Напоминание

"Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС в ДОУ"


Автор: Скрипкина Галина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Д/сад № 21"
Населённый пункт: г. Ачинск Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях

реализации ФГОС ДО.

Мир особого ребёнка безобразен и красив. Не уклюж, порою странен,

добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит. Почему он агрессивен?

Почему не говорит?

Современная система российского специального образования определяет

приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной

системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей

с ограниченными возможностями здоровья.

В современном представлении понятие качество образования не сводится к

обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору

знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие,

защищенность.

В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена

рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в

себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию

нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному

обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.

Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного

образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и

коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных

возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития

каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства,

пола, национальности , языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению

образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то

есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в

установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или

постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся

в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными

нарушениями развития: дети с нарушениями опорно-двигательного

аппарата; дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие) дети с

нарушениями зрения (слепые, слабовидящие) дети с тяжёлыми

нарушениями речи; дети с задержкой психического развития; дети с

умственной отсталостью; дети с расстройством аутистического спектра.

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и

реализация индивидуальных образовательных маршрутов

коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и

реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно -

педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и

осуществляется психологом, логопедами, педагогами, медицинскими работниками

ДОУ.

Существуют основные направления коррекционно-педагогической

работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

- Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима

правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных

потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор

необходимой информации об особенностях психофизического развития,

выявление структуры н.п речевого нарушения и потенциальных возможностей

ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех

участников коррекционно- педагогического процесса..

- Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают

возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные

методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы,

распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика

сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в

области своей предметной деятельности. Составление индивидуального

образовательного маршрута способствует реализации образовательных

потребностей детей с ОВЗ.(н.п. нарушение речи). Важным принципом для

определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип

доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность;

вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации

успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества

детей и взрослых. Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого-

медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью

реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении

определённого времени.

- Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные

программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые

специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды,

которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую,

лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в

соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.

Основными направлениями являются: формирование познавательных

процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация

воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания

детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой

деятельности вне занятий, на прогулках. –

Консультативно-просветительское сопровождение семьи.Родители

являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного

процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и

педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение

родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их

активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер

отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика

показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем-

логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его

эффективность.

Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает:разработка

рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями

их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации

коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с

детско-родительская парой.

Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает:

индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции

деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции —

развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно

продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребенка.



В раздел образования