Автор: Смолянинова Ольга Алековна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 2"
Населённый пункт: город Бийск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Значение игры в речевом развитии современного дошкольника
Раздел: дошкольное образование
ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО
ДОШКОЛЬНИКА
Уровень интеллектуализации общества на современном этапе требует от ребенка
высокого уровня развития связной речи.
Наиболее частые затруднения детей связаны с необходимостью составить связное
развернутое высказывание. Качественный анализ ответов детей показывает, что, имея
достаточно широкий словарный запас, дети испытывают затруднения при составлении
рассказов, рассуждений. Кроме того, и педагоги испытывают сложности, касающиеся
повышения речевой плотности на занятиях разного вида.
Только специальное речевое воспитание подводит дошкольника к овладению связной
речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящие из нескольких
предложений.
В последнее время складывается тенденция к форсированию периода дошкольного
детства и к организации работы с детьми дошкольного возраста по школьному шаблону.
Все это происходит потому, что из жизни современного дошкольника уходит игра – его
основной вид деятельности.
Федеральный государственный стандарт особо актуализирует значение игровой
деятельности, которая заложена в его концептуальной основе. Так, например, в качестве
основных принципов реализации образовательной программы дошкольного образования в
стандарте указывается: «Реализация Программы в формах, специфичных для детей
данной возрастной группы, прежде всего в форме игры»[2].
Образовательную задачу, обличенную в форму игры, дети решают успешнее,
поскольку ребенок в основном сконцентрирован на условиях и правилах игры. Развивая и
формируя у детей процессы психического роста, игры способствуют применению
приобретенных ребенком знаний в различных ситуациях, активизируя мыслительные
процессы и доставляя детям много положительных эмоций[1].
Специально подобранные игры, упражнения и задания, стимулирующие речевую и
познавательную активность, позволяют ребенку свободно общаться друг с другом и со
взрослыми: слушать и слышать партнера по общению, выстраивать последовательное
связное высказывание. В своей работе я очень часто обращаюсь к игре.
Мною были отобраны наиболее эффективные игры, игровые упражнения и задания,
направленные на формирование умения составлять развернутое высказывание, состоящее
из нескольких предложений.
Суть в том, что основное содержание работы по данному разделу дополняется играми,
игровыми упражнениями, направленными на активизацию речи. При отборе игр, в первую
очередь, учитывалось их развивающее значение, поскольку речь – это психический
процесс, и его развитие находится в тесной взаимосвязи с другими психическими
процессами.
В работе с детьми использую следующие игры. Игры на развитие умения слушать и
правильно продолжать мысль собеседника(«Чемодан», «Бесконечное предложение»,
«Снежный ком»). В таких играх игровое задание ставит перед ребенком необходимость
выслушивать партнера и продолжать его мысль. Эти игры оказались наиболее сложными,
особенно на первых этапах работы. Работа начинается с предложения (бесконечное
предложение), сначала дети должны научиться дослушивать собеседника и продолжать
его мысль. Современные дошкольники очень подвижны, дождаться своей очереди им
очень тяжело, но на этапе освоения игры, дети четко контролируют друг друга, указывают
на ошибки и исправляют их.
Игры на развитие умение понимать и осмысливать тему, определять ее границы. Так,
например, игра «Аукцион»: позволяет активизировать детей для того, чтобы они
придумали как можно больше названий для сюжетной картины. Само по себе задание дать
название картины – одно из сложных для детей, поскольку во внутреннем плане они
должны проанализировать картину, выделить взаимосвязь объектов и героев, и все это
уложить в одном, или двух словах. Динамичность придает игровая ситуация и
соревновательный элемент. Правила могут менять: выигравший торги мог первым
составить рассказ, так же участники могут выставлять на аукцион свои произведения и
продавать их.
Игры на формирование умения выстраивать рассуждение, аргументировать свой ответ
(«Чем похожи?», «Загадай – ка»).Игры на развитие умения составлять описание («Узнай
по описанию», «Живое существо»).Игры на развитие умения подбирать подходящие по
смыслу слова («Ассоциации», «Цепочка ассоциаций», «Какие бывают слова»).
Таким образом, использование игры в качестве одного из средств речевого развития
позволяет обогатить сам процесс взаимодействия, а именно он особо ценен в дошкольном
детстве. Наблюдения за детьми в различных видах деятельности показывают стабильную
динамику: дети активно используют связное речевое высказывания, обогащая его
различными средствами, составляют рассказы, рассуждают.
Библиографический список
1. Бондаренко,А.К.Воспитание детей в игре [Текст] / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. -
М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 259 с.
2.Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Текст]// Российская газета – Федеральный
выпуск 2013. - №6241.