Автор: Скрипкина Галина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Д/сад № 21"
Населённый пункт: г. Ачинск Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях
реализации ФГОС ДО.
Мир особого ребёнка безобразен и красив. Не уклюж, порою странен,
добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит. Почему он агрессивен?
Почему не говорит?
Современная система российского специального образования определяет
приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной
системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья.
В современном представлении понятие качество образования не сводится к
обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору
знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие,
защищенность.
В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена
рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в
себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию
нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному
обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.
Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного
образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и
коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных
возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития
каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства,
пола, национальности , языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению
образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то
есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в
установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или
постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся
в создании специальных условий для обучения и воспитания.
Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными
нарушениями развития: дети с нарушениями опорно-двигательного
аппарата; дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие) дети с
нарушениями зрения (слепые, слабовидящие) дети с тяжёлыми
нарушениями речи; дети с задержкой психического развития; дети с
умственной отсталостью; дети с расстройством аутистического спектра.
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и
реализация индивидуальных образовательных маршрутов
коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и
реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно -
педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и
осуществляется психологом, логопедами, педагогами, медицинскими работниками
ДОУ.
Существуют основные направления коррекционно-педагогической
работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:
- Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима
правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных
потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор
необходимой информации об особенностях психофизического развития,
выявление структуры н.п речевого нарушения и потенциальных возможностей
ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех
участников коррекционно- педагогического процесса..
- Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают
возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные
методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы,
распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика
сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в
области своей предметной деятельности. Составление индивидуального
образовательного маршрута способствует реализации образовательных
потребностей детей с ОВЗ.(н.п. нарушение речи). Важным принципом для
определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип
доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность;
вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации
успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества
детей и взрослых. Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого-
медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью
реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении
определённого времени.
- Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные
программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые
специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды,
которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую,
лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в
соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.
Основными направлениями являются: формирование познавательных
процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация
воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания
детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой
деятельности вне занятий, на прогулках. –
Консультативно-просветительское сопровождение семьи.Родители
являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного
процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и
педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение
родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их
активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер
отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика
показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем-
логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его
эффективность.
Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает:разработка
рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями
их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации
коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с
детско-родительская парой.
Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает:
индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции
деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции —
развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно
продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребенка.