Автор: Лисенкова Лариса Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Школа-гимназия №37"
Населённый пункт: город Волжский Волгоградской области
Наименование материала: статья
Тема: "Индивидуализация обучения как важный компонент качества образования"
Раздел: начальное образование
Индивидуализация обучения как важный компонент повышения качества
образования.
За время нашей работы в школе перед нами всегда возникало множество
проблем, над решением которых мы продолжаем трудиться. Это : как
сделать успешным каждого учащегося, как сохранить здоровье ребёнка при
организации учебной деятельности , как работать на уроке со всем классом и
одновременно с каждым учащимся?
С каждым годом в практику внедряются различные технологии, призванные
привести обучение, которые защитят здоровье и интересы детей. Фактор
здоровья вынуждает нас применять такую технологию, к которым относится
индивидуализация процесса обучения. В качестве индивидуализации
выступает следующее:
-Уровень обучаемости и обученности
-Уровень умственных способностей
-Индивидуальный стиль умственной деятельности
-Скорость усвоения
-Психофизические особенности учеников
Во –первых, нет детей, похожих друг на друга. У каждого ребенка свои
индивидуальные способности, характер, темперамент, мотивация. Значит
нельзя учесть индивидуальные особенности в полном объёме в учебном
процессе.
Во- вторых, дети являются субъектом собственной деятельности.
Поэтому, когда мы говорим о развитии ребенка, мы должны в первую
очередь иметь в виду его саморазвитие.
Значит, индивидуальный подход должен осуществляться на
индивидуальном уровне. При этом ученик , исходя из своих особенностей ,
определяет траекторию своего развития.
Поэтому мы , как педагоги, создаем психолого – педагогические условия,
которые бы стимулировали деятельность учащихся на основе саморазвития,
самовыражения, самообразования.
Индивидуализация обучения – один из дидактических принципов,
предусматривающий такой подход к организации учебного процесса, при
котором учитываются личные особенности обучающихся, их социальный
опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательные
интересы, режим жизнедеятельности и другие факторы, оказывающие
влияние на успешность обучения.
Только индивидуальное обучение создаёт условия для максимального
развития детей с разным уровнем способностей.
О достоинствах индивидуального обучения пишут очень много. Есть его
положительное влияние на повышение успеваемости. Но при этом не
учитываются психологические особенности восприятия данного подхода
самими детьми. Дети прекрасно видят наши педагогические ухищрения и
они прекрасно знают, к какому уровню их относят и поэтому работают в
соответствии с данным статусом. Они ждут от учителя заданий именно их
уровня, ждут помощи и не делают попыток выйти за пределы отведенных
рамок, не пытаются самостоятельно выйти за границы этих рамок, ждут,
когда это сделает педагог. Работать педагогу становится очень трудно.
Как мы считаем, индивидуализация идет только от самого учителя. Учитель
сам раздает задания для учащихся по степени сложности. Однако, при таком
подходе, когда мы делим детей на слабых и сильных, мы тем самым
ориентируем их на то, что один из них слабый, а другой сильный. Получается,
что мы сами определяем место каждому , его положение в классе, и
возможность сменить это место зависит от учителя.
Мы думаем, задания должен подбирать учитель, но выбираться учащимися
индивидуально, самостоятельно , по своим силам. В данном случае,
индивидуализация будет осуществляться не от учителя, а от ученика.
Многие дети вообще не любят школу. А это происходит оттого, что она не
учитывает его индивидуальные способности, не считается с его актуальными
познавательными способностями, с его потребностями и устремлениями. Все
дети учатся по одним и тем же стандартным программам. Отсюда и много
неуспевающих детей. Нередко ориентация на максимум усвоения учебного
материала подводит к перегрузке школьников, т.к. требования для
большинства не достижимы. Поэтому , пропадает интерес к учёбе и
уверенность ученика к себе. Выход из создавшейся ситуации –
индивидуализация обучения. На нас, на учителях, лежит ответственность за
возможность изучения конкретным учеником материала, исходя из
собственных потребностей в самопознании и самореализации, за оценку
учения каждого ученика в рамках данного учебного плана, также за
изменение этого плана. Порой обучение в классе ведет учитель, исходя из
его собственного стиля обучения. В основном, обучение ведётся в одном
стиле, а следовательно, создаются условия только для учебы одного типа
учеников, стиль которых совпадает со стилем учителя. Обычная работа не
может удовлетворить оставшихся детей. Они просто не понимают, что хочет
учитель, и к ним начинают относиться к тугодумам. Если ученик не сможет
приспособиться, вне зависимости, одаренный он или нет, он будет плохо
учиться. Это будет происходить до тех пор, пока учитель не адаптирует
программу предмета, виды деятельности учеников на занятии и способы
диагностики успешности ребенка. Поэтому особенно актуальным видится
учет индивидуальных стилей учения и разработка способов педагогической
поддержки их развития именно в традиционных условиях. Поэтому
принципами работы педагога выступают: вера в ребенка, признание его
индивидуальности, уникальности, признание равенства, сотрудничества,
содействия ученика и учителя, стимулирование творческих способностей
школьника. Успешность ученика полностью зависит от умения педагога
видеть психофизиологические особенности каждого и строить обучение с их
учетом. Учитель должен работать так всегда, на всех этапах обучения: при
выборе и применении отдельных методов и приёмов обучения, определении
домашних заданий, вариантов классных и контрольных работ. Учитель может
сочетать фронтальную работу с классом и индивидуальную работу с
отдельными учениками, учитывая их подготовленность, склонности,
интересы, способности и индивидуальные особенности. Введение в
образовательный процесс способов и форм индивидуального обучения
необходимо осуществлять комплексно.
Во-первых, каждый ученик должен обучаться на уровне его способностей и
возможностей, а во-вторых, обучение адаптируется под особенности групп
учащихся, что является необходимым в современном обучении,так как
сильные нагрузки и есть причина снижения здоровья учащихся. Этот вопрос
позволяет решить технология индивидуального обучения. Так все дети очень
разные, то многое еще нужно сделать. Необходимо не делить детей на
плохих и хороших, неуспевающих и успевающих. В каждом классе есть
мямли и непоседы, те, кто нуждается в объяснении и те, кто предпочитает
сам понять, те, кто стесняются дать ответ, несмотря на то, что его знают и те,
кто стремится ответить даже не будучи уверенным в правильности ответа. У
детей разный уровень восприятия информации, способности анализировать,
работоспособности, внимания и памяти. Поэтому, каждому ребенку в
процессе обучения необходим индивидуальный подход, который как мы
думаем , еще очень плохо реализуется на практике.
И многие ученые советуют воздержаться от экспериментов в области
индивидуального обучения, так как существует еще очень много вопросов.
Индивидуальное обучение имеет положительные стороны. Но по нашему
мнению есть и некоторые недостатки:
- Слабые и средние ученики лишены влияния сильных учеников, способного
их развивать;
-Возникает неблагоприятная эмоциональная обстановка, во время которой
сильные ученики проявляют снобизм, а у слабых возникает чувство
неполноценности;
- Не учитываются разные стороны интеллекта, различные факторы развития и
свойства личности;
-Сложившийся ученический коллектив разрушается при переформировании
классов.
При этом возникает проблема, как использовать положительный потенциал
индивидуального обучения, чтобы нейтрализовать его негативные моменты.
Чтобы применить на практике индивидуальное обучение, необходимо
составить «группу риска», в которую войдут дети, испытывающие
наибольшие проблемы или трудности в обучении. Таким детям нужно
уделять как можно больше внимания. При применении индивидуального
подхода учитель должен знать о состоянии психического и физического
здоровья ребенка, о его социальной адаптированности и благополучие в
семье. Учитель обязан учитывать интеллект, темперамент, внимание, память,
восприятие ребёнка, так как они служат успешностью педагогического
процесса. Чрезмерная нагрузка, при которой организм находится на грани
своих возможностей или превышает их, приводит к проблемам со
здоровьем. Но при индивидуальном подходе нагрузка изменяется не в
количественном показателе, а при применении качественно другого подхода.
-