Напоминание

"Значение игры в речевом развитии современного дошкольника


Автор: Смолянинова Ольга Алековна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 2"
Населённый пункт: город Бийск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Значение игры в речевом развитии современного дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО

ДОШКОЛЬНИКА

Уровень интеллектуализации общества на современном этапе требует от ребенка

высокого уровня развития связной речи.

Наиболее частые затруднения детей связаны с необходимостью составить связное

развернутое высказывание. Качественный анализ ответов детей показывает, что, имея

достаточно широкий словарный запас, дети испытывают затруднения при составлении

рассказов, рассуждений. Кроме того, и педагоги испытывают сложности, касающиеся

повышения речевой плотности на занятиях разного вида.

Только специальное речевое воспитание подводит дошкольника к овладению связной

речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящие из нескольких

предложений.

В последнее время складывается тенденция к форсированию периода дошкольного

детства и к организации работы с детьми дошкольного возраста по школьному шаблону.

Все это происходит потому, что из жизни современного дошкольника уходит игра – его

основной вид деятельности.

Федеральный государственный стандарт особо актуализирует значение игровой

деятельности, которая заложена в его концептуальной основе. Так, например, в качестве

основных принципов реализации образовательной программы дошкольного образования в

стандарте указывается: «Реализация Программы в формах, специфичных для детей

данной возрастной группы, прежде всего в форме игры»[2].

Образовательную задачу, обличенную в форму игры, дети решают успешнее,

поскольку ребенок в основном сконцентрирован на условиях и правилах игры. Развивая и

формируя у детей процессы психического роста, игры способствуют применению

приобретенных ребенком знаний в различных ситуациях, активизируя мыслительные

процессы и доставляя детям много положительных эмоций[1].

Специально подобранные игры, упражнения и задания, стимулирующие речевую и

познавательную активность, позволяют ребенку свободно общаться друг с другом и со

взрослыми: слушать и слышать партнера по общению, выстраивать последовательное

связное высказывание. В своей работе я очень часто обращаюсь к игре.

Мною были отобраны наиболее эффективные игры, игровые упражнения и задания,

направленные на формирование умения составлять развернутое высказывание, состоящее

из нескольких предложений.

Суть в том, что основное содержание работы по данному разделу дополняется играми,

игровыми упражнениями, направленными на активизацию речи. При отборе игр, в первую

очередь, учитывалось их развивающее значение, поскольку речь – это психический

процесс, и его развитие находится в тесной взаимосвязи с другими психическими

процессами.

В работе с детьми использую следующие игры. Игры на развитие умения слушать и

правильно продолжать мысль собеседника(«Чемодан», «Бесконечное предложение»,

«Снежный ком»). В таких играх игровое задание ставит перед ребенком необходимость

выслушивать партнера и продолжать его мысль. Эти игры оказались наиболее сложными,

особенно на первых этапах работы. Работа начинается с предложения (бесконечное

предложение), сначала дети должны научиться дослушивать собеседника и продолжать

его мысль. Современные дошкольники очень подвижны, дождаться своей очереди им

очень тяжело, но на этапе освоения игры, дети четко контролируют друг друга, указывают

на ошибки и исправляют их.

Игры на развитие умение понимать и осмысливать тему, определять ее границы. Так,

например, игра «Аукцион»: позволяет активизировать детей для того, чтобы они

придумали как можно больше названий для сюжетной картины. Само по себе задание дать

название картины – одно из сложных для детей, поскольку во внутреннем плане они

должны проанализировать картину, выделить взаимосвязь объектов и героев, и все это

уложить в одном, или двух словах. Динамичность придает игровая ситуация и

соревновательный элемент. Правила могут менять: выигравший торги мог первым

составить рассказ, так же участники могут выставлять на аукцион свои произведения и

продавать их.

Игры на формирование умения выстраивать рассуждение, аргументировать свой ответ

(«Чем похожи?», «Загадай – ка»).Игры на развитие умения составлять описание («Узнай

по описанию», «Живое существо»).Игры на развитие умения подбирать подходящие по

смыслу слова («Ассоциации», «Цепочка ассоциаций», «Какие бывают слова»).

Таким образом, использование игры в качестве одного из средств речевого развития

позволяет обогатить сам процесс взаимодействия, а именно он особо ценен в дошкольном

детстве. Наблюдения за детьми в различных видах деятельности показывают стабильную

динамику: дети активно используют связное речевое высказывания, обогащая его

различными средствами, составляют рассказы, рассуждают.

Библиографический список

1. Бондаренко,А.К.Воспитание детей в игре [Текст] / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. -

М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 259 с.

2.Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Текст]// Российская газета – Федеральный

выпуск 2013. - №6241.



В раздел образования