно
продолжает ухудшаться, а «Физическая культура» единственный предмет в школе,
способный эффективно решать проблему оздоровления учащихся, – упорно отодвигается на
«вторые роли». Следует отметить, что Правительством нашей страны уделяется большое
внимание развитию физической культуры и спорта. Подтверждением тому является и
введение третьего часа физкультуры в учебный план, Введение норм ГТО, проведение
массовых спортивных соревнований различного уровня.
Что можно сделать для оптимизации оздоровительного, развивающего и образовательного
компонентов в рамках новой, многогранной роли физической культуры?
Реализация оздоровительного компонента требует разработки конкретных требований к
уровню здоровья школьников, как единство физического и интеллектуального факторов. Всё
это позволяет утверждать, что исключительно важна роль физической культуры, в
формировании личности обучающихся, их интересов и творческих способностей, в
совершенствовании двигательных и психофизиологических качеств, в укреплении здоровья и
профилактики заболеваний школьников. Поэтому в структуре общего среднего образования
предмет должен носить прикладной характер, занимать одно из ведущих мест в системе
межпредметных связей и способствовать решению важных общепедагогических задач.
Литература:
1.
Бальсевич В. К., Большенков В. Г., Рябинцев Ф. П. Концепция физического
воспитания
общеобразовательной
школы
//Физическая
культура:
воспитание,
образование, тренировка. 1996, № 2, с. 13-18.
2.
Водяницкая О.М. Организация здоровьесберегающей в школах Москвы // Физическая
культура в школе. - 2004. - № 7. с. 7.
3.
Дорошенко А.С., Шуров К.Ю. Образовательный урок // Физическая культура в школе.
- 2005. - № 5. - с.38.
4.
Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной
школе //Теория и практика физической культуры. 1990, № 9, с. 10-14.
5.
Шапарь А.В., Перетятько В.В. Роль и место физической культуры в образовательном
процессе // Физическая культура в школе. - 2005. - N-4. - с.28.