Напоминание

Воспитание культуры ЗОЖ у дошкольников


Автор: Егорова Кристина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 103 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание культуры ЗОЖ у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Егорова Кристина Александровна

воспитатель

ГБДОУ детского сада № 103

комбинированного вида

Калининского района Санкт-Петербурга

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗОЖ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Культура здорового образа жизни (ЗОЖ) человека есть один из

результатов социализации личности в общественной среде. Чем выше

приоритет здоровья в обществе, тем выше культура здорового образа жизни

каждого его члена. Из данного вывода вытекают, по крайней мере, два

краеугольных положения:

1) если создать мощную здоровьесберегающую среду, то культура

здорового образа жизни каждого ее представителя значительно повысится

2) для дошкольников важнейшей здоровьесберегающей средой может

стать детский сад, который взаимодействует с другими социальными

объектами и является эффективным институтом культивирования ЗОЖ.

Культура ЗОЖ включает в себя такие составляющие как отношение

личности к себе, виды и факторы здоровья. Важно, чтобы в личности

гармонично

сочетались

соматическое,

психическое,

физическое

и

нравственное здоровье. В единстве они образуют здоровье человека.

Существенное влияние на него оказывают такие факторы как соблюдение

режимов дня и питания, полезные привычки, двигательная активность.

Однако культура ЗОЖ определяется не только внешними, но и внутренними

факторами. К последним целесообразно присоединить и отношение личности

к себе.

В основу формирования культуры здорового образа жизни нами были

положены подходы: валеологический, культурологический, инновационный,

личностно-ориентированный.

Согласно

Н.С.Злобину,

культура

это

творческая,

созидательная

деятельность

человека

как

прошлая,

зафиксированная, определенная в культурных ценностях, т.е. превращающая

опыт человечества в достояние человека, живущего в данный исторический

период, так современная.

Культура (в том числе и культура здоровья человека) реализуется через

инновации. Главными характеристиками инновации являются новизна и

эффективность. В нашем случае предполагаются лучшие результаты в

физическом,

психическом,

соматическом,

нравственном

здоровье

дошкольника.

Система работы по данной проблеме осуществляется на основе

личностно-ориентированного подхода. Гуманистическая направленность и

индивидуализация

действий

по

формированию

культуры

здоровья

невозможны без личного участия дошкольников, без их умений совершать

логические операции, без самостоятельного получения ими новых знаний.

Валеологический подход к формированию культуры ЗОЖ включает в

себя

медицинское,

психологическое,

нравственное,

физиологическое

содержание. Опираясь на комплекс данных наук, строится педагогический

процесс

(целенаправленное

применение

содержания,

форм,

методов

обучения и воспитания), формирующий культуру здорового образа жизни.

Данный

процесс

происходит

в

образовательной

среде.

Мы

руководствуемся распространенным в настоящее время положением о том,

что ребенок должен не только узнать и научиться правилам ЗОЖ, но и

захотеть быть здоровым. Программы включают и проблемы применения в

образовательном процессе таких факторов здорового образа жизни как

полезных привычек, двигательной активности, соблюдения режимов дня и

питания, закаливания детей дошкольного возраста.

Программа по ОБЖ в детском саду предназначена для того, чтобы

дошкольники овладели способами деятельности в своих интересах в

условиях

предоставления

возможностей,

обеспечивающих

духовное

и

интеллектуальное

саморазвитие,

эмоциональную

саморегуляцию

и

самоподдержку. Компетенция в вопросе предусматривает формирование

психологической грамотности, внутренней культуры, заботу о собственном

здоровье и владение основами безопасности жизнедеятельности

.

Один из разделов образовательной программы дошкольного учреждения

направлен

на

решение

задач

физического

здоровья

дошкольников.

Формирование опыта бережного отношения к физическому здоровью у

дошкольников предполагает обучение навыкам выполнения физических

упражнений,

утренней

зарядки,

мотивации

физразвития.

Программа

позволяет подходить к решению проблемы системно. Для этого предлагается

эффективно использовать ресурсы, проводить необходимую диагностику для

выявления положительных тенденций

или отклонений в физическом

развитии учащихся.

Из программы следует, что важнейшей задачей детского сада является

формирование у воспитанников необходимых знаний, умений и навыков,

связанных

с

сохранением

и

развитием

индивидуального

здоровья.

Индивидуальное

здоровье

дошкольников

обеспечивается

двигательной

активностью, плодотворным трудом, рациональным режимом труда и

отдыха,

личной

гигиеной,

закаливанием,

рациональным

питанием,

физическими упражнениями, фитотерапией, аромотерапией и т.д.

На

выработку

навыков

здорового

образа

жизни

направлены:

многократное

повторение

в

действиях

дошкольников

упражнений,

положительно влияющих на здоровье; использование в педагогической

работе по формированию полезных привычек активных методов обучения;

создание у дошкольников положительного психофизического настроя в

процессе приобщения их к ЗОЖ.

Содержание

проводимых

мероприятий

воплощается

через

такие

организационные

формы

как

игры,

тренинги,

беседы.

Результатом

целенаправленной работы по программе должны стать навыки осторожного,

разумного, адекватного поведения, которые позволят максимально для

конкретных

условий

обеспечить

нормальное

состояние

организма

воспитанников.



В раздел образования